Собор трех великих вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Память святого мученика Феофила Нового (784). Память святых мучеников Ипполита, Кенсорина, Савина, Хрисии девицы и прочих двадцати мучеников (III). Память преподобного Зинона (V). Благоверный Петр, Царь Болгарский (967). Преподобный Зинон Печерский, постник (XIV). В 1829 г. при разгроме русского посольства в Тегеране убит глава русской миссии, поэт Александр Сергеевич Грибоедов (род. 4 января 1795 г.).
В 1563 г. Русские войска Царя и Великого Князя Иоанна IV Васильевича (род. в 1530 г., правил 1533-1584) осадили Полоцк (великое княжество Литовское). В угоду жителям воевода сдал город. Царь Иоанн велел разорить латинские церкви, крестить всех евреев, а непокорных топить в р. Двине
В 1724 г. издан Торговый устав с высокими пошлинами на ввозимые в Россию иностранные товары
В 1883 г. Царским Манифестом был введен в действие Свод Законов Российской
Империи (15 томах)
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Собор трех великих вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого
Страница 1
Собор трех великих вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого
В царствование благоверного и
христолюбивого царя Алексея Комнена1,
который принял царскую власть после Никифора Ботаниата2,
был в Константинополе великий спор об этих трех святителях между искуснейшими в
красноречии учителями мудрости. Одни ставили выше прочих святителей Василия
Великого, называя его возвышеннейшим витией, так как он всех превосходил словом
и делами, причем видели в нем мужа, мало, чем уступающего ангелам, твердого
нравом, не легко прощающего согрешения и чуждого всего земного; ниже его
ставили божественного Иоанна Златоуста, как имевшего отличные от указанных
качества: он был расположен к помилованию грешников и скоро допускал их к
покаянию. Другие, наоборот, возвышали божественного Златоуста, как мужа
человеколюбивейшего, понимающего слабость человеческого естества, и как
красноречивого витию, наставлявшего всех на покаяние множеством своих
медоточивых речей; поэтому и почитали они его выше Василия Великого и Григория
Богослова. Иные, наконец, стояли за святого Григория Богослова, утверждая, что
он убедительностью речи, искусным истолкованием Священного Писания и изяществом
построения речи превзошел всех славнейших представителей эллинской мудрости,
как ранее живших, так и современных ему. Так одни возвышали славу святого
Григория, а другие унижали его значение. От этого происходил между многими
раздор, причем одни назывались иоаннитами, другие Василианами, а иные
Григорианами. Об этих именах спорили мужи искуснейшие в красноречии и мудрости.
Спустя
некоторое время после того, как возникли эти споры, явились эти великие святые,
сначала каждый отдельно, а затем все три вместе, - притом не во сне, а наяву, -
Иоанну, епископу Евхаитскому, ученейшему мужу, весьма сведущему в эллинской
мудрости (как об этом свидетельствуют и его сочинения), а также прославившемуся
своею добродетельною жизнью3. Они сказали
ему едиными устами:
- Мы равны
у Бога, как ты видишь; нет у нас ни разделения, ни какого-либо противодействия
друг другу. Каждый из нас отдельно, в свое время, возбуждаемый Божественным
Духом, написал соответствующие поучения для спасения людей. Чему мы научились
сокровенно, то передали явно людям. Нет между нами ни первого, ни второго. Если
ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели
препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после
кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы
вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе,
составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное
достоинство. Мы же совершающим память о нас будем споспешниками к спасению, так
как мы надеемся, что имеем некоторую заслугу у Бога.
Сказав это
епископу, они стали подниматься на небо, сияя неизреченным светом и называя
друг друга по имени. Блаженный епископ Иоанн тотчас своими стараниями
восстановил мир между враждовавшими, так как он был муж великий в добродетели и
знаменитый в любомудрии. Он установил праздник трех святителей, как и повелели
ему святые, и завещал церквам праздновать его с подобающим торжеством4. В этом ясно обнаружилась мудрость сего
Великого мужа, так как он усмотрел, что в январе месяце совершается память всех
трех святителей, а именно: в первый день - Василия Великого, в двадцать пятый -
божественного Григория, а в двадцать седьмой - святого Златоуста, - то он
соединил их в тридцатый день того же месяца, увенчав празднование их памяти
канонами, тропарями и похвалами, как это и приличествовало.
Необходимо
добавить о них и следующее. Святой Василий Великий превзошел в книжной мудрости
не только учителей своего времени, но и древнейших: он прошел не только всю
науку красноречия до последнего слова, но и хорошо изучил философию, а равно
постиг и ту науку, которая учит истинной христианской деятельности. Затем,
проводя добродетельную жизнь, исполненную нестяжательности и целомудрия, и
восходя умом к боговидению, он был возведен на архиерейский престол, имея сорок
лет от рождения, и в течение восьми слишком лет был предстоятелем церкви.
Святой
Григорий Богослов был столь велик, что если бы можно было создать человеческий
образ и столп, составленный по частям из всех добродетелей, то он был бы
подобен великому Григорию. Просияв своею святою жизнью, он достиг такой высоты
в области богословия, что всех побеждал своею мудростью, как в словесных
спорах, так и в истолковании догматов веры. Поэтому он и был назван богословом.
Он был святителем в Константинополе двенадцать лет, утверждая православие.
Пожив затем малое время на патриаршем престоле (как об этом пишется в его
житии), он оставил престол по преклонности возраста и, имея шестьдесят, отошел
в горные обители.
О
божественном Златоусте по справедливости можно сказать, что он превзошел всех
еллинских мудрецов разумом, убедительностью слова и изяществом речи;
Божественное Писание он изъяснил и истолковал неподражаемо; равным образом, в
добродетельной жизни и боговидении он далеко превзошел всех. Он был источником
милости и любви, был исполнен ревности учительства. Всего он прожил шестьдесят
лет; пастырем Христовой Церкви был шесть лет. Молитвами сих трех святителей
Христос Бог наш да низложит еретические распри, а нас да сохранит в мире и
единомыслии и да сподобит нас Небесного Своего Царствия, ибо благословен Он во
веки. Аминь.
Святой Феофил родился и воспитывался
в Царьграде при императоре Константине Порфирородном и матери его святой Ирине1. Во время нашествия арабов2
он был назначен главнокомандующим греческих войск; благодаря личной храбрости и
военному искусству, он потопил много неприятельских судов и не раз наносил
поражения арабам. Божьим попущением однажды его флот был окружен более
многочисленными неприятельскими кораблями, и Святой Феофил взять был в плен.
Когда его представили арабскому государю, тот, пораженный красотою и мужеством
святого Феофила, стал убеждать его отречься от христианской веры; но ни
обещания всяческих почестей, ни угрозы победителей не подействовали на
доблестного христианского военачальника. Когда он увидел, что воины его
перебиты, то стал упрекать варваров за их жестокость, и обличал нечестивую их
веру. Отведенный в их страну, Святой Феофил заключен был там в темницу; через
четыре года, по случаю совершавшегося арабами какого то их религиозного
торжества святого страстотерпца вывели из тюрьмы и стали принуждать к участии в
торжестве; когда же Святой Феофил отказался повиноваться, то ему отсекли
голову, и так воин Христов воспрял мученический венец3.
Память святых мучеников Ипполита, Кенсорина, Савина, Хрисии девицы и прочих двадцати мучеников
Страница 1
Память святых мучеников Ипполита, Кенсорина, Савина, Хрисии девицы и прочих двадцати мучеников
Священномученик Ипполит, Кенсорин,
Савин и Хрисия жили в царствование Клавдия1,
в бытность игемоном, в звании наместника, Улпия Римлянина. Кенсорин был первым
советником в сенате, в сане магистра2.
Подвергнутый допросу, на основании доноса, он исповедал Христа и за это был ввергнут
в темницу. Там он совершил много чудес Христовою силою и даже вопрошал
мертвого. Случившиеся при этом воины, видя чудеса, уверовали во Христа, и за
это им, числом до двадцати, были отсечены головы. Подвергнута была допросу, как
христианка, и блаженная девица Хрисия. Воины, повесив ее, били воловыми жилами
и опаляли огнем ее ребра, а затем ввергли в темницу. Спустя несколько дней,
снова вывели ее из темницы, раздробили камнем ее челюсти и били оловянным
молотом по плечам, а затем, привязав камень на шею, ввергли ее в глубину
морскую. Так святая девица окончила свое страдание за Христа. Блаженный Савин
также был бит по телу тяжелым молотом и, повешенный на дереве, опаляем свечами.
Претерпевая такие муки и благодаря Богу, он предал ему дух свой. Узнав обо всем
этом, великий Ипполит, святитель Римской церкви, пришел к игемону и обличал его
жестокость и бесчеловечие, называя его кровопийцей. При этом он дерзновенно
исповедал Христа Бога, Творца мира. За это он был бит слугами игемона по
глазам; нечестивые подвергли его и другим мукам и, наконец, связав ему руки и
ноги, бросили в море. Претерпев эти мучения, Святой Ипполит сделался
наследником Царствия Божьего3.
1
Клавдий II-император римский, царствовал с 268-270 год.
2
Магистр - собственно значит: учитель. Но название магистра при византийском
императорском дворе означало одну из высших придворных должностей.
3
Святые мученики Ипполит, Кенсорин, Савин и Хрисия пострадали в 269 году.
Священномученик Ипполит был епископом Остийской пристани, близ Рима, в которой
и был потоплен. Мощи его находятся ныне в Риме в церкви смч. Лаврентия и папы
Дамаса. - Ипполит был ученейшим из христианских богословов и плодовитым,
разносторонним писателем. Большая часть его сочинений посвящена полемике против
древних еретиков - ноэтиан, феодотиан, алогов, монтанистов, маркионитов и др.
Из сочинений его ныне известны: Канон пасхальный, против иудеев, против
Платона, против ересей, против Верона и Гелика, сочинение о Христе и
антихристе. Другую группу сочинений Ипполита составляют его многочисленные
толкования на Священное Писание, из которых сохранились большею частью лишь
отрывки. Так он писал толкования на книги Бытия, Исход, на Притчи, Екклесиаст,
Песнь песней, на Евангелия Матвея, Луки и Иоанна, на пророков Исайю, Иезекииля,
Даниила, Захарию, на Псалмы и Апокалипсис. Замечательны и его проповеди, как
образцы древне-церковного учительства; из них в целом виде сохранились лишь слово
на Богоявление и о пророке Данииле.
Сей блаженный отец наш Зинон
происходил из Понта1; оставив здесь огромное
богатство, он напоялся источниками учения святого Василия Великого2, орошавшими Каппадокию, и принес плоды,
достойные сего учения. Он служил при дворе императора Валента3
в числе воинов, с которыми посылались царские грамоты; по смерти этого
государя, Святой Зинон отверг богатство и почетное звание и поселился в одну
гробницу4, находившуюся в горе, близ
Антиохии, и здесь жил в уединении, очищая душу. У святого отшельника не было
никакого имущества, кроме ветхого рубища, в которое он одевался; пищу получал
Святой Зинон от одного из знакомых, который доставлял ему один небольшой хлебец
на два дня, а воду он носил себе сам издалека. Являясь примером глубочайшего
смирения, преподобный Зинон в исполнении иноческих подвигов достиг высокого
совершенства; сорок лет провел он в постничестве, приходя каждый воскресный
день в Святой храм, где слушал Божественное Слово, преклонял слух свой к
поучениям проповедников, и приобщался Святых Христовых Таин; после того
преподобный возвращался в свое убежище, не имевшее ни замка, ни сторожа, потому
что оно недоступно было для злодеев и совершенно безопасно. Спустя некоторое
время по удалении своем из мира, преподобный послал одного из знакомых к себе
на родину продать имущество, оставшееся после родителей его и выдать его брату
принадлежавшую ему часть. Исполнив это, посланный доставил святому его долю; из
нее преподобный Зинон стал благотворить неимущим; когда же почувствовал
приближение кончины, то пригласил к себе антиохийского епископа Александра5 и сказал ему:
- Так как
я призываюсь к отшествию из этой жизни, то завещаю тебе: что мог я роздал сам,
как казалось мне лучше; это же остальное не успел раздать и назначаю
распорядителем сего тебя, призывая Бога в свидетели.
После
того, облобызав святителя, блаженный предал душу свою Богу.
1
Понт - провинция на северо-востоке Малой Азии, граничившая на востоке с
Арменией и на юге с Каппадокией.
2
Память его 1 января.
3
Валент царствовал с 364 по 378 год.
4
Гробницы на юге в древности высекались в горах и имели вид пещер; во время
неприятельских нашествий они подвергались расхищению; могильный покой
погребенных нарушали и разбойники, искавшие в гробницах сокровищ. Преподобный
Зинон и поселился в одной из опустощенных гробниц.
Благоверный Петр, царь Болгарский, был
сыном воинственного болгарского князя Симеона. Святой Петр отличался
христианским благочестием, часто обращался к преподобному Иоанну
Рыльскому (память 18 августа, 19 октября), испрашивая его молитв, духовных
наставлений и советов. Благоверный царь Петр заключил мир с Византией на
выгодных для Болгарии условиях и добился от Патриарха Константинопольского
признания самостоятельности Болгарской Церкви и утверждения патриаршей кафедры
в Болгарии, что благотворно отразилось на всей Болгарской Церкви. Благоверный
царь способствовал успешному искоренению богомильской ереси в стране. Скончался
он в 967 году, на 56-м году жизни.
Преподобный Зинон,
постник и трудолюбец Печерский, подвизался в Дальних пещерах Киево-Печерского монастыря в XIX веке. Постом, молитвой и
послушанием благоугодил Богу. После многих трудов
мирно почил о Господе. Нетленные мощи его открыто почивают в Дальних пещерах. В
3-й песни канона преподобным в Дальних пещерах он прославляется как
"сияющий постом". Память его празднуется также 28 августа и во 2-ю
Неделю Великого поста.