Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Иконописание от А до Я по труду монахини Иулиании Соколовой Третий этап Рисунок. Материалы.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Здравствуйте уважаемые подписчики!

По грунтовке таблетки хотел добавить что удобно в качестве основы использовать ДВП (не путать с ДСП).. загрунтованные (залевкашенные) так таблетки пригодятся для испытания олифы на последнем этапе нанесения покрывного слоя. Олифа должна быть исключительно натуральная, не "оксоль", не "композиционна" и т д так как в состав ее не входятт сиккативы (вещества ускоряющие высыхание), а их прирменение может нанести готовой иконе непоправимый урон. Где искать олифу? Сложно ответить - но факт что она выпускается в наше время, но спросом осбо не пользуется из за дороговизны и опять таки замедленного (не особо кстати, но есть) высыхания. например в Сергиево Посаде Московской области есть производитель нелохой олифы. тем не менее бывает некачественные партии -плохо сохнет или сильная проникающая способность, да такая что бывает прожухание фона с провалами цвета и тона как на масланной бумаге. Чтобы так не ошибиться -помогут заблаговременно приготовленные таблетки (прим автора рассылки)

Вероятно через неделю временно захостим пару страниц своего сайта у друзей. Сможем общаться на форуме. Видимо через 2- 3 недели целиком захостим и весь сайт. Пишите пожалуйста пока на Асю 218 802 577

"ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ.

Возникает вопрос, откуда повелась такая практика грунтовки доски для иконы.

Известно, что еще за 4000 лет до Рождества Христова древние египтяне, своеобразно понимая вечность как точное продолжение земной жизни человека, старались обеспечить эту вечность своим умершим прежде всего сохраняем тела, без которого, по их верованиям, не могла жить душа. Набальзамированное тело умершего клали в деревянный саркофаг, повторявший основные формы тела, обклеивали его материей, грунтовали и расписывали темпер­ными красками, давая на саркофаге лик отошедшего в вечность.

Христианская Церковь приняла эту веками проверенную практику для иконы. Глубокое уважение к  священной высоте иконописного образа требовало я основу надежную. На древних иконах вся лицевая сторона доски проклеивалась и закрывалась паволокой.

В XVI в. некоторые мастера качали применять так называемую «частичную» паволоку — заклеивали материей только опасные места, наиболее подверженные растрескиванию, — по торцам досок, по сердцевине, в местах соединения досок или в местах сучков или вставок.

К концу XVII- в. и в XVIII в. грунт стали класть прямо на доску, а так как темпера стала вытесняться масляной краской, то и грунт в своем составе изменился — в него стали добавлять растительное масло или олифу. Иногда, как исключение, в XVIII в приготовляли левкас на яичном желтке с клеем и большим количеством масла. Под такой грунт доска, конечно, или проклеивалась' или проолифливалась, чтобы древесина не всасывала в себя клей из грунта.

В  XIX в. некоторые иконописцы добавляли в грунт белила. На иконочках- примитивах встречаются очень часто доски, на которых под грунтом опасные места заклеены бумагой (производство сельских иконописных артелей позднего времени)."

ТРЕТИЙ ЭТАП. РИСУНОК

(Материалы. Рисунок. Прориси. Переводы. Подлинники. Исторические сведения. Позолота. Красочный слой. Материалы. Техника живописи. Доличное. Лики).

МАТЕРИАЛЫ

Когда поверхность левкаса готова, приступают к нанесению рисунка - Под руками должны быть следующие материалы:

/. КАЛЬКА И ЛИСТЫ ЧИСТОЙ ПИСЧЕЙ БУМАГИ, на которые будет перево­диться рисунок.

2.     ЛИНЕЙКА — употребляющаяся для проведения прямых линий, негнущаяся, сделанная из твердого дерева. Снизу к ней неплохо подклеить с обоих концов суконные подвышения, чтобы при пользовании ею можно было ее класть непосред­ственно 'на икону, не опасаясь ободрать незакрепленные краски. Чтобы провести кистью прямую линию, линейку кладут на икону, подложив под нее четыре пальца левой руки, так чтобы ее плоскость была диагональной к плоскости доски. Двумя пальцами правой руки — большим и указательным — держат кисть и проводят линию, причем большой палец, опираясь на верхнюю откосную плоскость линейки, твердою частью кисти непосредственно касается линейки.

3.     ТРЕУГОЛЬНИК ЦЕЛЛУЛОИДНЫЙ С ДЕЛЕНИЯМИ, для промеров прямых углов.                             

4.     ЦИРКУЛЬ, чтобы обводить нимбы, которые могут быть любой величины. Можно пользоваться циркулем и точной механики (чертежным), и простым, так называемой «козьей ножкой», и самодельным, сделанным из легкого дерева, в одну ножку которого воткнута игла, а к другой всегда можно прикрепить карандаш или кисть.

Чтобы не портить колючей ножкой грунт или краску на лике, под нее можно подкладывать кусочек прозрачного целлулоида, который, с одной стороны, достаточ­но упруг и не может» быть проколот до краски, с другой стороны — прозрачен и позволяет видеть центр кружка.

Вместо целлулоида можно подложить кусочек обычной резинки, которой стира­ются карандашные линии.

Но в обоих случаях центр круга теряется. И если, например, нимб двойной, или значителен по величине, так что приходится в циркуль добавлять краску, сняв его с установленного центра, то потом точно скова найти этот центр довольно трудно. Поэтому некоторые мастера ставят иглу циркуля прямо на изображение, не боясь незначительного прокола, который потом легко заровнять или залить краской.

     5. КАРАНДАШИ МЯГКИЕ И ТВЕРДЫЕ.

6.     КИСТИ. В иконописи употребляются кисти беличьи или колонковые, круглые, конической формы, разных размеров. Кисть должна иметь острый кончик в один — два волоска. Подрезанные или поломанные волоски не годятся.

7.     ИГЛА. В целях сохранения рисунка, который потом весь закрывается краской, иногда наносится «графья», то есть тонкая царапина по контурам, или в тех местах, где предполагается темный цвет, плотно закрывающий линии рисунка. Графья наносится иглой, обыкновенной швейной, стальной, крупного размера, остро заточенной и воткнутой в небольшое древо — рукоятку. Приготовить эту принадлежность работы легко и доступно каждому. Надо подыскать палочку немного толще каран­даша, подстругать и подровнять ее ; затем в торец забить иглу ушком внутрь, оставив наружу острый конец ее длиною в полтора — два сантиметра.

8.     СУСЛО. ЧЕСНОЧНЫЙ СОК. МЕД.

а) Сусло. Сусло приготовляется из  черного или светлого пива следующим образом:

бутылка (0,5 литра) пива выливается в эмалированную кружку и ставится (как и клей) в водяную баню, где постелено выпаривается. Через несколько часов (5-6) пиво сильно загустеет: получается искомое — сусло, которое в виде густой, тягучей массы переливается в одну или две небольшие баночки и затвердевает при высыха­ний. Перед работой подсохшее сусло натирают пальцем, смоченным в воде, кладут на блюдце в нужном количества и отсюда, разбавляя при надобности водой, берут кисточкой и прописывают различные детали иконы под позолоту;

Точно также, растворив сусла сколько требуется, растирают на нем пигмент черной или коричневой краски в целлулоидной чашечек для нанесения рисунка на кальку.

б) Чесночный сок. Чесночный сок приготовляется следующим образом: берется луковка чеснока, лучше пролежавшая зиму, так как у свежесобранного сок бывает слишком жидкий, водянистый. Каждая долька головки очищается от шелухи и натирается на мелкой терке на марлю, сложенную вдвое и лежащую на блюдце. Марлю с содержимым подкручивают и отжимают прямо в баночку с широким отверстие^., Отжатый сок закрывают от пыли марлей или тряпочкой и дают ему подсохнуть.

Далее при надобности он так же растворяется и идет в дело, как и сусло.

Ни сусло, ни чесночный сок нельзя закупоривать наглухо, в пузырьках. При таком хранении и то и другое быстро загнивает и плесневеет, подсушенные же в открытых баночках как сусло, так и чеснок не портятся годами.

Старые мастера, хорошо знавшие свойства материалов, с которыми имели дело, чесночному соку всегда предпочитали сусло.

в) Мед. При переводе рисунка на доску сусло и чеснок с успехом могут быть заменены медом, на котором также может быть натерт красочный пигмент. Но мед для этого должен быть жидким, незасахарившимся.

9.НОЖ. При всякой работе над иконой надо иметь под руками нож — скальпель для различных поправок."

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.sokolova
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное