Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Иконописание от А до Я по труду монахини Иулиании Соколовой НАНЕСНЕНИЕ ПОЗОЛОТЫ НА ЛЕВКАС


Информационный Канал Subscribe.Ru

МОНАХИНЯ ИУЛИАНИЯ (М. Н. Соколова) Техника иконописи. Полная интернет версия. Книга монахини Иулиании — первая книга конца XX века, адресованная иконописцам. Продолжение: НАНЕСНЕНИЕ ПОЗОЛОТЫ НА ЛЕВКАС. Все участки иконы, подлежащие позолоте, можно вначале пройти взбитым белком куриного яйца для закрепления грунта.. Белок наносится мягкой кисточкой и хорошо просушивается. Затем все эти участки сухо смазываются шеллачным лаком; налитый густо, он разбегается в стороны и, быстро застывая, образует по своим границам нежелательные подвышения. После полной его просушки обрабатываемую площадь необходимо сгладить, то есть подчистить скальпелем случайные неровности залакированной площади. Быстросохнущий лак не всегда удается проложить ровно. Затем упругой кисточкой (лучше лопаточкой) на подготовленные участки левкаса наносится масляный лак тонким слоем; для ровности, где возможно, не плохо загладить его пальцем. Кисточку и руки по окончании работы надо протереть подсолнечным (или льняным) маслом и после — вымыть водой* с мылом. Через несколько минут лак перестает маслиться, и тут, на последних стадиях его просыхания, надо приступать к золочению. Если лак очень свеж и отлип велик, золото может «утонуть» и потеряет блеск; если лак пересох, золото не может прочно держаться и даже не будет приставать. Придется наносить новый слой лака. Когда площадь большая и желательно, чтобы отлип держался дольше, в лак можно добавить несколько капель олифы. Морданный лак в этом отношении удобнее. Его готовность испытывается кусочком ваты в каком-нибудь неответственном месте, и, если лак не забирает ворсинок ваты при легком к нему прикосновении, — он готов к позолоте, и способность его брать золото после этого, сохраняется до 10-12 часов, что является большим удобством для позолотчика. Кроме этого во время работы золото можно приглаживать ватой. Золото, положенное на масляные лаки, не шлифуется. Шлифуется золото, положенное на так наз. «полимент». Полимент — французское слово, от глагола полировать, лощить.(17) Золочение на полимент — работа очень трудоемкая, требующая навыка; отполированная поверхность этого золота приобретает чрезвычайный блеск, чем сильно отличается от золота, положенного на масляные лаки, имеющего известную матовость. На иконах, имеющих позолоту на полимент, в местах потертостей всегда можно видеть красную подкладку полимента. Время внесло в эту технику много украшений. Фона и поля получили чеканку. Рисунок чеканки на полях стал раскрашиваться под эмаль. Встречаются иконы, на которых кроме золоченой чеканки по фону и полям вся поверхность левкаса была вызолочена на полимент. По полименту писались и все фигуры и лаки по предварительно нанесенной тонкой граф>е, что весьма неудобно и непрочно, так как краска не имеет должного сцепления с металлом. В этих случаях, если требовалось, например, сделать какой-нибудь узор золотом на одеждах, то краска просто проскребалась и получался желанный узор. Такой прием назывался — золочением «цырью», «цировкой» или «золотом в проскребку». С XIX в. для дешевизны работы ремесленники пользовались вместо золота алюминием, серебром или фольгой. Белые листочки фольги, так же как и золото, накладывались на левкас, прикрывались прозрачным желтым лаком, который придавал поверхности вид позолоты.

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.sokolova
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное