Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета Против создания на территории России Ватиканской метрополии


Информационный Канал Subscribe.Ru

Взгляд

Почему мы против создания на территории России Ватиканской митрополии?

Много слов сказано о том, по какой причине Восточные Православные Церкви не могут считать Папу Римского главой всей Вселенской Церкви — Патриархом над Патриархами. Недавний телемост между Ватиканом и католическим кафедральным собором в Москве (в этой акции принимали участие еще четыре заграничных города) остается сугубо внутренним делом католиков. Это ни в каком смысле не диалог и Рима, Москвы, Ватикана и Московского Патриархата.

Поляк Кароль Войтыла, глава города-государства Ватикан, он же глава Римского Патриархата, принявший имя Иоанн-Павел II, имеет гражданское право путешествовать, высказывать мнения в средствах массовой информации. Но межгосударственные встречи и пастырские визиты осуществляются только по обоюдному согласию сторон. В противном случае происходит интервенция — духовная, психологическая, если не хуже.

Римский понтифик не вправе личным распоряжением учредить особую митрополию на территории, не находящейся в его каноническом подчинении, но подчиняющейся одному из Патриархов единой Православной и Кафолической (Вселенской) Церкви. Подобные территориальные преобразования могут совершать и совершали до раскола Церквей только Соборы.

Да, в России есть католики. В Польше и Италии есть православные. Соответственно, в силу принципа веротерпимости в России и в Центральной и Западной Европе сосуществуют православные храмы и костелы, которыми, разумеется, кто-то должен управлять. Но нет нигде в Церкви православно-католического двоевластия.

У нас в стране есть кирхи, синагоги, мечети, разные молельные дома, кришнаитский храм. Ими управляют люди не нашей веры. Мы не в восторге и не в истерике по поводу религиозного плюрализма. Истинная вера — одна. Но мы не инквизиторы, не конкистадоры. Староверов, иноверцев не гоним, в их внутренние дела, в том числе в систему управления, не вмешиваемся. С честными инославными и иноверцами возможен честный диалог.

На телеэкране Тедеуш Кондрусевич. Улыбается: “В Польше (типично католической стране) семь или восемь православных епархий. И ничего. Пожалуйста!” Если бы мы услышали это от иноверца — от индуиста в Индии, от шейха в Аравии, то “спасибо на добром слове”.

Но дело в том, что после знаменитой, уже далекой встречи Иоанна XXIII и Афиногора Константинопольского, признавших пастырство друг друга, возникла надежда, Католический Запад и Православный Восток движутся к воссоединению, мы не хотим называть друг друга “иноверцами”, а потому на время переходного периода отказываемся от взаимного прозелитизма (от вербовки перебежчиков). Если Православный Восток и Католический Запад в перспективе “единая соборная и апостольская (в этом смысле “кафолическая”) Церковь”, то только новый Вселенский Собор (Восьмой?!) или авторитетные Поместные Соборы могут менять структуру церковного управления.

Что ответить Кондрусевичу? Если вы по-прежнему считаете православных иноверцами, “религиозными диссидентами” или отколовшимся “внешним двором Церкви”, то гражданские законы разрешают вам устраивать у нас ваши администратуры. Как они будут называться? Вам лучше знать. Так делают наши раскольники с допетровских времен. Так поступают карловчане или катакомбщики.

Мы не говорим им “пожалуйста”, но не высылаем карательных отрядов с собаками. Вы говорите “пожалуйста”, а в Западной Украине разгромлены три московские епархии. Рим повышает статус католической администратуры в России до уровня митрополии и этим свидетельствует о возврате к эпохе раскола Церквей.

Чему радоваться? Православные епархии в Польше сложились исторически в условиях раскола. Но из этого не следует, что теперь Москва должна создавать Варшавский Православный Патриархат. В Риме есть православные люди. Представьте, что будет, если кто-нибудь изберет православного епископа Вечного Города? Как управлялись католические приходы в России до сих пор? В чем проблема?

Понятно, что Римский Первосвященник действует согласно католической концепции абсолютного папского церковного единоначалия. Но правильность этой концепции еще надо доказать. Владимир Соловьев писал, что для подтверждения приматориальной власти Римского Папы “достаточно одной строки в Евангелии и одной могилы в Риме”. Приходится возразить. В Риме приняли мученическую смерть два апостола — Петр и Павел. В Риме две апостольские могилы. Известное место (а не одна строка) в Евангелии — обращение Христа к прощенному апостолу Петру: “Паси овец моих” (от Иоанна, 21. 15—17) — имеет продолжение. Апостол Иоанн следует за Спасителем. Петр спрашивает: “Господи! А он что?” Иисус ответил: “...Что тебе до того?” (от Иоанна, 21. 20—22). Следовательно, Иоанн в своем служении не зависит от Петра.

Если же речь идет о пророчестве Спасителя о судьбе Петра: “...И ты, некогда обратившись, утверди братьев твоих...” (от Луки, 22. 32), то разве сказано: “господствуй над братьями”? Господь говорит иное: “...почитающиеся князьями народов господствуют над ними... Но между вами да не будет так” (от Матфея, 20. 21; от Марка, 10. 35—40). Кто из учеников Христовых объявлен “князем апостолов”? Никто.

Эти места из Писания многократно обсуждались. Если этого недостаточно, каждый действует в меру разумения. В Риме предположили, что всемирное государственно-инспекционное “паломничество” Папы Римского сопровождается в посещаемых странах такими переменами, после которых Римская Курия добьется своего. По-видимому, здесь причина настойчивого желания понтифика лично приехать в Россию и переломить ситуацию мистическим способом.

Персональное, хотя бы кратковременное, присутствие Римского Папы на территории страны или на телеэкране как способ обращения в католичество? Это нечто новое! Скажем точнее. Если Папа приравнивает свою миссию к апостольской, то посещение им всех государств мира или всемирное телеобращение (паломнический или телевизионный мост “Ватикан — Земной Шар”) — это сознательная или невольная имитация проповеди Евангелия “по всей Вселенной, во свидетельство всем народам”, после чего “придет конец” (от Матфея, 24. 14). Похоже на очередную попытку завершить драму мировой истории волевым способом.

Почему мы против католической митрополии в России? А мы против раскола.

Владимир ПРИЛУЦКИЙ,

кандидат медицинских наук


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.spg2004
Отписаться

В избранное