Житие и подвиги преподобной матери нашей Матроны (ок. 492). Житие преподобной Феоктисты (881). Житие преподобного Иоанна Колова (V). Память святых мучеников Онисифора и Порфирия (ок. 284-305). Память преподобных Евстолии (610) и Сосипатры (ок. 625). Память святого мученика Антония (V). Память святого мученика Александра Солунского (IV). Икона Божией Матери, именуемая "Скоропослушница" (X). В 1740 г. арестованного герцога Курлянского Бирона с братями Густавом и Бестужевым заключили в Шлиссельбургскую крепость. В 1740 г. герцогиня Анна Леопольдовна провозгласила себя правительницей при младенце Императора Иоанна VI Антоновича (род. в 1740, правил 1740-1741, ум. в 1764) и приняла титул Великой Княгини. В 1844 г. умер Иван Андреевич Крылов (род. 2 февраля 1768 г.). Глубоко верующий человек, он в баснях, как в притчах, открывал пороки и страстные навыки людей. В 1906 г. П.А. Столыпин начал проводить аграрную реформу, задуманную Царем Николаем II. Вышел указ о раскрепощении общины
В 1740 г. арестованного герцога Курлянского Бирона с братями Густавом и Бестужевым заключили в Шлиссельбургскую крепость
В 1740 г. герцогиня Анна Леопольдовна провозгласила себя правительницей при младенце Императора Иоанна VI Антоновича (род. в 1740, правил 1740-1741, ум. в 1764) и приняла титул Великой Княгини
В 1844 г. умер Иван Андреевич Крылов (род. 2 февраля 1768 г.). Глубоко верующий человек, он в баснях, как в притчах, открывал пороки и
страстные навыки людей
В 1906 г. П.А. Столыпин начал проводить аграрную реформу, задуманную Царем Николаем II. Вышел указ о раскрепощении общины. Теперь крестьяне могли выходить из сельского общества без согласия общины. Крестьянский банк давал ссуды крестьянам на ведение сельскохоз. деятельности, скупал землю у помещиков и продавал или сдавал в аренду крестьянам. В результате реформы оставшаяся помещичья земля стала быстро переходить крестьянам
ul> Завтра, Понедельник, 23 Ноября 2015 года (10 Ноября 2015 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1764 г. именным указом Императрицы Екатерины II Великой (род. в 1729 г., правила 1762-1796) ликвидировано гетманство в Малороссии и учреждена Малороссийская Коллегия
В 1878 г. умер поэт, литературный критик, участник Бородинского сражения князь Петр Андреевич Вяземский (род. 12 июля 1792 г.)
В 1924 г. при невыясненных обстоятельствах в Сальбри (Франция) умер следователь Николай Алексеевич Соколов, расследовавший убийство Царской Семьи
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие и подвиги преподобной матери нашей Матроны
Страница 1
Житие и подвиги преподобной матери нашей Матроны
Святая
Матрона родилась в Перге Памфилийской1, от
благочестивых родителей. Придя в возраст, она былавыдана замуж за почтенного и знатного
человека, по имениДомитиана, и
стала матерью единственной дочери, которую назвала Феодотиею.
Однажды муж Матроны
пошел вместе с нею в Византию. Здесь Матрона, обходя Божии храмы и молясь в них
усердно Богу, познакомилась с одною девицею, по имени Евгениею, которая в посте
и подвигах соблюдала свое девство, день и ночь упражняясь в молитвах.
Подражая житию
Евгении, Матрона не отходила от церкви, с утра до вечера пребывала в ней на
молитве, а вечером возвращалась домой; ранним же утром она снова уходила в церковь
на молитву, и воздержанием и постом умерщвляла тело свое, цветущее молодостью.
В то время она имела от роду двадцать пять лет и прилежно молила Бога, чтобы
Он, как Сам ведает, сделал бы ее свободною от супружества, дабы она могла
беспрепятственно работать Господу. Муж её Домитиан, видя, что жена его
ежедневно рано поутру уходит из дома и едва только к вечеру возвращается, сталь
подозревать, что она уходит не на молитву, а на какое-нибудь дурное дело.
Посему он стал гневаться на нее и не пускал ее из дома. Матрона со слезами
просила его, чтобы он не препятствовал ей ходить в церковь; однако она
просимого не получала и посему очень скорбела, ибо имела изволение "лучше
быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия" (Пс. 83:11). Однажды Матрона упросила мужа отпустить ее в церковь на молитву. Придя
поспешно в храм св. Апостолов, она излила пред Богом сердце свое, с умилением
молясь Ему, чтобы Он освободил ее от того тяжелого ига, которое было ей великим
препятствием к Богомыслию, и, изведши ее от суетного и многомятежного мира, привел
к безмолвному житию, где она беспрепятственно могла бы благоугождать Ему
Единому. В такой прилежной молитве она пребыла весь день.
Когда наступил
поздний вечер, церковный придверник велел всем уходить, чтобы запереть двери
церкви. Тогда из церкви вышла и блаженная Матрона; однако она не пожелала возвратиться
домой, но осталась на паперти. Здесь она встретила одну девицу, по имени Сусанну, которая с юных лет,
посвятив себя Христу, в посте и молитвах проводила жизнь свою подле церкви.
Познакомившись с Сусанной, Матрона посетила её келлию и беседовала с нею всю
ночь, рассказав всё о себе и своей жизни. Сусанна утешала ее и убеждала возложить
надежду на Господа, по Своей воле устрояющего спасение людей:
"Господом
утверждаются стопы такого человека, и Он благоволит к пути его"
(Пс.36:23), – сказала она.
От этой беседы с
Сусанною Матрона воспламенела еще большею любовью к Богу и задумала убежать от
мужа, чтобы, скрывшись от него, втайне работать Богу.
Когда наступило
утро, Матрона пошла к упомянутой выше Евгении и открыла ей свое намерение.
Евгения сказала ей:
- Нужно тебе,
сестра, прежде всего устроить дочь твою Феодотию, которая еще очень мала;
подумай, как она может быть без матери"?
Матрона отвечала:
- Дочь мою Феодотию
я поручаю Богу и матери Сусанне; сама же пойду в пустыню, где наставит меня Бог".
Тайно взяв из дому
дочь, она. отдала ее блаженной Сусанне, умоляя ее, чтобы та приняла Феодотию,
как свое чадо, и воспитала бы в страхе Господнем. Сусанна, видя, как Матрона
горячо пламенеет любовью к Богу и преисполнена непреложнымстремлением к безмолвному житию, приняла от
неё дитявместо дочери, а
Матрона взывала к Богу, да наставит Он еена путь правый и словами псалма говорила ему:
- "Укажи мне, [Господи,] путь, по которому мне идти"
(Пс.142:8).
Вздремнув немного от
усталости, Матрона увидала во сне такое видение: ей представилось, что она
бежит от какого-то преследующего ее человека; когда тот стал догонять ее, она
вбежала к каким-то инокам, которые скрыли ее от преследователя. Это видение
Матрона объяснила себе так, что ей нужно принять мужской образ и пойти на время
в мужской монастырь, ибо там она может укрыться от своего мужа и от всех
знакомых. Матрона остригла свои волосы и, одевшись в одежду евнухов, пошла с
блаженною Евгениею в церковь св. Апостолов, где, помолившись, открыла св.
Евангелие, желая узнать, угодно ли Богу намерение её, и узрела там следующие
слова: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми
крест свой, и следуй за Мною" (Мф. 16: 24).
Нашедши в этих
словах благую надежду, что Бог будет ей помощником, Матрона поцеловала Евгению
и, разлучившись с нею, пошла в монастырь преподобного Вассиана2, где была принята как евнух. Спрошенная о своем имени, назвалась
Вавилою. Принятая в число братии, она добродетельно иночествовала, со смирением
исполняя послушание, постом и бдением изнуряя плоть свою и пребывая всегда в
молитве. Матрона старательно охраняла себя, чтобы не узнали, что она - женщина,
и посему хранила глубокое молчание и от всех устранялась. Вся же братия
удивлялась великой её добродетельной жизни, похваляла подвиги её и считала ее
совершенным иноком.
На море Эгейском есть остров Парос1. На этом острове был благолепный с виду
храм во имя Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Весь тот остров, в том числе
и храм, неизвестно почему, запустел и сделался обиталищем уже не людей, но зверей.
Однажды охотники, жившие на приморской горе, называемой
Эввея, сговорились поехать на корабле на тот пустой остров для ловли зверей,
ибо на острове было множество оленей и коз. Доплыв до острова, охотники с
оружием своим сошли с корабля и пошли по острову, отыскивая добычу. Между ними
был один охотник богобоязливый и пекущийся о своем спасении. Отделившись от
своих спутников, он один ходил по пустынному острову, выслеживая зверей и,
найдя упомянутый запустелый храм, вошел туда и стал молиться, как умел, ибо был
человек простой и неграмотный. Кладя поклоны и молясь, он увидал в земле
маленькую ямку и в ней воду, а в воде были намочены зерна растение, называемего
илиотропион2 (этого растение на том
острове росло много), и подумал он про себя: "здесь есть какой-то раб
Божий, питающийся этими семенами". Однако охотник немедленно вышел из
храма, спеша догнать своих спутников. Товарищи его пробыли на острове несколько
дней, наловили оленей и коз, сколько хотели, и уже с большою добычею
возвращались из пустыни на корабль. Тогда вышеупомянутый охотник опять
отделился от спутников и вошел в храм помолиться Пречистой Богородице; к тому
же он надеялся увидать того, кто намочил в воде подсолнечные зерна. Когда он,
стоя посреди храма, молился, то увидал по правую сторону святого престола
густые сети паутины, а за ними какое-то существо, как бы ветром колеблемое.
Желая узнать, что это колеблется за сетями паутины, он подошел и хотел снять
паутину, но тотчас услышал голос:
- Стой, человек, не подходи ближе, мне стыдно, так как я -
нагая женщина.
Услышав это, охотник испугался и хотел бежать, но от
великого страха не мог: ноги его тряслись, волосы на голове его поднялись и
сделались острыми, как терние, - и стоял он в ужасе. Придя несколько в себя, он
дерзнул спросить:
- Кто ты, и как живешь в этой пустыне?
И снова услышал голос, раздававшийся из за сетей паутины:
- Прошу тебя, - брось мне одежду, и когда я прикрою наготу
свою, тогда, сколько Господь повелит мне, поведаю тебе о себе.
Сняв с себя верхнюю одежду, охотник положил ее на земле, а
сам вышел из храма. Подождав немного, пока жена та оденет его одежду, он снова
вошел и увидал ее стоящею на том же месте, на котором была и прежде. Вид её был
очень страшен, так как она имела только подобие человеческое - не было в ней
видно живого человека, но вся она была как бы мертвец: кости покрыты только
кожею, волосы белые, лице чёрное, очи - глубоко впавшие,- и вообще весь вид её
был как вид лежащего во гробе мертвеца; она едва только дышала и могла лишь
тихо говорить. Взглянув на нее, охотник еще больше испугался и, упав на землю,
стал просить у жены сей молитвы и благословение. Тогда, обратившись на восток,
она подняла руки свои и стала молиться; не мог охотник слышать слов молитвы её,
слышал только тихий голос, возносящийся к Богу. Затем, обратившись к нему, святая
сказала:
- Бог да помилует тебя, человек, - скажи мне, чего ради
пришел ты в пустыню эту? Какая нужда у тебя на этом пустынном острове, на
котором не живет никто? Но так как, думаю, Господь привел тебя сюда ради моего
смирения и ты желаешь узнать обо мне, то я всё тебе открою.
И начала рассказывать так:
- Отечество мое - Лезвие, родилась я в городе Мефимне3, имя мое- Феоктиста, по житию я инокиня,
ибо когда я еще в детстве лишилась родителей, то отдана была родственниками в
женский монастырь и облечена в иноческий чин. Однажды в праздник Воскресения
Христова, когда мне было восемнадцать лет, я пошла с благословением в отстоящее
недалеко селение, чтобы посетить сестру свою, которая жила там с своим мужем, и
у неё заночевала. В полночь на страну ту напали арабы, предводителем которых
был свирепый Низар. Они пленили всё селение, взяли в плен вместе с другими и
меня, и когда наступило утро, посадили нас на свои корабли и отплыли. Проплывши
целый день, они пристали на ночь к этому острову, и, высаживая пленников,
разглядывали их, определяя цену, какою кто хочет выкупиться. Вместе с другими
была выведена и я, и увидав находившийся вблизи луг, повернулась к нему и
обратилась в бегство. Пленившие меня гнались за мной и преследовали меня, как,
охотники зверя, но пустыня скрыла меня от них, или лучше сказать, Бог в
пустыне покрывал меня Своею благодатью и защищал от рук ловящих, так что они не
могли найти и догнать меня. Я убежала во внутреннюю пустыню этого острова и не
переставала бежать от страха до тех пор, пока колючими деревьями и терниями, а
также острыми камнями не изранила сильно ног своих. Не будучи в состоянии
бежать дальше, я, как мёртвая, пала на землю и покрылась земля кровью моею,
истекавшею из израненных ног. Всю ночь ту я провела в тяжких страданиях, но
благодарила Бога, что Он спас меня от руки врагов моих и сохранил
неоскверненною. И пришло мне желание - лучше умереть скорее в этой пустыне в чистоте
девической, нежели жить среди скверных людей и погубить посвященное Христу
девство. По утру я увидела, что нечестивые разбойники отплыли от острова, и
исполнилась радости, освободившись от их рабства, и от великой радости забыла
болезнь свою. И вот с того времени до ныне я тридцать шесть лет живу на этом
острове. Питаюсь же я семенами растущего здесь в изобилии илиотропиона, а более
питаюсь Словом Божиим: ибо все псалмы, песнопения и чтение, которым научилась в
своем монастыре, помню до ныне, и оными утешаюсь и питаю душу свою. Одежда моя
в скором времени обветшала и осталась я нагою, имея покровом только благодать
Божию, которая покрывает меня от всех зол.
Девятого
ноября православная Церковь ублажает преподобного Иоанна Колова1. Такое название преподобный Иоанн получил за
свой малый рост2. Еще в юных летах он оставил
мир и ушел с братом своим Даниилом в Скитскую Египетскую пустыню3. Сначала он и брат его Даниил жили среди
подвигов в полном уединении, но потом он сознал, что при его пылком и страстном
характере строгое подвижничество может быть осуществлено лишь при строгом
руководстве других более опытных подвижников - старцев. К такому сознанию
необходимости для себя строгого и опытного руководителя он был приведен
следующим событием вскоре же после его прихода с братом в пустыню. Однажды он
совершенно неожиданно сказал своему брату сподвижнику:
- Не хочу я более ни
о чем заботиться, я хочу жить впустыне
без печали, как ангел.
Сказав это, он снял
с себя свои одежды и вышел из кельи. Ночью случился большой мороз: обнаженный
Иоанн долго боролся со стужею, наконец, будучи не в силах более переносить ее,
решился возвратиться обратно в свою келью.
- Кто здесь, -
раздался из неё голос Даниила, когда замерзающий Иоанн постучался в дверь.
- Я, брат твой, я не
могу более переносить мороза и возвратился сюда, чтобы послужить тебе, -
отвечал ему Иоанн.
- Уйди, демон, -
возразил Даниил, - и не соблазняй меня; - Ангел о теле своем не заботится и
пищи не требует.
Тут понял
преподобный Иоанн, что слишком понадеялся на свои еще неокрепшие в борьбе со
страданиями и искушениями силы, понял свою ошибку и горько зарыдал о ней. Тогда
Даниил отворил пред ним двери кельи и сказал:
- Брат мой, так как
ты имеешь плоть, то и должен страдать ради одежды и плоти.
После такого
вразумления он вскоре оставил Даниила и отправился к некоему старцу Пимену4. Он желал воспитать в себе твёрдую волю,
готовую на всякие подвиги, никогда не оставляющую раз избранный путь, между тем
преподобный Пимен и был известен именно твердостью и непреклонностью своей
воли. Отречение преподобного Пимена от мира было так беспредельно, что он
отказался от свидания даже с своею матерью, пришедшею в скит навестить его. К
такому-то старцу с твёрдым характером и направился еще неустановившийся окончательно
в неуклонном следовании избираемым подвигам, нетерпеливый, страстный и пылкий
Иоанн. Придя к нему, Иоанн дал обещание повиноваться ему во всем, чего бы
только тот от него ни потребовал. Преподобный Пимен, желая испытать его
терпение, заставил его поливать совершенно сухое дерево, и он три года трудился
над поливкою этого дерева, хотя оно уже настолько было сухо, что труд его для
всех должен был казаться совершенно напрасным. Но на самом деле труд и терпение
преподобного Иоанна не остались напрасными: спустя три года иссохшее дерево
покрылось пышною зеленью и дало обильные плоды. От всех бывших свидетелями чуда
дерево то было названо "древом послушания"5.
Придя к преподобному Пимену с пылкою душою, преподобный Иоанн приобрел у него
кротость и смирение агнца. Раз сказал ему один брат:
- У тебя злое
сердце.
- Это правда, - с
кротостью отвечал ему Иоанн, - и даже более злое, чем ты думаешь.
Так умел он кротко
переносить обиды.
Живя сначала под
чужим руководством, преподобный Иоанн впоследствии и сам приобрел способность
мудро руководить другими. Господь судил ему быть руководителем и наставником
преподобного Арсения Великого, впоследствии так же, как и он, прославившегося
великими подвигами6. Этот Арсений, патриций
по происхождению, прибыл в пустыню прямо от императорского двора, где он был
наставником детей императора Феодосия Великаго: Гонория и Аркадия. Оставив
двор, где его окружали великие почести, он, будучи сравнительно еще молодым
(ему было тогда около сорока лет), но уже духовно опытным подвижником, решил
для продолжение своего духовного развитие и дальнейшего совершенствования
отдать свою волю в безусловное распоряжение преподобного Иоанна. Некоторым из
братий на первых порах казалось странным, что муж столь высокообразованный и
столь знатного происхождения пришел для своего дальнейшего просвещения к
простым и неученым старцам. Один из братий не мог скрыть своего любопытства и
спросил его однажды:
- Как это ты,
изучивши греческие и римские науки, просишь наставления у простого и непросвещенного
старца?
- Правда, что я
владею научным образованием, - отвечал Арсений, - но я не знаю даже азбуки
того, что знает этот простой и неучёный человек, потому что (пояснил он)
смирение есть начало всех добродетелей, как азбука - начало книжного бытия.
Так ценил он
смирение, процветавшее в обители некогда пылкого и горделивого Иоанна. Лишь
после нескольких лет совместной подвижнической жизни, когда Арсений услышал
таинственный голос, призывавший его бежать от людей и пребывать в молчании,
потому что "молчание есть корень безгрешности", преподобный Иоанн
благословил его оставить сожительство и предаться полному уединению и безмолвию
в пустыне. Но сильная любовь к своему смиренному наставнику и всем его ученикам
заставляли его не раз оставлять свое пустынное уединение и вновь возвращаться
на некоторое время в обитель.
Святые
мученики Онисифор и Порфирий жили в царствование Римского императора
Диоклитиана. Во время жестокого гонения, воздвигнутого этим нечестивым царем на
христиан, и они сподобились претерпеть за Христа тяжкие мучения. Их подвергнули
бесчеловечному биению по всему телу и многоразличным, страшным истязаниям.
После того мучители положили страстотерпцев Христовых на длинные сковороды и,
разведши огонь, жгли их. Наконец, их привязали к свирепым, диким коням.
Влачимые ими по каменистой и неровной почве, святые мученики были совершенно
растерзаны и в таких мучениях предали души свои Богу. Верующие ночью тайно
собрали останки их и с честью погребли в селении Пангианском, где от них стали
истекать многоразличные чудеса и исцеления, во славу дивного во святых Своих
Бога в Троице славимого1.
Кондак, глас 2:
Мученик двоица
пострадавше крепко, вражию гордыню на землю низложиста, озаришеся благодатию
несозданныя Троицы, славнии Онисифоре и Порфирие, молитеся непрестанно о всех
нас.
1 Святые мученики Онисифор и
Порфирий пострадали в начале IV столетия. Селение Пангианское, иначе Панкеан,
лежало в Македонии, около горы Пангей, от которого и получило свое нименование.
О пребывании святых мощей из в этом селении и об истекавших от них чудесах есть
упоминание в 9-ой песни канона, составленного Иосифом Песнописцем (тропарь
3-й).
Святая
Евстолия, дочь благочестивых родителей, проживала в Риме при царе Маврикие1. От самого юного возраста она соблюдала
чистоту, пребывала в посте и бодрствовании. Пришедши в возраст, она так
возлюбила благочестие, что оставила Рим и удалилась в Константинополь, где и
посвятила себя подвигам иноческой жизни в одном из монастырей.
Однажды Сосипатра, дочь императора Маврикия, отправилась в
Влахернскую церковь Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии2. Здесь она встретила Евстолию, слава о
добродетельной жизни которой уже распространилась в городе. Тогда Сосипатра
стала просить блаженную Евстолию, чтобы она сделалась для неё духовною матерью
и хранительницею её тела. Евстолия согласилась и тогда Сосипатра, приняла
иноческий чин, упражняясь в трудах и подвигах. Она выпросила у своего отца
удобное место, и там, построивши церковный дом, поселилась вместе со святой
Евстолией. С течением времени некоторые благочестивые девицы стали просить их,
чтобы они позволили проходить вместе с ними многотрудное иноческое житие,
приняли их в свой дом. Святые жены не отказали им в их желании. После многих
лет подвигов, блаженная Евстолия, наставив многих на путь спасение, отошла ко
Господу, оставивши преемницею себе блаженную царевну Сосипатру. Блаженная Сосипатра
управляла монастырем по примеру своей духовной матери и, достигнувши
совершенства в добродетельной жизни, с миром отошла ко Господу, Которого
возлюбила и ради Которого восприяла такую многотрудную жизнь3.
2 Блаженная Сосипатра уже
прежде того начала приучать себя к евангельской жизни. Тетка её Дашана была
игумениею Иерусалимской обители и потом жила затворницей. Сосипатра
путешествовала в Иерусалим для поклонение святым местам его и год прожила у
тетки, выслушивая уроки её о духовной жизни. "В одно время, говорит
блаженная Дамиана, (см. "луг духовный" Иоанна Мосха) пришла в святый
город племянница моя, дочь императора Маврикия и провела целый год здесь.
Однажды, взяв ее с собою, пошли мы к св. Косме и Дамиану. Стоя в храме, говорю
я племяннице: "смотри госпожа, когда придет старица и будет давать тебе
два нумула (полушка), возьми их, не гордись". Она со вздохом сказала: "как
это приму я? Я сказала ей: "прими", Эта жена велика пред Богом.
Каждую неделю Она раздает свои нумулы находящимся в храме. Прими лепты; приняв
отдай ты другому; только не отвергай усердие старицы".
3 Кончина св. Евстолии
относится к 610 г., св. Сосипатры к 625 г.
Святой Антоний происходил из Сирии и был
по ремеслу каменщик. Сожалея о язычниках, приносящих в своих храмах
жертвоприношения, святой умолял их отступить от такового нечестия. Когда они
не послушали его, он ушел в одно пустынное место. Здесь он встретил некоего
отшельника, по имени Тимфея, и с ним прожил два года. Укрепленный его молитвами,
он снова отправился к заблуждающемуся народу, в свой город, чтобы направить его
на путь истины. Пришел он в свой город тогда, когда жители справляли праздник
своим бесам. Он вошел в храм их и сокрушил идолов, за что и подвергся различным
мучением и принужден был выйти из города. Тогда он отправился в Апамею
Сирийскую1 и там упросил епископа, чтобы тот позволил построить церковь во имя
Святой Троицы. Когда он начал постройку храма, узнали об этом жители его города
и ночью пришедши разрубили его мечами на части. Так он предал дух свой Богу.
1 Апамея Сирийская находилась в юго-западной Сирии,
при самой большой реке Сирии Оронте. Апамея в древности была главным городом
области Сирии Апамены и получила свое наименование по Апаме, жене Селевка I,
правителя Сирии.
Святой Александр претерпел суровые
мучения при царе Максимиане1. Исповедавши себя
христианином, он был схвачен и принуждаем принести жертву идолам. Он же не
только не покорился, но исполнившись большею ревностью по Богу, ниспровергнул
жертвенник с жертвою. Разгневанный Максимиан приказал отсечь ему голову. Палач взяв меч, вдруг остановился.
- Что же ты стоишь,
- сказал ему царь, - и не исполняешь приказаний.
- Я, - отвечал тот,
- вижу видение и недоумеваю, что оно может означать.
Тогда святой
выпросил себе час для молитвы. Совершив усердную молитву, он был обезглавлен.
Увидав, что его душе предшествует Ангел, царь позволил христианам погребсти
тело святого в городе Солуни.
Икона Божией Матери, именуемая "Скоропослушница"
- древний чудотворный образ, находится на Святой Горе Афон, в
монастыре Дохиар. Монастырское предание относит время
ее написания к Х веку, ко времени жизни настоятеля обители святого Неофита. В
1664 году трапезарь Нил, проходя в ночное время в
трапезную с зажженной лучиной, услышал от образа Богородицы, висевшего над
дверью, голос, призывающий его впредь здесь не ходить и не коптить икону. Монах
подумал, что это шутка какого-либо брата, пренебрег знамением и продолжал
ходить в трапезную с коптящей лучиной. Внезапно он ослеп. В горьком раскаянии
молился Нил перед иконой Божией Матери, умоляя о прощении. И вновь услышал
чудный голос, извещавший о прощении и возвращении зрения
и приказывающий возвестить всей братии: "С этой поры будет именоваться сия
икона Моя Скоропослушницею, потому что скорую всем,
притекающим к ней, буду являть милость и исполнение прошений". Пресвятая
Богородица исполнила и теперь исполняет Свое обещание - являет скорую помощь и
утешение всем, с верою к Ней притекающим.
На Руси всегда пользовались большой любовью и
почитанием списки с чудотворной Афонской иконы "Скоропослушница".
Многие из них прославились чудесами. Особо отмечались случаи исцеления от
падучей болезни и беснования.
В 1938 году Афонская обитель Дохиар принесла в дар Русской Духовной Миссии в Иерусалиме
список с чудотворной иконы Божией Матери "Скоропослушница".