Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Вопросы библеистики". Ресурс для самообразования


Информационный Канал Subscribe.Ru


“Вопросы библеистики”

ресурс для самообразования



Славянские новости

Дамы, господа,

На сайте http://www.sbible.boom.ru Вы можете ознакомиться с электронным факсимиле упоминаемого ранее критического издания самарянского Пятикнижия Августа фон Галла, которое является классическим в данной области. Текст Пятикнижия снабжен аппаратом разночтений с масоретским текстом, фотографиями самарянских рукописей.

Федосов Сергей
sergej@sbible.donetsk.ua




Самарянское Пятикнижие

Самаряне. Название общины происходит от столицы древнего Ефрема Самарии, основанной в 9 в. до н.э. Со времени правления Давида жители Севера тяготились главенством Иерусалима и после смерти Соломона отделились. Северяне имели собственные традиции и святые места (Сихем, Вефиль, Дан), однако исповедовали общую всем израильтянам богооткровенную религию. В 721 Северное, Самарийское царство было уничтожено ассирийцами, но при царе Иосии в 20-х гг. 7 в. его земли были снова присоединены к Иудейскому царству. Однако уже за столетие до Иосии население Ефрема стало смешанным. Ассирийцы депортировали туда множество выходцев с востока. "Господа они чтили, и богам своим они служили", — свидетельствует 4 Цар 17:33. После возвращения из Плена иудеи стали смотреть на северян как на людей, утративших чистоту религии. Когда самаряне пожелали принять участие в постройке Храма, они получили отказ. Конфликт между Севером и Югом углубился из-за того, что при персидском господстве самарянский правитель Санваллат получил контроль над Иерусалимом. Ок. 330 до н.э. самаряне построили собственный храм близ Сихема на горе Гаризим. В кон. 2 в. до н.э. Хасмонейский царь Иоанн Гиркан I разрушил этот храм, но самаряне продолжали приходить на это место для совершения обрядов. В евангельскую эпоху вражда между иудеями и самарянами не утихла (ср.Ин 4:9). В Иудее тех лет самарян считали раскольниками, еретиками, почти язычниками. В свою очередь, самаряне считали, что именно они есть "Истинный Израиль". В наст. время самарянская община в Палестине насчитывает ок. 400 человек.

Основой самарянского вероучения стало Пятикнижие, которое, по преданию, принес в Сихем Манассия, брат иудейского первосвященника. Самаритяне утверждают, что располагают рукописью Пятикнижия "от 13 года господства сынов Израилевых над землей Ханаана" (т.е. от 13-го года после завоевания), тем не менее можно констатировать лишь то, что текст самарянского Пятикнижия был окончательно установлен примерно в 400 г. до Рождества Христова. Опубликованные древние списки С.П. не старше 11 в. н.э. Они написаны особым палеоеврейским письмом. Европейские ученые ознакомились с С.П. в 1616. Впервые Пятикнижие было напечатано в Парижской полиглотте (1645). Исследователи установили, что текстуальная основа Пятикнижия близка к Септуагинте и ряду библ. рукописей Кумрана. Между самаритянским и масоретским текстами имеется более 6000 разночтений. Несмотря на то, что многие из них текстологи относят к поздним вставкам, связанным с религиозной практикой самарян (см, например, Генрих Ф.В. Гезениус, «О происхождении самаритянского Пятикнижия», 1815) самаритянское Пятикнижие остается важным свидетельством инвариантности текстуальной основы Ветхого Завета.



Обсудить публикуемые в рассылке статьи, иные темы, запросить дополнительные материалы Вы можете в специальной email-конференции "Вопросы библеистики", ресурс для самообразования. Для подписки отправьте пустое письмо в адрес sbible-subscribe@yahoogroups.com и подтвердите (Reply) пришедший запрос.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное