Страдание святого мученика Никиты (ок. 372). Память святого Филофея, пресвитера и чудотворца (X). Память святого мученик Порфирия (361). Память святых мучеников Максима, Асклиады и Феодота (305-311). Новоникитская икона Божией Матери (372). В 1326 г. по приказу ордынского хана Узбека был казнен Дмитрий Михайлович Грозные Очи (род. в 1299 Великий Князь Владимирский 1322-1326) за убийство Георгия Данииловича Московского (род. в 1284, погиб в 1325 в Орде от Дмитрия Михайловича Грозные Очи, Великий Князь Владимирский 1319-1322) как месть за убийство отца Михаила Ярославича Тверского (род. в 1271, погиб в 1318 в Орде, Великий Князь Владимирский 1304-1317). В 1485 г. Тверское княжество присоединено к Московскому Государству. Великий Князь Московский Иоанн III Васильевич (род. в 1440, правил в 1462-1505) торжественно въехал в город. Тверской князь Михаил Борисович (род. в 1453 г., ум. в 1505 г.) сбежал в Литву, где умер изгнанником, не оставив детей. В 1801 г. прошла коронация Импер
В 1326 г. по приказу ордынского хана Узбека был казнен Дмитрий Михайлович Грозные Очи (род. в 1299 Великий Князь Владимирский 1322-1326) за убийство Георгия Данииловича Московского (род. в 1284, погиб в 1325 в Орде от Дмитрия Михайловича Грозные Очи, Великий Князь Владимирский 1319-1322) как месть за убийство отца Михаила Ярославича Тверского (род. в 1271, погиб в 1318 в Орде, Великий Князь Владимирский 1304-1317)
В 1485 г. Тверское княжество присоединено к Московскому
Государству. Великий Князь Московский Иоанн III Васильевич (род. в 1440, правил в 1462-1505) торжественно въехал в город. Тверской князь Михаил Борисович (род. в 1453 г., ум. в 1505 г.) сбежал в Литву, где умер изгнанником, не оставив детей
В 1801 г. прошла коронация Императора Александра I Павловича, которая была совершена митрополитом Платоном
В 1891 г. умер писатель Иван Александрович Гончаров (род. 6 июня 1812 г.)
<
br />
Завтра, Пятница, 29 Сентября 2017 года (16 Сентября 2017 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Страдание святого мученика Никиты
Страница 1
Страдание святого мученика Никиты
Когда честный и животворящий крест
Господень, сие знамение победы, был вознесен высоко над миром, то соименный
победе, святой Никита, пришел под его сень. Накануне сего дня мы праздновали
Воздвижение святого Креста, сию непобедимую для мира победу, а ныне ублажаем
святого Никиту, имя коего означает победителя1. Сей добрый воин Иисуса
Христа стал под крестом, как бы под знаменем, чтобы вести брань против врагов
святого Креста, в честь Распятого на нем. Один воинствует за царя земного,
другой за свою жизнь и суетную славу, – иной за временные богатства, а святой
Никита воинствовал за Единого Господа своего Иисуса Христа, Который есть Царь
всякого создания и наша слава и никогда не иссякающее богатство. А где и каким
образом сей воин подвизался за Христа, – об этом повествуют следующее.
Когда в царствование святого равноапостольного царя
Константина Великого святая вера начала распространяться по всей вселенной,
тогда и готской стране2,
по ту сторону реки Истра3 (Дуная)
воссияло, как свет во тьме, святое благочестие. В той стране был рожден, крещен
и получил воспитание святой Никита. Готский епископ Феофил4, принимавший участи на первом Никейском
соборе, исповедавший догматы православной веры и подписавший определения собора
- просветил Никиту светом веры и крестил его во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Спустя немного времени, древний завистник -диавол, не вынося того, что святая вера
Христова распространяется и число христиан всё более и более увеличивается,
воздвиг в сей варварской земле, омраченной идолослужением, борьбу и сильное
гонение против исповедующих имя Христа и верующих в Господа. Дух злобы внушил
князю той страны, по имени Фанариху, убивать христиан и истребить с земли своей
даже память о них. В то время произошло у готов разделение и междоусобная
брань. Они разделились на две части: одна часть имела вождем своим некоего
Фритигерна, а другою руководил жестокий мучитель Афанарих. Когда сии единоплеменники
сошлись друг с другом на бой и произошло великое кровопролитие, Афанарих,
имевший больше силы и храбрости, одолел и победил своего противника и обратил
его войско в бегство. Побежденный Фритигерн бежал в Грецию, где искал помощи у
христоненавистного царя Валента5;
император приказал всему войску, бывшему во Фракии, идти на помощь Фритигерну.
После сего Фритигерн, со всеми оставшимися своими воинами и с собранным во
Фракии греческим войском, выступил против своего соперника. Переходя через реку
Истр (Дунай), он приказал сделать изображение святого креста и носит сие
изображение пред своими полками. Так он напал на Афанариха. Произошло ужасное
сражение, но христиане с помощью креста одолели Афанариха и победили всё его
войско: одних убили, других взяли в плен, так что сам он с небольшой дружиной
едва успел убежать. С того времени христианская православная вера всё более и
более стала распространяться среди готов, ибо многие, увидев непреодолимую силу
креста, проявившуюся в битве, уверовали в Распятого на кресте Господа.
Когда умер епископ Феофил, на его кафедру вступил Урфил6, муж благоразумный и
благочестивый. Он изобрел для готов письмена и перевел с греческого языка на
готский много книг, так что святая вера христианская распространялась среди
готов с каждым днем всё более и более. Утверждению там веры во Христа
способствовал своим рвением и святой Никита, один из благороднейших и
славнейших лиц той земли. Своим благочестием и боговдохновенными словами он
многих привел ко Христу.
Спустя некоторое время, нечестивый Афанарих снова
возвратился к себе на родину. Достигнув власти и силы, он, научаемый бесом,
воздвиг в своей области страшное гонение на христиан, старался отмстить за свое
унижение, так как он был побежден и посрамлен христианами в битве.
Тогда святой Никита, распаляемый ревностью к Богу, вышел на
борьбу с обоими врагами, невидимым и видимым: борьбу против невидимого врага он
вел, обращая неверных в истинную веру и предуготовляя верующих к мученическому
подвигу; борьбу же с видимым врагом он вел, обличая мучителя Афанариха и укоряя
его за его безбожие и бесчеловечность, за то что он предавал множество верующих
различным мукам; таким образом святой Никита победил обоих: и диавола попрал, и
суровость мучителя преодолел. Различные муки, коими у доброго страдальца
Христова хотели вынудить отречение от Христа, были бессильны, и сам мучитель
был в недоумении, почему он, при всем своем могуществе, не мог преклонить к
своему злочестию одного раба Христова, твердого в своем исповедании подобно
крепкому и непоколебимому столпу.
Что же задумал тогда беззаконный? Он задумал уничтожить
огнем того, кого не мог убить многими ранами, истязанием плоти и раздроблением
членов. Но чего же достиг нечестивый? Он более сам себя сжег своею яростью, чем
мученика - пламенем: святой Никита, хотя и находился в огне, однако тело его не
сгорело от огня, душа же его возродилась для новой вечной бессмертной жизни.
Между тем мучитель и без огня сгорел от своего безбожия: он омертвел своею
душою и тело свое предуготовил в ад. Так святой Никита воинствовал за Христа
под знамением креста и показал себя победителем; не только по имени, но и на
самом деле он был таковым.
Тело святого, неповрежденное огнем, оставалось без
погребения и лежало, будучи брошено с бесчестием. В то время проживал там одни
благочестивый христианин, по имени Мариан. Сей муж был родом из Киликийской
страны, из города Мопсуестии7.
По некоторому делу своему он пришел в готскую землю, и здесь остановился на
довольно продолжительное время. Мариан познакомился со святым Никитою и
приобрел его дружбу и любовь; в особенности же он возлюбил его тогда, когда
увидел, что святой подвижник стоял за святую веру Христову даже до готовности
пролить за нее кровь свою. И вот, когда тело святого лежало не погребенным,
Мариан задумал, как бы ему взять тело возлюбленного своего друга и мученика
христова и отнести в свою родную страну. Но он боялся привести в исполнение
свое намерение, из страха пред князем, приказавшим, чтобы никто не смел
погребать тела мученика. Тогда Мариан задумал тайно ночью взять его.
Преподобный Филофей был родом из селения,
называвшегося Муравьевым (Мравино)1.
Достигши совершенного возраста, он вступил в брак и имел детей. Затем он
удостоился получить священный сан. С того времени святой непрестанно постился и
молился. За свою святую жизнь он удостоился дара чудотворения и совершил именем
Христовым много чудес: так, он преложил воду в вино, одним словом сдвинул с
места скалу и соделал многие другие чудеса. В то же время он творил дела любви
христианской: питал голодных и помогал нуждающимся. Когда прошел год после его
кончины2, и верующие
хотели перенести его мощи на другое место, тогда святой, как бы живой, протянул
руки и, взяв за плечи двух иереев, которые несли его тело, встал и сделал три
шага. Его снова положили на том же месте, где его святые мощи стали источать
обильное миро.
1 По переводу с греческого,
где стоит: "Мирмикс", – что значит муравей; отсюда - Муравьево, или
Мравино. Селение сие находилось в Малой Азии, в области Вифинии.
Однажды праздновался день рождения
императора Юлиана Отступника. Порфирий, как лицедей, должен был в театре
насмеяться и надругаться над христианами. В ту минуту, как он с сею целью
погрузился в воду и воскликнул: "Крещается Порфирий во имя Отца и Сына и
Святого Духа", – он внезапно уверовал в истинного Бога и, выйдя из воды,
начал открыто исповедовать Христа. За сие он был предан на страдания и усечен
мечом1.
Память святых мучеников Максима, Асклиады и Феодота
Страница 1
Память святых мучеников Максима, Асклиады и Феодота
Святые мученики Максим и Асклиада жили в
царствование нечестивого Максимиана в Мизии, в городе Маркианополе. Они были
известны своим благочестием и многих научили истинной вере и приводили к
святому крещению. Узнав о сем, Тирис, фракийский правитель, прибывший в то
время в Маркианополь, повелел взять их на суд. После продолжительной беседы с
Максимом о вере, мучитель приказал четырем человекам бить его по всему телу;
потом, после исповедания веры во Христа Асклиадою, и ее велел бить подошвами.
Тогда выступил благочестивый Феодот и обличил бесчеловечие мучителя; за сие он
был повешен на дереве и строган по телу. Через 13 дней, Тирис, прибыв в
Адрианополь, подверг всех троих мучеников, приведенных в тот же город, новым
ранам, сожигая их раскаленными медными пластинками, так что тела их
растоплялись; но голос с неба утешил и ободрил их. После нескольких дней
темничного заключения, их предали в цирке зверям при многочисленном стечении
народа. Но медведица, выпущенная на Максима и Феодота, ласкалась к ним, а бык,
к которому привязали Асклиаду, остановился как бы связанный и не двинулся с
места. Раздраженный правитель отправился со святыми мучениками в Филиппополь и,
не достигши еще сего города, в селе Салтис, после новых убеждений отречься от
Христа, повелел отсечь им головы. Немного спустя после сего мучитель, сидя на
судилище, поражен был молниею1.
1 Святые мученики Феодот, Максим и Асклиада (иначе -
Асклипиодота) пострадали в начале IV века, когда на Востоке римской империи
царствовал Галерий Максимиан. Под Мизией разумеется здесь не северо-западная
область, а римская придунайская провинция, делившаяся на западную - верхнюю и
восточную - нижнюю. Маркианополь - город в нижней Мизии по дороге из
Константинополя к Дунаю, впоследствии - Преславль, ныне селение Праводы в
Болгарии. Адрианополь (по-турецки Эдирне) - известный город, основанный в
первой половине II века римским императором Адрианом. Филиппополь - древний
укрепленный город во Фракии, ныне в Восточной Румелии, на р. Марице; доселе
весьма значителен по своей промышленности и численности населения.
Новоникитская
икона - одна из древнейших икон Божией Матери. Она явилась святому
великомученику Никите (+ 372). Мученик Никита, бывший воин и ученик Феофила,
епископа готфского, еще до принятия им Крещения,
видел однажды во сне Отрока, державшего в руке Своей
Крест. Проснувшись, он долго размышлял над смыслом видения. Одна
девушка-христианка, по имени Иулиания, по откровению
от Бога, сказала юноше, чтобы он обратил свой взор на собственную грудь. К
несказанному удивлению он обнаружил у себя на груди образ Пресвятой Богородицы
с Предвечным Богомладенцем, стоящим на коленях Своей Матери и держащим в руке Крест. "Это же самое
изображение я видел во сне!" - воскликнул святой Никита. Явление иконы
произвело на него такое впечатление, что он немедленно принял святое Крещение.
Вскоре началось гонение на христиан, и святой Никита в числе других
исповедников принял мученический венец.