Житие и страдание святого Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63). Память святого Иакова Боровицкого (ок. 1540). Память святого Игнатия, патриарха Константинопольского (877-878). Преподобный Елисей Лавришевский (ок. 1250).
В 1708 г. гетман Иван Мазепа изменил России, перейдя на сторону шведов
В 1794 г. Русские войска А.В. Суворов (1729-1800) захватили Варшаву, подавляя польское восстание и Речь Посполита прекратила свое существование. Значительная ее часть при третьем разделе Речи Посполиты досталась России
В 1813 г. заключен Гюлистанский мирный договор с Персией, завершивший русско-турецкую войну. К России присоединены Дагестан, Имеретия, Абхазия, Мингрелия, Сев.
Азербайджан, Карабахское и др. ханства
В 1828 г. кончина Императрицы Марии Феодоровны, супруги Императора Павла I, (до перехода в православие - София-Доротея-Августа-Луиза, принцесса Вюртембергская) в Петербурге
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие и страдание святого Апостола Иакова, брата Господня по плоти
Страница 1
Житие и страдание святого Апостола Иакова, брата Господня по плоти
Святой
Иаков был сыном праведного Иосифа, которому была обручена Пречистая Дева1. От юности своей возлюбил он строгое житие:
никогда не вкушал он различных брашен, не употреблял масла, но один только хлеб
служил ему пищею; также никогда он не пил ни вина, ни другого какого-либо
хмельного напитка, но утолял жажду водой; не посещал он и бани, – словом,
отвергал все, что доставляло телу удовольствие; на теле своем он постоянно
носил грубую власяницу; все ночи посвящал он молитве, забываясь сном лишь на
короткое время; от частых земных поклонов кожа на коленах у него загрубела на
подобие верблюжьей. Чистоту девства своего Иаков соблюдал до конца своей жизни2.
О том, почему он называется братом Божиим, дошло до нас
такое предание. Когда отец его Иосиф разделял землю между своими детьми от
первой жены, он захотел дать также некоторую часть и Господу Иисусу Христу,
родившемуся от Пречистой Девы, обрученной Иосифу; все сыновья Иосифа
воспротивились сему желанию их отца; один лишь Иаков принял Иисуса Христа
(тогда еще малого отрока) в совместное владение своею частью, почему и стал
называться братом Господним. Название сие было дано Иакову также и по
следующему случаю. Когда Господь наш Иисус Христос воплотился, и Пречистая Дева
Богородица бежала с Ним в Египет, тогда и Иаков бежал вместе с ними, сопутствуя
Пречистой Богородице и святому Иосифу, отцу своему.
Когда Иисус Христос достиг совершеннолетнего возраста и учил
народ о царствии Божием, являя себя истинным Мессиею, святой Иаков уверовал в
Него и, внимая Его Божественному учению, еще сильнее воспламенился, любовью к
Богу и стал вести жизнь еще более строгую и благочестивую. И Господь особенно
возлюбил святого Иакова. Так, после добровольного Своего страдания и
воскресения из мертвых Христос явился особо от других апостолов Иакову, брату
Своему по плоти, как о сем упоминает апостол Павел, говоря:
– Потом же явися Иакову, таже апостолм всем (1Кор.18:7)3.
Видя праведное и Богоугодное житие Иакова, все нарекли
Иакова праведным, – и он причтен был к числу семидесяти апостолов. Ему была
вверена новопросвещенная церковь Иерусалимская4.
Руководимый Святым Духом, Иаков первый составил и написал чин Божественной
литургии, – который затем сократили, ради немощи человеческой, сначала –
Василий Великий, а затем – Иоанн Златоуст5. Пася
в Иерусалиме стадо Христово, святой многих Иудеев и Еллинов своим учением
обратил к Богу и наставил на правый путь. От него осталось также соборное
послание к двенадцати коленам Израилевым, – источник воистину богодухновенного
и душеполезного учения, коим украшается вся Церковь Христова, поучаясь вере и
добрым делам6. Все не только верующие7, но даже и неверные относились к святому Иакову
с великим уважением и почтением за его добродетельную жизнь: первосвященники,
кои сами только раз в год входили во Святая Святых8
для совершения службы, не препятствовали праведнику входить туда и молиться.
Видя чистоту его непорочной жизни, они даже и имя ему изменили, а именно стали
именовать его Обли или Офли9, что значит:
"ограда, утверждение людям", или же называли его праведнейшим из
всех. Часто не только днем, но даже и ночью Иаков входил во Святая Святых и
здесь, падая ниц, со слезами приносил Господу молитвы за весь мир. Весь народ
любил Иакова, ради его святости; многие из старейшин иудейских уверовали в
учение, которое он проповедовал, и все наслаждались, слушая его; много народа
собиралось к нему: одни – желая услышать его поучение, другие – коснуться края
его одежды. В это время архиереем Иудейским сделался Анания10.
Видя, что весь народ внимательно слушает учение Иакова, и многие обращаются ко
Христу, Анания с книжниками и фарисеями, из зависти к святому, гневались на
него и, затаив в сердце своем злобу, стали помышлять, как бы убить его. И
сговорились они просить святого, чтобы он своим поучением отвратил людей от
Христа; при этом они решили, если он не согласится сделать это, убить его.
Между тем приближался праздник Пасхи, и множество народа
стекалось отовсюду в Иерусалим, чтобы там встретить сей праздник.
Фест, проконсул, избавивший апостола Павла от рук Евреев11 и пославший его в Рим, тогда уже умер, а
преемника ему еще не присылали из Рима. Воспользовавшись сим, книжники и
фарисеи обратились в храме с такой просьбой к Иакову:
– Умоляем тебя, праведный человек, чтобы ты в день праздника
Пасхи, на который собралось отовсюду множество народа, произнес ему поучение;
убеди их, что они заблуждаются, считая Иисуса Сыном Божиим, и уговори их
отказаться от ложного своего мнения. Мы все почитаем тебя, внимаем тебе, – как
и весь народ; все мы твердо убеждены в том, что ты говоришь одну только истину
и не взираешь на лица; так уговори же народ, чтобы он не прельщался Распятым
Иисусом; молим тебя – стань на высокой кровле храма, чтобы всем можно было
видеть и слышать тебя, ибо на праздник собралось – ты сам видишь – много людей,
как из евреев, так и из других народов.
После сих слов они возвели его на крышу храма и громко
закричали:
– О, праведник! тебе все мы должны верить. Народ сей
заблуждается, последуя Распятому Иисусу; посему скажи нам по истине, что
думаешь сам ты о Христе?
На сие святой ответил громким голосом:
– Что спрашиваете вы меня о Сыне Человеческом, Который
добровольно потерпел страдание, был распят, погребен и на третий день воскрес
из мертвых? Он ныне сидит на небесах одесную Вышняго и снова приидет на облаках
небесных судить живых и мертвых.
Нам
совершенно неизвестны ни место рождения сего блаженного и праведного Иакова, ни
имена его родителей1, – все сие скрыто от нас
Божиим изволением, чтобы мы знали, что Божии святые ищут не земного, но
небесного отечества, не земным своим родом хвалятся, но возвышаются своим
сопребыванием с небесными ликами, – не телесным, но духовным своим Отцом,
Вездесущим Богом, величаются. Мы знаем, что сей досточудный чудотворец, хотя и
имел плотское рождение, но жизнь вел духовную, пламенея сердцем своим к Богу и
усердно работая Господу; хотя и он был в вещественном теле, однако своим
невещественным умом беседовал и вместе жил со святыми ангелами; телом он обитал
на земле, но умом своим, просвещенным Боговедением, он предстоял Богу, живущему
на небесах; во всем постоянно он являл себя верным рабом Божиим, показывая
пример терпения, смиренно перенося нужды, труды, непрестанно подвизаясь в
бдении и посте. Когда окончилось странствование блаженного в сей временной,
исполненной скорбей, жизни, его праведная душа, украшенная, как невеста,
добродетелями, введена была ангелами Божиими в чертог Спасов, а честное тело
его по христианскому обряду было положено в раку.
В области великого Новгорода
протекает река Мста2, на которой находилось
тогда селение Боровичи3. Когда настало время
прославиться святому, рака, в которой почивали мощи сего угодника, плывя,
повелением Божиим, на льдине против течения вышеназванной реки – это было во
вторник светлой недели – пристала около бурного и шумного порога Боровицкого4 к берегу недалеко от селения Боровичей. Жители
этого селения, усомнившись, не приняли святых мощей великого угодника Божия, и
крючьями, прикрепленными к веревкам, оттащили на середину реки. Но чудотворные
мощи не оставили людей, оставивших их: снова они возвращаются к ним и снова
пристают к тому самому месту, откуда их оттолкнули; но и тогда живущие там люди
не могли заметить дивного чуда, что рака с мощами плыла против течения: они
вторично ее отгоняют, и снова лишают себя Богоданного сокровища, отведя мощи
обратно; не по злобе они то делали, но по невежеству, так как были грубы и
непросвещены учением, поэтому и поступок этот был им прощен. Святые мощи в
третий раз приплыли к берегу в том же самом месте. Тогда сам блаженный
чудотворец явился во сне честным и благоговейным мужам и сказал:
– Зачем вы, верные служители
Христовы, не принимаете меня? ведь я такой же христианин, как и вы; подобно
вам, и я благочестно веровал во Христа во время моей земной жизни. Если вы это
делаете лишь потому, что не знаете моего имени, то я открою его вам: я – Иаков,
получивший имя сие в честь Иакова, брата Господня.
Мужи сии, пробудившись от сна,
почувствовали в сердце своем необычайную радость от слов святого и рассказали
всем о видении. И вот все жители того селения поспешно отправились на то место,
откуда они дерзновенно оттолкнули святые мощи праведного Иакова и старались увидеть
их; найдя их, они возвеселились, благоговейно вынесли их из воды, с честью
положили на берегу в той же самой раке, а кругом обнесли деревянным срубом.
Преблагой Бог, прославляя Своего
угодника, даровал святым мощам его силу творить дивные чудеса и исцелять
различные недуги; видя сие, люди воздавали великое благодарение Всемилостивому
Богу, Который ниспослал им такого безмездного врача; прославляли и преподобного
чудотворца, исцеляющего всякую болезнь. Желая положить мощи его на более лучшем
месте, они отправились к архиепископу великого Новгорода, преосвященному
Феодосию, и с умилением рассказали ему о всех чудесах, бывших от раки
преподобного; Феодосий в послании к первопрестольному архиерею всей России,
митрополиту Макарию, описал все чудеса, о которых он слышал; получив от него в
скором времени доброе наставление, Феодосий со тщанием стал расспрашивать о
чудесах святого у лиц, которые получили исцеления от своих недугов. Убедившись,
что все, сообщенное ему, было действительно истинно и неложно, архиепископ
Феодосий послал Константина, игумена монастыря в честь Рождества Пресвятой
Богородицы, вместе с священниками и диаконами в Боровицкое селение. Отсюда
честные и чудотворные мощи святого праведного Иакова были с честью перенесены в
новую церковь Сошествия Святого и Животворящего Духа; здесь они и были положены
у южных врат церковных в 23 день месяца октября 1545-го года. В сей день и
положено было праздновать ежегодно память сего блаженного чудотворца, во славу
во Святых прославляемому Христу Богу во веки. Аминь.
Тропарь, глас 1:
Божественною благодатию
просветився, / и по смерти даруеши исцеление / притекающим к тебе, премудре
Иакове: / темже и мы ныне чтим честных мощей пренесение, / веселяще вкупе души
и телеса. / Тем вси вопием: / слава Давшему ти крепость! / Слава Венчавшему тя!
/ Слава Действующему тобою всем исцеления!
Кондак, глас 8:
Верою и любовию твое честное
пренесение празднующих, блаженне, сохрани и соблюди от свякия злобы, и соблазна
змиина: имаши бо дерзновение ко владыце всех Христу Богу. Егоже моли спасти
императора православнаго, и люди молящыя тя, да вси вопием ти: радуйся отче
Иакове, всея российския земли удобрение.
1 Есть известия только о том, что блаженный Иаков
был простой, но усердный делу, судовщик и принял на себя суровое юродство;
скончался же – убитыйгромом, около 1540
г.
2 Мста – река, вытекает из озера Мстина, в Тверской
губ.; впадает в озеро Ильмень, в Новгородской губ.; длина ее 412 верст.
3 В 1770 году село Боровичи переименовано в город.
4 Порогами называется группа скал, преграждающих
течение реки и образующих ряд невысоких водопадов или водоворотов.
Память святого Игнатия, патриарха Константинопольского
Страница 1
Память святого Игнатия, патриарха Константинопольского
Святой
Игнатий был сын императора Михаила Рангава1 и
императрицы Прокопии, брат Феофила2 и внук
императора Никифора. Пятнадцатилетним отроком он был заключен в монастырь3 и впоследствии сделался игуменом монастыря
Архангела, называвшегося сначала восточным, а потом – Сатира. Затем он был
поставлен патриархом Константинопольским4 и
оставался на патриаршем престоле 11 лет 5 месяцев, пока не был изгнан
императором Михаилом5. Вместо него был
поставлен Фотий6, протоспафарий и
протосинкрит7 Константинопольской церкви,
ранее бывший простым монахом. После изгнания Фотия императором Василием8, Игнатий вновь патриаршествовал, – на этот раз
10 лет, и опять был изгнан императором Никифором9,
убитым впоследствии болгарами. Его место занял святой Стефан10,
сын императора Василия, а святой Игнатий удалился в монастырь Сатира, где с
миром скончался восьмидесяти девяти лет от роду.
3 Это было сделано по приказанию императора Льва
Армянина (813-820 г.), который свергнул отца Игнатия – Михаила с престола.
4 Это было в 846 году.
5 Игнатий в 867 г. был свержен с престола за то, что
отказался выполнить желание Варды, – который управлял империей за малолетством
Михаила, – постричь в монашество Феодору, мать Михаила, которая во многом
стесняла действия Варды. Игнатий не только отказался выполнить это, но даже самого
Варду отлучил от св. Причащения.
6 Память его 6 февраля.
7 Протоспафарий – знатный и великий чин, бывший при
дворе греческого царя. Протосинкрит – начальник придворных, который имел право
входить в ложницу царскую.
8 Изгнание Фотия было в 867 г.
9 Вторичное низложение Игнатия относится к 877 г.; в
этом году последовала и смерть Игнатия.
Архимандрит Николай в
«Историко-статистическом описании Минской епархии сообщает, что под Новогрудком «в том месте, где ныне Лавришевская
приходская Успенская церковь», был мужской монастырь, основанный около 1225
года Елисеем. Он говорит также о том, что согласно
существовавшему жизнеописанию святого на славянском языке, Елисей
был сыном князя Тройната, занимал высокую должность
при дворе князя Миндовга. Став христианином, он
оставил двор и удалился в пустынь, где его нашел некий православный монах,
вкупе с которым Елисей основал лавру. В числе ее
братии был и князь Войшелк, живший, впрочем, в особом
месте. Елисей был убит своим питомцем, юношей-слугой
в ночь на 23 октября около 1250 года.
После кончины мощи преподобного
были прославлены чудотворениями. Еще в древнем сказании
говорилось о некоем бесноватом, исцеленном после того, как он случайно коснулся
мощей святого Елисея.
Около 1505 года, когда татары,
опустошившие околицы Новогрудка, приблизились к Лавришевскому монастырю, Господь вновь явил чудо через
своего угодника: татарам показалось, что монастырский двор заполнен отборной
конницей, и они в страхе бежали.
Это чудо, вероятно, послужило поводом для
канонизации преподобного Елисея митрополитом Иосифом Солтаном на соборе, состоявшемся в Вильно(?) в 1514 году.
Мощи святого, прежде почивавшие открыто, во время какой-то из войн были сокрыты
в землю и после того, как монастырь был сожжен, уже не найдены. Чтилась ли
память святого преподобного Елисея лишь местно или
было установлено общее празднование — неизвестно.