Житие святого апостола Тимофея (ок. 97). Житие и страдание святого преподобномученика Анастасия Персянина (628). Память святых мучеников Мануила, Георгия, Петра, Леонтия, Сиония, Гавриила, Иоанна, Леонта, Парода и прочих, числом 377, с ними пострадавших (ок. 817). Преподобный Макарий Жабынский, Белевский чудотворец (1623). Преподобномученик Анастасий Печерский, диакон (XII). В 1440 г. родился Великий Князь Московский Иоанн III Васильевич (род. в 1440, правил в 1462-1505).
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие святого апостола Тимофея
Страница 1
Житие святого апостола Тимофея
Святой апостол Тимофей происходил из
Ликаонской области1, а воспитание и
образование получил в знаменитом городе Листры2,
который не столько прославился изобилием плодов земных, сколько этою
богонасажденною плодоносною ветвью. Этот молодой побег произрос, однако, от не
совсем здравого корня: ибо как благоухающая роза вырастает из терния, так и
святой Тимофей произошел от неверующего еллина, который был известен своим
языческим нечестием и настолько погряз в пороках, насколько впоследствии сын
его превосходил всех людей добродетелями и высокою нравственностью. Матерь же и
бабка святого Тимофея были родом евреянки, обе святые и праведные, украшенные
добрыми делами, как об этом свидетельствует святой апостол Павел в словах:
"желаю видеть тебя, воспоминая о
слезах твоих, дабы мне исполниться радости, приводя на память нелицемерную веру
твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен,
что она и в тебе" (2Тим. 1:4. 5).
Еще будучи отроком,
блаженный Тимофей, питаемый свею матерью не столько телесною пищею, сколько
словом Господним, всячески уклонялся от языческого и иудейского заблуждения и
затем обратился к святому апостолу Павлу, сей богогласной церковной трубе. Это
произошло таким образом. Святой апостол Павел вместе с учеником и апостолом
Христовым Варнавою3 пришел в Листры, как об
этом повествует Божественный Лука в Деяниях Апостольских: "они удалились, говорит он, в Ликаонские
города Листру и Дервию и в окрестности их" (Деян. 14:6). По прибытии
своем туда святой апостол Павел совершил великое чудо: хромого от чрева матери
исцелил единым словом. Видя это, жители города сильно удивились, говоря: "Боги в образе человеческом сошли к нам".
Когда же они узнали, что это не боги, а люди, и называются апостолами и
проповедниками Живого Бога, притом суть противники ложных богов, и для того
именно и посланы, чтобы обращать людей от бесовского заблуждения к Истинному
Богу, могущему не только хромых исцелять, но и мертвых воскрешать, тогда многие
от заблуждения своего обратились к благочестию (Деян. 14:8-18). В числе таких
была и матерь сего блаженного апостола Тимофея, оставшаяся вдовою по смерти
своего мужа. Она с радостью приняла святого апостола Павла в дом свой,
заботилась о его содержании и удобствах жизни и, наконец, отдала ему в обучение
сына своего, святого Тимофея, как дар за совершенное в их городе чудо и за
воспринятый от него свет истинной веры. Святой Тимофей был еще очень молод
годами, но весьма способен и подготовлен к восприятию семени слова Божия.
Святой Павел, приняв юношу, не только нашел в нем кротость и расположение к
добру, но и прозрел в нем благодать Божию, вследствие чего возлюбил его даже
более, чем его родители по плоти4. Но так
как святой Тимофей был еще очень юн и не мог переносить тягостей путешествия,
то святой апостол Павел оставил его в доме матери, приставив к нему искусных
учителей, которые научили бы его Божественному Писанию, как об этом он сам
вспоминает в послании к Тимофею: "Ты
из детства знаешь священные писания" (2Тим. 3:15). Сам же апостол
Павел, по наущению иудеев, побитый народом камнями, был вытащен за город, после
чего пошел в другие города.
Спустя несколько лет,
когда святой апостол Павел, вышедши из Антиохии, захотел посетить братию во
всех городах, в которых раньше проповедовал слово Божие, то, взяв с собою Силу5, пришел в Листры6,
где жил святой Тимофей. Видя, что он достиг совершенного возраста и преуспевает
во всякой добродетели, притом пользуется высоким уважением у всех тамошних
христиан, апостол Павел принял его к себе на апостольское служение и сделал его
своим постоянным спутником во всех трудах и сослужителем о Господе. Когда же он
хотел выйти из города, то ради некоторых иудеев, во множестве проживавших там и
в окрестных местах, обрезал Тимофея по закону Моисееву (Деян. 16:3), - не
потому, чтобы это было необходимо для спасения, ибо новая благодать подается
вместо обрезания во святом крещении, но для того, чтобы не соблазнялись о нем
иудеи, так как все они знали о его происхождении от язычника. Вышедши из Листр,
святой апостол Павел проходил города и селения, уча и благовествуя Царствие
Божие и всех просвещая светом благочестия. За ним, как звезда за солнцем,
воссиявшим от третьего неба, следовал Божественный Тимофей7,
воспринимая немерцающий свет благочестия учение благовествования Христова и
научаясь высоким подвигам и добродетельной жизни, как об этом и сам святой
апостол Павел свидетельствует: "ты
последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении,
в гонениях, страданиях" (2 Тим. 3:10, 11).
Так святой Тимофей
почерпнул все добродетели от сосуда избранного, апостола Павла, и воспринял от
него, ради Христа, апостольскую нищету. Не приобретая себе никаких богатств, ни
золота, ни серебра, ни каких-либо других вещественных благ, он переходил с
места на место, возвещая Евангелие Царствия Божия. Он усвоил обычай воздавать
добром за зло; укоряемый - он благословлял, гонимый - терпел, поносимый -
радовался духом, и во всем являл себя Божиим слугою, будучи истинным
подражателем своему учителю. Святой апостол Павел, видя ученика своего столь
преуспевающим в добродетелях, поставил его сначала диаконом, затем пресвитером
и наконец - епископом8, хотя он был и молод
годами. Сделавшись чрез возложение рук апостольских служителем Христовых Тайн,
святой Тимофей сделался усерднейшим подражателем тягостей и трудов
апостольских, не уступая другим апостолам в страданиях и трудах во время
благовествования учения Христова. Ни юность, ни слабость тела не могли
когда-либо воспрепятствовать ему в исполнении принятого им на себя подвига. Во
всей своей деятельности он обнаруживал величие духа, как об этом
свидетельствует учитель его, святой апостол Павел, в первом своем послании к
коринфянам: "если придет к вам
Тимофей, смотрите, чтоб он был у вас безопасен, ибо он делает дело Господне,
как и я. Посему никто не пренебрегай его" (1 Кор. 16:10-11). Несколько
выше, похваляя его, святой апостол Павел писал: "Я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына,
который напомнит вам о путях моих во Христе" (1Кор. 4:17). Подобным
образом и в других своих посланиях он называет святого Тимофея своим братом,
говоря: "Павел, узник Иисуса
Христа, и Тимофей брат" (Флм. 1:1), "Павел, волею Божьею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат"
(2Кор. 1:1), "Павел, волею Божьею
посланник Иисуса Христа, и Тимофей брат" (Кол. 1:1). И еще он пишет:
"Мы послали Тимофея, брата нашего и
служителя Божия, и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы
утвердить вас и утешить в вере вашей" (2Сол. 3:2). Эти и многие другие
свидетельства в похвалу святому Тимофею находятся в посланиях апостола Павла.
Однако, св. Тимофей не превозносился этим, но, живя в смиренномудрии и строгом
соблюдении себя от греха, постоянными трудами и постом так изнурял себя, что и
сам учитель его, взирая на его подвиги и посты, сильно жалел его. Он убеждал
святого Тимофея - не пить одной воды, но употреблять и немного вина ради его
желудка и частых недугов (1Тим.5:22), которыми, хотя и постоянно тело его было
обременено, но зато душевная чистота оставалась нетронутою и свободною от
всякого повреждения. Святой Тимофей с учителем своим проходил все концы мира:
то в Ефесе, то в Коринфе, то в Македонии, то в Италии, то в Испании, они возвещали
слово Божие, так что с полным правом можно было сказать о них: "По всей земле проходит звук их, и до
пределов вселенной слова их" (Пс.18:5). При этом святой Тимофей был
проницателен в рассуждениях, быстр в ответах, - в проповеди слова Божия - искусный
оратор, в изложении Божественных писаний - увлекательный истолкователь, в
церковном управлении и защите истин веры - достойнейший пастырь. В особенности
же достойно внимания то, что он получил изобильную благодать, так как учение
свое он почерпнул из двоякого источника: он не только имел своим учителем
святого Павла, но поучался и у святого Иоанна, возлюбленного ученика Христова9. Когда же святой Иоанн был сослан
императором римским Доминианом10 в изгнание
на остров Патмос11, то Тимофей был вместо
него епископом города Ефеса, где, спустя немного времени, и пострадал за свое
свидетельство об Иисусе Христе следующим образом.
Житие и страдание святого преподобномученика Анастасия Персянина
Страница 1
Житие и страдание святого преподобномученика Анастасия Персянина
Когда святой город Иерусалим был взят
персидским царем Хозроем1 и святые места
пребывания Христа Господа нашего, ознаменованные Его вольными страданиями,
распятием, смертью, погребением и воскресением, были завоеваны нечестивыми
варварами, - когда и животворящее древо Креста Господня было взято в плен и
отнесено вместе с богатой военной добычей2
в Персию, тогда в этой последней слава имени Христова начала, подобно солнцу,
сиять в чудесах, исходивших от животворящего крестного древа. Само будучи в
плену, оно пленяло души человеческие Богу, и подобно уде, уловляя людей, влекло
их ко Христу, просвещая познанием истины и воспламеняя сердца Божественною
любовью. Тогда обратился к познанию Христа и святой мученик Анастасий, о
котором нам предстоит повествовать.
Родом он был перс из
селения Раснуни, расположенного в области, называемой Разы. Первоначальное его
персидское имя в язычестве было Магундат. Он был сыном одного волхва, по имени
Вава, весьма знаменитого в своей стране учителя чародейской науки, которой он
обучил в совершенстве и сына своего в ранней его юности. Когда Магундат достиг
возраста зрелого юноши, он, вместе со многими другими юношами, поступил в
военную службу и оставался в столичном городе, служа царю персидскому Хозрою.
Услышав о славе и могуществе крестного древа, которое приводило в изумление все
персидские области и устрашало необычайными чудесами, так что все говорили:
"Бог христианский пришел в Персию", Магундат начал усердно
расспрашивать об этом. Внезапно душа его воспламенилась тайно тем огнем,
который Христос пришел "низвести на
землю" (Лк.12:49). Без устали этот прекрасный юноша обращался ко
многим с расспросами, желая с достоверностью узнать, что это за древо, имеющее
столь великую силу чудотворения. Когда верующие разъяснили ему, что это - тот
самый Крест, на котором был распят, ради спасения рода человеческого, Христос,
Сын Божий, исповедуемый и почитаемый христианами, тогда в нем еще более
возгорелось внутреннее желание приобрести совершеннейшее познание о Сыне
Божием. Он ставил вопрос за вопросом, а в ответах находил поводы к дальнейшим
исследованиям, пламенея усердием узнать, как Бог сошел с неба, как стал
человеком, почему и кем осужден на крестную смерть, когда снова вознесся на
небо, откуда сошел. Он слушал об излагаемом ему христианами Божественном
таинстве воплощения Христа, и уши его с любовью воспринимали семя благочестия,
а душа его постепенно возращала зерно веры и возбуждалась к подражанию Христу.
Магундат имел родственника по плоти, и оба они находились в полку одного
славного воеводы Саина. Когда последний был послан с войском персидским царем
на войну в области Греции и достиг славного христианского города Халкидона3, пришел туда и Магундат, служивший в полку
с родственником своим. Против персов ополчился благочестивый греческий царь
Ираклий4. Тогда персидский воевода Саин
поспешно возвратился назад с полком своим. Магундат же, оставив полк и своего
родственника, предпочел лучше жить с христианами в бедности и безвестности,
нежели в богатстве и почете в отечестве своем среди неведущих Бога. Сначала он
пришел в Иераполь5. Там нашел он одного
человека, родом перса, по вере христианина, а по ремеслу золотаря. Поселившись
у него, Магундат учился золотарному искусству. Руки его были обращены к делу, а
ум его постоянно был устремлен ко Христу Богу, любовью к Которому он горел. Он
умолял учителя своего приготовить его к святому крещению; но желание его не
могло осуществиться, ибо святое крещение было отлагаемо на неопределенное время
из опасения войны со стороны персов. Между тем, часто приходя с учителем своим
в церковь на молитву, он видел на церковных стенах картины, изображавшие
страдания и чудеса святых мучеников. Он спрашивал своего учителя, что это
значит? Учитель рассказывал ему о подвигах и жизни святых: как они мужественно
приняли смерть за Христа и с ревностью положили за Него свои души, что они
претерпели от мучителей ради Христа и каких наград они сподобились от Него на
небе. Слушая все это со вниманием, Магундат удивлялся и ужасался; сердце его
еще более воспламенялось Божественною ревностью. Пробыв в Иераполе некоторое
время, он пошел в Иерусалим, чтобы там принять святое крещение.
Прибыв во святой
город Иерусалим, Магундат, названный впоследствии Анастасием, остановился у
одного христолюбивого мужа, также золотаря по ремеслу. Ему он открыл желание
сердца своего - соединиться со Христом чрез святое крещение. Тот повел его к
святому Илии, пресвитеру великой церкви Воскресения Христова. Блаженный Илия,
приняв его с любовью, известил о нем святейшего патриарха Модеста6 и, по его благословению, крестил перса
Магундата, нарекши его в святом крещении Анастасием, после чего удержал его у
себя в течение восьми дней. Святой Илия спрашивал его: какое он хочет избрать
себе житие - мирское или иноческое? Блаженный Анастасий не только словами
утверждал, но и кротким нравом своим обнаруживал, что он желает иноческого
звания и жизни. Спустя восемь дней, когда он снял возложенные на него при
крещении белые одежды, пресвитер отправил его в один из иерусалимских
монастырей, в десятый год царствования Ираклия. Там он был поручен одному мудрому
и добродетельному старцу, который скоро стал настоятелем того монастыря. У него
святой Анастасий научился не только греческому языку, но и пониманию псалтири и
прочих священных книг, а равно получил наставление относительно многих
подвигов, приличествующих иноческой жизни. Поэтому-то он был любим всеми, а
особенно своим наставником, который, на основании первых опытов его
подвижнической жизни, предусматривая дальнейшее прохождение ее, постриг его в
иноки и сделал своим духовным сыном.
Память святых мучеников Мануила, Георгия, Петра, Леонтия, Сиония, Гавриила, Иоанна, Леонта, Парода и прочих, числом 377, с ними пострадавших
Страница 1
Память святых мучеников Мануила, Георгия, Петра, Леонтия, Сиония, Гавриила, Иоанна, Леонта, Парода и прочих, числом 377, с ними пострадавших
Сии святые мученики происходили из разных
областей Римской империи и жили в Адрианополе1
при императоре Льве Армянине2. В то время
болгарский царь Крум опустошил Фракию и Македонию и подошел к самому
Константинополю, затем после трехмесячной осады овладел Адрианополем3 и взял в плен всех его жителей, уцелевших от
избиения, до сорока тысяч человек; в числе них был и местный епископ, которого
язычник царь приказал стремглав бросить на землю и растоптать. Крум погиб злой
смертью; преемник его Дукум умер вскоре после него, и над болгарами воцарился
Диценг, властитель грозный и бесчеловечный. Он приказал распилить надвое
епископа адрианопольского Мануила и отрубить до плеч руки святителя, после чего
священные его останки брошены были на съедение псам. Гнев Божий поразил изверга
слепотой и вскоре Диценг был убит своими подданными. Ему наследовал Муртагон,
который стал жестоко преследовать христиан, не повиновавшихся его повелению -
отречься от Христа; верных рабов Христовых он томил в темнице, истязал пытками
и предавал смерти в бесчеловечных мучениях. Святых епископов Георгия
Девельтского4 и Петра, утверждавших свою
паству в Христовой вере, бесчеловечный мучитель предал жесточайшим палочным
ударам и потом отсек мечом честные их главы; той же казни вместе со святителями
подверглись семь христиан; усечены мечом и христианские воеводы Иоанн и Леонт;
святому Леонтию - скопцу, епископу Никейскому, язычники пронзили чрево мечом;
от меча же прияли мученическую кончину Гавриил и Сионий; Парод,
благоговейнейший пресвитер, побит камнями. Много и других верных рабов
Христовых было избито и заключено в темницы в это время. И не только свирепый
Муртагон, но и его преемники на болгарском престоле жестоко преследовали
христиан, которые различными истязаниями и мучительной смертью стяжали себе
вечное царство.
В тот же день память святого преподобномученика Анастасия, диакона
Печерского, скончавшегося в конце XII века и почивающего в пещере преподобного
Антония.
Преподобный Макарий Жабынский,
Белевский чудотворец, родился в 1539 году. В ранней
молодости он принял постриг с именем Онуфрий и в 1585
году основал Жабынскую Введенскую пустынь близ реки
Оки, недалеко от города Белева. В 1615 году пустынь
была полностью разорена польскими войсками под начальством Лисовского.
Вернувшись на пепелище, преподобный стал возобновителем
монастыря. Он снова собрал братию, и вместо деревянного был построен каменный
храм в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм, с
колокольней на воротах. Преподобный проводил жизнь в суровых иноческих
подвигах, претерпевая мороз, зной, голод и жажду, как об этом записано было в
монастырском синодике. Часто он удалялся в лесную чащу, где в одиночестве
молился Богу. Однажды, когда преподобный шел лесной тропинкой, он услышал
слабый стон. Он огляделся кругом и увидел прислонившегося к стволу сосны
поляка, который в изнеможении полулежал. Рядом валялась его сабля. Он отстал от
своего отряда и заблудился в лесу. Еле слышным голосом враг, возможно грабивший
обитель, просил пить. Любовь и сострадание превозмогли в преподобном.
С молитвой ко Господу он ударил посохом о землю, из которой .забил
прохладный родник, и напоил умирающего. Когда восстановленный монастырь окреп
во внешней и внутренней жизни, святой Онуфрий оставил
общемонастырскую жизнь и, поручив братию надежному
руководству одного из своих учеников, принял схиму с именем Макарий. Местом
своего уединения он избрал верховье протока Жабынки -
"кладезь Жабынец", отстоящий от устья
протока и берега реки Оки в одной версте.
Схимнические подвиги преподобного
Макария были скрыты не только от мира, но и от любящей его братии. Он
скончался 84-х лет в 1623 году, в ночной час, когда запели петухи, и был
погребен 22 января, на память апостола Тимофея, напротив ворот обители, близ
места, где впоследствии была построена церковь его имени.
В Иконописном Подлиннике
сохранилось описание облика преподобного последних лет жизни: он был седой, с небольшой
бородой, поверх монашеских риз носил схиму. Почитание преподобного Макария
установилось в конце XVII - начале XVIII в. Были написаны его иконы; по
преданию, мощи его почивали открыто, но уже в 1721
году их скрыли под спуд. В XVIII в. обитель запустела. Память о подвигах и
чудесах преподобного Макария настолько забылась, что, когда в 1816 году при
постройке Никольской церкви были обретены нетленные мощи основателя обители, понем начали служить соборную
панихиду. Восстановление памяти преподобного Макария Белевского
связано с именем игумена Ионы, который родился в день памяти преподобного
Макария, 22 января, и начал свой иноческий путь в Оптиной пустыни неподалеку от
Жабынской обители. С 1875 года игумен Иона стал
настоятелем Жабынской пустыни. Его прошение о
восстановлении памяти преподобного Макария Жабынского
было подкреплено ходатайством белевских граждан,
через века сохранивших веру в святость угодника. 22 января 1888 года после
долгого перерыва совершилось торжественное чествование памяти преподобного
Макария Жабынского. В 1889 году над местом погребения
святого был заложен храм его имени. Игумен Иона, который жил в то время на
покое в пустыне и деятельно участвовал в строительстве, решил вместе с
подрядчиком работ открыть святые мощи преподобного Макария. Когда всё было
готово к исполнению самочинного предприятия, преподобный
явился обоим участникам в сонном видении и строго предупредил их, чтобы они не
дерзали на не свое дело, а иначе будут наказаны. Память об этом явлении
благоговейно хранилась среди иноков обители. Преподобному
была составлена служба. Память преподобного Макария Жабынского
чтится, помимо 22 января, еще и 22 сентября.
Подвизался в Ближних пещерах в XII веке.
Иеромонах Афанасий Кальнофийский называет его братом преподобного Тита,
пресвитера (память 27 февраля/12 марта). В рукописных святцах он называется
диаконом. В службе Собору отцов Ближних пещер о св. Анастасии говорится, что он
имел такое дерзновение к Богу, что получал все просимое. Память его празднуется
также 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста.