Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Иконописание от А до Я по труду монахини Иулиании Соколовой О темперных красках красках для иконописцев, и их свойствах


Информационный Канал Subscribe.Ru

МОНАХИНЯ ИУЛИАНИЯ (М. Н. Соколова) Техника иконописи. Полная интернет версия.

 Книга монахини Иулиании — первая книга конца XX века, адресованная иконописцам.

Продолжение:

"Количество красок лучше всего ограничивать самыми необходимыми:

1.     Белила 2.. Охры: а) с светлая, б) красная (за неимением заменяется жженой сиеной). 3. Сиены а) натуральная, б) жженая. 4. Умбра жженая. 5. Кобальт синий.6, Изумрудная зеленая. 7. Кадмий: а) желтый светлый, б) оранжевый, и) красный светлый, г) красный темный, д) пурпурный. 8.Черная. — жженая кость   слоновая кость (по свойству выгорать может быть заменена черной тушью).

Многоцветность в русских иконах, особенно в период высшего расцвета иконописания в XV веке, была результатом смешения основных красок, следовательно, и большого умения, тонкого чувства и понимания их. Русские краски местного происхождения: минеральные охры, умбры и другие земли — приготовлялись самими мастерами.   рецептам толковых подлинников выделывались. и искусственные:

минеральные краски — белила; органические растительные — шафран, крушина;

органические животные — щучья желчь.

Лучшие краски привозились из Европы: венецианская — бакан (малиновая), голубец, желть, ярь и киноварь; немецкие — белила, вохра, празелень, червлень и другие; берлинская лазурь, жигиль, багор.

России известны: вохра — слизуха, вохра калужская, вохра греческая, червлень псковская, белила московские и кашинские, бакан ржевский.

Кроме основных цветов, иконопись традиционно хранит четыре названия смешанных тонов:

Санкирь — тон, употребляемый для ликов и тела вообще как основной тон. Иногда он берется и для драпировок. Состав его: охра светлая, охра красная (или сиена жженая) и изумрудная зелень. Санкирь должен быть смешан так, чтобы в готовом виде это была самостоятельная краска, в которой не должны проглядывать отдельные краски. Он делается или в красноту или з «зелень». Если общий тон иконы холодный — санкирь готовят «в красноту», и наоборот.

Три последние краски употребляются исключительно-для одежд и «доличного».

Рефть — состоит из черной (тушь), охры и белил — серый тон разной светлоты.

Дичь — Кадмий красный, сиена жженая, кобальт синий, охра и белила — сиреневый тон различных оттенков.

Багор — Кадмий красный, сиена жженая, белила — красный тон различных оттенков.

Натуральная яичная темпера — самая надежная 'в отношении прочности. Краски, приготовленные на желтковой эмульсии, особенно краски земляные (нату­ральные) с годами и веками лишь крепнут, превращаясь в камни, и не выгорают.

Кроме натуральной темперы существует в настоящее время темперы искусствен­ные, приготовляемые заводами на синтетических основах.

ТЕМПЕРА КАЗЕИНОВО-МАСЛЯНАЯ. По своему составу это тонко растертая смесь пигментов с эмульсией, полученной эмульгированием масла в водном растворе казеина.

В смесь вводится ализариновое масло как эмульгатор и фенол как антисептик.

Краска может разводиться водой, но в технике написания иконы должна разво­диться яичной эмульсией, так как последняя содержит в себе известный процент яичного масла, что придает краскам глянец и облегчает работу. Разведенная водой . казеиновая темпера дает матовый красочный слой и получает склонность к растрескиванию.

К действию рассеянного солнечного света эта темпера вполне устойчива, а по сравнению с масляной краской значительно меньше желтеет и не дает сморщивания пленки. Степень светостойкости обозначается на этикетках звездочками: вполне

светостойкие имеют две красных звездочки; светостойкие — две черные звездочки;

умеренно светостойкие — одну звездочку.

Главное отрицательное свойство этой темперы заключается в том, что белила (иногда менее чем через год) полностью пропадают под покрывающим икону слоем олифы. Ввиду этого при пользовании этой темперой рекомендуется сухой пигмент белил растирать особо на желтковой эмульсии.

Казеиновая темпера выпускается заводами в тубах. Хранить ее следует при нормальной  комнатной температуре, тщательно беречь от замерзания при котором краска, после оттаивания расслаивается. То же самое происходит при хранении в повышенной температуре.

Расслоившуюся краску можно вновь сделать однородной путем интенсивного смешивания, при котором возобновляется эмульгирование. Для этого краску выдав­ливают из тубы в баночку и после перемешивания, покрывают плотной крышкой.

Гарантийный срок сохранности темперы 6 месяцев.

ТЕМПЕРА ПОЛИВИНИЛАЦЕТАТНАЯ. Пастозная, высокодисперсная поливинилацетатная темпера имеет связующим пигментом вещество, состоящее из водора­створимой эмульсии синтетической поливинилацетатной смолы, стабилизаторов (придающих устойчивость и прочность); и структурирующего вещества (поддержи­вающего внутреннее устройство краски).

Область применения ее та же, что и у казеиновой темперы, но полного сходства нет.

Другая синтетическая основа придает краскам свои образные свойства; большую прозрачность, ускоренное высыхание, возможность работать как пастозно, так и акварельно.

Применяются эти краски в станковой и монументальной живописи, в работах оформительского характера, а также и в иконописи с обычным применением в этой технике яичной эмульсии в качестве разбавителя.

Преимущество перед казеиново-масляной темперой этих красок заключается в том, что пленка красок более эластична, значительно прочнее и не имеет склонности к пожелтению. Белила этих красок под покрывающим слоем олифы не пропадают.

Светоустойчивость в целом высокая. С казеиново-масляной темперой она совер­шенно несовместима, так как первая обладает щелочной реакцией, а вторая — кислой, и если обе смешать, то произойдет створаживание.

Краски на этой основе сохнут быстрее казеиново-масляной темперы, быстро образуют неразмываемые водой пленки. Ввиду этого не следует выдавливать на палитру или блюдце излишнее количество красок; а во время работы целесообразно поддерживать их влажность легким смачиванием водой.

Кисти в процессе работы следует держать в воде на плоском блюдечке, а по окончании работы их следует тщательно отмыть с мылом (подсохшую краску можно снять или спиртом, или горячей водой, размягчающей и растворяющей эти краски). С блюдца или с палитры краски также легко смываются горячей водой.

Случается, что бушон тубы краски настолько приклеится, что его нельзя отвернуть. В этом случае следует пустить тубу бушоном вниз в горячую воду и через 1-2 минуты отвернуть бушон. Некоторые краски этой темперы, высыхая, несколько меняются в оттенках:

Слегка светлеет кость жженая.

Значительно светлеют кобальт синий и охра красная.

Слегка темнеют: кадмий желтый и красный, охра светлая и сиена жженая. Последние две, положенные на бумагу (доску), сильно темнеют, а затем степень их потемнения уменьшается.

 Заметно темнеют: капут- мортуум, умбра. жженая и краплак красный.

Сильно темнеют: сиена натуральная, изумрудная зеленая и ультрамаринкорпусном слое).

Поливинилацетатную темперу фасуют в свинцовые. тубы, покрытые оловом пли же в лакированные внутри алюминиевые тубы.

Хранение и транспортировку красок следует производить в умеренной температуре не ниже 0.Змерзшая водяная эмульсия и краски становятся непригодными.

Гарантийный срок хранения их — год. Но в прохладном и влажном помещении краски сохраняются гораздо дольше.

В описании красок натуральной темперы указывались названия красок, необходи­мых для работы над иконой, те же названия рекомендуются и при подборке красок искусственной темперы, несмотря на то, что современная промышленность выпу­скает весьма обширный ассортимент красок.

Старые иконописцы ограничивались восемью названиями красок. Это бы­ли: 1.Белила. 2. Охра. 3. Червлень (подобие жженой сиены). 4. Лазорь. 5. Зеленая. 6. Киноварь (красная). 7. Кармин (темно-малиновая). 8. Сажа."


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.sokolova
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное