Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета Война и мир в семье


Информационный Канал Subscribe.Ru

Интервью Война и мир в семье Он сказал. Она сказала. И началась в семье война. Причем сражение ведут не враги, а самые близкие друг другу люди — муж и жена. Причина чаще всего — самая ничтожная. Так почему разгорается пламя? — Конфликт внутрисемейный — это одна из самых сложных проблем, существующих со времени грехопадения,— отвечает Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви, Главный редактор Издательства Московской Патриархии, настоятель храма Рождества Богородицы в Старом Симонове протоиерей Владимир Силовьев. — Начинается грехопадение, когда Ева вместо того, чтобы посоветоваться с мужем, принимает решение самостоятельно. А они были — одно тело, одна душа. И дальше этот конфликт расцветает пышным цветом. Мы хорошо помним слова Адама, когда он впервые увидел Еву — это близко каждому мужчине, встречающему свою любимую: «Вот плоть от плоти моей и кость от кости моей…» А после грехопадения он говорит Богу: «Жена, которую Ты мне дал…» Мол, я не просил… — А Ты навязал! — «И вот она меня ввела в грех, а то бы я в него не впал». Сразу же происходит разлад внутрисемейной жизни. Отныне «Царство Небесное силою берется, — читаем в Евангелии, — и употребляющие усилие восхищают его» (от Матфея, 11, 12). Вот и жизнь Адама с Евой, их потомков подчас требует чрезвычайных усилий. На иконах Воскресения Христа мы видим, как Господь протягивает руку Адаму и Еве и выводит их из ада. Наши праотцы в течение долгой своей жизни на земле — более 900 лет — не только родили много сыновей и дочерей, но и создали некую гармонию. Она была уже не данностью, а результатом их духовных усилий. К подобному труду призывается каждый семейный человек, не только христианин. Другое дело, что христианину легче даются эти усилия. — Почему? — Потому что он имеет веру — доверие Богу. А от доверия рождается страх Божий: Господь дал мне такой подарок, как же я могу его потерять? Этот подарок особенно ярко светился во время Таинства венчания. Были открыты Царские Врата. Обилие благодати изливалось на нас. На головах — царские венцы. Но среди этого торжества звучали слова «святые мученицы». Действительно, при всем высоком достоинстве супругам надо еще пройти жизнь, а это — не поле перейти. Встретились разные люди, и они становятся самыми близкими. Больше того — едиными. «Оставит человек отца своего и матерь свою и прилепится к жене своей, и будут двое — в плоть едину»,— читаем в Евангелии. Вот лейтмотив христианского брака. Более того, семья есть образ Церкви. Как Христос и Церковь неотделимы друг от друга, так неотделимы муж и жена. Я уж не говорю о катастрофах вроде развода, но даже конфликты для них ненормальны. Они вредят единому организму супругов, ведут к несчастьям. Да и дети становятся раздражительными, нервными, плохо учатся, болеют. — И все же ссоры неизбежны — из-за нашей греховности? Не случайно же на венчании вспоминаются святые мученики. — Это поется в другом смысле. Жизнь семейная представляет собой рай на земле (так же как и Церковь — рай на земле). Но этот рай находится не среди торжествующего добра, а в мире, где существует противодействие. — Иным словом, зло. — Вот почему Церковь называют воинствующей. И семейные пары тоже представляют собой воинов. — И мы хорошо знаем, что значит бороться за свою семью. — Я думаю, любой человек, отвечающий за других людей, должен прикладывать чрезвычайно много усилий. От него требуется жертвенное служение. Это еще даже без учета греховности. От греха надо тщательно сторониться, как бережем мы от грязи свою новую одежду. Да, пятна неизбежны, но хочется подольше сохранить первозданную чистоту. Свои одежды смогла не запятнать Пресвятая Богородица. А Она рождена от земных родителей. В потенциале и каждая семейная пара может прожить душа в душу и новых одежд не загрязнить. Не только такими грехами, которые сильно расшатывают семейное единство, как прелюбодеяние, блуд, но и мелкими ссорами. Кстати, ссоры зависят не только от маловерия, самолюбия, но и от воспитания. — Безусловно. — Чем выше культура, тем человек сдержаннее, разумнее. Подумаешь, жена сделала на ужин не то, что он хотел! — Или совсем приготовить забыла… — Ну, это уже грех жены. Она должна накормить своего мужа. Или, по крайней мере, вместе надо сделать ужин, если они любят друг друга. Даже когда люди приходят в гости, то по-русски сразу накрывают стол. Да и в Церкви главное наше торжество — трапеза. — Да, Божественная литургия. — Жене следует заботиться о муже. Это должно составлять для нее счастье. Хотя и муж не имеет права говорить ей: «Твое место — у плиты». Он должен понимать, что это большая жертва с ее стороны. Особенно если женщина имеет возможность реализоваться в обществе больше, чем в домашних делах, и тем не менее содержит дом в полном порядке. — Как выходить из ссор? — В Священном Писании есть такие слова: «Да не зайдет солнце в гневе вашем». Прежде всего надо почувствовать себя неразрывно связанными. Особенно, если люди венчаны. Да и после регистрации брака в ЗАГСе — тоже. Все равно это мистический акт, Благодать Божия в нем присутствует. Правда, сейчас гражданским браком почему-то стали называть незаконное сожительство, которое Церковь не приемлет. Я всегда считал, что гражданский брак — это регистрация. — Так оно и есть. В отличие от церковного брака — венчанного. — Так вот, люди, связанные друг с другом обязанностями — гражданскими или церковными, — должны быть разумны и говорить себе: «Все равно это плоть от плоти моей и кость от кости моей. Да, есть проблемы. Но разве они могут быть существенными на фоне Божественной благодати? Из миллионов вдруг человек увидит ту или того, с кем решается связать свою жизнь. Это же Божественный Дар! Если это почувствуешь, то все мелкое уходит. И утром начинается новая жизнь. А держать в себе, копить раздражение много дней — уже греховно. Человек пытается рационально выждать паузу: а вдруг муж (или жена) придет и попросит прощения. Так нельзя. — Лучше сразу все разрешать? — Во всяком случае, если уж сразу не смог смирить свои страсти, то когда они чуть поутихнут, надо сразу идти мириться. — Трудное это дело — просить прощения. — А исповедь — разве легкое? Приходишь к незнакомому человеку, священнику, и рассказываешь свои страшные грехи. А жена или муж — близкие люди. И надо признать, что согрешил, что был не прав. Конечно, в семье кто-то должен быть сильнее. В течение жизни эти места могут меняться. Один своей терпеливостью воспитывает другого — и настолько воспитает, что тот уже превосходит его. Современный мир, по выражению апостола Иоанна Богослова, представляет собой «похоть плоти, похоть очес и гордость житейскую». В последние времена, говорил он, люди будут гордыми, самолюбивыми, больше сластолюбивыми, чем боголюбивыми. Мы чувствуем это в себе. Но тем не менее должны бороться с этим. Да, в XIX веке насчитывалось очень мало разводов. Семьи в основном были многодетными, крепкими. Сейчас время другое. И наши, может быть, малые усилия в укреплении семьи Господь примет иначе, чем прежде. — Отец Владимир, у вас большая семья? — Жена и две дочки. Одной двенадцать лет, второй — пять. Старшая учится в Гнесинском училище, играет на скрипке. Это труд серьезный, тяжелый, каждодневный. Искусство требует жертв. — Как и семья. — А младшая тоже начинает учиться, ходит в разные кружки. — Чем занимается ваша супруга? — В основном домом и воспитанием детей. Одно время пела в храме. А еще она помогает мне в моей работе, освоила компьютер. — То есть вариант классический: жена создана и остается помощницей мужа. Я не поверю, если вы скажете, что у вас нет конфликтов. — Конечно, есть. Я священник, а не святой. — Кто из вас терпеливее? — Иногда — жена, иногда — я. Это создает определенную стабильность и помогает нам нести жизненный крест. — Все-таки крест? — Но это же символ нашей победы! — Отец Владимир, вы так заняты, что вряд ли уделяете семье много времени. Матушку это раздражает? — Думаю, «раздражает» — не то слово. Огорчает, конечно. Но ведь занятость, особенно у священника, определяется Божественным промыслом. Священник пришел домой и захотелось ему, например, отдохнуть. Вдруг звонок. Надо срочно причастить больную. А живет она на другом конце Москвы. Он одевается и уезжает. Но будет лукавством, если я скажу, что у меня совершенно не хватает времени для общения с семьей. Ведь детям нужно сердце — и иногда достаточно пяти минут, чтобы они были довольны: папа с ними. Эти пять минут дороже месяца равнодушного с ними пребывания. И для жены тоже находится время. На тех, кто нам дороги, его всегда хватит. Я вспоминаю семью покойного отца Феодора Соколова. Многие знают его, фильм вышел о нем и его матушке Галине. В какой-то степени идеальные отношения сложились в этой семье. Но не на пустом месте. Трудный и жертвенный путь прошла семья родителей отца Феодора — Соколовых-Пестовых. Это описано в книге «Под покровом Всевышнего». Сейчас в нашем издательстве выходит продолжение книги — «Архипастырь Сибири», о почившем владыке Сергии (Соколове). — Автор тот же — Наталья Николаевна Соколова, мать владыки и отца Феодора? — Да. Такие хорошие семьи складываются не на пустом месте. Трудились прародители, родители. Дети тоже трудятся и надеются, что их чада будут иметь крепкие семьи, потому что семья — это основа Церкви, государства, благополучия общества. — Говорить вы начали от Адама. И как-то сразу высветилось: семья — первое, что появилось на земле. — Конечно. И заметьте: войны, воровство, убийство были всегда. А страшное нарушение семейных основ, немыслимое количество разводов по самым незначительным поводам — это знамение нашего времени. И оно очень огорчает. Беседу вела Наталия Голдовская

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.spg2004
Отписаться

В избранное