Неделя о мытаре и фарисее. Глас 5-й. Сщмч. Власия. Начало Постной Триоди. В воскресные дни (до Недели ваий) служба совершается по Октоиху и Триоди, а Минея опускается ,(за исключением памятей святых, имеющих бдение или полиелей). Служба рядового святого переносится на повечерие пятницы I. Типикон, гл. 49, 1-е «зри»). 9-й час (и малая вечерня) — по обычаю. На великой вечерне «Блажен муж» — кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 5-й - 7, Триоди, глас 1-й - 3 (первая стихира - дважды). «Слава» - Триоди, глас 8-й: «Вседержителю Господи...», «И ныне» - догматик, глас 5-й: «В Чермнём мори...». Вход. «Свете Тихий». Прокимен
дня, глас 6-й: «Господь воцарился...», со стихами (по обычаю). На литии стихира храма. «Слава» — Триоди, глас 3-й: «Мытаря фарисея различие разумевши, душе моя...», «И ныне» - Богородичен воскресный, глас тот же: «Без Семене от Божественнаго ». На стиховне стихиры воскресные, глас 5-й. «Слава» - Триоди, глас тот же: «Отягченныма очйма мойма», «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Храм и Дверь еси...».
На благословении хлебов - «Богородице Дево...» (трижды).
На утрене на «Бог Господь» — тропарь воскресный, глас 5-й i). «Слава, и ныне» - Богородичен воскресный, глас тот же: радуйся, Двере Господня...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектений. Седальны воскресные.
Непорочны (17-я кафизма). «Ангельский собор». Малая ектения. Ипакои, степенны и прокимен - гласа. Евангелие воскресное 5-е. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» — Триоди, глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери...», «И ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези...». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже...» и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных...»1. Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Господи, помилуй» (12), возглас: «Милостию и щедротами...», хор: «Аминь». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды, тропари на 3), крестовоскресный на 2, Богородицы на 2 и Триоди на 6. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия
«Отверзу уста моя...»2. По 3-й песни — седален Триоди, глас 4-й. «Слава» — ин се-дален Триоди, глас тот же, «И ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же. По 6-й песни — кондак Триоди, глас 3-й: «Воздыхания при-несём мытарская Господеви...», и икос, глас тот же. И читается пролог, затем синаксарий3. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни - «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 5-й. «Слава» — светилен Триоди, «И ныне» — Богородичен Триоди. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 5-й — 4, и Триоди, глас 1-й и глас 3-й - 4 (две первые стихиры см. на великой ве-черне с «Господи, воззвах»). «Слава»
- Триоди, глас 8-й: «От дел похвальными...», «И ныне» — «Преблагословенна ее и...». Великое славословие. По Трисвятом — тропарь воскресный: (несь спасение...». Ектений и отпуст. Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» поется евангельская гхира, в данном случае 5-я. При пении этой стихиры бывает сождение в притвор, где читаются Оглашения прп. Феодора (ита, после чего поется тропарь Феодора, глас 8-й: «Православия наставниче...» (без Богородична), и читается 1-й час, который заканчивается малым отпустом4.
Примечание. «Подобает вёдати, яко стихиры вся 11 утренния евангельская, от сея настоящий Недели и даже до Всех святых, на литиях ;нних поются в притворе, на "Слава, и ныне". Ведомо же буди, яко сея Недели начинаем чести в притворе, по отпусте литии, Оглашения iro отца нашего Феодора Студйта. И аще тамо есть игумен, чтутся от чего; аще же ни, то от екклисиарха, стоящим и со вниманием послушающим братиям. По скончании же чтения глаголем тропарь преподобнаго юра, глас 8-й: „Православия наставниче..." без Богородична, и совершенный отпуст» (Типикон, гл. 49, 3-е и 4-е «зри»).
На всех часах - тропарь воскресный. Кондак Триоди. На Литургии блаженны гласа — 6, и Триоди, песнь 6-я — 4. По входе - тропари и кондаки: В храме Господском — тропарь воскресный. «Слава, и ныне» — Триоди. В храме Божией Матери — тропарь воскресный, тропарь т. «Слава» - кондак Триоди, «И ныне» - кондак храма. В храме святого — тропарь воскресный, тропарь храма. «Слава» — кондак храма, «И ныне» — кондак Триоди. Прокимен, аллилуиарий и причастен - воскресные.
Апостол - Тим., зач. 296.
Евангелие - Лк., зач. 89.
1 Положенная здесь воскресная стихира, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...» отменяется, так как она заменяется особой стихирой Триоди, глас тот же: «Множества содеянных...». 2 В Триоди Постной в Неделю о мытаре и фарисее на утрене назначена катавасия «Отверзу уста моя...» (см. Триодь Постная, ч. 1, л. 3, на обороте), но такое указание (без каких-либо оговорок) не охватывает всех возможных совпадений Триоди Постной с праздниками Минеи, ведь Неделя о мытаре и фарисее может случится в период с 11 января по 15 февраля, когда праздники Минеи следуют один за другим. Итак, если Неделя о мытаре и фарисее случится с 11 по 14 января (попразднство или отдание праздника Богоявления Господня), то катавасия — «Глубины открыл есть дно...». Если Неделя о мытаре
и фарисее случится с 15 января по 9 февраля (включительно), то катавасия - «Сушу глубородительную землю...». Если Неделя о мытаре и фарисее случится с 10 по 15 февраля (включительно), то катавасия — «Отверзу уста моя...», которая и указана в последований Триоди Постной, тогда как про другие ничего не говорится. 3 «Сице долженствует пролог прежде яко обычай читати, потом же синаксарий Триоди, даже до Недели всех святых» (Типикон, гл. 49, 2-е «зри»). 4 Этот чин полагается совершать во все воскресные дни годичного богослужебного круга (за исключением праздника Святой Пасхи, когда читается Огласительное слово святого Иоанна Златоуста). Дополнением к этому чину является помазание елеем; при этом чин, видоизменяясь, принимает следующую форму: после выхода
в притвор с пением на «Слава, и ныне» евангельской стихиры совершается лития — читается литийная молитва «Владыко Многомилостиве...», совершается помазание елеем от лампады святого, затем читаются Оглашения прп. Феодора Студита, поется тропарь Феодора, глас 8-й: «Православия наставниче...», без Богородична, и совершается 1-й час, который заканчивается малым отпустом.
Такую форму чин принимает только тогда, когда в воскресный день случится великий святой, имеющий по Уставу всеношное бдение с литией, равно как и храмовый и святой, а также полиелейный святой, у которого помазание елеем указывается в Типиконе (см. Типикон, 27 января). Во всех других случаях помазание елеем в воскресные дни не положено. Таким образом, по мысли Типикона, помазание елеем назначается не Недели ради, а ради памяти великого святого, случившегося в этот день (ср. 3-ю главу Типикона с главами 2, 4, 5 и 7).