Страдание святого мученика Арефы (523). Житие преподобного Арефы Печерского (XII). Икона Божией Матери ''Всех скорбящих Радость''(1688). Блаженный Елезвой, царь Ефиопский (553-555). Святая мученица Синклитикия и две ее дочери (VI). Святитель Афанасий I, Патриарх Константинопольский (после 1311). В 1708 г. гетман Иван Мазепа изменил России, перейдя на сторону шведов. В 1794 г. Русские войска А.В. Суворов (1729-1800) захватили Варшаву, подавляя польское восстание и Речь Посполита прекратила свое существование. Значительная ее часть при третьем разделе Речи Посполиты досталась России. В 1813 г. заключен Гюлистанский мирный договор с Персией, завершивший русско-турецкую войну. К России присоединены Дагестан, Имеретия, Абхазия, Мингрелия, Сев. Азербайджан, Карабахское и др. ханства. В 1828 г. кончина Императрицы Марии Феодоровны, супруги Императора Павла I, (до перехода в православие - София-Доротея-Августа-Луиза, принцесса Вюртембергская) в Петербурге.
В 1708 г. гетман Иван Мазепа изменил России, перейдя на сторону шведов
В 1794 г. Русские войска А.В. Суворов (1729-1800) захватили Варшаву, подавляя польское восстание и Речь Посполита прекратила свое существование. Значительная ее часть при третьем разделе Речи Посполиты досталась России
В 1813 г. заключен Гюлистанский мирный договор с Персией, завершивший русско-турецкую войну. К России присоединены Дагестан, Имеретия, Абхазия, Мингрелия, Сев.
Азербайджан, Карабахское и др. ханства
В 1828 г. кончина Императрицы Марии Феодоровны, супруги Императора Павла I, (до перехода в православие - София-Доротея-Августа-Луиза, принцесса Вюртембергская) в Петербурге
Завтра, Суббота, 7 Ноября 2015 года (25 Октября 2015 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1612 г. войска Минина и Пожарского торжественно вступили в Кремль
В 1794 г. войсками Суворова взята Варшава; подавление Польского восстания. 26-го А. В. Суворов вступил в город. За взятие польской столицы А. В. Суворов получил чин генерал-фельдмаршала
В 1856 г. умер фольклорист, публицист Петр Васильевич Киреевский (род. 11 февраля 1808 г.)
В 1917 г. совершен большевицкий переворот
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Страдание святого мученика Арефы
Страница 1
Страдание святого мученика Арефы
Когда
в греческой земле царствовал Юстин1, а в
Ефиопии2 – Елезвой, цари правоверные и
благочестивые, тогда в земле Омиритской3
вступил на престол беззаконный царь, по имени Дунаан, иудей по рождению и по
вере, хулитель Христова имени и великий гонитель христиан. Все советники его,
слуги и воины были или евреи, или язычники, покланявшиеся солнцу, луне и
идолам. Он старался изгнать всех христиан из своей области и искоренить в
стране Омиритской самую память о великом Христовом имени. Ревностно преследуя Церковь
Божию, он мучил и убивал верных, не покорявшихся его велениям и не хотевших
жить по иудейскому закону.
Услышав о том, что Дунаан воздвиг в своей стране гонение на
христиан, царь Ефиопии Елезвой сильно огорчился и, собрав свои войска, пошел на
него войною4; после многих битв Елезвой
победил его и, сделав его своим данником, возвратился в свою землю. Спустя
немного времени, Дунаан опять восстал против Елезвоя, нарушил договор с ним и,
собрав свои войска, уничтожил все отряды Елезвоя, оставленные им для охраны
городов, после чего еще сильнее вооружился против христиан. Он повсеместно
повелел, чтобы христиане – или принимали иудейскую веру, или были избиваемы без
милосердия. В царстве его уже не оставалось никого, кто дерзнул бы исповедовать
Христа, и только в одном обширном и многолюдном городе Награне5 было прославляемо имя Христово. Святая вера
воссияла в нем еще с того времени, когда Констанций, сын Константина Великого,
посылал послов своих к Савеям, называемым ныне Омиритами6
и ведущим свой род от Хеттуры, рабыни Авраамовой. Прибыв туда, богомудрые и
благочестивые послы расположили, царя этой страны к Констанцию, научили жителей
ее вере в Иисуса Христа и построили, церкви. С этого времени в Награне
процветало благочестие, возрастало христианское учение, увеличилось число
иночествующих, устроялись монастыри, во всех сословиях сохранялось целомудрие,
а верные преуспевали и совершенствовались в добродетелях. Они не дозволяли жить
среди себя ни одному иноверцу: ни Еллину7,
ни Иудею, ни еретику8, а сами они, как дети
единой матери, Соборной Апостольской Церкви, пребывали во всяком благочестии и
чистоте.
Завидуя столь великому благочестию этого города, диавол
вооружил против него иудействующего Дунаана. Услыхав, что жители города Награна
не повинуются его повелению и не хотят жить по иудейскому закону, Дунаан пошел
на них со всеми своими войсками, замыслив истребить христиан в своей области и
этим истреблением досадить Елезвою, царю Ефиопскому. Подступив к городу, он
обложил его множеством войска, окружил его окопами и похвалялся, что скоро
возьмет его, а жителей его истребит беспощадно. Он говорил гражданам:
– Если хотите получить у меня милость и остаться в живых, то
свергните проклятые знамения (так он, окаянный, называл святые кресты), которые
вы вознесли на верхи высоких храмов, а равно откажитесь от Распятого9, изображенного на этих знамениях.
В то же время царские оруженосцы ходили вокруг города и
восклицали:
– Окажите повиновение царю: тогда останетесь в живых и
получите от него дары, а если нет – погибнете от огня и меча.
Сам Дунаан так злословил богохульным языком Христа и
христиан:
– Сколько я погубил христиан! Сколько священников их и
иноков убил я мечом! Сколько огнем сжег! И ни одного из них не избавил Христос
от рук моих. Да и Сам Он не мог спастись от руки распинавших Его10. И вот, я пришел к вам, жители Награна, или
отлучить вас от Христа, или окончательно истребить.
Граждане отвечали ему:
– Царь! ты слишком дерзко говоришь о всесильном Боге. Ты
уподобился Рапсаку, военачальнику Сеннахирима, который с гордостью говорил Езекии:
"да не превознесет тебя Господь Бог твой, на Которого ты надеешься!"
Но не осталась такая хула без наказания. Ты знаешь, сколько тысяч войска
погибло в один час за такую хулу11? Смотри
же как бы не случилось сего и с тобою, хулителем Господа нашего Иисуса Христа,
Сына Божия, всесильного и всемогущего, страшного и отнимающего мужество у
князей! Господь и тебя может сокрушить и обратить в ничтожество твою
высокомерную и богохульную гордыню. Ты хвастаешься, что или отвратишь нас от
Христа, или окончательно истребишь. Истинно, что ты скорее можешь истребить
нас, чем отвратить от Христа, Спасителя нашего, за Которого мы все готовы
умереть.
Не вынося таких речей, царь распалялся еще большим гневом и
всеми своими силами теснил город, намереваясь, в случае если не возьмет города
приступом, изнурить его голодом чрез продолжительную осаду. В окрестностях
города, по деревням и пустыням, нашел он немало христиан и, захватив их,
погубил разными способами, а иных продал в рабство. Попытки его взять приступом
город были безуспешны: граждане мужественно защищались со стен и побеждали
нечестивых. Царь немало потрудился с своими войсками, но не мог ни взять
города, ни изнурить его голодом, так как граждане запаслись продовольствием на
много лет. Отчаявшись в своих надеждах, беззаконный царь замыслил тонкую,
подобно острой бритве, хитрость, и отправил в город послов с такими,
подкрепленными клятвою, речами:
– Я не хочу ни обижать вас, ни отвращать вас от вашей веры;
ищу я только обычной дани, которую вы должны платить мне, как своему царю.
Отворите же мне ворота города, чтобы мне войти в него и осмотреть. Я возьму у
вас обычную дань, и клянусь Богом и законом, что не сделаю вам ни великого, ни
малого зла, но оставлю вас жить мирно – при вашей вере.
По
истине достойно и праведно – всегда благодарить Бога не только за ниспосылаемые
блага, но и за злоключения; ибо последние не для одних лишь праведников
умножают благодать, как это было с Иовом1,
но и великого грешника преобразуют в совершенного святого. Примером сего
является преподобный Арефа, о коем самовидец преподобного, блаженный епископ
Симон2, так свидетельствует.
Был в Печерском монастыре некий
инок, по имени Арефа, родом из города Полоцка3.
В своей келлии он хранил тайно большие богатства, но настолько был одержим
скупостью, что никогда не подавал в милостыню нищему ни одной монеты, и даже на
собственные нужды ничего не тратил. Однажды ночью пришли воры и украли все его
богатства. Тогда он от большой скорби и печали едва не лишился жизни. Во время
поисков украденного он стал нападать на неповинных и многих притеснял несправедливо.
Вся братия молила его – прекратить такие розыски и утешала словами:
– Брат, "возложи на
Господа заботы твои, и Он поддержит тебя" (Пс.54:23).
Но он не послушал их и резкими
словами досаждал всем.
Спустя несколько дней впал он в
тяжкую болезнь; но и тогда не прекратил, ропот и хулу. Человеколюбивый Господь
"Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины"
(1Тим.2:4), явил на нем чудную милость Свою. Раз, лежа в постели, как мертвый
Арефа после многих дней молчания неожиданно для всех начал громко восклицать:
– Господи, помилуй! Господи,
прости! Господи, я согрешил Все – Твое, – и я не жалею о потерянном.
Затем, тотчас вставши с одра
болезни, он объяснил братии причину своих восклицаний и рассказал о таком
явлении
– Я видел, – говорил он, – что
пришли ко мне ангелы, а равно и сонмище бесовское, и начали состязаться по
поводу украденного у меня богатства. Бесы говорили: "он не прославил Бога
за это, но хулил: поэтому – он наш и нам должен быть предан". Ангелы же
сказали мне: "о, несчастный человек, если бы ты благодарил Бога за
похищенное у тебя имущество, сие вменилось бы тебе в милостыню, как Иову, –
ибо, кто творит милостыню, тот великую заслугу имеет пред Богом, так как творит
по своему доброму произволению. Если же кто переносит насильственное похищение
с благодарением, заменяющим благое произволение, тот имеет искушение от
диавола. Ибо диавол причиняет человеку лишение, желая возбудить в нем хулу. Но
человек благодарный все предаст на волю Божию, и потеря в таком случае –
равносильна милостыни. Когда ангелы сказали мне сие, я возопил: "Господи,
прости! Господи, я согрешил! Все – Твое, – и я не жалею о похищенном".
Тогда бесы неожиданно исчезли. Ангелы же возрадовались и, вменивши мне
пропавшее серебро в милостыню, отошли.
Услышав это, братия прославили
Бога, наставляющего грешников на путь покаяния и возвестившего им о великой
силе благодарения. Блаженный же Арефа, вразумленный Богом, с этого времени
совершенно изменился к лучшему, как умом, так и нравом, так что все дивились и
говорили о нем словами Апостола: "когда умножился грех, стала
преизобиловать благодать" (Рим.5:20).
Кого прежде никто не мог
отвратить от хулы, тот потом сам не переставал хвалить, во все дни прославляя и
благодаря Бога словами Иова "Господь дал, Господь и взял; да будет имя
Господне благословенно!" (Иов.1:21). Также и в прочих прегрешениях
своих он усердно каялся, обнаруживая ревность в нелицемерной нищете, в
послушании – не пред очами только людскими, в чистоте внешней и внутренней. Он
подвизался в постоянной молитве, в строгом посте и во многих других
добродетелях, телесных и душевных, к которым побудила его добродетель
благодарения. Богатея добродетелями и преданностью Богу более, нежели прежде
золотом и серебром, он после многих трудов преставился в вечный покой4. Он положен с почетом в пещере, и чудотворным
нетлением своих мощей свидетельствует о своем блаженстве, равном блаженству
милостивых, которые, по слову Господа, помилованы (Мф.5:7). По его святым
молитвам да будем помилованы и мы, живущие с благодарением, и да удостоимся
вместе с ним в царстве небесном благодарить Бога во Святой Троице, в
бесконечные веки. Аминь.
1 (Иов.1-2,42). Память праведного Иова празднуется 6
мая.
2 Симон был сначала иноком Киево-Печерского
монастыря, основанного преподобным Феодосием в половине XI века, затем игуменом
во Владимирском Рождественском монастыре. С 1215 года он занимал епископскую
кафедру – Владимирскую и Суздальскую, скончался в 1226 году. В последние годы
жизни он написал киевопечерскому иноку Поликарпу послание о жизни святых иноков
монастыря Киево-Печерского. Описанием их подвигов епископ Симон желал вразумить
Поликарпа, который, из гордости и строптивости, выходил из послушания игумену и
несколько раз покидал Киево-Печерский монастырь. Послание епископа Симона
благотворно повлияло на Поликарпа, и он в 1220-х годах написал послание игумену
Печерскому Акиндину о Киево-Печерских святых, подвиги коих ему и самому были известны,
частью же были ему рассказаны епископом Симоном. Послания Симеона к Поликарпу и
Поликарпа к Акиндину дали начало собранию сказаний о святых, называемому
Патериком Печерским, который в 1661 году был напечатан в Киеве. Память прп.
Симона – 10 мая.
3 Полоцк – ныне уездный город Витебской губернии,
был стольным городом Полоцкого княжества.
Икона Божией Матери ''Всех скорбящих Радость'' (1688)
Страница 1
Икона Божией Матери ''Всех скорбящих Радость'' (1688)
Икона Божией Матери
"Всех скорбящих Радость" прославилась чудотворением в 1688 году.
Родная сестра патриарха Иоакима (1674-1690) Евфимия, жившая в Москве, долгое время страдала неизлечимой
болезнью. Однажды утром, во время молитвы, она услышала голос: "Евфимия! Иди в храм Преображения Сына Моего; там есть
образ, именуемый "Всех скорбящих Радость". Пусть священник отслужит
молебен с водосвятием, и получишь исцеление от болезни". Евфимия, узнав, что такая икона, действительно, есть в
Москве, в храме Преображения на Ордынке, исполнила повеление Пресвятой
Богородицы - и исцелилась. Это произошло 24 октября 1688 года. Сведения об
иконе Божией Матери "Всех скорбящих Радость" (с грошиками), явленной
в Петербурге в 1888 году, помещены 23 июля.
Блаженный Елезвой,
царь Ефиопский, жил в то время, когда Аравией
управлял гонитель христиан иудей Дунаан. БлагочестивыйЕлезвой не мог
равнодушно видеть, как уничтожают верующих во Христа, и объявил Дунаану войну. Но поход его был неудачен. Желая узнать
причину поражения, Елезвой, по указанию свыше,
обратился к некоему затворнику, и тот открыл царю, что он поступил неправедно,
решив отомстить Дунаану, ибо Бог говорит: "Мне
отмщение, Я воздам!" (Евр. 10, 30). Затворник посоветовал блаженному Елезвою посвятить Богу последние дни жизни, чтобы избежать
гнева Божия за самовольную месть и победить Дунаана.
Святой Елезвой дал обет Господу и, отправившись с
войском на врага, победил его, взял в плен и казнил. После
победы святой оставил царство, затворился в монастырской келлии
и 15 лет провел в строгом воздержании и подвигах († ок.
553-555).
Святая мученица Синклитикия
и две ее дочери (VI) пострадали от Аравийского царя Дунаана.
Святая Синклитикия происходила из знатной семьи.
Овдовев еще в молодости, она посвятила себя христианскому воспитанию дочерей и
сама вела жизнь целомудренную и добродетельную. Замыслив уничтожить христиан в
своей стране, иудей Дунаан начал гонение. Вызвав
святую Синклитикию с дочерьми к себе, Дунаан пытался убедить ее оставить "безумие" и
обещал за это взять в свиту своей жены. "Как не боишься ты, царь, злословить Того, Кто дал тебе царскую корону и жизнь?" - отвечала
святая мученица.
Дунаан приказал
водить мученицу Синклитикию и ее дочерей по городу
как преступниц. Женщины, видя поношение святой, плакали, а она говорила им, что
этот "позор" для нее дороже всякой земной почести.
Мученицу опять привели к Дунаану, и он сказал: "Хочешь остаться живой, отрекись
от Христа". "Если я отрекусь, кто тогда избавит меня от вечной
смерти?" - ответила святая. Разгневанный мучитель повелел сначала
умертвить дочерей святой Синклитикии и их кровью
напоить ее, а потом отсечь голову матери.
Святитель Афанасий I, Патриарх Константинопольский (после 1311)
Страница 1
Святитель Афанасий I, Патриарх Константинопольский (после 1311)
Святитель
Афанасий I, Патриарх Константинопольский (1289-1293; 1303-1311), в миру Алексий, был родом из Адрианополя.
Еще в юности, преуспев в познании мудрости Христовой, он покинул дом и ушел в
Фессалоники, где в одном из монастырей принял постриг с именем Акакий. Оттуда
он скоро удалился на Святую Гору Афон и вступил в братство Есфигменской
обители, где три года служил трапезарем. В трудах и
подвигах он стяжал дар слез, а своими добродетелями снискал всеобщее
расположение братии. Боясь похвал, смиренный Акакий ушел с Афона сначала к
святыням Иерусалима, а затем на Патрийскую гору, где
долгое время подвизался в отшельничестве. Оттуда подвижник перешел на Авксентиеву, а потом на Галантийскую
гору в монастырь блаженного Лазаря, где принял великий ангельский образ с
именем Афанасий, получил священный сан и стал экклесиархом.
Здесь святой удостоился Божественного откровения: от распятия он слышал глас
Господень, призывавший его к пастырскому служению. Спустя 10 лет, желая еще
более укрепить свой дух в безмолвии и молитве, святой Афанасий вновь поселился
на Афонской горе. Однако из-за возникших там нестроений возвратился на Галантийскую гору. Но и здесь ему недолго пришлось
оставаться в уединении. Множество народа стекалось к нему за пастырским
наставлением. Так на месте этом образовался женский монастырь. В то время
кафедра Константинопольской Церкви пустовала после потрясений и смут времен
Патриарха Иоанна Векка. По
предложению благочестивого императора Андроника
Палеолога, Собор архиереев и клириков в 1289 году единодушно избрал святого
Афанасия на кафедру Вселенской Церкви.
Патриарх Афанасий с усердием стал исполнять новое послушание и
много сделал для укрепления Церкви. Строгость его обличений вызвала
недовольство влиятельного духовенства, и в 1293 году он был вынужден покинуть кафедру и удалился опять в свой монастырь, где подвизался в
уединении. В 1303 году ему вновь был вручен жезл патриаршего служения, которое
он достойно нес еще 7 лет. В 1308 году святитель Афанасий поставил в митрополита
Киевского и всея Руси святителя Петра, Предстоятеля
Русской Церкви (память 21 декабря). И вновь из-за начавшегося недовольства, не
желая быть причиной церковной смуты, святой Афанасий в 1311 году оставил
управление Церковью и ушел в свою обитель, всецело посвятив себя иноческим
подвигам. К концу жизни святой вновь удостоился видеть Христа: Господь укорил
его, что свой пастырский долг Афанасий исполнил не до конца. Обливаясь слезами,
святой покаялся в своем малодушии и получил от Господа прощение и дар
чудотворения. Преставился святитель Афанасий в возрасте 100 лет.