Суббота. Сщмч. Харалампия. Служба сщмч. Харалампия не имеет праздничного знака, соединяется с субботней службой Октоиха. 9-й час - по обычаю. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры священномученика, глас 6-й - 6 (каждая стихира - дважды). «Слава, и ныне» - догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради...». Входа нет. «Свете Тихий». Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 4-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» - 2-й: «Жертвы одушевленныя...», 3-й «Честна смерть святых...», 4-й: «Имуще дерзновение...»1, припевы обычные со стиховны - см. Часослов). «Слава, ныне» — Богородичен Октоиха, глас тот
же: «Свеще Неугасимая...». По «Ныне отпущаеши» и Трисвятом — тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, тот же. На утрене на «Бог Господь» — тропарь священномученика, 4-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, тот же. Кафизмы 16-я и 17-я2. Малые ектений. Седальны Октоиха. псалом 50-й.
Каноны:
В храме Воскресения Христова — канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды, тропари на 4: два воскресных тропаря, один крестовоскресный и один Богородичен), священномученика на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.
Примечание. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 2, с. 660.
В храме Господском и Богородицы - канон храма со ирмосом 6 (ирмосы по дважды, тропари на 4), священномученика на 4 Октоиха (мученичный) на 4.
В храме святого — канон священномученика со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды, тропари на 4), храма на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песни - ирмосы мученичного канона Октоиха.
Примечание. С этого дня и до праздника Происхождения Честных Животворящего Креста Господня (1 августа), за исключением Недель Шустной, 1-й и 3-й Великого поста, Ваий, Страстной седмицы, Пасхи, а также следующих за нею Недель Цветной Триоди до праздника Пятидесятницы включительно, катавасия — «Отверзу моя...», но только в том случае, если на утрене поется великое послесловие.
По 3-й песни — седален священномученика, глас 3-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни — кондак и икос священномученика, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен Октоиха. «Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 4-й (мученичны из числа стихир на хвалитех - 1-й: «Кто не ужасается...», 2-й: «Ангелом сопричастницы...», 3-й: «Како вашим подвигом...»; припевы обыч-ные со стиховны — см. Часослов). «Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха, глас тот же: «Едина Чистая и Пречистая...» (см. на хвалитех). По «Благо есть» и Трисвятом
- тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря, от меньших. На всех часах — тропарь и кондак священномученика. На Литургии поются вседневные антифоны, так как Типиконом не назначено пение на блаженнах3. По входе — тропари и кондаки.
Общие указания о пении тропарей и кондаков на Литургии в субботние дни, если случатся святые без праздничного знака или шестеричные,
для периода пения Октоиха
А. В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы...», тропари рядовых святых - 1 или 2; кондак храма, кондаки рядовых святых — 1 или 2. «Слава» - «Со святыми упокой...», «И ныне» - «Яко начатки естества...».
Б. В храме святого — тропарь дня: «Апостоли, мученицы...», тропари рядовых святых — 1 или 2; кондаки рядовых святых - 1 или 2. «Слава» - «Со святыми упокой...», «И ныне» — «Яко начатки естества...».
Примечание. По субботним дням в храме святого не поются тропарь кондак храма святого, потому что все святые именованы в дневном тропаре.
Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен дня3.
1"На стиховне в Октоихе мученичны три, иже писаны на "Господи, ввозвах", един оставляем, 1-й" (Типикон, гл. 12) Чтобы понять смысл этого предписания, надо знать, что в субботних стихирах Октоиха на "Господи, воззвах" помещены шесть стихир (иногда меньше, и тогда их следует повторять), разбитых на две группы, в каждой из которых по три стихиры; первая группа имеет надпись:"стихиры святым мучеником, и святителем, и преподобным"; а вторая " ины стихиры мучеником». 1-я стихира в первой группе по своему содержанию есть мученичен, 2- я - святительская 3-я - преподобническая, во второй же группе все три стихиры по своему содержанию мученичны. Если из первой группы опустить мученичен, то останутся еще три мученична во второй группе, которые и
петь в стихирах на стиховне по субботним дням, когда поется «Бог Господь». впрочем, так бывает на вечерне пятницы, если случатся 1—7 гласы; но если слушается -8-й глас, то в стихирах на «Господи, воззвах» все три мученична находятся в первой группе, и опускать 1-й из них не нужно, поскольку во второй группе помещены три покаянных подобна.
2 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, начиная с алтаря; ie врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).
3 Так по 21-й главе Типикона, где помещены общие указания, когда петь на Литургии изобразительны, а когда вседневные антифоны. Вот что говорит Устав: «Во все же лето по вся дни (не делая при этом особых различий между седмич-ным и субботним днем. - Сост.), в нйхже не указует святаго на блаженнах песни, глаголются антифоны вседнёвныя: „Благо есть...", с прочими» (Типикон, гл. 21). Однако в 12 главе Типикона помещены прямо противоположные указания, где без всякой оговорки назначены изобразительны: «На Литургии, блаженна Октоиха, на 6» (Типикон, гл. 12). Вероятно, не будет нарушением Устава, если позволить самому настоятелю решить, какие антифоны (изобразительные или вседневные) петь по субботним дням за Литургией.
4 В период пения Октоиха на Литургии в субботу рядовые чтения следуют чтений святых. В воскресные дни рядовые чтения предваряют чтения святого, седмичные дни рядовые чтения предваряют чтения святого, даже при полиелейном и бденном святом; впрочем, при бденном святом рядовые чтения обычно переносятся на следующий или на предыдущий день, в зависимости от стечения праздников.