На сайте http://www.sbible.boom.ru
Вы можете ознакомиться с электронным факсимиле упоминаемого ранее критического издания
самарянского Пятикнижия Августа фон Галла, которое является классическим в данной
области. Текст Пятикнижия снабжен аппаратом разночтений с масоретским текстом,
фотографиями самарянских рукописей.
Самаряне. Название общины происходит от столицы древнего Ефрема Самарии,
основанной в 9 в. до н.э. Со времени правления Давида жители Севера тяготились
главенством Иерусалима и после смерти Соломона отделились. Северяне имели собственные
традиции и святые места (Сихем, Вефиль, Дан), однако исповедовали общую всем
израильтянам богооткровенную религию. В 721 Северное, Самарийское царство было
уничтожено ассирийцами, но при царе Иосии в 20-х гг. 7 в. его земли были снова
присоединены к Иудейскому царству. Однако уже за столетие до Иосии население Ефрема
стало смешанным. Ассирийцы депортировали туда множество выходцев с востока. "Господа
они чтили, и богам своим они служили", — свидетельствует 4 Цар 17:33. После возвращения из
Плена иудеи стали смотреть на северян как на людей, утративших чистоту религии. Когда самаряне пожелали
принять участие в постройке Храма, они получили отказ. Конфликт между Севером и Югом углубился из-за того,
что при персидском господстве самарянский правитель Санваллат получил контроль над Иерусалимом. Ок. 330
до н.э. самаряне построили собственный храм близ Сихема на горе Гаризим. В кон. 2 в. до н.э. Хасмонейский
царь Иоанн Гиркан I разрушил этот храм, но самаряне продолжали приходить на это место для совершения
обрядов. В евангельскую эпоху вражда между иудеями и самарянами не утихла (ср.Ин 4:9). В Иудее тех лет
самарян считали раскольниками, еретиками, почти язычниками. В свою очередь, самаряне считали, что именно
они есть "Истинный Израиль". В наст. время самарянская община в Палестине насчитывает ок. 400 человек.
Основой самарянского вероучения стало Пятикнижие, которое, по преданию, принес в Сихем Манассия,
брат иудейского первосвященника. Самаритяне утверждают, что располагают рукописью Пятикнижия "от 13 года
господства сынов Израилевых над землей Ханаана" (т.е. от 13-го года после завоевания), тем не менее можно
констатировать лишь то, что текст самарянского Пятикнижия был окончательно установлен примерно в 400 г. до
Рождества Христова. Опубликованные древние списки С.П. не старше 11 в. н.э. Они написаны особым
палеоеврейским письмом. Европейские ученые ознакомились с С.П. в 1616. Впервые Пятикнижие было
напечатано в Парижской полиглотте (1645). Исследователи установили, что текстуальная основа Пятикнижия
близка к Септуагинте и ряду библ. рукописей Кумрана. Между самаритянским и масоретским текстами имеется
более 6000 разночтений. Несмотря на то, что многие из них текстологи относят к поздним вставкам, связанным
с религиозной практикой самарян (см, например, Генрих Ф.В. Гезениус, «О происхождении самаритянского
Пятикнижия», 1815) самаритянское Пятикнижие остается важным свидетельством инвариантности текстуальной
основы Ветхого Завета.