Страдание святого мученика Полиевкта (259). Память святого Филиппа, митрополита Московского (1569). Память святого Петра, епископа Севастийского (IV). Пророк Самей (X до Р.Х.). Преподобный Евстратий чудотворец (IX век). В 1905 г. c провокационной манифестации, разгон которой бунтовщики назвали "кровавым воскресением", началась первая революция 1905-1907 гг. в России. В 1873 г. - кончина Великой Княгини Елены Павловны, супруги Великого Князя Михаила Павловича, четвертого сына Императора Павла I и Императрицы Марии Феодоровны в Петербурге.
В 1905 г. c провокационной манифестации, разгон которой бунтовщики назвали "кровавым воскресением", началась первая революция 1905-1907 гг. в России
В 1873 г. – кончина Великой Княгини Елены Павловны, супруги Великого Князя Михаила Павловича, четвертого сына Императора Павла I и Императрицы Марии Феодоровны в Петербурге
Завтра, Четверг, 23 Января 2020 года (10 Января 2020 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1872 г. родился старец и друг Царской семьи Григорий Распутин (Новый)
В 1758 г. Русские войска взяли Кенигсберг
В 1775 г. казнен самозванец Емельян Пугачев, выдававший себя за "Императора Петра III"
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Страдание святого мученика Полиевкта
Страница 1
Страдание святого мученика Полиевкта
Во времена Декия и Валериана1, царей римских в городе Мелитине, в земле
Армянской2, жили два уважаемых воина, Неарх
и Полиевкт, которые питали такую взаимную любовь друг к другу, какая редко
бывает даже между единоутробными братьями: каждый из них любил своего друга,
как свою жизнь и дыхание. Неарх был христианин твердый в вере и верный
исполнитель закона Господнего, а Полиевкт был язычник непросвященный еще светом
истинной веры. Однако, сей последний жил по христианским обычаям и подвизался в
разных добродетелях, так что его можно было назвать плодовитой маслиной, и ему
недоставало только приобщиться к Церкви Божьей. Неарх старался обратить его в
христианскую веру, часто читал ему Божественные Писания и говорил о едином
Истинном Боге, показывая в то же время суету и мерзость идолопоклонства. Но, не
наступил еще для Полиевкта час обращения и спасения его, назначенный ему от
Бога. В скором времени на базарах и улицах стали читать безбожное повеление
нечестивых царей, которое призывало всех к поклонению их мерзким богам и
угрожало различными муками и казнями тем, кто оказался бы непослушным этому
повелению. Неарх как верный раб Христов стал приготовляться к смерти; но в то
же время он начал скорбеть о своем друге, Полиевкте, полагая, что тот, которого
он рассчитывал видеть христианином из страха пред угрозами царя, останется
неверующим и чрез это лишится вечного спасения. Постоянно скорбя об этом и
плача о погибели, ожидавшей его друга, Неарх изменился даже в лице и всем видом
своим выдавал свое душевное смущение. Полиевкт видя своего друга столь
смущенным спрашивал его о причине его печали и, так как тот ничего не говорил,
то опечалился и Полиевкт сочувствуя тяжкому горю своего друга. Наконец Полиевкт
стал особенно настоятельно спрашивать Неарха:
- Не
оскорбил ли я тебя чем-нибудь? В чем вина моя? Что я сделал ужасного, что ты не
хочешь простить своему другу?
Тогда
Неарх заплакав и воздохнув из глубины сердца, сказал:
- Когда я,
друг думаю о том, что наша любовь и приязнь должны кончиться, то унываю и
скорблю душою.
Услышав
это, Полиевкт весьма огорчился и сказал:
— Как это
может случиться, друг? Зачем ты говоришь о таких невозможных вещах? Отчего наша
любовь должна прекратиться, когда и сама смерть не в силах ее расторгнуть?
—
Любезнейший друг, - отвечал Неарх, - то меня так и угнетает до глубины души,
что наше разлучение будет хуже, чем естественная смерть.
Полиевкт
не поняв, что говорит Неарх, крепко обнял своего друга и еще настоятельнее стал
просить его:
- Скажи,
Неарх и разъясни, в чем будет состоять это разлучение наше? Я не могу более
выносить твоего молчания, и если ты будешь продолжать молчать, и ничего не
скажешь мне, то тотчас же увидишь меня пред собою мертвым.
Тогда
Неарх сказал ему:
-
Любезнейший Полиевкт! нас разлучит с тобою тот царский указ, который читается
повсюду; ибо я принадлежу к христианской вере, а ты к языческой. И вот, когда
меня возьмут на смерть, ты откажешься от меня и покинешь меня.
Услышав
это, благоразумный Полиевкт тотчас понял, чего хочет Неарх, и, будучи просвещен
благодатью Божьей, стал помышлять о Божественном. Он припомнил бывшее ему за
несколько дней пред сим видение и сказал:
- Не
бойся, возлюбленный друг мой Неарх! мы не расстанемся с тобою, ибо я видел во
сне Христа, Которому ты служишь и Который, приблизившись ко мне, снял бывшую на
мне одежду и облек меня в другую, новую, прекрасную и драгоценную, с золотыми
петлями, и, кроме того, дал мне еще крылатого коня.
Неарх,
услышав это, обрадовался и объяснил видение в том смысле, что снятие прежней
одежды и облечете в новую, указывает на перемену жизни к лучшему:
-
Предстоит тебе, - сказал он, - оставить языческое нечестие и облечься во Христа
истинною верою; крылатый же конь означает скорый переход к небу.
Затем он
промолвил:
- Вот ты
уже познал Христа, Бога Истинного!
Полиевкт
отвечал:
- Когда же
я не знал Его? Не горел ли я сердцем, когда ты рассказывал мне о Нем? Не
дивился ли я Его словам, когда ты читал мне святое Евангелие? Мне недоставало
только христианского имени, а по расположению своему я уже был христианином,
ибо я всегда только и думал о том, как бы мне, оставив суетных идолов, стать
рабом Христа Господа. Итак, что же медлить, Неарх? Докажем самым делом нашу
преданность Христу!
Святой
митрополит Филипп родился1
в царствующем городе Москве от благочестивых и благородных родителей, из
славного рода бояр Колычевых. Отец его, по имени
Стефан, принадлежал к числу ближних бояр великого князя Василия Иоанновича;
набожная мать его, по имени Варвара, окончила дни свои инокинею с именем Варсонофии. За благочестивую жизнь их в свидетельство их
добродетелей, Бог благословил их добрым плодом: от них родился блаженный
Филипп, который во святом крещений наречен был
Феодором. Родители воспитывали его во всяком благочестии. Когда он немного
подрос, его отдали в обучение книжное, в котором он преуспевал с особенным
усердием, чуждаясь в то же время свойственных детскому возрасту игр и забав.
Таким образом, Феодор в скором времени постиг всю книжную премудрость и навеки
в душеполезном чтении. Родители, видя такое доброе его поведение, радовались о
том. Спустя некоторое время, к Феодору приставили "отроков"2 для обучения его верховой
езде; но он нисколько не прилежал тому, предпочитая конской езде
чтение книг, в которых он находил жития святых и досточудных
мужей и чрез то поучался совершенствоваться в добродетелях. Потом его стали
обучать и воинскому искусству; но и это не переменило благочестивого настроения
его души; он избегал своих сверстников и их рассеянной жизни, так что многие
дивились такому его благочестию.
По смерти великого князя Василия Иоановича3, скипетр царства принял сын
его великий князь всея России Иоанн Васильевич4. В это время Феодор пришедший уже в совершенный возраст, был взят ко
двору на служение царское и успел заслужить любовь и благоволение малолетнего
князя Иоанна Васильевича. Но Феодор недолго служил при дворе. Когда он достиг тридцатилетнего возраста, случилось ему, по особому
Божьему промышлению, призревшему на него, войти в
церковь во время совершения божественной литургии. Здесь он услышал
слова Евангелие: "Никто не может служить двум господам" (Мф. 6:24). Пораженный этими словами, он размышлял в себе,
что эти слова относятся и к нему, и решился оставить мирскую жизнь. Вспомнив о
Соловецком монастыре5, что
там добре подвизаются иноки, он вознамерился удалиться туда. Сотворив молитву
пред святынями, со слезами припадая к чудотворным рукам святых и приложившись к
святым мощам, Феодор пошел с молитвою в путь, тайно ото всех оставив царский двор отечество и родных, взяв с собою лишь самую необходимую
одежду6. Сначала он пришел
в пределы Великого Новгорода, к озеру Онеги7
и там поселился в селений Хижах у одного крестьянина.
Хозяин, видя его добрый нрав и смирение, поручил ему пасти своих овец: так Бог
предназначил о нем, чтобы прежде овец словесных, он добре упас бессловесных.
Между тем родители повсюду разыскивали его по городам и, нигде не нашедши,
много плакали о нем. Благочестивый же юноша, прожив немало дней в
вышеупомянутом селении, удалился оттуда на Соловецкий остров и был принят
игуменом Соловецкой обители, который повелел ему
трудиться на монастырских службах. Он же, оградившись страхом Божьим, с
усердием и смирением, в простоте сердца, исполнял все, что ему повелевали
делать. Он рубил дрова, копал в огороде землю, переносил камни, иногда на
плечах своих выносил помои и исполнял другие, еще более тяжелые работы. Много
раз от некоторых из иноков ему приходилось принимать оскорбления и даже побои,
но он никогда не гневался и с радостью и смиренномудрием переносил все, и никто
не знал кто он и откуда.
Так искусившись в терпении, Феодор просил игумена постричь
его в иночество. Он был пострижен в иночество с именем Филиппа. Его отдали в
послушание одному опытному иноку, по имени Ион, коим он и был наставлен на
всякую добродетель.
Потом игумен послал его на поварню и там он смиренно работал
на братию, разжигая огонь и рубя дрова. Пробыв довольное время в той службе,
Филипп перешел оттуда в монастырскую кузницу, где неленостно
трудился, нося дрова и воду.
И всеми работавшими на кузнице он был похваляем
за свои труды. Тогда, избегая славы, он удалился из монастыря в пустыню, и там
вверив ум свой к Богу, непрестанно упражнялся в одних только молитвах. Так
долго подвизался святой Филипп в пустыне, в лесах Соловецких, и потом снова
возвратился в обитель к своим трудам. Игумен Алексий, видя его столь
усердствующим в иноческих подвигах и украшенным глубоким смирением, весьма
утешался ими и держал его при себе своим помощником, поручив ему надзор за
начальными послушниками. Филипп все это исполнял с ревностью и в этих трудах
провел девять лет, вспомоществуем молитвами и благословением своего игумена.
Потом игумен Алексий, отказавшись по старческой немощи от управления обителью,
советом братии, поставил святого Филиппа на игуменство8. Но хотя Святой и принял
начальствование, однако нисколько не изменил своего прежнего жития. Напротив,
он еще более усилил свои подвиги и предался еще большим трудам телесным, а
когда видел себя хвалимым и почитаемым за это, считал то тщетным, ибо от юности
был украшен смирением. Посему он оставил игуменство и снова удалился в пустыню,
приходя в монастырь только для причащения честного Тела и Крови Христа Бога
нашего. Управлять монастырем стал прежний игумен Алексий, который через полтора
года после того скончался. Тогда, по просьбе братии, Святой Филипп снова принял
игуменство. Он предался еще большим подвигам и достиг еще высшего совершенства
в добродетелях. Обитель же Соловецкая во время его
управления продвигала и благоукрашалась9.
Между тем слава о святом Филиппе дошла до благоверного царя и князя Иоанна Васильевича. В то время митрополит всей России
Афанасий оставил престол10.
Царь пожелал, чтобы на престол Российской митрополии возведен был Святой
Филипп, - и вот он вызывает святого в Москву для "духовного совета"11. Православный народ тогда
пребывал сначала в мире и любви; враг же (дьявол), видя это и искони ненавидя
истину, воздвиг многомятежную бурю, возбудив вместо
любви в православных христианах, ненависть друг к другу. При дворе среди бояр
начались свары, ожесточенная вражда и всякого рода
злоумышления друг на друга. Своим коварством и междоусобиям они понудили царя
устроить розыск сеятелей вражды. Из-за тех злых наветов боярских царь держался
только своих верных слуг, ближних родственников и друзей, и был в печали из-за
бояр, видя в них своих врагов и крамольников. И вот он
разделил государство на две части, устроив себе особых телохранителей, под
именем опричников, которые состояли при особе царя и составили особое
управление12. Опричники однако, не злоупотребляли данною им властью, а защищали от
бояр народ, отнимая у бояр имущества и пересылая самих крамольников в незаселенные
территории, сопровождая свои действия подробными судебными разбирательствами.
Царь верил в их верность и преданность, и потому управы на лютовавших
бояр легко можно было найти простым крестьянам и посадским людям. В это время
царь и вызвал из Соловецкой обители Филиппа. С честью приняв его, царь объявил ему о своем желании видеть
его на митрополичьем престоле. Филипп по своему смирению, отказывался от этого
высокого сана; но потом должен был уступить непреклонному желанию царя и был
возведен на митрополичью кафедру13.
В первое время все было покойно; царь уважал святителя и благоволил к нему. Но
потом, когда клевета на Филиппа со стороны изменников из духовенства, бояр и их сторонников достигли
крайнего предела, то блаженный Филипп стал умолять царя лишить его сана во избежании дальнейших распрей,
производимых из-за зависти к нему со стороны крамольников. Тогда царь со
слезами умолял святого остаться, но Филипп сам настаивал на ссылке. Он же,
оставаясь непоколебим на судах посреди своих клеветников,
как адамант, настаивал на своей невиновности в бунте против царской политики, и
сам царь не переставал защищать его перед сынами противления14. К прискорбию, нашлись и
между духовными лицами предатели, старавшиеся только заполучить митрополичий
престол и духовную власть. Пимен, архиепископ Новгородский, и некоторые другие
с ним15 вместе с боярами и
их единомышленниками, измышляя против святого различные козни, старались
низвергнуть его с престола и уговаривали царя изменить свое намерение и
подвергнуть Филиппа жесточайшей ссылке. Царь упорно не соглашался низвергнуть
Филиппа с митрополичьего престола. В непродолжительном после того времени, по доносу
лживых свидетелей, он послал в Соловки Суздальского епископа Пафнутия и князя Василия Темкина расследовать, какова была
прежняя жизнь Филиппа. Достигнув Соловецкого монастыря, посланные стали
стараться действовать так, чтобы еще больше налгать царю на Филиппа. Одних из
иноков ласками и мздоимством, других - обещанием
высших духовных почестей, третьих - угрозами убедили они сделать нарекание на
святого. Честным же старцам, которые говорили о Филиппе правду, нанесли тяжкие
побои, повелевая им говорить о святителе непристойное.
Они же, исполненные благочестия, все сии оскорбления принимали с радостью и
едиными устами продолжали говорить истину о Филиппе, что житие его в обители
было непорочно, по Боге. Но царские посланцы не хотели
о том и слушать, но, сделав, что им было нужно, возвратились в Москву. При этом
они взяли с собою игумена Соловецкого Паисия,
которому обещали епископский сан, и других клеветников,
лжесвидетельствовавших на святого Филиппа. Немедленно был созван собор для суда
над святителем. Прибывшие из Соловок клеветники
представили царю свитки, в которых были написаны их лжесвидетельства. Царь,
услышав о письменных свидетельствах против Филиппа, снова не поверил им, но по
сильному давлению тайных мятежников повелел во всеуслышание прочесть их, после
чего лжесвидетели начали словесно клеветать на святителя. Святитель не
оправдывался и стал снимать все знаки своего сана16, но царь велел ждать судебного
приговора. На другой день, когда святой митрополит Филипп, предварительно
умолив царя сослать его, дабы буря прекратилась, священнодействовал в Успенском
соборе17, царь со слезами
послал туда боярина своего Алексея Басманова с
большим числом опричников. Вошедши в собор, Басманов
приказал в слух всего народа прочитать судебный приговор о низложении
митрополита. Потом опричники бережно помогли святителю сложить с святительское облачение, одели его по его же просьбе в
простую, разодранную монашескую одежду, вывели из церкви и, посадив на дровни,
повезли в Богоявленский монастырь, прося у него прощения за вынужденные
действия18. Потом, по воле
царя, Филипп был сослан в Тверской Отрочь монастырь19, причем святой много зла
претерпел от боярских приставников. Прошло около года, как святой находился в
заточении, удручаемый от приставников различного рода скорбями. В это время
царь, двигаясь походом на мятежныйНовгород20 и
приближаясь к Твери, имея уже доказательства невиновности Филиппа, послал к
нему Малюту Скуратова. Последний
подвергся нападению со стороны боярских наемников и прибыл в монастырь тяжело раненным, но успел уже к погребению праведника, убитого по
тайному зловещему замыслу царских изменников21.
Святой Петр был братом Василия Великого,
десятым и последним сыном родителей его. В воспитании святого Петра большое
участие приняла старшая сестра его, Макрина. Она дала ему самое возвышенное
образование, с младенчества его ум изучением слова Божьего. Благодаря заботам
Макрины, юноша достиг такой высоты добродетели, что, по выражению брата его,
Григория Нисского, "в последующей жизни своей был, кажется, не меньше
Василия Великого по превосходству добродетелей". Когда Петр пришел в
возраст то Василий, сделавшись епископом Кесарии Каппадокийской, посвятил его в
пресвитера. Впоследствии Святой Петр был поставлен в епископа Севастии
Армянской1. В сане епископа он
присутствовал на втором Вселенском соборе против Македония2,
бывшем в Константинополе в 381 году. Скончался в конце IV-го века.
1 Севастия Армянская находилась на
северо-востоке Малой Азии.
2
Македоний был патриархом Константинопольским с 341-360 г. с перерывами. Он был
основателем ереси, неправильно учившей о Святом Духе. Духа Святого он не
признавал Богом, а считал Его тварным существом, не имеющим участия в Божестве
и славе Отца и Сына. II-й Вселенский Собор, в 381 г., осудил эту ересь и утвердил
православное учение о Святом Духе как Истинном Боге. Сверх того, на этом соборе
был пересмотрен Никейский символ веры. Прибавив к нему 5 новых членов (8-12),
где предложено учение о Святом Духе, о Церкви и таинствах, о вере в воскресение
мертвых и жизнь будущего века, - собор придал ему тот вид, в каком он
сохранился до настоящего времени.
Пророк Самей жил
при царе Соломоне и сыне его Ровоаме, которому пророк
от лица Божия запретил воевать против 10 колен Израилевых, отделившихся от
потомков Давидовых (3 Цар.
12).
Преподобный Евстратий происходил из города Тарса. 20-ти лет он тайно ушел из дома родителей и поселился в Авгаровской обители (на Олимпе в Малой Азии). Там он проводил строгую подвижническую жизнь, питаясь только хлебом и водой, ночи же проводя в молитвах. Спустя некоторое время он был избран настоятелем обители. В царствование иконоборца Льва Армянина (813 - 820) преподобный Евстратий, скрываясь от преследования, скитался в горах и пустынях, а после смерти царя
возвратился в монастырь. Молитва не сходила с его уст, он непрестанно повторял слова: "Господи, помилуй!"
Перед смертью он дал наставление инокам: не привязываясь к земным благам, постоянно думать о будущей жизни. Осенив себя святым крестом, он произнес: "В руки Твои, Господи, предаю дух мой" и скончался мирно, 95-ти лет от роду.