Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Православного интернета


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Новости Православного интернета

рассылка  от 19.3.2002

Добрый День.

Высокопреподобные Отцы!
Многоуважаемые Дамы и Господа!

 

18 марта, первый день Великого Поста. Его цель - духовно подготовить верующих к встрече Светлого Христового Воскресения. По церковному уставу в эти дни запрещено употреблять в пищу продукты животного происхождения - мясо, молоко, яйца, рыбу, которую разрешается есть всего два раза в пост – на Благовещение и на Вербное Воскресенье. Даже растительное масло можно употреблять только по субботам и воскресеньям. Первый день поста и Великую Пятницу рекомендуется проводить вообще без пищи. Этот обычай известен еще с ветхозаветных времен. Для христиан телесное воздержание утверждает приоритет духовных ценностей над телесными. Церковь призывает к тому, чтобы удовлетворение естественной человеческой потребности в еде не превращалось в служение своему чреву. Человек живет не для того, чтобы есть, а ест для того, чтобы жить - об этой простой истине и напоминает пост. Его главное назначение - не голод, а в том, чтобы нравственно возвысить человека, смягчить нравы, преобразовать души. Поэтому пост немыслим без дел милосердия и любви. В средние века государственные законодательства многих христианских стран покровительствовали постам. На дни Великого Поста закрывались всякие зрелища, бани, игры, прекращалась торговля мясом. 18 марта вечером в храмах началось чтение покаянного Канона Андрея Критского.

 

Для краткости перечисляем только русскоязычные сайты, использованные в последнем выпуске: http://www.russian-orthodox-church.org.ru/ , http://www.ntvru.com/ , http://www.rusk.ru/ , http://www.radrad.ru/ , http://www.catholic.ru/ , http://newlife.kz/ , http://www.islam.ru/ , http://www.india.ru/ , http://lenta.ru/ , http://juwish.ru , http://www.agnuz.info/ , http://www.rian.ru/ .

Мы продолжаем публикацию нашего обзора религиозных новостей по источникам Интернета.

СНГ

12 марта в 12.00 архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий освятил Музей радио имени А. С. Попова. Этот известный в Екатеринбурге музей находится на ул. Розы Люксембург, 9/11. К слову, изобретатель радио А. С. Попов, был студентом Екатеринбургского духовного училища.

* * * * *

12 - 13 марта в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Заслушав доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, Священный Синод, во исполнение соответствующего Деяния Архиерейского Юбилейного Собора 2000 г., постановил включить в состав Собора новомучеников и исповедников Российских имена пострадавших во времена гонений на Церковь подвижников веры, материалы о которых были представлены Ивановской, Московской, Рязанской, Сыктывкарской и Ярославской епархиями. Изучив доклад епископа Орехово-Зуевского Алексия, председателя Синодальной богослужебной комиссии, Священный Синод утвердил и рекомендовал к богослужебному употреблению в Русской Православной Церкви службу новомученикам и исповедникам Российским. Рассмотрев отчет митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, о работе возглавляемого им Синодального Отдела в 2001 г., Священный Синод одобрил внешнецерковную деятельность, осуществлявшуюся Отделом. Священный Синод имел суждение о замещении Нижегородской кафедры, вдовстующей после кончины митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая. Правящим архиереем Нижегородской и Арзамасской епархии определено быть архиепископу Тамбовскому и Мичуринскому Евгению, с сохранением за ним Тамбовской кафедры. Викарием Нижегородской и Арзамасской епархии, епископом Ветлужским, благословлено стать архимандриту Феодосию (Васневу), Начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, по совершении в Москве его наречения во епископа и архиерейской хиротонии. Священным Синодом благословлено, по предложению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, возвести наместника Свято-Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Феогноста (Гузикова) в сан епископа. Наречение архимандрита Феогноста во епископа Сергиево-Посадского, викария Московской епархии, и его архиерейская хиротония будут совершены в Москве. Священный Синод удовлетворил прошение архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека об увольнении его на покой, согласно Уставу Церкви и в связи с достижением 75-летия, выразив ему благодарность за понесенные труды. Епископом Брянским и Севским определено быть архимандриту Феофилакту (Моисееву), настоятелю Черниговско-Гефсиманского скита Свято-Троице-Сергиевой Лавры, по совершении в Москве его наречения во епископа и архиерейской хиротонии. Удовлетворено прошение архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия о почислении его на покой, согласно Уставу Церкви и в связи с достижением 75-летнего возраста. Священный Синод выразил архиепископу Афанасию благодарность за понесенные труды. Епископом Пермским и Соликамским благословлено быть игумену Иринарху (Грезину), благочинному Всехсвятского округа Москвы. Наречение во епископа и архиерейскую хиротонию игумена Иринарха по возведении его в сан архимандрита определено совершить в Москве. Священный Синод благословил архимандриту Иоанну (Хоме), секретарю Минского епархиального управления, быть епископом Борисовским, викарием Минской епархии, по совершении в Минске его наречения во епископа и архиерейской хиротонии. Рассмотрев рапорт митрополита Омского и Тарского Феодосия о почислении его на покой, согласно Уставу Церкви и в связи с 75-летием со дня рождения, Священный Синод постановил просить митрополита Феодосия продолжить его архипастырское служение на Омской кафедре. Утвердив отчет архиепископа Костромского и Галичского Александра, председателя Отдела Московского Патриархата по делам молодежи, о деятельности Отдела в 2001 г., Священный Синод отметил особую значимость в деле воспитания подрастающего поколения состоявшегося 13 - 16 мая 2001 г. в Москве Съезда православной молодежи с участием всех епархий Русской Православной Церкви. Была выражена благодарность устроителям Съезда, а также организациям и частным лицам, оказавшим материальную поддержку в его проведении. Священным Синодом благословлено ежегодно отмечать 15 февраля, в праздник Сретения Господня, День православной молодежи, с совершением особой молитвы о христолюбивом юношестве на всей канонической территории Русской Православной Церкви. Заслушав доклад архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, председателя Миссионерского отдела Московского Патриархата, Священный Синод выразил удовлетворение успешной деятельностью Отдела в 2001 г. и одобрил план его работы на 2002 г. Священный Синод одобрил деятельность в 2001 г. Учебного комитета Русской Православной Церкви, приняв к сведению доклад возглавляющего его епископа Верейского Евгения. Священный Синод одобрил труды Издательского Совета Русской Православной Церкви в 2001 г., представленные в отчетном докладе его председателя протоиерея Владимира Силовьева. Заслушав доклад временно исполняющего обязанности председателя Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Димитрия Смирнова, Священный Синод одобрил деятельность Отдела и итоги его реформирования в 2001 г.. Ознакомившись с докладом митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла о визите в Русскую Православную Церковь 20-23 января 2002 г. Святейшего Патриарха Сербского Павла, Священный Синод, возблагодарив Господа за состоявшееся братское общение Предстоятелей Русской и Сербской Церквей, одобрил договоренности, достигнутые в ходе переговоров. В частности, в состоявшемся заседании Священного Синода было благословлено решение о создании двусторонней комиссии по борьбе с расколами на канонических территориях Русской и Сербской Православных Церквей. Заслушав соответствующий рапорт митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира о его визите в Финляндию 13 - 16 декабря 2001 г. по приглашению Архиепископа Турку и Финляндии, Примаса Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии Юкки Паармы, Священный Синод, высказав благодарность принимавшей стороне за гостеприимство, оказанное делегации Русской Православной Церкви, одновременно выразил удовлетворение достигнутым уровнем отношений между Московским Патриархатом и Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии, отметив значение дальнейшего развития двусторонних связей для укрепления межхристианского сотрудничества. Священный Синод заслушал и принял к сведению доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, о его работе с 28 февраля по 1 марта 2002 г. в проходившем в Париже совещании религиозных деятелей, являющихся президентами Всемирной конференции "Религия и мир" от Европы, а также об участии в торжествах по случаю 70-летия со дня перенесения чудотворного списка Иверской иконы Божией Матери в Трехсвятительское подворье Московского Патриархата. Утвержден персональный состав редакционной коллегии сборника "Богословские труды", представленный митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, председателем Синодальной богословской комиссии и редакционной коллегии указанного сборника. Рассмотрев доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, о Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, Представительстве Московского Патриархата в Дамаске (Сирия) и приходе Русской Православной Церкви в Бейруте (Ливан), Священный Синод определил назначить Начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Елисея (Ганабу), освободив его от должности Представителя Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока в Дамаске. Представителем Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока в Дамаске назначен архимандрит Александр (Елисов), с освобождением от нынешней должности настоятеля прихода Русской Православной Церкви в Бейруте. Послушание настоятеля прихода Русской Православной Церкви в Бейруте возложено на протоиерея Анатолия Егорова, ныне проходящего служение в Представителем Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока в Дамаске. Заслушав соответствующие доклады митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Священный Синод постановил: диакона Георгия Завершинского, клирика храма святой великомученицы Екатерины в Москве, по рукоположении его в сан священника, направить в распоряжение митрополита Сурожского Антония для назначение на служение клириком храма во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла в Дублине (Ирландия); священника Александра Пенькова, заштатного клирика Смоленско-Калининградской епархии, назначить клириком дюссельдорфского храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы при Представительстве Московского Патриархата в Германии; протоиерея Николая Орлова, освободив от должности настоятеля собора во имя святителя Николая в Вене (Австрия), направить в распоряжение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси; священника Владимира Тыщука, клирика храма во имя святой великомученицы Екатерины в Москве, направить в распоряжение архиепископа Венского и Будапештского Павла для назначения на должность настоятеля собора во имя святителя Николая в Вене; протоиерея Петра Степанова, клирика Костромской епархии, направить в распоряжение архиепископа Берлинского и Германского Феофана для назначения на должность настоятеля храма во имя святителя Николая в городе Гифхорне; священника Михаила Селявкина, сотрудника Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, назначить настоятелем прихода во имя святого благоверного князя Александра Невского в Копенгагене (Дания). Рассмотрев рапорт архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия, Священный Синод постановил, в соответствии с историческим наименованием епархии, отныне именовать ее Иваново-Вознесенской и Кинешемской, а правящему архиерею титуловаться Иваново-Вознесенским и Кинешемским. Священным Синодом благословлено открытие новых монастырей: 2 мужских (в Оренбургской, Тульской епархиях) и 3 женских (в Благовещенской, Екатеринодарской, Тобольской епархиях).

* * * * *

Генеральная прокуратура Украины считает незаконной регистрацию в 1992 г. так называемой “Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата”. Данное решение, как сообщили в среду в Генпрокуратуре Украины, было принято в ответ на запрос 65 народных депутатов украинского парламента. Депутаты требовали расследовать факты присвоения Украинской Православной Церковью Киевского Патриархата значительных финансовых средств и имущества, принадлежавших Украинской Православной Церкви, которая находится под юрисдикцией Московского Патриархата. В ходе расследования выяснилось, что Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата создана незаконно, поскольку данное решение не утверждено поместным собором Украинской Автокефальной Православной Церкви и собором Украинской Православной Церкви. Согласно уставу, только эти Соборы могли принимать решение об объединении двух церквей – Украинской Автокефальной Православной Церкви и Украинской Православной Церкви в единую Украинскую Православную Церковь Киевского Патриархата. Такого решения, однако, принято не было. В Генпрокуратуре не исключают решение этого вопроса через судебные инстанции. Между тем, как сообщил в среду заместитель председателя Госкомрелигии Украины Николай Маломуж, протест Генпрокуратуры был рассмотрен на заседании комитета и признан "необоснованным". Кроме того, по утверждению Маломужа, создание Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата было законным, поскольку “любая религиозная структура имеет право на регистрацию новой организации”. Маломуж заявил также, что государство не имеет права вмешиваться в деятельность Церкви. Правительство Украины подтвердило законный статус Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП). Конфликт вокруг ее регистрации можно считать исчерпанным, заявил госсекретарь министерства юстиции Украины Александр Лавринович. Он сообщил в понедельник журналистам, что коллегия госкомитета по делам религий отклонила протест генеральной прокуратуры, которая требовала пересмотреть регистрационные документы УПЦ КП. Этот протест появился после жалобы Коммунистической партии Украины, которая утверждала, что регистрация УПЦ КП незаконна. Александр Лавринович считает, что весь конфликт далек от правового и является скорее политическим.

* * * * *

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II удовлетворен решением правительства Москвы о передаче Московской Патриархии Храма Христа Спасителя и нижней Преображенской церкви в безвозмездное бессрочное пользование. Об этом Патриарх Алексий II сказал по окончании заседания Общественного наблюдательного совета по воссозданию святыни. Одновременно Патриарх Алексий II не увидел никакого противоречия в том, что другие помещения комплекса могут использоваться Патриархией совместно с мэрией. Как, например, зал Церковных Соборов, где проходят концерты духовной и классической музыки, благотворительные акции. Такое решение, по его мнению, "будет способствовать финансированию затрат, идущих на эксплуатацию возрожденного храма, ставшего крупнейшим духовным и культурным центром столицы". "Наличие нескольких хозяев не может быть причиной противостояния", - сказал Алексий II, не исключив, что помещения комплекса, не имеющие культового значения, могут использоваться и для коммерческих целей. Ведь только на оплату обслуживающего персонала, а это около пятисот человек, требуются немалые средства, подчеркнул он.

* * * * *

Представитель фракции СПС Владимир Семенов предложил в среду поручить думским комитетам по международным делам и по регламенту и организации работы Госдумы рассмотреть возможность приглашения в Россию делегации Ватикана во главе с Папой Римским. Депутат заявил, что ему не понятна позиция по этому вопросу Русской Православной Церкви, так как понтифик "уже побывал во многих странах СНГ". По мнению В. Семенова, подобный подход "ослабляет отношения с Ватиканом". Между тем, отметил он, Госдума, "до сих пор не заявила о своей позиции". В свою очередь вице-спикер Госдумы от фракции ЛДПР Владимир Жириновский упрекнул Семенова в оскорблении Русской Православной Церкви. "Россия - является православной страной, а те, кто хочет налаживать отношения с Ватиканом, могут побывать там по туристической путевке", - заявил он.

* * * * *

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II намерен приехать в Новосибирск для участия в Днях славянской письменной и культуры 23 - 24 мая. Об этом сообщили в среду в Новосибирской епархии Русской Православной Церкви. В нынешнем году столица Сибири станет всероссийским центром этого праздника, в рамках которого состоятся международные конференции по научным и богословским проблемам. Ожидается, что в июле Патриарх Московский и всея Руси снова приедет в Западную Сибирь. На этот раз он посетит Томскую епархию, где побывает в Богоявленском соборе и местной духовной семинарии. К его приезду планируется завершить реконструкцию старинных зданий храма и православного учебного заведения. Предполагается также, что Алексий II посетит местный Богородице-Алексеевский мужской монастырь, где покоятся мощи старца Федора Кузьмича. По преданию, этот старец в миру был царем Александром I, некогда инсценировавшим свою смерть от болезни в Таганроге.

* * * * *

На открытие храма на Крови, который строится в Екатеринбурге на месте расстрела царской семьи, пригласил в будущем году Патриарха Московского и всея Руси Алексия II губернатор Свердловской области Эдуард Россель. Сегодня губернатор побывал в московской резиденции предстоятеля Русской Православной Церкви и рассказал ему, как в регионе идет возрождение святынь Православия. Во время поездки по Уралу осенью 2000 г. Святейший Патриарх освятил начало строительства храма на месте дома инженера Ипатьева, в котором 78 дней жила под арестом семья Николая II и здесь же приняла мученическую кончину. По словам Росселя, возведение пятикупольного храма, который будет освящен в честь всех святых, в земле Российской просиявших, будет завершено к весне будущего года - работы идут уже в надкупольной части. Россель рассказал Патриарху также о возрождении старинного духовного центра Урала и Западной Сибири - Верхотурья, города, который был некогда воротами России на Восток. Губернаторская программа, в которой участвуют десятки промышленных предприятий, тысячи людей, перечисляющих пожертвования, предусматривает восстановление всех монастырей и храмов, а также создание инфраструктуры старинного городка, который может стать центром туризма в Уральском регионе.

* * * * *

Русская Православная Церковь начинает подготовку к 100-летию со дня канонизации преподобного Серафима Саровского, которое будет широко отмечаться в России в будущем году. Об этом сообщил 14 марта журналистам Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, комментируя по их просьбе итоги завершившегося накануне заседания Священного Синода. Главные торжества пройдут в Нижегородской епархии, в Дивеевской обители, куда 11 лет назад были перенесены из Санкт-Петербурга мощи великого старца. Поэтому важным кадровым вопросом на Синоде, по словам Патриарха, стало назначение нового правящего архиерея на вдовствующую около года Нижегородскую кафедру. Ее возглавит архиепископ Тамбовский Евгений. За ним пока сохранено управление Тамбовской епархией, а в помощь назначен викарный епископ, которым будет архимандрит Феодосий (Васнев), бывший начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. В самой же Тамбовской епархии готовятся отметить весной 125 лет со дня рождения архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), в годы войны служившего хирургом в Тамбовском госпитале. Эти две даты, по словам Патриарха, должны быть достойно отпразднованы. Патриарх сообщил, что во время Великого поста ему предстоит совершить четыре архиерейских хиротонии. Он особо подчеркнул значение для жизни Троице-Сергиевой лавры изменение статуса ее наместника. Синод одобрил предложение Святейшего Патриарха о возведении архимандрита Феогноста (Гузикова) в сан епископа Сергиево-Посадского. Предстоятель РПЦ обратил внимание на деятельность зарубежных учреждений РПЦ, получивших развитие в последние годы. Он сообщил, что Московский Патриархат имеет представительства в 38 странах мира, во многих открыты новые приходы, куда по решению Синода направлен ряд священнослужителей.

* * * * *

В селе Черный Яр в Астраханской области 16 марта неизвестные ограбили церковь святых Петра и Павла, похитив 18 икон. Как сообщили в областном УВД, преступников было трое. Они связали сторожа, проникли в храм и забрали иконы, имеющие большую не только художественную, но и историческую ценность. Возбуждено уголовное дело.

* * * * *

Патриарх Алексий II совершил 15 марта молебен о благоденствии России перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы "Державная". Эта икона была явлена в селе Коломенском ровно 85 лет назад, в день отречения Царя-мученика Николая II от престола. Когда Император Николай II подписал манифест об отречении от престола в пользу брата Михаила, по Москве распространилась весть о найденной в подвале одного из коломенских храмов необычной иконе Пресвятой Богородицы. На ней Божия Матерь с младенцем Христом предстала восседающей на троне в багряной царской мантии, со скипетром - символом державной власти в руке. Многие восприняли это как знамение: в день, когда Россия лишилась царя, Сама Богоматерь взяла державу российскую под свою защиту. В 1990 г. святыня, духовно связанная с февральскими событиями 1917 г., была возвращена из запасников Исторического музея в Казанский храм, построенный в XVII веке царем Алексеем Михайловичем в Коломенском. "ХХ век был временем тяжких испытаний для нашего Отечества и Русской церкви, но мы верим, что эти беды и скорби остались в прошлом, и новое столетие будет для России мирным и созидательным", - сказал Патриарх, заверив, что Православная Церковь всегда была и будет духовной опорой и поддержкой своему народу. В центре Москвы в память 85-й годовщины отречения Николая II от престола и явления иконы "Державная" прошел крестный ход. Ещё один крестный ход прошел 16 марта в центре Москвы от Славянской площади до храма Василия Блаженного. Он организован Союзом “Христианское возрождение” в память 85-й годовщины отречения Николая II от престола и явления иконы Богородицы "Державная". Участники шествия приняли обращение к мэру Москвы Юрию Лужкову с просьбой "сменить, наконец, название станции метро "Войковская", которая носит имя одного их соучастников убийства царя-мученика и его семьи". У храма Василия Блаженного была отслужена панихида по всем жертвам февральской революции 1917 г.

* * * * *

Начинающийся Великий пост, скорее всего, будут соблюдать многие сотрудники администрации президента России. Во всяком случае, для тех, кто решил отказаться от мяса и молока на семь недель поста до Пасхи комбинаты питания Управления делами (УД) главы государства ввели в свои меню специальный раздел "постные блюда". Как рассказал корреспонденту ИТАР-ТАСС пресс-секретарь УД Виктор Хреков, для постящихся ежедневно будет готовиться специальные блюда - каши, всевозможные овощные ассорти и салаты, грибы. При этом выбор яств будет меняться по дням недели в зависимости от церковных правил, например, рыбу подадут лишь дважды - на Благовещение и Вербное воскресенье. Постные блюда можно будет отведать во всех столовых и кафе на территории Кремля, в здании администрации президента на Старой площади, а также в доме правительства, зданиях Госдумы и Совета Федерации. Впрочем, для тех, кто по тем или иным причинам пост соблюдать не будет, комбинаты питания готовы предложить и блюда из мяса и молочных продуктов. По словам В. Хрекова, ежедневное кремлевское меню, по уже устоявшейся традиции, пополняется в соответствии с православным календарем. Так, всю прошлую неделю, когда проходила масленица, повара комбинатов питания Управления Делами угощали сотрудников президентской администрации блинами -традиционными из пшеничной муки и гречишными - для тех, кто боится набрать лишний вес. Блины подавались со сметаной, рыбой, медом и множеством других "добавок". По тем же правилам, как доверительно сообщили корр. ИТАР-ТАСС, составляется и меню спецбуфета, который обслуживает президента России. Тем не менее, каков будет "служебный" рацион главы государства в период самого длинного православного поста, выяснить не удалось. Как отмечал сам Владимир Путин, он считает отношение к религии и ее канонам "очень личным делом" и не думает, что "это та сфера, которую нужно выставлять напоказ".

* * * * *

Заключенные колоний в Алтайском крае в канун отмечаемого Православной Церковью Прощеного воскресенья направили покаянные письма людям, пострадавшим от их преступлений. Как сообщили в управлении исполнения наказаний Минюста РФ по Алтайскому краю, это необычное мероприятие было проведено по инициативе администраций колоний и представителей религиозных конфессий, сотрудничающих с исправительными учреждениями края. Осужденные, отбывающие наказание в том числе и за совершение тяжких преступлений, во время проведения акции могли исповедаться и покаяться в своих грехах. Они написали письма-исповеди, письма раскаяния людям, пострадавшим от их преступлений, а также своим родственникам. В одной из колоний в Барнауле заключенные посетили построенный в "зоне" храм, богослужения в котором совершает священник, осужденный на 8 лет за разбой. Как отметили в УИН, неожиданностью для организаторов акции стало то, что заключенные так активно откликнулись на это предложение. Все покаянные письма осужденных отправлены адресатам.

* * * * *

К выходу в свет первого тома "Католической Энциклопедии" приурочена конференция-презентация "Католичество в мировой истории и культуре", которая состоится 21 марта в Москве, в Центральной аудитории Российского Государственного Гуманитарного Университета. По замыслу организаторов, конференция призвана стать ярким событием в культурной жизни российской столицы. Тема конференции затрагивает вопросы образования и культуры в многообразных аспектах деятельности Католической Церкви. Особое место будет посвящено роли католических университетов в истории и современности. В конференции-презентации примут участие Библиотекарь Святой Римской Церкви кардинал Хорхе-Мария Мехиа, ректор Латеранского университета епископ Сальваторе Физикелла и ректор Григорианского университета священник-иезуит Франко Имода, митрополит Тадеуш Кондрусевич и члены редакционного совета энциклопедии. С краткими докладами также выступят ректор РГГУ академик Ю. Н. Афанасьев, директор Института всеобщей истории Российской Академии Наук академик А. О. Чубарьян, директор Института Европы Российской Академии Наук академик Н. П. Шмелев, чрезвычайный и полномочный посол Ю. Е. Карлов, директор Центра изучения религий РГГУ Н. В. Шабуров. На презентацию приглашены также ряд видных представителей академических кругов и государственно-административных структур, а также авторы статей "Католической Энциклопедии". Более подробную информацию о "Католической Энциклопедии" можно получить на сайте http://www.ecat.ru/online/index.htm , который открылся в конце февраля. Здесь можно ознакомиться с подробностями проекта "Российская Католическая Энциклопедия". Сайт будет постоянно обновляться - на нем можно будет прочесть новости о местах продажи энциклопедии, презентациях, конференциях. Сайт "Католической Энциклопедии" сотрудничает с проектом энциклопедий on-line "Рубрикон", где в течение этого года будет размещен полный текст первого тома. Сейчас в сети можно познакомиться со словником энциклопедии.

* * * * *

Уголовное дело, возбужденное по факту распространения Екатеринбургской епархией РПЦ материалов, якобы возбуждающих национальную и религиозную вражду, по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.282 УК РФ, истребовано и изучено Управлением Генеральной прокуратуры в УРФО. Состава преступления не обнаружено.

* * * * *

19 марта вступила в силу новая редакция закона о необходимой самообороне, которая расширяет возможности гражданина защищать свою жизнь от посягательств преступников. Согласно поправкам, внесенным в Статью 37 Уголовного кодекса РФ, отныне "причинение любого вреда нападающему не является преступлением, если это нападение угрожало жизни". Прежняя норма УК предусматривала, что "причинение вреда тому, кто совершает покушение, не является преступлением, если при этом не было превышено пределов необходимой самообороны". Как заявил в интервью "Российской газете" заместитель министра юстиции Евгений Сидоренко, до сих пор действия, связанные с сопротивлением преступнику, оценивались довольно субъективно, и часто границы необходимой обороны определялись с ходе сложных следственных разбирательств. В судебной практике были случаи, когда человек, который какими-либо средствами пресекал нападение на себя, оказывался подозреваемым, а иногда и подсудимым. "Условно говоря, если на человека нападал сильный человек, но с голыми руками, то было рискованно ответить ему ударом палки или ножа. Особенно это касалось слабых людей, женщин, детей", - отметил Сидоренко. Новый закон, по его словам, "снимает подобные опасения при крайне опасных формах нападения". Напомним, что поправки в 37 статью УК были приняты Госдумой 8 февраля с. г. 27 февраля их одобрил Совет Федерации, и 14 марта документ подписал президентом России.

* * * * *

Открывая 19 марта в Кремле встречу с представителями Федерации еврейских общин России (ФЕОР), президент России Владимир Путин заявил, что убежден – “ксенофобии и религиозному экстремизму должна быть поставлена непреодолимая преграда”. "Для многонациональной, многоконфессиональной страны это одна из главных задач", - подчеркнул президент. Президент отметил, что Россия является уникальным государством, где на протяжении веков "находятся в гармонии христианство, иудаизм, мусульманская культура". "Это всё составляет неотъемлемую часть того, что мы называем европейской культурой", - отметил Путин. По его словам, "этот сплав составляет основу и силу многонационального российского народа". В этой связи президент отметил вклад еврейского народа. В частности, он обратил внимание на "инициативу позитивного характера" еврейской общины в "весьма чувствительных внешнеполитических мероприятиях". Речь идет об обращении еврейской общины России к США по поводу отмены поправки Джексона-Вэника. По словам президента, после этого обращения "процесс развивается позитивно". Он выразил свою благодарность Федерации еврейских общин. Президент отметил вклад еврейского народа в развитие “многонациональной российской культуры”. Владимир Путин поздравил участников встречи, а также всех евреев России с приближающимся праздником иудейской Пасхи.

МИР

16 февраля Японская Автономная Православная Церковь отметила 90-летие со дня блаженной кончины святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского. По инициативе епископа Сендайского Серафима в городе Хакодате, в котором начал свое миссионерское служение святой Николай, состоялись торжества, приуроченные к этой дате. В канун праздника в Воскресенском храме Хакодате было совершено всенощное бдение, а в день памяти святителя — Божественная литургия, которую возглавил епископ Сендайский Серафим. Епископу Серафиму сослужили все клирики Восточно-Японской епархии, а также настоятель Патриаршего Подворья Московского Патриархата в Японии протоиерей Николай Кацюбан, который от лица Священноначалия Русской Православной Церкви поздравил епископа Серафима, клир и прихожан с этой знаменательной датой. По окончании Божественной литургии состоялось торжественное перенесение частицы мощей святого равноапостольного Николая в храм Воскресения Христова города Хакодате. В рамках торжеств состоялась выставка, посвященная памяти святителя Николая Японского. В экспозиции были представлены предметы, связанные с жизнью и деятельностью святого: архиерейское облачение, письма, черновики переводов богослужебных текстов, а также большое количество фотографий. Впервые в истории Японской Автономной Православной Церкви здесь были собраны все личные вещи святителя Николая, сохранившиеся до наших дней. В заключение торжеств супруга Генерального Консула Российской Федерации в Саппоро Т. Г. Саплина и профессор университета Кёрицу, почетный член Российской Академии Наук, лауреат медали М. В. Ломоносова Есикадзу Накамура выступили с лекциями, посвященными миссионерскому подвигу святого равноапостольного Николая Японского. В торжествах по случаю 90-летия блаженной кончины святителя Николая Японского приняли участие представители мэрии и общественные деятели города Хакодате, а также Генеральный Консул Российской Федерации в г. Саппоро В. И. Саплин.

* * * * *

21 февраля Папа Иоанн Павел II рекомендовал использовать латинский язык в богослужениях римского обряда и семинарском обучении. Это было заявлено в обращении к конференции, проходившей в Салезианском Университете в Риме, посвященный 40-летию послания Папы блаж. Иоанна XXIII “Veterum Sapientia”, посвященного роли латыни в Католической Церкви.

* * * * *

В период с 8 по 11 марта делегация Русской Православной Церкви во главе с первым заместителем председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископом Калужским и Боровским Климентом приняла участие в международной конференции "Встреча религий и культур", проходившей в столице Кипра Никосии. Конференция была организована культурным фондом Киккского монастыря в сотрудничестве с Афинским университетом "Пантион" и посвящена обсуждению проблем взаимодействия религий и культур в контексте новой ситуации в мире, сложившейся после трагических событий 11 сентября 2001 г. В состав делегации Русской Православной Церкви также входили: архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, архиепископ Верейский Евгений, ректор Московских духовных академии и семинарии, архимандрит Иоанн (Экономцев), председатель Отдела по катехизации и религиозному образованию Русской Православной Церкви, протоиерей Николай Балашов, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям, иеромонах Дионисий (Шленов), преподаватель Московской духовной семинарии, И.З.Якимчук, сотрудник ОВЦС. В форуме приняли участие представители крупнейших мировых религий, известные деятели культуры, политики, ученые, дипломаты, журналисты. Значительную часть участников конференции составили делегаты Поместных Православных Церквей, в том числе Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Петр VII, Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Игнатий, Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом. Участников конференции тепло приветствовал Президент Республики Кипр Главкос Клиридис. Архиепископ Калужский и Боровский Климент огласил приветственное Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. По итогам работы форума был принят Заключительный документ, в котором говорится, что межрелигиозный и межкультурный диалог является единственным путем не только предупреждения, но и искоренения таких опасных явлений, как религиозный фанатизм и нетерпимость. Все вероисповедания должны решительно осудить использование силы под предлогом защиты религии, ибо связанное с религиозным фанатизмом насилие является преступлением прежде всего против самой религии. Было указано, что не религии сами по себе порождают войны, но использование их ради идейного обоснования экстремизма и шовинизма приводит к распространению межрелигиозной ненависти и фанатизма. Особое внимание было уделено кипрской проблеме. Отмечено, что на Кипре уже многие годы попираются фундаментальные человеческие права и свободы, разрушается уникальное культурное наследие. Восстановление единства страны, защита прав человека, сохранение памятников истории и культуры является задачей не только политиков, но и деятелей религии и культуры всего мира.

* * * * *

Европарламент одобрил 12 марта радикальную феминистскую резолюцию, содержащую нападки на католицизм, православие и движение "pro-life" (в защиту жизни против абортов), сообщает "NTVRU.com". Проект резолюции, озаглавленный "Женщины и фундаментализм", был вынесен на рассмотрение европейских парламентариев еще в октябре 2001 г. по инициативе депутата от Испании Марии Искьердо Рохо. С критикой текста выступила парламентарий от Ирландии Дана Розмари Скаллон, отметившая, что статья 4 резолюции может быть истолкована как призыв к Католической Церкви рукополагать женщин. Эта статья, в частности, гласит, что Европарламент "осуждает административные органы религиозных организаций и лидеров экстремистских политических движений, способствующих расовой дискриминации, ксенофобии, фанатизму, а также недопущению женщин на руководящие посты в политической и религиозной иерархии". Помимо этого, статья 23 резолюции призывает не принимать в состав Евросоюза страны, в которых человеческая жизнь охраняется законодательно с момента зачатия. А статья 31 буквально гласит: "Европарламент призывает верующих любых исповеданий выступать за равные права для женщин, в том числе за их право контролировать свои собственные тела и решать, когда им заводить семьи…". Статья 33 заходит еще дальше, призывая Папу Римского и Патриарха Румынского изменить свое отношение к гомосексуализму. Европарламент, говорится в этом пункте резолюции, "выражает поддержку лесбиянкам, оказавшимся в тяжелой ситуации и страдающим от фундаментализма, и призывает религиозных лидеров, включая Румынского Патриарха и Папу, изменить отношение к этим женщинам". Комментируя новую резолюцию по радио Ватикана, кардинал Роберто Туччи назвал ее "плодом фундаменталистского секуляризма", "манией навязывать Церкви определенные правила поведения, исключая её из общественной жизни". Он выразил обеспокоенность тем, что данная резолюция сможет оказать негативное воздействие на составление Европейской конституции.

* * * * *

На востоке Афганистана до начала американцами операции "Анаконда", возможно, находились лидеры организации "Аль-Кайеда", в том числе человек №2 после Усамы бен Ладена Айман Аль-Завахири. Об этом пишет газета Christian Science Monitor со ссылкой на свидетельства местных жителей. Они утверждают, что были наняты сооружать для "Аль-Кайеды" новую сеть подземных туннелей и бункеров в пещерах района Шахи-Кот. По словам участвовавших в этих работах афганцев, которые просили не указывать название их деревни, в распоряжении боевиков были компьютеры, спутниковые телефоны, карты основных городов США и фотографии крупных американских мостов. Одной из основных задач афганцев, участвовавших в укреплении базы "Аль-Кайеды", было обеспечение пути к отступлению в случае атаки противника. Отряды террористов узнали о проведении операции "Анаконда" за день до ее начала, поскольку некоторые из их помощников были также осведомителями американского военного командования. Благодаря столь оперативной информации боевикам удалось переправить основное руководство и свои семьи в более безопасное место. Но что самое интересное, местные жители также утверждают, что боевики "Аль-Кайеды" говорили о планах нанесения новых ударов по США. Кроме того, они однажды слышали, как через спутниковый телефон по громкоговорителю к боевикам "Аль-Кайеды" обращался человек, голос которого был очень похож на голос Усамы бен Ладена.

* * * * *

Ключевая фаза процесса беатификации Матери Терезы может быть завершена к Пасхе. Об этом своим собратьям по конгрегации сообщил ответственный за "римский этап" процесса о. Михаэль ван дер Пеет, священник общества Святейшего Сердца Иисуса. Вместе с ним в Риме работают постулатор Брайан Колодейчук, два священника, девять монахинь конгрегации Миссионерок Божественной Любви и группа волонтеров. "Епархиальная фаза процесса прославления Матери Терезы, проходившая в Калькутте, завершилась прошлой осенью, - говорит о. Михаэль. - Сейчас идет "римская" фаза, называющаяся "positio". Мы проникаем в "плоть и кровь" устных свидетельств и документов, собранных в 80 томах". "Мне поручено написать главу о духовной жизни Матери Терезы, в которой были не только ее труды в союзе со Христом, мистический опыт и т. п., но и "темная ночь души", - объясняет священник. - Это нелегкая работа, и я прошу вашей молитвенной поддержки". В сентябре прошлого года архиепископ Калькутты д'Соуза рассказал, что Мать Тереза переживала ужасные внутренние терзания. По его словам, в 1996 г., оказавшись из-за проблем с сердцем в больнице, Мать Тереза испытывала смятение, страдала от сомнений и страхов, не могла спать. Тогда архиепископ решил, что, возможно, злой дух пытался лишить ее покоя и уверенности в Боге. Поэтому он поручил 79-летнему священнику-салезианцу о. Розарио Строцио произнести над нею некоторые из молитв, которые звучат при совершении Чина экзорцизма. Однако экзорцизмом как таковым это не являлось. По сообщениям прессы, монс. д'Соуза сказал священнику: "Повели дьяволу, если он в ней, изойти. От имени Церкви я, как архиепископ, приказываю тебе пойти и исполнить это". Позднее архиепископ пояснил, что не считал Мать Терезу одержимой злым духом. "Результаты нашей работы будут переданы комиссии из девяти экспертов-теологов, избранных Конгрегацией канонизации святых, - продолжает о. Михаэль ван дер Пеет. - Комиссия представит свои выводы Святейшему Отцу, который, в свою очередь, примет окончательное решение - совершить беатификацию или не совершить. Надеемся, что он не станет медлить". Сам о. Михаэль впервые встретился с Матерью Терезой в 1975 г., на автобусной остановке. Она попросила его провести духовные упражнения с несколькими послушницами. Так началась их долгая дружба. "Мы работаем в здании приюта для бездомных, - пишет он. - Здесь очень тесно. Матери Терезе тут понравилось бы".

* * * * *

Как передает DPA, правительство Албании приняло решение о том, что международный аэропорт “Ринас” в Тиране отныне будет назван в честь матери Терезы. Инициатива о переименовании аэропорта была выдвинута группой депутатов албанского парламента. Мать Тереза – прославленная католическая монахиня, настоятельница благотворительного “Ордена милосердия”, удостоенная Нобелевской премии мира (1979 г.), по происхождению была албанкой, хотя ее миротворческую деятельность, прежде всего, связывают с Индией.

* * * * *

В пакистанской провинции Пенджаб ликвидирован террорист из запрещенной военизированной мусульманской группировки “Лашкар-и Джхангви” Шакель Анвар, на счету которого 38 убийств, включая бывшего министра иностранных дел Пакистана Сиддики Канджу, сообщает газета “Пакистан обсервер”. Анвару приписывается также убийство крупного полицейского чиновника. Он считается организатором и участником расстрела 18 христиан, устроенного в прошлом году в городе Багавалпуре (Пенджаб). Кроме того, Анвар замешан в более чем 20 случаях межэтнических столкновений. Полиция искала террориста много лет, за его голову была обещана награда в размере 1,3 млн. рупий (22 тыс. долларов). Однако напасть на след Анвара ей удалось только в понедельник. Получив сведения, что разыскиваемый преступник едет по дороге в город Хеэйпур, полиция устроила на него засаду. Бандит остался верен себе и долго отстреливался, пока не получил несколько ранений, от которых затем скончался. Представитель полиции заявил, что Анвар долгое время возглавлял террористическую организацию в Южном Пенджабе, но его не удавалось схватить, потому что после каждого преступления террорист прятался в соседнем Афганистане, “под крылом” талибов. После падения режима фундаменталистов этот метод перестал действовать. После трагических событий 11 сентября правительство Первеза Мушаррафа безоговорочно присоединилось в антитеррористической коалиции. 12 января в телеобращении к нации президент страны объявил о новом плане борьбы с насилием и религиозным экстремизмом, запретив деятельность пяти радикальных мусульманских группировок. Власти Пакистана обещают вести борьбу с терроризмом “до полного искоренения этой угрозы”. Однако фанатики пока продолжают сопротивление. Только в минувший понедельник в крупнейшем городе Пакистана Карачи в трех столкновениях погибло 6 человек, включая одного полицейского. Преступникам удалось скрыться. Начато следствие по всем трем делам. Власти всерьез опасаются обострения обстановки в стране и новых столкновений на межрелигиозной почве в связи с приближением праздника Ашуры, во время которого последователи шиитской ветви ислама (около 15% населения Пакистана) проводят траурные шествия, а фанатики-сунниты нередко нападают на них.

* * * * *

По рассказам известного врача и директора миссии д-ра Виктора Чоудхри из Индии, в августе 2001 г. христианина Лалита Найяка из округа Баракхама, Фулбани, штат Орисса попросили принять на себя председательство во время праздничных торжеств в честь дня независимости Индии. Во время церемонии выноса знамен 4 евангелиста были так жестоко избиты фанатично настроенными индусами, что им пришлось оказать помощь в местной больнице. Фанатики пришли в больницу и стали угрожать врачам, чтобы они не лечили евангелистов. Вскоре в городе возникла суматоха, в полицию позвонили, и люди стали объединяться в группы. Вожди индусов призывали женщин из племен подражать богине Кали, они стали пить, раздеваться и обнажили свои головы. (Богиня мести - Кали в представлении многих индусов - это чернокожая обнаженная женщина с длинным красным языком, которая пила кровь своих жертв.) Группа людей танцевала, поддаваясь экстазу, и даже прибывшим на место полицейским стали угрожать, так что до двух часов ночи они не могли ничего сделать, но затем им всё-таки удалось утихомирить процессию. Воинствующие индусы на этом не успокоились и решили собраться 27 августа, “чтобы стереть христиан из этой местности”. Полиция запретила мероприятие, а христиане стали молиться и поститься. В назначенный срок, несмотря на запрет полиции, собралось около 5.000 воинствующих индусов, наряженных в красные одеяния и с повязками на голове. У них были явные намерения расправиться с христианами. Полиция беспомощно смотрела, как народ направлялся к индуистскому храму, взяв с собой козу для жертвоприношения. Затем одной женщине было приказано выпить ее кровь, после чего под влиянием демонических сил она впала в транс. Толпа народа обратилась к “богине Кали”: “Мать, что нам сделать с христианами? Поведешь ли ты нас?” Женщина закричала: “О, нет. Большой белый ангел стоит в центре города и держит в руке огромный меч. Нам не справиться с ним!” Разочарованная толпа направилась к другому храму города, они принесли в жертву еще одну козу и принудили другую женщину выпить кровь животного. Когда ей задали тот же вопрос, она ответила, что город оккупирован белыми ангелами с большими мечами в руках. “Они слишком сильны по сравнению с нами”, - воскликнула она. После сего воинствующая толпа отказалась от своих намерений, и все разошлись по домам.

* * * * *

Попытка внесудебного решения спора между эстонским государством в лице МВД и Эстонской Православной Церковью Московского Патриархата по вопросу о регистрации Церкви закончилась неудачей. Пресс-секретарь главы Церкви митрополита Корнилия протоирей Леонтий Морозкин, высказал сожаление по поводу того, что эстонские власти по-прежнему придерживаются идеи политизации церковной жизни. По словам пресс-секретаря, пока со стороны МВД не поступило каких-либо новых предложений по продолжению двусторонних переговоров. "Теперь нам остается ждать решения проблемы регистрации нашей Церкви в ходе судебного заседания, намеченного на 30 апреля", - подчеркнул о. Леонтий. В соответствии с эстонским законом о реституции, если ЭПЦ МП докажет в суде, что она является "довоенной" церковью, то сможет претендовать на церковное имущество, которое сейчас передано в ведение уже зарегистрированной в Эстонии “константинопольской” общины. Однако министр внутренних дел Эстонии Айн Сеппик заявил в интервью газете "Ээсти пяэвалехт", что власти "не могут согласиться на компромисс с Церковью в этом вопросе". Сеппик отмечает, что в случае, если правительство Эстонии утвердит устав Церкви в том виде, в каком его предлагает ЭПЦ МП, то Церковь Московского Патриархата получит возможность через суд ходатайствовать о возвращении ею церковного имущества.

* * * * *

Снаряд, выпущенный утром 14 марта из израильского танка, попал в католическую церковь Святого Семейства в городе Вифлеем (Западный берег реки Иордан), построенной на месте, где родился Иисус Христос. От осколков пострадала статуя Девы Марии, установленная на крыше храма. У скульптуры были отколоты руки и нос, но она устояла на пьедестале. Здание церкви использовалось в качестве госпиталя, где монахини ухаживали за ранеными и сиротами. К счастью, никто не пострадал. При обстреле монахиням удалось перевести всех своих подопечных в дальнее, более безопасное крыло церкви. Данный инцидент представляет собою возмутительный вызов всему христианскому миру со стороны израильской военщины.

* * * * *

Двое филиппинских военнослужащих убиты, один получил ранение в результате стычки с отрядом повстанцев из Исламского фронта освобождения Моро (ИФОМ). Как сообщил 15 марта представитель минобороны Филиппин, ночью накануне в южном городе Сиокон исламисты напали на военных, когда те направлялись к месту несения службы. Вылазка боевиков, по словам представителя Минобороны, произошла всего лишь сутки спустя после того, как в соседнем городе Котабато открылось заседание совместной рабочей группы представителей ИФОМ и манильской администрации по возобновлению мирных переговоров. На прошлой неделе президент Филиппин Глория Макапагал Арройо распорядилась прервать контакты с повстанцами из-за устроенных ими серии вылазок и провокаций.

* * * * *

В Индии в городе Айодхья (штат Уттар-Прадеш) неожиданно мирно завершилась церемония освящения и передачи местным властям двух каменных колонн для индуистского храма, который радикальные организации индуистов намерены возвести на месте снесенной 10 лет назад мечети. Обряд должен был занять не менее трех часов, однако договоренность об ускорении всего процесса была тайно достигнута причастными к нему сторонами ради предотвращения большого скопления индуистов-паломников, что могло привести к массовым беспорядкам. Церемонию осуществил в 2 км от предполагаемого места строительства лидер "Рам джанмабхуми ньяс" Махант Рамчандра Дас Парамаханс, который в четверг пригрозил покончить с собой с помощью яда, если власти воспрепятствуют совершению обряда. В среду Верховный суд запретил осуществление какой-либо религиозной деятельности на том участке земли, где 10 лет назад была снесена мечеть XVI века и где РДН намерена построить храмовый комплекс.

* * * * *

Властям индийского северного штата Джамму и Кашмир вторые сутки не удается нормализовать обстановку в крупнейшем городе Сринагаре, где проходят демонстрации протеста представителей мусульманского населения. Поводом для них послужило оскорбительное для мусульман заявление лидера влиятельной индусской организации "Вишва хинду паришад" (ВХП) Виная Катьяра. В интервью газете "Эйшн эйдж" этот депутат парламента от правящей в Индии Бхаратия джаната парти утверждал, что хранящийся в главной мечети Сринагара волос Пророка якобы не принадлежал Мохаммеду, а в действительности был "взят из бороды индусского священнослужителя". Катьяр при этом обещал добиться в суде подтверждения своей "версии", что вызвало рост возмущения мусульман, составляющих большинство населения Джамму и Кашмира. По призыву местной Студенческой ассоциации в Сринагаре закрыты школы, не работают почта и магазины. Пустынные улицы города патрулируют усиленные наряды полувоенной полиции и военнослужащих. В минувшие сутки сотрудники сил безопасности были вынуждены применить гранаты со слезоточивым газом против участников демонстрации мусульман, которая едва не привела к беспорядкам. Лидеры различных политических партий Джамму и Кашмира потребовали от Катьяра немедленно сложить депутатские полномочия и покинуть парламент. Виновник скандала отказывается уступить этим требованиям. Общественность штата считает, что лидер ВХП не случайно оскорбил религиозные чувства мусульман именно сейчас, когда намерение индусов-радикалов возвести храм на месте разрушенной ими мечети в городе Айодхья (штат Уттар-Прадеш) привел к резкой напряженности в различных регионах страны и спровоцировал межобщинные столкновения, в которых в феврале погибли около 700 человек.

* * * * *

На месте терактов, разрушивших 11 сентября прошлого года Всемирный торговый центр (ВТЦ) в Нью-Йорке, должна быть восстановлена православная церковь. По сведениям из городской администрации, эту часть проекта застройки площадки, где ранее возвышались "башни-близнецы" ВТЦ, рассматривают власти крупнейшего города США. До 11 сентября в тени небоскребов ВТЦ небольшим белым островком выделялась церковь св. Николая, прихожанами которой были в основном американцы греческого происхождения. После терактов на месте церкви были найдены несколько чудом уцелевших икон. Православные по всему миру уже выразили намерение собрать 2 млн. долларов на восстановление храма.

* * * * *

Двое преступников убили 16 марта вечером архиепископа колумбийского города Кали монс. Исаиаса Дуарте Канчино, 63 лет от роду. Как сообщила местная полиция, бандиты выстрелили архиепископу в голову в тот момент, когда он выходил из представительства церкви, расположенного в центре Кали - одного из трех крупных городов Колумбии. Уже безжизненного монс Дуарте доставили в городской госпиталь. Архиепископ Дуарте характеризовался как один из самых активных противников переговоров правительства Пастраны с лидерами Революционных вооруженных сил Колумбии (РВСК), считая бесперспективным переговорный процесс по достижению мира ввиду непрекращающейся террористической деятельности этой левоэкстремистской группировки. Кроме того, архиепископ Кали неоднократно выступал с осуждением практики похищений колумбийцев и иностранцев, которая используется боевиками РВСК с целью получения выкупа. Недавно монс. Дуарте разоблачил связи с наркомафией некоторых кандидатов в Национальный конгресс республики. Парламентские выборы в этой южноамериканской стране состоялись неделю назад.

* * * * *

С каждым днем в Венесуэле углубляется экономический и социальный кризис: частыми стали политические слухи об отставке президента Чевиза, избранного в 1988 г. Его популярность в последнее время снизилась с 80% до 35%. Католический епископ Луис Энрики Мариус, который уже в течение трех лет является помощником генерального секретаря Конфедерации рабочих Латинской Америки, так характеризует ситуацию в стране: “Падение популярности президента страны началось в середине 2001 г., когда люди устали надеется, не видя решение всех накопившихся проблем. В начале этого года уровень безработицы был зафиксирован на отметке 23%, но к его концу ожидается, что этот показатель возрастет до 30%. Теневая экономика, безработица, падение уровня жизни - все это только усугубляет кризис в стране”. Монс. Мариус не считает, что у Венесуэлы есть хорошее будущее при таком положении дел. Оппозиция требует от президента уйти в отставку. Число сторонников оппозиции растет каждый день, и это, несомненно, приведет к конфронтации. Монс. Мариус обеспокоен тем, что оппозиция требует только отставки президента. Он считает, что, несмотря на ухудшающуюся с каждым днем обстановку, правительство должно продолжать функционировать, т.к. у оппозиции пока нет ни лидера, ни программы”. Архиепископ Овидио Перез Моралез, являющийся президентом важного национального церковного органа, который служит посредником в диалоге с правительством, говорит, что за последние месяцы ситуация в стране ухудшилась. Из-за наметившегося экономического кризиса заметно понизились доходы и процентные ставки, на фоне увеличения курса американского доллара падает курс национальной валюты. Архиепископ считает беспочвенными появившиеся в прессе слухи относительно улучшения ситуации, потому что все ключевые позиции заняты военными чиновниками. А они озабочены только получением силовой поддержки, поскольку растет численность оппозиции. Многие в стране думают, что отставка президента приведет к улучшению ситуации в стране. Продолжение пребывание нынешнего президента Венесуэлы на своем посте связывают с изменением политического курса, ведением открытого диалога. Если этого не произойдет, то кризис еще больше обострится и тогда….

* * * * *

Как передает Международное Исламское Агентство Новостей, в будущем учебном году число студентов Исламского Университета Роттердама возрастет до 500 человек. Согласно информации агентства Исламский Университет Голландии был основан в 1997 г. Его учебный план несколько отличается от образовательных программ светских учебных заведений страны. Здесь работают преподаватели из разных стран – Египта, Марокко, Турции, Бельгии и самой Голландии. Основным направлением деятельности университета является преподавание арабского языка. Университет начал свою работу, приняв на обучение 120 студентов. В настоящее время в нем обучается 200 человек. Но к следующему учебному году ожидается рост числа студентов до 500 человек. В перспективе планируется также открыть факультет лингвистики.

* * * * *

Религиозные и политические деятели Пакистана единодушно осудили 18 марта произошедшее накануне нападение на протестантскую церковь в Исламабаде, в результате которого пять прихожан погибло и более 40 получили ранения. "Вся мусульманская община шокирована. Эта жестокая акция является терроризмом и мы его решительно осуждаем", – заявил агентству "Франс пресс" кази Хусейн Ахмад, лидер главной фундаменталистской партии Пакистана – "Джамаат-и ислами". Хусейн Ахмад, который сам недавно находился в тюрьме по обвинению в экстремизме, считает, что ни один мусульманин не мог был замешан в этом преступлении. "Мы подозреваем заграничную руку. Целью этого было нанести вред стране и ее народу", – сказал он, добавив, что "виновные должны быть примерно наказаны". Вместе с тем лидер "Джамаат-и ислами" подверг критике пакистанские власти за неспособность обеспечить безопасность дипломатического квартала пакистанской столицы. "Правительство не выполнило своей роли. Причина – в том, что в Пакистане диктатура". Другой влиятельный религиозный лидер страны, Шах Ахмад Нурани, осудил в связи с терактом "врагов мусульман и ислама". "Нападавшие могли не иметь ничего общего с исламом", заявил он. Нурани, возглавляющий другую исламистскую партию, "Джамиат улема-и Пакистан", потребовал предпринять немедленные действия "против худших врагов ислама и Пакистана". "Ислам проповедует защиту и безопасность жизни и имущества меньшинств, живущих в мусульманском государстве", – заявил Навабзада Насрулла Хан, глава межпартийной коалиции Союз за восстановление демократии. По его словам, "истинный" мусульманин никогда не совершил бы столь чудовищного акта.

* * * * *

18 марта монс. Пьеро Монни, постоянный наблюдатель Ватикана при Мировой организации туризма, заявил на проходящей в Берлине международной встрече в Берлине, что около миллиона детей во всём мире подвергаются сексуальной эксплуатации. Мы совершенно разделяем озабоченность ватиканского прелата, тем более, что у нас, в России, даже некоторые директора христианских приютов не всегда бывают свободны от соответствующих подозрений, пока на уровне слухов.

* * * * *

Швейцарские власти не пойдут на отмену закона, запрещающего кошерный забой животных. Правительство страны приняло такое решение после консультаций с представителями еврейской общины страны, невзирая на настойчивые просьбы последних. Представители швейцарского правительства, впрочем, заверили лидеров еврейской общины, что продолжение импорта кошерных мясопродуктов будет гарантировано. Источники, близкие к правительству, пояснили, что такое решение властей обусловлено опасениями того, что в противном случае в стране могут активизироваться антисемитские настроения.

* * * * *

Дехристианизация и секуляризация современного общества всё более ведет к падению нравов. В Сан-Франциско, 19 марта, группа детей в возрасте от 8 до 12 лет пыталась изнасиловать двух женщин. В связи с этим был выдвинут судебный иск против родителей детей, сообщила компания CNN. В судебном иске полицейского Управления города Болдвин (Пенсильвания) родители обвиняются в преступлении их несовершеннолетних подростков. Пока в иске фигурируют имена семи детей, однако, не исключено, что их было больше. В воскресенье группа малолетних преступников ворвалась в квартиру, которую на паях снимают две женщины в возрасте 18 и 21 года. В то время, как участвовавшие в разбое две девочки опустошали холодильник, их спутники пытались изнасиловать двух женщин. На крик о помощи прибежали соседи, которым удалось обуздать насильников. Всё это произошло в жилищном комплексе, состоящем из тысячи небольших квартир и который уже успел завоевать плохую репутацию, поскольку в ночное время там бесчинствуют беспризорные дети. По словам сержанта полиции Дела Тернера, за 20 лет работы в полиции он еще не сталкивался с ситуацией, когда малолетние хулиганы открыто врывались в квартиры, грабили их и проявляли сексуальные притязания.

* * * * *

Две группы боевиков террористической организации "Аль-Каида", общей численностью около 25 человек, проникли в северо-индийский штат Джамму и Кашмир. По утверждению местного информагентства "Волли ньюс нетворк", боевики действуют в западных районах Раджвар и Лолаб недалеко от города Купвара. По словам генерального инспектора полиции кашмирской зоны К. Раджендре, информация о проникновении боевиков "Аль-Каиды" поступила от местных агентов. Они утверждают, что террористы действуют совместно с членами мусульманской экстремистской группы "Джайш-э-Мохаммад", и продвигаются на юг штата.

 

ДОКУМЕНТЫ

К. М. Харчев: “Церковь повторяет ошибки КПСС”.
Интервью последнего “министра религий” СССР с обозревателем “Новых Известий” Евгением Комаровым.

(Администрация сайта “Спаси.Ру”, публикуя данный любопытный документ, не отвечает за спорные позиции К. Харчева и Е. Комарова.)

  • Константин Михайлович, прошло 10 лет без Совета по делам религий. Что изменилось?
  • Отношения государства с религиозной сферой, которые задал Совет в последние годы своей работы, не изменились: в целом всё катится по тем рельсам, на которые мы встали в 1987 - 1990 гг. Времена, когда верующего не считали за человека, в церковь помолиться не пускали, никогда больше в России не вернутся. В 80-х партия, наконец, осознала, что на подавлении религии будущего не построишь. Но если советскому государству не надо было прибегать к моральному авторитету церкви, так как его авторитет и так был непререкаемым среди трудящихся масс, то у нового государства, которое строил Горбачёв, ситуация оказалась противоположной. С крушением советского строя все старые ценности полетели к чёртовой бабушке. Морального авторитета у государства не стало, оно оказалось вынужденным идти и занимать его, где только можно - в первую очередь у церкви - благо ценности там вечные. И вот здесь-то всё и изменилось. Когда церковь почувствовала, что без неё обойтись нельзя, она начала диктовать свои условия. В первую очередь - материальные. Под маркой того, что народ должен покаяться, сказали, что прежде всего народ должен покаяться из казны. Стали давать бюджетные средства на восстановления церквей, всяческие финансовые льготы и квоты.
  • Вы хотите сказать, что церковь воспользовалась подходящим моментом, чтобы просто улучшить своё материальное положение?
  • Она вполне закономерно поступила, любое ведомство заняло бы такую же позицию. Выполняешь государственные функции, становишься идеологическим щитом власти - претендуешь на часть национального богатства. Как на зарплату.
  • Вы говорите только об РПЦ?
  • Нет. Это у всех конфессий так, но в разной степени. То же с мусульманами (в зависимости от региона и национальной автономии). В меньшей степени - с протестантами. Вы хоть раз слышали, чтобы Церковь осудила растаскивание государства, “грабительскую приватизацию”, денационализацию и развал предприятий? А распад СССР? Нет, она всё это освятила, и получила за это свою часть. Всем легче ловить рыбу в мутной воде. Не может быть в больном обществе здоровой церкви: в одной квартире все болеют одними болезнями.
  • А при чём здесь ликвидация Совета по делам религий?
  • А его потому и ликвидировали: это был контрольный орган, который не давал воровать. Мы не лезли в догматы веры (они нам были до лампочки), но мы контролировали суточные, которые получали иерархи в зарубежных командировках. Понимаете? Государство только на международную деятельность церквей выделяло более US$ 2 млн. каждый год. Когда идёт приватизация, зачем тут контроль какого-то совета? И государство отказалось от этого контроля, чтобы, как я сказал, дать церкви то, что она просила взамен своего благословения.
  • Но ведь каждое ведомство должно на что-то существовать, в данном случае - вести свою благотворительную и прочую социальную работу...
  • Мы ещё при советской власти начали этот процесс и толкнули их, чтобы они шли в больницы. Мы разрешили им заниматься - пожалуйста! - социальными вопросами. Особого энтузиазма с их стороны не наблюдалось. И вот только сегодня, через 10 лет, они родили “Основы социальной доктрины”! В своё время Совет по делам религий предлагал ввести добровольный церковный налог для финансирования социальных программ церкви - наподобие существующего в странах Европы. Я обсуждал это в ЦК, с секретарём Зимяниным. Тот сказал: “Это уж слишком, пока не своевременно”. Но почему сейчас об этом никто и не говорит? Потому что это означает контроль. Если я заплатил налог - это значит, что его уже не стащишь, как спонсорские деньги.
  • То есть вы хотите сказать, что вместо прозрачного финансирования религиозных организаций сложилась система хаотичного выделения им различных льгот, через которые “отмываются” чужие деньги. Пресса писала, что в экономическом отношении религиозные организации представляют собой сегодня некий экстерриториальный оффшор. А в какой момент сложилась эта система?
  • Это уже без Совета по делам религий.
  • Хорошо. Но почему же государство теперь не наведёт порядок в этой сфере? Например, в рамках компании по укреплению “вертикали власти”?
  • Такое положение выгодно сегодняшней бюрократии: и церковной, и светской. Обе бюрократии работают в одном направлении: ей не нужен свободный человек. Кто у кого сидит сегодня под пятой - власть у церкви или церковь у власти - уже непонятно, они слились воедино, в единой “симфонии”. На самом деле в условиях нынешней России было бы честнее сделать церковь государственной. И не какую-то одну, а все. Нельзя дальше делить религии на “наши” и “не наши”: все религии, исповедуемые россиянами - наши, родные. Если священник будет, как и школьный учитель, государственным служащим, это будет означать его ответственность перед обществом, положит конец обвинениям в финансовых злоупотреблениях. Церковный налог выведет бюджет церкви из тени, позволит обществу убедится, что деньги действительно пошли на благотворительность, а не кому-то в карман. Пусть этот бюджет открыто обсуждают депутаты Думы.
  • И почему же так не поступят?
  • Кто у нас сейчас государство? Кланы. Вы же сами пишете. Им что ли это нужно? Совет по делам религий отстаивал позицию, которая в конечном счёте оказалась бы не выгодна ни тем бюрократам, ни другим. Они очень быстро это поняли, иначе бы не сплотились против нас.
  • Вы имеете в виду ситуацию в 1989 г., когда Вами одновременно были недовольны и политбюро, и Синод РПЦ?
  • Дело же не в том, что Харчева сняли. Это частный случай. Шла борьба концепций. Секретарь ЦК Вадим Медведев жалобу митрополитов мне даже показать боялся. Он дважды со мной беседовал часа по два. К тому же шла борьба за власть в церкви. Умирал один патриарх Пимен (Извеков) и надо было кого-то ставить следующего. Была такая же борьба, как за пост президента, со всеми грязными технологиями.
  • Вы поддерживали не того человека, который победил?
  • Я не человека поддерживал. Я поддерживал своё видение проблемы. Меня патриарх Пимен год уговаривал дать согласие на снятие с поста тогдашнего управляющего делами Московской патриархии. (Им был Таллинский митрополит Алексий, ставший через год патриархом - ред.)
  • Какие он приводил аргументы?
  • Не будем нарушать тайну исповеди
  • В чём же Вас обвиняли митрополиты в письме в политбюро?
  • В том, что хотел управлять церквами. Я сидел и оправдывался, что никого за бороды не таскал. Но послушайте: Совет был создан для управления церквями! И всю жизнь ими управлял. И ни разу никто из иерархов на это не жаловался. А здесь осмелели, потому что решалась судьба власти. Новый Совет как раз и прекратил всё командование. Я ходил к патриарху и на заседание Синода, а не к себе их вызывал, как делали Карпов, Куроедов. С другой стороны КГБ, ЦК надо было найти после 1000-летия козла отпущения: ведь партия вроде как должна бороться с религией, а тут церкви открываются. К тому же по моей инициативе была организована встреча Синода с Горбачевым.
  • Советские руководители всего дважды встречались с церковным руководством. Сталин в 1943 году и Горбачёв в 1988 г. Это его желание было?
  • Нет. Колебался он всё время, как маятник. Ни разу меня даже не принял, хотя я просил. Он боялся религиозного вопроса, и только в последний момент решился. Даже на 1000-летие не пошёл.
  • Хорошо. Зато сегодня глава государства имеет духовника, а в Интернете появились сразу две концепции взаимоотношений государства с религиозными организациями. Что вы о них скажете?
  • Бумага дороже стоила. На самом деле религиозные организации с точки зрения государства - это обычные общественные организации трудящихся по интересам. Ничего необычного в них нет. Другое дело, что есть религиозные структуры: учреждения и ведомства, в которых работают профессиональные служители культа. Те, конечно, особенные. Но надо отделять официальную церковную структуру и верующих граждан, объединяющихся в общественные организации. Для последних не нужно никакого особенного закона “о религиозных организациях”: достаточно Конституции. А вот профессиональным церковным структурам - им да, нужен закон, так как они хотят, чтобы он дал им особые привилегии. И если мы хотим говорить о свободе совести, мы должны понимать разницу между свободой человека исповедовать свою веру и свободой ведомства получать финансовые льготы. Эти концепции, о которых Вы говорите, как и действующий закон о “Свободе совести и религиозных организациях” мешают развитию религиозных общественных объединений трудящихся. Там перепутано всё: там права человека подменяются правами и привилегиями учреждений. В 1990 г. в СССР было выработано самое либеральное законодательство в области свободы совести. Он было гуманнее, либеральнее, полнее учитывало интересы всех конфессий, чем ныне действующий закон. Никому не давалось никаких привилегий. А теперь “традиционными” называют в основном православных, мусульман (их много и их побаиваются), иудеев (без них не обойтись - на международной арене затравят) и буддистов, как самых безобидных. Кому нужен такой закон? Только той самой бюрократии. Как церковной, так и государственной: у неё всегда другие интересы, чем у трудящихся.
  • Думаю, руководители официальных религиозных организаций нашей страны вряд ли с вами согласились бы. Они претендуют на то, что именно они возглавляют миллионные массы верующих.
  • Ещё бы. Они ведь не хотят над собой контроля общества.
  • Но ведь таких общественных объединений верующих, о которых Вы мечтаете, просто не существует. Те, кто не числится на работе в этих учреждениях, не имеют никакого права голоса, никак не влияют ни на политику своей конфессии, ни на назначение её руководителей - даже самого низшего звена. Достаточно вспомнить, что прихожане не в праве сами избрать себе настоятеля церкви. Даже в государстве, каким бы несовершенным не была его демократическая система, существует выборность органов местного самоуправления...
  • Так я о чём и говорю. Недавно был Гражданский форум, Вы его критиковали. Но если уж исполнительная власть признала, что без развития гражданского общества дальше ей править нельзя, то особое внимание надо было бы уделить вот этим общественным объединениям верующих граждан. Жизнь показала, что они в нашей стране многочисленны и сильны: история России такова. Вот, принимают закон о партиях. Но сколько процентов людей у нас активно работают в партиях? А сколько верующих? Сколько в храм ходит? Надо развивать общественные объединения верующих граждан - вот где могла бы быть подлинная школа народовластия.
  • Похоже, об этом даже речи нет...
  • Процесс идёт, но медленно, так как тормозится той же бюрократией. Ведь в нашей стране сменилась формация. Раньше была коллективистская фаза: и в Древней Руси, и при 70-летнем коммунизме. А теперь, когда коллективной собственности больше нет (ни в общинном дореволюционном варианте, ни в колхозном коммунистическом) - теперь развивается частная. Этим переменам должны соответствовать изменения и в идеологии, в том числе в религии. Западная Европа прошла это 500 лет назад. Тогда католики тоже держали оборону, их бюрократия пыталась устоять, но бесполезно. Народ понял, что король - это не Христос на земле, а челядь - не апостолы. Тогда в церкви возник протестантизм, как демократичное, обращенное к человеку устройство церковной жизни. Он пришёл тогда, когда пришло время раскрепостить сознание людей.
  • По Вашему, посткоммунистическую Россию ждет протестантизм?
  • Я не против православия. Я за. Я люблю православную церковь, я сам православный. Но чтобы выжить в новых условиях, она должна изменится, иначе её сметут конкуренты. Она ведь уже давно сидит в обороне и пытается оградить себя от протестантов, от католиков с помощью посторонних государственных инструментов: её сама жизнь давит. Если это не осознает церковная интеллигенция, мы зайдём в тупик. Или православие приспособится к новым условиям, как оно приспособилось в США, в Финляндии.
  • Марксизм какой-то...
  • Так я на этом и воспитан. Но здесь этот подход правильный. Причём завтра само государство этого потребуют. На догматы мы не покушаемся, они всех устраивают. Это их внутреннее дело: если они считают, что “все протестанцы - засранцы” - пусть считают. Но работа с верующими должна соответствовать демократическому пути развития. Например, священник должен идти в армию. Но не для того, чтобы имперский патриотизм воспитывать и покрывать дедовщину, а чтобы бороться с этой дедовщиной. Чтобы человека защищать, ребят которых бьют. Этим священник в армии у нас сегодня занимается? Это при феодализме церковь во всём поддерживала государство. А теперь даже политические партии не во всём за Путина и критикуют его. А посмотрите, кого у нас церковь критикует? Всем хвала, всех благословляет, всех покрывает омофором. Разве мир, который у нас в стране существует, божественный? Христовый? Нет уже нищих и бездомных? Церковь должна повернуться лицом к человеку, а не государству, защищать личность, а не систему.
  • Как это сделать?
  • Растить крепкие общины верующих, которые будут говорить батюшке: “Служишь ты хорошо. Но земные дела решать будем мы все вместе”.
  • Народ обычно безмолвствует.
  • Он безмолвствует почему: чтобы он заговорил - нужны выразители его идей. И нет их сегодня.
  • Был же о. Александр Мень...
  • Вот его и убрали. Кому он больше всего мог мешать? Партийной и церковной бюрократии. К сожалению, верующие в основном - это после пятидесяти. Когда жизнь уже побила и думаешь: “Мне надо на небо собираться, чего я буду из-за этого скандалить? Я уже прожил жизнь.” Вот и молчат. А молодежь, сами знаете, стремится в рамках существующей бюрократической системы карьеру себе сделать.
  • Руководство конфессий излишне самостоятельные общины разгоняет. Чему масса примеров. Например, община о. Георгия Кочеткова.
  • И совершает ту же ошибку, что и моя родная КПСС. Та тоже ликвидировала самостоятельность первичных организаций до такой меры, что весь бюджет у них изъяли в пользу ЦК. И кончилось тем, что партийные организации стали думать: “На хрена нам такой ЦК нужен?” Дальше Вы знаете. Строили дома политпроса огромные, а надо было к людям идти, в одной очереди за колбасой с ними стоять. Теперь тоже куполов назолотили, машин священнослужителям накупили. Вот, посмотрите: в том доме в Митино ни разу не было священника. Хоть бы раз кто пришёл и просто спросил: “Как живете? Не надо ли чем помочь?” Даже депутаты - и те ходят перед выборами. Но священникам-то выборы не грозят.
  • Протестанты ходят...
  • Там другая, демократическая, система. Там верующий человек - гражданин. На деньги, которые пошли на храм Христа Спасителя, можно было бы запустить много социальных программ. В 1988 г. именно поэтому я возражал против его восстановления. Но теперь решили построить новый Дворец съездов - ничему их не научил пример КПСС. Вот почему и идут к протестантам: у них человеку принадлежит в структуре реальная власть. Там человек себя человеком чувствует, а не “колёсиком и винтиком” - так что кто ещё марксист! Даже к мусульманам идут (там уже полно русских) - потому что умма на порядок демократичнее прихода.
  • Такая ситуация отвечает высшим интересам государства?
  • Нет. Но поймите Вы: чиновничья бюрократия, заинтересована только в одном: воспроизводиться и поддерживать свою власть. И потом: где сейчас политбюро? Где Совет по делам религий? Где Горбачев? Где тогдашний кабинет министров? И только в Синоде - те же люди! Один человек из “кандидатов” в “члены” перешёл взамен умершего; постоянный состав не менялся около 20 лет. У бюрократии одни интересы - у трудящихся другие. Одни у иерархии - другие у верующих. Они это должны осознать. Создание общественных объединений верующих - реальный путь к гражданскому обществу.
  • Надо воссоздать Совет по делам религий?
  • Бюрократия будет возражать против этого всеми доступными средствами.

http://www.rusglobus.net/komar/index.htm?church/harchev.htm&1

http://www.state-religion.ru/cgi/run.cgi?action=show&obj=1376

 

все новости на страничке http://www.spasi.ru/news/index.htm

Я приглашаю Всех Вас к сотрудничеству

 

Николай Ардабьевский ( avtor@spasi.ru )   http://www.spasi.ru/

 

 

ХРАНИ ВАС БОГ