Страдание святого священномученика Мокия (ок. 295). Жизнь и труды преподобных отцов наших Мефодия (885) и Константина, в монашестве Кирилла (869), учителей славянских. Святитель Никодим, архиепископ Сербский (1325). В 1773 г. Русский отряд генерала А. Суворова захватил турецкую крепость Туртукай. В 1868 г. Россия заключила мирный договор с Бухарским эмиратом. В 1891 г. наследник русского престола Великий Князь Николай Александрович (будущий Николай II) прервал свою поездку по странам Востока и прибыл в Россию, начав 3-месячное путешествие через Сибирь. В 1896 г. началась стачка текстильщиков в Петербурге. В 1900 г. В России на воду спущен крейсер "Аврора", ставший позднее символом революции. Крейсер водоизмещением 6731 т имел корпус длиной 126,8 м (с подводным тараном) и шириной 16,7 м, при средней осадке около 6,4 м. Скорость полного хода корабля равнялась 20 уз. Запас топлива (уголь) обеспечивал крейсеру дальность плавания 4000 миль (на экономическом ходу). Экипаж составлял
В 1773 г. Русский отряд генерала А. Суворова захватил турецкую крепость Туртукай
В 1868 г. Россия заключила мирный договор с Бухарским эмиратом
В 1891 г. наследник русского престола Великий Князь Николай Александрович (будущий Николай II) прервал свою поездку по странам Востока и прибыл в Россию, начав 3-месячное путешествие через Сибирь
В 1896 г. началась стачка текстильщиков в Петербурге
В 1900 г. В России на воду спущен крейсер "Аврора", ставший позднее символом революции. Крейсер водоизмещением 6731 т имел корпус длиной 126,8 м (с подводным тараном) и шириной 16,7 м, при средней осадке около 6,4 м. Скорость полного хода корабля равнялась 20 уз. Запас топлива (уголь) обеспечивал крейсеру дальность плавания 4000 миль (на экономическом ходу). Экипаж составлял 570 человек
В 1992 г. в Москве на Славянской площади открыт памятник Кириллу и Мефодию
В 1527 г. родился Филипп II, король Испании и Португалии (1556-98 гг.)
В 1945 г. на приеме военных руководителей СССР Сталин поднял тост "за терпение Русского народа"
В 1905 г. родился Михаил Шолохов, русский писатель, Нобелевский лауреат ("Тихий Дон", "Поднятая целина", "Судьба человека", "Нахаленок", "Они сражались за Родину")
Завтра, Суббота, 25 Мая 2024 года (12 Мая 2024 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1436 г. великий князь Московский Василий II захватил в плен и велел ослепить своего двоюродного брата Василия Косого
В 1471 г. в Тауэре убит английский король Генрих VI
В 1611 г. в Москве поляки отбили штурм Китай-города Русскими ополченцами
В 1804 г. Россия и Пруссия заключили военный союз против Франции
В 1822 г. создано Новороссийское генерал-губернаторство, куда входил Донбасс
В 1996 г. в Киеве восстановлен памятник св. равноапостольной Великой Княгине Ольге, разрушенный в 1919 году
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Страдание святого священномученика Мокия
Страница 1
Страдание святого священномученика Мокия
В царствование Диоклитиана1 при анфипатах2
Лаодикии и Максиме во время гонений, повсюду поднятых на христиан, в городе
Амфиполе, находившемся в Македонии, проживал пресвитер христианский Мокий. В то
время, когда язычники справляли нечистое торжество своему нечестивому богу Дионисию,
или Бахусу3, этот пресвитер, разжегшись
ревностью о имени Христове, стал посреди язычников и во всеуслышание сказал:
- Слушайте, о прельщенные и заблуждающееся! До которых пор
вы будете заблуждаться, безрассудно ходя во тьме идолослужения? До которых пор
не будете сознавать своей погибели? Когда же, наконец, опротивеют вам все эти
бесовские мерзости? Обратитесь же и познайте Владыку Бога, явленного нам
Единородным Сыном Его, Господом нашим Иисусом Христом, светом истины
разогнавшего тьму неведения.
Много и других, подобных этим, слов говорил блаженный Мокий
и говорил не один раз, но ежедневно, подходя к народу, во всеуслышание обличал
заблуждение язычников, поклонявшихся идолам, и проповедовал Христа, Бога
истинного. Но, ослепленные безумием, граждане не обращали внимания на слова
преподобного и продолжали совершать свои нечистые обряды.
Между тем из города Аполлония, также находившегося в
Македонии, в Амфиполь прибыл анфипат, по имени Лаодикий, и стал приносить здесь
жертву Дионисию. Лаодикию сказано было о служителе Христовом Мокии, что он
многих отвлекал от празднования богу Дионисию. Язычники многое клеветали на
святого, говоря: "Здесь есть учитель христианский, который старался
прельстить народ каким-то странным учением; он убеждает всех веровать в
распятого и умершего Человека; и действительно, многие, оставив богов наших,
приняли веру его. Если ты не воспретишь ему распространять это учение, то весь
город пойдет за ним, и тогда уже некому будет приносить жертв богам".
Анфипат, весьма разгневавшись, велел бить святого. Затем,
сев на судилищном месте, повелел призвать к себе святого Мокия. Когда он был
призван, анфипат спросил его:
- Скажи мне: кто ты, не желающий принести жертв вместе с
нами и отговаривающий людей от принесения жертв богам?
Святой Мокий отвечал:
- Невежда, не знающий истины! Для чего ты меня спрашиваешь о
том, что все равно ты не поймешь? Подумай немного про себя и признай истину,
потому что я изучал священное Писание и узнал из него, что все боги языческие
бесовские суть (Пс.95:5), и надежда на них суетна.
Лаодикий же сказал:
- Я вижу, что ты обучен многословию.
Мокий сказал на это:
- Многословие наше научает нас истине; если хочешь разуметь
истину, выслушай, что я скажу тебе: боги, которым вы поклоняетесь, суть бесы, -
они немы и глухи.
Лаодикий сказал:
- Принеси жертву богам, если желаешь сохранить жизнь свою,
которую ты самовольно хочешь погубить.
Но святой отвечал:
- О, анфипат! Смерть за Христа – есть великое приобретение
для меня.
Тогда анфипат, преисполнившись ярости, приказал повесить
святого Мокия на мучилищном дереве и строгать тело его от головы до ног
железными орудиями.
Будучи терзаем, святой воззвал к Богу, говоря так:
"Владыко, царствующий во веки, сияющий лучами правды! Яви рабам Твоим
божественную силу Твою и дай мне силу подвизаться до конца за Твои святые
заповеди".
Слуги мучителя столь долгое время терзали тело святого, что,
наконец, изнемогли сами. Тогда анфипат приказал им уйти, как ленивым и
слабосильным; мученика же велел снова позвать к себе на допрос.
Несмотря на вынесенные мучения, святой предстал пред
Лаодикием крепким телом, готовый с еще большим мужеством свидетельствовать
истину. Идя к мучителю, Мокий громогласно прославлял Бога.
Лаодикий сказал святому:
- Принеси жертву богу Дионисию, чтобы он избавил тебя от
многих бед.
Но мученик отвечал:
- Неужели ты считаешь богом идола, не движущегося и
безгласного, сделанного рукою человека? О заблуждающийся слуга диавола! Неужели
ты не видишь, что тело мое не изнемогло от твоих мучений? Разве ты не видишь,
что я не ощущаю совершенно никакой боли в ранах моих? Вся сила твоя - ничто.
Выслушав эти слова, Лаодикий сказал:
- Твоя твердость в мучениях зависит не от силы Бога твоего,
но от твоего волшебства. Вот я даю приказание сжечь на огне тело твое, так что
все члены твои будут обращены в пепел и их развеет ветер.
И тотчас мучитель приказал приготовить печь, весьма великую,
велел наполнить ее смолою и хворостом и разжечь; дым от печи поднимался кверху
на шестьдесят локтей, так что воздух кругом печи на большое расстояние был
затемнен. Тогда Лаодикий сказал святому:
- Принеси жертву богу Дионисию.
Мученик же молчал.
Тогда Лаодикий снова сказал:
- До каких пор ты будешь противиться моим приказаниям? Вот
огонь, приготовленный для тебя. Посмотри на него и уразумей величие и
могущество бога нашего Дионисия и поклонись ему.
Жизнь и труды преподобных отцов наших Мефодия и Константина, в монашестве Кирилла, учителей славянских
Страница 1
Жизнь и труды преподобных отцов наших Мефодия и Константина, в монашестве Кирилла, учителей славянских
Во дни иконоборческих греческих царей Льва
Армянина1, Михаила Травла2,
или Балба, и затем сына Михаила – Феофила3 в
городе Солуне, в Македонии, жил знатный и богатый вельможа, званием
воин-сотник, по имени Лев. Жену его звали Марией. Жил он благочестиво, исполняя
все заповеди Божий, как некогда Иов. У них было семь сыновей: старшего звали
Мефодием, а младшего Константином, в монашестве Кириллом.
Святой Мефодий сначала служил, как и отец его, в военном
звании. Царь, узнав о нем как о хорошем воине, поставил его воеводой в одно
славянское княжество, Славинию, бывшею под греческою державой. Это случилась по
особому усмотрению Божию и для того, чтобы Мефодий мог лучше научиться
славянскому языку, как будущий впоследствии духовный учитель и пастырь славян4.
Пробыв в чине воеводы около 10 лет и познав суету житейскую,
Мефодий стал располагать свою волю к отречению от всего земного и устремлять
свои мысли к небесному. К тому же в это время царь-иконоборец Феофил воздвиг
гонение на святые иконы. Это гонение еще более открыло пред Мефодием суету
мирской жизни и он, оставив воеводство и все утехи мира, ушел в монахи на гору
Олимп5, где с большим повиновением и
покорностью старался выполнять монашеские обеты, занимаясь при сем изучением
священных книг.
Блаженный Константин, младший из сыновей Льва, уже в
младенческом возрасте проявлял нечто дивное. Когда мать, по рождении, отдала
его кормилице, чтобы та выкормила его, он никак не желал питаться чужим
молоком, но только молоком матери своей. Очевидно, благочестивая отрасль не
должна была питаться чужим молоком. С рождением Константина добрые родители
дали обещание жить как брат с сестрой, как и прожили 14 лет до своей, смерти. Пред
смертью мужа Мария плакала, говоря:
- Ни о чем я так не скорблю, как о Константине: как он
устроится в жизни?
- Поверь мне жена, - отвечал Лев, - я надеюсь на Бога, что
Господь Бог сделает его таковым отцом и строителем, что он устроит всех
христиан.
Так и произошло.
Будучи семи лет Константин видел сон, который и рассказал
своим родителям.
"Снилось мне, - говорил Константин, - что воевода
собрал всех девиц города и сказал мне: выбери себе одну из них в невесты. Я
осмотрел и избрал красивейшую из них с светлым лицом и украшенную многими
золотыми вещами и дорогими каменьями по имени София".
Поняли родители, что Господь дает отроку девицу Софию6, т.е. премудрость Божию, возрадовались духом
и со старанием стали учить Константина не только книжному чтению, но и
богоугодному добронравию - премудрости духовной.
"Сын, - говорили они Константину словами Соломона, -
чти Господа и укрепишься; храни заповеди и поживешь; словеса Божия напиши на
скрижали своего сердца: "скажи
мудрости: ты сестра моя! И разум назови родным твоим" (Прит.7:1-4).
Премудрость сияет светлее солнца и, если ее будешь иметь своей помощницей, она
избавит тебя от многого зла".
Родители отдали Константина в книжное обучение. Он отличался
хорошею памятью и разумом, так что в ученье был лучше всех своих сверстников. С
ним произошел следующий случай:
Как сын богатых родителей, Константин однажды вместе со
своими товарищами отправился на соколиную охоту. Лишь только Константин
выпустил своего сокола, поднялся сильный ветер, который унес сокола неизвестно
куда. Константин так сильно опечалился о соколе, что два дня не ел ничего, даже
хлеба. Человеколюбивый Господь, не желая чтобы юноша так печалился житейскими
вещами, этим соколом уловил его, как некогда Плакиду – оленем7.
Размышляя о утехах сего жития, святой Константин говорил: "Какая эта
жизнь, что радость непременно вызывает печаль. С сего дня пойду другим путем,
лучшим этого, чтобы можно было мне избежать житейской суеты". С этого
времени он стал почти всегда находиться дома, стараясь с большим прилежанием
изучать науки, особенно учение святого Григория Богослова8.
К сему святителю Константин имел большую любовь и многое из
его учения знал наизусть. Начертив на стене изображение святого креста, он под
этим крестом написал похвалу святому Григорию в следующих словах: "О
святитель Божий, Григорий Богослов! Ты - телом был человек, житием же явился
ангел, ибо уста твои, как уста серафимов, хвалами прославили Бога и своим
православным учением просветили вселенную. Молю тебя, прими меня, с верой и
любовью к тебе припадающего, и будь моим учителем и просветителем".
Прилежно изучая книги, Константин видел, насколько еще
незначительны его познания по причине неимения хорошего учителя, отчего впал в
великое уныние. В их городе жил один человек (странник), знавший грамматику. К
нему отправился Константин, умолял его и, упав ниц пред ним, сказал:
- Сделай для меня доброе дело: научи меня грамматике.
На это ответил ему странник:
- Отрок, не проси меня. Я дал обещание уже больше никого не
учить.
Снова Константин со слезами стал говорить ему:
- Возьми ту часть из дома отца моего, которая принадлежит
мне, только научи меня.
Святитель Никодим, архиепископ Сербский,
был игуменом Хилендарского монастыря и возведен в святительский сан в 1316
году. Особо известен тем, что в 1319 году перевел на славянский язык и ввел в
употребление в Сербии Типикон (Устав) святого Саввы Освященного,
Иерусалимского. Преставился святитель Никодим в 1325 году.