Житие и страдание святого мученика Понтия (ок. 257). Память святого мученика Евсигния (362). Память священномученика Фавия, папы римского (250). Житие праведной Ноны, матери святителя Григория Богослова (374). Память преподобного отца нашего Иова Ущельского (1628). В 1917 г. - проезд Царственных Великомучеников мимо села Покровского, родины Григория Ефимовича Распутина, во исполнение его предсказания. В 1775 г. в связи с пугачевским бунтом было распущено Запорожское войско - Запорожская Сечь ликвидирована.
В 1917 г. - прибытие Царственных Новомучеников в Тобольск. Начало Тобольского периода страданий
В ночь с 5 на 6 августа 1585 г. погиб на р. Иртыш казачий атаман Ермак Тимофеевич
В 1991 г. образован Государственный Комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП)
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие и страдание святого мученика Понтия
Страница 1
Житие и страдание святого мученика Понтия
Кто может уверовать, если Господь не
привлечет к Себе? Кто может совершать подвиги, если Господь не поможет? Кто
может удостоиться мученического венца, если Христос не дарует его? И я
недостойный, – говорит описатель настоящего жития Валерий, воспитывавшийся и
учившийся вместе со святым мучеником Понтием, – не получил такой благодати,
чтобы вместе с ним и умереть за Христа, но ради его подвигов и мученичества
надеюсь на милость от Господа. Всё, что я говорю о нем, – призываю во свидетели
Христа и Его ангелов, – видел и своими глазами, слышал своими ушами и даже
отчасти разделял с ним. Ради этого и вы верьте настоящему правдивому
повествованию, и за веру вашу вы получите вместе со святым мучеником награду от
Господа в день воскресения мертвых.
В Риме1
жил почтенный сенатор Марк; он был бездетен, что доставляло большую печаль как
ему, так и жене его Юлии. На двадцать втором году супружества Юлия к великой
радости почувствовала, что она забеременела; на пятом месяце беременности она,
обходя вместе со своим мужем идольские капища, – оба они были язычники, –
пришла в храм Дия, называвшегося великим. Здесь Юлия взглянула на жреца,
который с венцом на голове совершал жертвоприношение пред идолом; вдруг жрец
пришел в сильнейшее возбуждение и, снявши с себя венец, начал раздроблять его
на части, крича со слезами:
– Эта жена носит во чреве того,
который разрушит до основания сей великий храм и уничтожит его богов!
Эти слова взволнованный жрец
проговорил громким голосом несколько раз, чем привел всех присутствовавших в
ужас и из них особенно Марка и Юлию; они в трепете убежали из храма в свой дом,
находившийся близ храма. Взяв камень, Юлия наносила себе удары по чреву и бокам
со словами.
– О, если бы мне не зачинать
того, от кого разорится храм и боги сокрушатся; лучше мне самой умереть с ним,
чем родить его!
Когда приблизилось время, она
родила совершенно здорового младенца, хотя все ожидали, что он будет мертв,
вспоминая те сильные удары камнем, какие наносила себе мать. Юлия хотела убить
новорожденного, но отец воспротивился этому, говоря:
– Если Дий захочет, он сам
отомстит своему врагу; мы же не будем убийцами своего дитяти.
Так мальчик остался жить и был
назван Понтием. Когда сын подрос, родители отдали его в училище, и никогда не
брали его с собою в храм. Отрок же возрастал не только годами, но и умом: уже
во время ранней юности он мог по справедливости быть назван философом; вместе с
тем он был очень сведущ и в других науках, так как обладал отличной памятью и
большою начитанностью; стремлением к истинному знанию Понтий превосходил всех
своих сверстников.
Раз ранним утром он отправился к
своему учителю, и ему случилось проходить мимо одного христианского дома и в то
именно время, когда собравшиеся там вместе с папою Понтианом2 верные пели утренние псалмы. Вслушавшись в пение
Понтий разобрал слова: "Бог наш на небесах; творит все, что хочет. А их
идолы – серебро и золото, дело рук человеческих. Есть у них уста, но не
говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат; есть у
них ноздри, но не обоняют; есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но
не ходят; и они не издают голоса гортанью своею. Подобны им да будут делающие
их и все, надеющиеся на них" (Пс.113:11-16).
Остановившись, он вздохнул и невольно задумался над смыслом
этого изречения, затем, умилившись под действием благодати Святого Духа, Понтий
заплакал и, подняв руки к верху, воскликнул:
– Боже, Которому я слышу сейчас возносимую хвалу, дай мне
познать Тебя!
Затем он подошел к дверям дома и стал прилежно стучать в
них. Выглянувшие сверху из окна сказали папе:
– Какой-то отрок стучится в дверь.
Папа, уже знавший всё по откровению Святого Духа, сказал:
– Идите отоприте ему, чтобы он пришел к нам, "ибо
таковых есть Царствие Божие" (Лк.18:16).
Честный отрок вошел в дом только с одним своим сверстником и
товарищем по учению Валерием, который и написал житие святого Понтия; радов
своих он оставил на улице. Войдя в комнату и увидя, что совершается
богослужение, отрок удалился в угол, где и пробыл до конца богослужения,
внимательно слушая и умиляясь сердцем. Затем он подошел к святому папе и,
припав со слезами к ногам его, говорил:
– Молю тебя, отец мой, открой мне смысл слов, которые сейчас
вы пели, – идолы язычников слепы и глухи, не обоняют и не могут осязать руками;
особенно меня поразило изречение: "подобны им да будут делающие их и
все, надеющиеся на них".
Папа с любовью привлек к себе Понтия и сказал ему:
– Вижу, сын мой, что Бог просветил твое сердце, заставив его
стремиться к Нему. Подумай и посмотри, – не все ли идолы сделаны или из золота,
или серебра, или меди или вообще из какого-нибудь вещества? Кто не знает, что
каменные идолы высечены из гор и оттуда положенные на колья привезены для
продажи на торговую площадь? Могут ли эти, созданные из земли идолы, которых в
будущем ждет разрушение и обращение в землю, быть богами? Наш же Бог, в
Которого мы веруем, на небесах, и Его можно видеть только сердечными, а не
плотскими очами и – познавать только верою.
Святой Евсигний происходил из Антиохии;
за всё время царствования Диоклитиана, Максимиана, Констанция Хлора,
Константина Великого и его сыновей он служил в войске; он известен, между
прочим, как собеседник святого мученика Василиска и описатель его страданий,
понесенных им при Максимиане. По усечении главы святого Василиска, святой Евсигний
видел вместе с ним изображенный звездами на небе Крест, и, вооруженный силою
крестною, он мужественно боролся с противниками. Прослужив в войске шестьдесят
лет, он оставил его при сыне Константина Великого Констанции, так как был уже
очень стар. По возвращении на родину в Антиохию, он посвятил жизнь свою Богу,
проводя всё время в молитве и пост, постоянно посещая храмы Божии; так он дожил
до времени Юлиана Отступника, гонителя христиан1.
Когда этот нечестивый царь прибыл в Антиохию, то святой Евсигний был взят на
мучения, благодаря следующему обстоятельству. В один день он шел в церковь и на
пути встретил двух язычников, поднявших между собою какой-то спор, перешедший в
ссору. Когда святой Евсигний поравнялся с ними, они остановили его со словами:
– Нам известно, доблестный муж, что ты долгое время был
воином и, поэтому, знаешь законы, – просим тебя разбери наш спор и произнеси
свой справедливый суд.
Святой Евсигний исполнил их просьбу и разобрал их дело, как
требовала того справедливость; один оказался правым, а другой нет. Последний
обиделся, пошел к царю и донес ему, что Евсигний христианин. Царь приказал
взять святого и привести к себе на суд. Представ пред мучителем, святой
Евсигний безбоязненно обличил его за то, что он не следовал примеру Константина
Великого, а отрекся от Христа и, перейдя в язычество, заменил поклонение
истинному Богу почитанием идолов. Святой Евсигний восхвалял при этом веру и
благочестие Константина Великого, рассказывая по порядку, как он видел Крест на
небе и победил силою Его врагов, как, оставив язычество, всем сердцем
прилепился к Господу Иисусу Христу, просветив верою и святым крещением не
только себя самого, но и всю вселенную. Ублажая таким образом Константина
Великого, святой Евсигний в то же время обличал богоотступника и укорял его за
нечестие. Не желая выслушивать этих укоризн, Юлиан приказал отсечь голову воину
Христову. Таким образом святой Евсигний мученически скончался за Христа на сто
десятом году жизни и преселился в жизнь вечную, где нет времени1.
Святой Фавий происходил из Рима1 и был пресвитером во дни нечестивых римских царей,
особенно приверженных к язычеству и гнавших, поэтому, церковь Божию. Сначала
святой Фавий жил в одном селении близ Рима, а потом переселился в самый город и
здесь с усердием занялся погребением тел мучеников: в это время много христиан
было мучимо и убиваемо за веру, причем тела их бросались за городские ворота на
съедение собакам, зверям и птицам; святой Фавий тайно ночью брал тела мучеников
и с честью предавал земле. По убиении в царствование Максимина2 за исповедание Христово святейшего папы Анфира3, верующие, скрывавшиеся от преследований и
содержавшие в тайне свою веру, собрались для избрания нового папы вместе с
епископами и пресвитерами в один храм, неизвестный гонителям: один малозаметный
дом служил для них храмом в это тревожное для христиан время. Здесь в собрании
присутствовал и святый Фавий. Когда начались изыскания, кого бы по достоинству
избрать для занятия столь высокого положения, каким было положение римского
епископа, многие припоминали честных и выдающихся мужей, которые бы никто даже
и не думал: он, как недавно пришедший из села, был одним из незначительных по
положению пресвитеров. При выборе начались несогласия, и вдруг вверху над
головами явился белый, как снег, голубь; спустившись, он сел на голове
пресвитера Фавия, затем снова поднялся вверх и сделался невидим. Тогда все
поняли, что Сам Господь чрез Святого Духа Своего избрал Фавия в предстоятеля и
пастыря церкви Своей и с великою радостью посадили его на патриарший престол.
Таким образом святой Фавий сделался папою римским; в церкви же Христовой
настало спокойствие. Мучитель Максимин был убит своими воинами, после него на
престол вступил Гордиан4, при котором и
прекратилось гонение: этот царь, хотя и был язычником, но отличался кротким,
добрым характером, он запретил гнать христиан. Наслаждаясь в его царствование
миром, они повсюду устраивали церкви. Святой Фавий в погребальных пещерах
устроил над гробами мучеников много поместительных храмов, где верные
собирались для молитвы, а над самыми пещерами, служившими убежищем во время
гонений, он соорудил часовни. Церковь возрастала, благодаря ежедневному
обращению язычников от нечестия к христианству; особенного процветания она
достигла по смерти Гордиана, когда его место занял Филипп5,
разделявший управление вместе с сыном своим, тоже Филиппом, оба они приняли
христианство, будучи просвещены одним благочестивым и знатным мужем Понтием6; святой папа Фавий крестил их. В это время особенно
увеличилось число верных: следуя примеру царя с сыном, многие крестились, и
веру Христову можно было свободно и безбоязненно исповедовать. Святой папа
Фавий, при содействии истинного раба Христова сенатора Понтия, созидал храмы,
разрушая в то же время капища вместе с идолами. Но церковь не долго, – около
четырех лет только, – наслаждалась таким покоем и свободой: Глава ее Христос,
желая, чтобы невеста Его, за которую Он пролил Кровь Свою, здесь на земле была
как золото, испытанное в горниле и как цветок среди терний, опять попустил ей
подвергнуться бедам и страданиям, и началось гонение, поднятое адским драконом,
который, как открыл Господь Иоанну Богослову в видении, преследовал блиставшую
небесным величием Жену, испуская из пасти целую реку воды, чтобы потопить Ее7. Этот древний ненавистник добра, не вынося
возрастания славы Христовой, поднялся против принявших христианство,
благочестивых царей. Ненавидевшие Христа и христиан язычники, собравшись под
предводительством нечестивого Декия8, убили
царя Филиппа и его сына именно за то, что они уверовали во Христа и дозволили
свободное исповедание религии христианской. После убийства царей они обратились
на христиан; в это время кровь христиан лилась рекою. Святой папа Фавий был
схвачен прежде всех: его, как представителя и учителя христиан, язычники
особенно сильно ненавидели. Исткали и благочестивого сенатора Понтия, но не
нашли: он, подобно многим верным, скрылся, а потом бежал из Рима. Святой же
папа Фавий был обезглавлен9 и перешел вместе
со многими, в одно время с ним убиенными, овцами своей паствы из церкви
воинствующей в церковь торжествующую. А святой Понтий был взять впоследствии и
тоже приял мученическую кончину за Господа нашего Иисуса Христа, Ему же со
Отцом и Святым Духом слава во веки. Аминь.
_______________________________________________
1 Рим – главный город
римского государства.
2 Максимиан I император
235-238 гг.
3 В 236 г.
4 Гордиан – император с 238
г.
5 Филипп Аравитянин –
император 244-249 гг.
6 Житие его помещается под
настоящим числом.
7 Откр., 12 гл.
8 Декий – император 249-251
гг.
9 В 250 г.
В тот же день память
святых мучеников: Кантидия и Кантидиана, побитых камнями в Египте и Сивела, в
Египте же умерщвленного стрелами.
В тот же день память
святой праведной Нонны, матери святого Григория Богослова.
Житие праведной Ноны, матери святителя Григория Богослова.
Святая Нонна, мать святителя Григория Богослова,[1] была
дочерью христиан Фильтата и Горгонии, тетки святителя Амфилохия, епископа
Иконийского (память 23 ноября). Родители воспитали ее в христианском
благочестии. Святая Нонна состояла в браке с Григорием Арианзским, богатым
владельцем земель в Арианзинском и Назианзинском округах. Брак был выгодный по
земным расчетам, но тяжелый для благочестивой души Нонны. Григорий Арианзский
был язычник, последователь секты верховников (ипсистариев), чтил верховного
бога и соблюдал некоторые иудейские обряды;
одновременно он покланялся огню. Благочестивая Нонна много молилась, чтобы
обратить супруга к святой истине. Сын святой Нонны святитель Григорий Богослов
так писал об этом: "Не могла она переносить этого спокойно, чтобы одной
половиной быть в соединении с Богом, а другой частью самой себя - оставаться в
отчуждении от Бога. Напротив того, она желала, чтобы к союзу плотскому
присоединился и союз духовный. А потому день и ночь припадала к Богу, в посте и
со многими слезами просила у Него даровать спасение мужу". По молитвам
святой Нонны, Григорию было во сне видение. "Отцу моему представилось, -
писал святитель Григорий, - будто бы он (чего никогда прежде не делал, хотя и
много раз просила и умоляла о том жена) поет следующий стих Давида:
возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем (Пс. 71, 1). И пение
небывалое, и вместе с песнею является желание! Когда услышала об этом та,
которой исполнялось желание, то, пользуясь временем, объясняет видение в самую
добрую сторону, в чем была совершенно права". Григорий пришел на Первый Вселенский Собор в Никею, где открыл свое обращение
к Богу. Он был посвящен в сан пресвитера, а затем епископа Назианзинского и
всецело посвятил себя Церкви. Одновременно с его хиротонией во
епископа его супруга святая Нонна была посвящена в диакониссы. С такой же
ревностью, как она воспитывала детей, святая Нонна стала заниматься
благотворительностью.
"Она знала, - говорит
святитель Григорий Богослов, - одно истинное благородство - быть благочестивою
и знать, откуда мы произошли и куда пойдем; одно надежное и неотъемлемое
богатство - тратить свое имущество для Бога и для нищих, особенно же для
обедневших родственников.
Если одни из жен отличаются
бережливостью, а другие благочестием, ибо трудно совмещать оба качества, то она
превосходила всех тем и другим, и в каждом достигла верха совершенства, и оба
умела соединить в одной себе. Одно не терпело уней ущерба от другого, но одно другим взаимно
поддерживалось. Укрылось ли от нее какое время и место молитвы? Об этом у нее
ежедневно была самая первая мысль. Лучше же сказать, кто, приступая к молитве,
имел столько упования получить просимое? Но и всего
удивительнее то, что она, хотя и сильно поражалась горестями, даже чужими,
однако же никогда не предавалась плотскому плачу до
того, чтобы скорбный глас исторгся прежде благодарения, или слеза упала на
вежды, таинственно запечатленные, или при наступлении светлого праздника
оставалась на ней печальная одежда, хотя ее постигали неоднократно многие
скорби. Ибо душе Боголюбивой свойственно подчинять Божественному
все человеческое. Умолчу о делах еще более сокровенных,
которым свидетель один Бог и о которых знали разве верные рабыни, бывшие в том
ее поверенными".
Последние годы доставили святой
Нонне много печали. В 368 году умер ее младший сын Кесарей, молодой человек,
подававший блистательные надежды; в следующем году умерла дочь. Мужественная
старица переносила эти потери с покорностью воле Божией.
В 370 году епископ Григорий,
тогда уже глубокий старец, участвовал в посвящении святого Василия Великого во епископа Кесарийского. Святая Нонна, которая немногим
была моложе своего мужа, также готова была перейти в другую жизнь, но молитвами
любящего сына на время удержана была на земле. "Мать моя, - писал ее сын,
- всегда была крепка и мужественна, во всю жизнь не чувствовала недугов; но ее
постигает болезнь. Из многих страданий, чтобы не умножать слова, наименую самое
тяжкое - отвращение от пищи, продолжавшееся многие дни и неизлечиваемое никаким
лекарством. Как же питает ее Бог? Не манну ниспосылает, как древле Израилю; не
камень разверзает, чтобы источить воду жаждущим людям; не чрез вранов питает,
как Илию; не чрез восхищаемого пророка насыщает, как некогда Даниила, томимого
гладом в рове. Но каким же образом? Ей представилось, будто бы я, особенно ею
любимый (она и во сне не предпочитала мне никого другого), являюсь к ней вдруг
ночью с корзиной с самыми белыми хлебами, потом, произнеся над ними молитву и
запечатлев их крестным знамением, по введенному у нас обыкновению, подаю ей
вкусить, и тем восстановляю и подкрепляю ее силы. И это ночное видение было для
нее чем-то действительно существенным, ибо с этого времени пришла она в себя и
стала не безнадежна. А случившееся с нею обнаружилось
ясным и очевидным образом. Когда при наступлении дня взошел я к ней рано утром,
с первого раза увидел ее в лучшем прежнего положении; потом стал, по
обыкновению, спрашивать: как провела ночь и что ей нужно? Она
нимало не медля и речисто сказала: "Сам ты, любезный сын, напитал меня и
потом спрашиваешь о моем здоровье. Ты весьма добр и сострадателен!" В то
же время служанки показывали мне знаками, чтобы я не противоречил, но принял
слова ее равнодушно и открытием истины не приводил ее в уныние".
В начале 374 года почил
столетний старец епископ. Святая Нонна, почти не выходившая после того из
храма, вскоре после его смерти скончалась на молитве в храме 5 августа 374
года.
[1] Память святителя Григория
Богослова совершается 25 января 389 г.по старому стилю.
Преподобный Иов Ущельский был иноком
Соловецкого монастыря.[1] 10
ноября 1608 года он был посвящен в сан иеромонаха Новгородским митрополитом
Исидором. В 1614 году преподобный Иов отправился в Мезенский край, где при
впадении в реку Мезень рек Езег и Важка поставил часовню в честь Рождества
Христова. Первые собравшиеся к нему иноки жили в домах своих
родственников-мирян, настолько бедна была обитель. После пожалования царем Михаилом
Феодоровичем[2] земли с рыбными ловлями
преподобный устроил церковь и братские келлии. 5 августа 1628 года, когда вся
братия была на сенокосе, на монастырь напали разбойники. После страшных
истязаний с требованием открыть монастырские сокровища, разбойники обезглавили
преподобного Иова. Ничего не найдя, они ушли.
Возвратившаяся братия с честью погребла тело преподобномученика. Местное
почитание преподобного как угодника Божия началось вскоре после его кончины
ввиду многочисленных чудес.[3] Первая
икона была написана в 1658 году, а житие в 1660-х годах. Около того времени
была построена над мощами преподобного часовня, перестроенная затем по
благословению архиепископа Холмогорского Афанасия в церковь в честь тезоименитого
святого праведного Иова Многострадального (память 6 мая; в этот же день Церковь
установила и память преподобного Иова Ущельского). 3 ноября 1739 года мощи
преподобного Иова были освидетельствованы архиепископом Варсонофием, очевидно,
им же благословлено петь молебны святому. Так совершилось его прославление. Лик
преподобного описывается так: "Подобием надсед,
брода аки Александра Свирского, ризы преподобническия, в схиме, в руках свиток,
а в нем написано: "Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих
убити"".