Страдание святой мученицы Сиры (558). Память священномученика Евтихия (I). Память святого мученика Татиона (305). Преподобный Георгий Лимниот (ок. 716). Преподобный Арсений Комельский (1550). Петровская икона Пресвятой Богородицы (XIV). В 1612 г. войска князя Пожарского одержали победу над поляками под Москвой.
В 1916 г. Русские войска форсировали Дунай и вторглись на территорию Болгарии
В 1805 г. Русская армия М. Кутузова выступила из Радзивиллова в Австрию для совместных действий против Наполеона. В Богенхаузене Наполеон заключил союз с Баварией
В 1859 г. был взят Гуниб и сдался в плен Шамиль. В этот день в Царской России праздновалось "Воспоминание покорения Восточного
Кавказа"
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Страдание святой мученицы Сиры
Страница 1
Страдание святой мученицы Сиры
При царе персидском Хосрое Старшем1, в двадцать восьмой год царствования его, в Персии
явилась, как некий чистейший жемчуг в море, святая девица Сира, просиявшая
красотою веры христианской и прославившаяся великими страдальческими подвигами
за имя Христово.
Святая Сира родилась в городе, называвшемся Керх-Селевкия, и
происходила из нечестивого рода. Отцом ее был жрец идольский, весьма уважаемый
(язычниками) волхв; он был долгое время судиею и начальником сонма волхвов и
жрецов персидских; он хорошо знал учение древнейшего архиволхва Зороастра2, первого знатока астрологии (звездочетной науки) в
Персии. Сей волхв, отец святой девицы Сиры, весьма ненавидел христиан и весьма
опасался того, как бы его дочь не узнала о христианстве и не познакомилась бы с
христианскими девицами. Ибо тогда в Персии было весьма много христиан (как и
вообще их было весьма много по всей Азии под властью агарян), несмотря на то,
что их весьма притесняли и преследовали. По этой причине(желая предохранить
Сиру от христианского влияния), отец и отдал ее по смерти матери в другой
город, называвшийся Фарсом (в этом городе весьма сильно распространено было
волшебство) к некоей родственнице своей женщине-волшебнице, дабы она воспитала
ее в нечестивых обычаях языческих.
Когда отроковица начала приходить в разумение, то была
обучена волшебству и посвящена мерзкому идольскому служению, именно: ей
поручено было совершать бесам некие тайные жертвы, называвшиеся язычниками "Иасф"
и считавшиеся ими за чистые жертвоприношения.
Всё это говорится о святой девице Сире для того, чтобы было
известно, в каком помрачении и обольщении бесовском находилась она и от сколь
великой тьмы она перешла к свету познания веры истинной, избежав сетей
диавольских.
Когда Сира пришла уже в совершенный возраст и основательно
изучила всё волшебное искусство, – ибо уже служила мерзким богам персидским в
сане жрицы, – путь спасения устроился так.
По промышлению и изволению Божию, она познакомилась с
некоторыми бедными христианскими женщинами и от них услышала впервые о Христе
Господе, Боге истинном; потом она начала подробнее расспрашивать их о
христианской вере, о ее догматах и о всем учении христианском, а также и о
жизни христиан; и всё то, что слышала от них, взвешивала в уме своем, сравнивая
веру христианскую с персидскою и находя между тою и другою великое различие.
Ибо всё то, что относилось до персидской веры, она начала считать ложным и
мерзким, всё же, касавшееся веры христианской, – праведным и чистым; тогда у
нее явилось твердое намерение оставить нечестие персидское и присоединиться к
христианам. Желая еще более основательно ознакомиться с христианским
благочестием, она начала тайно приходить в храмы христианские, слушала там
чтение и пение церковное и поучения от слова Божия и внимательно
присматривалась к благочинному и благоговейному совершению служб церковных.
Мало-помалу она весьма полюбила веру христианскую, и ей понравился образ жизни христиан.
Тогда она начала осторожно подражать христианам пощением и умерщвлением тела
своего. Ей было уже восемнадцать лет от роду, и она более всего опасалась того,
как бы ее не отдали в замужество и не обременили бы ум ее житейскими
попечениями. Посему она не показывалась на глаза людей (язычников), не водила
знакомства с славными и богатыми девицами и женщинами персидскими, но избегала
их, сторонясь беседы и трубы с ними; к христианским же девицам и женам часто
приходила и беседовала с ними о рождении Христа от Пречистой Девы, о всех
чудесах Его, о Его вольном страдании и смерти, о Его воскресении и вознесении с
полотью на небеса, о будущем страшном суде, о воздаянии праведным и о муках
грешников. Всему, что слышала от христианских девиц, она веровала без сомнения,
запечатлевая всё, сказанное ими, в сердце своем, умиляясь душою и возгораясь
всё более и более любовью ко Господу. Она запиралась в своей комнате, читала
христианские книги, привыкала к молитве и псалмопению и молилась единому
истинному христианскому Богу, посыпая пеплом главу свою. Так долгое время
подвизалась она, храня втайне веру христианскую. Ибо она боялась отца своего и
прочих волхвов, и кроме того думала, что для спасения достаточно и втайне
веровать во Христа: еще не уразумела она апостольского слова: "сердцем
веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению" (Рим.10:10).
Спустя довольно продолжительное время Сира впала в некую
болезнь; однако не искала врачевства в волшебстве, как это было в обычае у тех
нечестивых, но обратилась сердцем своим ко Господу. Страдая телом, она пришла к
храму христианскому и начала упрашивать пресвитера дать ей хотя немного праха
церковного, надеясь получить от того праха исцеление. Но пресвитер отвергнул
ее, как нечестивую, сказав:
– Какое общение может быть между тобою, неверующей, и
верующими? Что общего между тобою, идолослужительницею, и храмом христианским?
Она не прогневалась на это, зная сама о своем недостоинстве,
но умолчала и прикоснулась с верою к одежде иерея, как некогда кровоточивая
женщина прикоснулась к одежде Христовой (Мф.9:20-22), – и тотчас получила
исцеление от недуга своего; потом возвратилась здоровой домой, так что все
удивлялись столь скорому выздоровлению ее.
После сего святая девица Сира подумала про себя так: если
такова сила служителей Христовых, то во сколько раз всесильнее Сам Христос, – и
весьма пожелала познать совершеннее веру христианскую, думая, каким бы образом
сподобиться святого крещения.
Святой Евтихий происходил из города
Севастополя1. Услыхав о благовестии
имени Христова, он оставил своих родителей и друзей и пришел к возлюбленному
ученику и Апостолу Иоанну Богослову2;
всюду следуя за ним и подражая его житию, святой Евтихий поучался от него
премудрости божественной и почерпал от него, как от источника, благодать Божию.
Преисполнившись ревности апостольской, святой Евтихий мужественно искоренял обольщение
бесовское. Встретив святого Апостола Павла3,
Евтихий стал его спутником и много потрудился вместе с ним, проповедуя
Евангелие и мужественно перенося все злоключения; посему сей святой Евтихий и
считается учеником того и другого, – и Евангелиста Иоанна Богослова и святого
Апостола Павла.
Сей Евтихий сопричислен также к
числу меньших Апостолов и именуется Апостолом, хотя и не обретается в числе
семидесяти Апостолов; почтен же он наименованием Апостола потому, что потрудился
со старейшими Апостолами, благовествуя имя Господа нашего Иисуса Христа, а
также и потому, что сими старейшими Апостолами был поставлен в епископа для
служения слову (проповеди) и приношения жертвы, и, наконец, потому, что с
проповедью имени Христова прошел многие страны и притом не только вместе с
прочими Апостолами, но и один. Впрочем, он проповедовал Евангелие не один, так
как всегда имел своим спутником ангела Божия, который укреплял его и
предсказывал ему обо всём, имевшем с ним случиться. Сей Апостол Христов всюду
переносил с терпением и заключение темничное, и побои, страдая мужественно за
Господа своего.
Однажды, когда святой Евтихий был
заключен в темницу и томим голодом долгое время, ему был послан с неба хлеб от
Бога; этот хлеб был принесен невидимою рукою; вкусив сего хлеба, Апостол
Христов настолько укрепился, что вменял ни во что все мучения, коим его
предавали.
В другой раз, когда он был повешен нагим на мучилищном
дереве и был терзаем железными орудиями, от чистого тела его истекло с кровью
благовонное миро и наполнило воздух благоуханием.
Потом, когда святой Апостол был брошен в горящий костер,
внезапно послышался гром с неба, затем нисшел большой дождь вместе со снегом
(градом) и погасил огонь, а святой остался живым и невредимым и прославил
Господа.
Святой отдан был также на съедение зверям, но они сделались
кроткими, как овцы, при виде его; но что всего замечательнее: лев, выпущенный
на него, говоря человеческим голосом, прославил во всеуслышание величие Господа
и Спасителя нашего Иисуса Христа и весьма изумил и даже привел в ужас всех,
смотревших на зрелище.
Но что удивительного? Тот, Кто мог в древности открыть уста
Валаамовой ослице (Числ.22:28-31), так что она изрекла по человечески, разве не
мог открыть уста льва, чтобы он проглаголал человеческим языком, на обличение и
постыжение нечестивых и на прославление всемогущей силы Своей? Один и Тот же
Господь присутствовал и чудодействовал и здесь, и там.
Что касается того, как святой Апостол Евтихий окончил свой
подвиг, то известно, что он был приведен связанным из Ефеса в свое отечество
Севастополь и здесь скончался. Служба же, положенная ему в Минее, упоминает о
роде смерти его, именно: он был усечен мечом во святую главу, которую Боги и
увенчал благолепным венцом победы4.
Кондак, глас 3:
Апостолов сопрестольник, и святителей красота быв Евтихе,
мученически прославился еси, просиял еси яко солнце, всех просвещая, и разорил
еси безбожия нощь глубокую. Сего ради тя почитаем, яко божественнаго воистинну
священнотаинника Христова.
Сей святой мученик был родом из Мантинея,
находившегося в Клавдиопольской митрополии и Гонориадской епархии1. Схваченный язычниками за то, что веровал во
Христа, он приведен был в город Клавдиополь2
к правителю города Урбану и на допросе объявил себя христианином, за что и
заключен был в темницу. После сего он был подвергнуть вторичному допросу и так
как неизменно пребывал в Христовой вере, то его сперва избили палками, а потом
стали строгать по телу железными орудиями, после чего снова избили и стали
влачить по городу. Достигши городских вором, святой мученик оградил себя
знамением креста и в это время услышал свыше голос, который благовествовал ему
радостное будущее, после чего предал дух свой Господу3.
1 Мантиней и Клавдиополь
находились в Гонориадской области северо-западной малоазийской римской
провинции Вифинии. Митрополиями у греков назывались главные города провинций, а
епархиями – города провинциальных областей. Мантиней в административном
отношении находился под властью Клавдиопольского игемона и Гонориадского
епарха.
2 Город Клавдиополь, носивший
раньше название Вифиния, находился в малоазийской провинции Вифинии близ
верховьев реки Биллея.
3 Так как мучителем святого
Татиона был префект Урбан, то мученическую кончину его относят ко времени
Диоклитиана, именно к 305 году. Император Василий в своем месяцеслове называет
его Татианом.
В тот же день память
святого Георгия Лимнеота, исповедника, подвизавшегося при императоре иконоборце
Льве III Исавре (717-741 гг.).
В тот же день память
преподобного Арсения комельского, вологодского чудотворца, скончавшегося в 1550
г.
В тот же день
перенесение мощей святого Петра митрополита, всея России чудотворца (в 1479
г.).
Преподобный Георгий Лимниот жил в VIII в. и
был иноком Олимпийской обители близ Константинополя. Пострадал за почитание
икон при императоре-иконоборце Льве Исавре.[1] Ему
опалили голову и отрезали нос. Скончался преподобный Георгий около 716 г.
[1] Нечестивый император Лев
Исавр управлял государством с 716 по 741 годы.
Преподобный Арсений Комельский родился в
Москве, происходил из дворянского рода Сахарусовых. В молодости он принял
иноческий постриг в Троице-Сергиевом монастыре. Там он занимался книгописанием.
Известно Евангелие, переписанное им в 1506 году. В 1525-1527 годах преподобный
был игуменом Троице-Сергиева монастыря. Часто он удалялся в уединенную
Махрищскую обитель. Великий князь Василий III,[1]
посетивший в то время монастырь, был удивлен, увидев на игумене богатой обители
ветхую одежду, покрытую заплатами. Братия объяснила, что преподобный Арсений
желает удалиться в пустынь.
Отойдя вместе со своим келейным
старцем в Комельские леса, расположенные в 50 верстах от Вологды, преподобный
Арсений сделал большой деревянный крест и с этим крестом на плечах отправился
через лес искать место будущей пустынной обители. Проходя болотистое место по
трясине, преподобный споткнулся под тяжестью креста и упал. Небесный луч,
озаривший в ту же минуту подвижника, заставил его остановиться на этом месте.
Он водрузил крест и поставил первую келлию.
Местные жители, приходившие сюда
для звериной ловли, убили келейника преподобного Арсения, а его самого вынудили
удалиться в Шилегонский лес. Вскоре в его новую пустынь собралось несколько
иноков, а затем в ней поселились бежавшие от татарского набега окрестные
жители. Преподобный Арсений, ища безмолвия, пожелал жить в более глухом месте.
В 1530 году великий князь Василий выдал ему грамоту на землю в Комельском лесу
на реке Кохтыше. Со своим учеником Герасимом преподобный начал расчищать здесь
лес. Молитвой святой приручал зверей. Когда к нему собралось несколько иноков,
он поставил храм в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы. Посещая
Шилегонскую пустынь, преподобный поучал крестьян, которые поселились в
окрестностях монастыря. Он заповедовал им свято чтить праздники и воскресные
дни. Когда однажды крестьяне ослушались его и стали работать в праздник, внезапно
поднявшийся ветер разметал все снопы.
Проведя жизнь в посте, молитве и
постоянном труде, преподобный скончался 24 августа 1550 года. Его житие было
написано вскоре после смерти, но сгорело во время пожара в Комельском монастыре
в 1596 году. В кратком виде оно было восстановлено по сохранившимся записям и
дополнено посмертными чудесами иноком той же обители Иоанном. Спустя сто лет
после кончины преподобного игумен Иоасаф построил в монастыре каменный храм в
честь Положения ризы Пресвятой Богородицы. Два придела этого храма явили
духовные связи учителя и ученика. Левый придел был посвящен Преподобному Сергию
Радонежскому, а правый - преподобному Арсению Комельскому.
[1] Великий князь Василий IIIИоаннович
занимал московский престол с 1505 по 1533.
Петровская икона Пресвятой Богородицы
называется так потому, что была написана святителем Петром, митрополитом
Московским[1] в
бытность его еще игуменом Ратского монастыря на Волыни. Во время посещения
Ратской обители святителем Максимом, митрополитом Киевским и всея Руси,[2] святой
Петр поднес ему в дар эту икону. Митрополит перенес ее во Владимир на Клязьме,
где тогда находилась его кафедра. По смерти святителя Максима игумен Геронтий,
решивший захватить митрополичий престол, ходил с этой иконой к
Константинопольскому Патриарху Афанасию.[3] Во
время плавания игумена Геронтия поднялась страшная буря. Ночью ему явилась
Пресвятая Богородица и сказала: "Не на тебя возложится сан святительский,
но на того, кто написал Мой образ". Когда он предстал перед Патриархом
Афанасием с иконой, святитель Петр уже был в Константинополе. Патриарх передал
икону святителю Петру со словами: "Приими святой Богородичный образ,
который ты написал своими руками, ибо ради этого воздала тебе дар Сама
Владычица, предсказав о тебе". Святитель Петр перенес икону во Владимир, а
в 1325 году при перенесении митрополичьей кафедры в Москву икону как великую
святыню поместили в Московском Успенском соборе.
[1] Святитель Пётр отошёл ко Господу
21 декабря 1326 года.
[2] Святитель Максим отошёл ко
Господу 6 декабря 1306 года.
[3] Патриарх Афанасий занимал
Константинопольскую кафедру с 1303 по 1311 годы.