Страдание святой всехвальной великомученицы Евфимии (304). Память святой мученицы Севастианы (ок. 86-96). Память святой мученицы Мелитины (ок. 138-161). Память святой мученицы Людмилы (927). Память святителя Киприана, митрополита Киевского (1406). Память преподобного Дорофея пустынника (IV). Мученики Исаак и Иосиф Феодосиопольские (808). Икона Божией Матери, именуемая "Призри на смирение" (1420).
В 1773 г. был обнародован манифест самозванца Е. Пугачева, назвавшимся "императором Петром III". Начало Пугачевского бунта (1773-1775)
В 1820 г. родился историк, археолог Иван Егорович Забелин (ум. 31 декабря 1908 г.)
В 1918 г. был убит писатель-публицист Михаил Осипович Меньшиков (род. 23 сентября 1859 г.)
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Страдание святой всехвальной великомученицы Евфимии
Страница 1
Страдание святой всехвальной великомученицы Евфимии
В царствование нечестивого Диоклитиана1, Халкидоном2 управлял поставленный им проконсул
Приск3. Намереваясь устроить
праздник в честь языческого бога Арея4,
коему в Халкидоне был посвящен храм и в нем поставлено его изображение, Приск
послал от себя указ во все окрестные города и селения, повелевая именем
царским, чтобы все собрались в Халкидон на праздник и чтобы каждый, сообразно с
своим состоянием, приносил жертвы Арею. В указе своем Приск угрожал великими
муками тем, кто не послушает его повеления и не явится на праздник, для
которого он назначил девятый день со дня издания указа. И вот, когда наступил
назначенный для бесовского праздника день, собралось в Халкидон великое
множество народа вместе с животными, приведенными для принесения в жертву, и
все начали праздничное ликование, принося в жертву овец и волов и поклоняясь
бездушному истукану или, лучше сказать, бесу, в нем обитавшему. Тогда христиане
тех мест, гнушаясь сим богомерзким праздником и боясь грозного гнева
проконсула, стали скрываться и, собираясь в тайных местах, совершали служение
истинному Богу, Господу нашему Иисусу Христу. Мучитель между тем повелел
сделать строгий розыск, не противится ли кто его повелению, нет ли людей, не
поклоняющихся идолу Арея. И найдено было, что противятся мучителю христиане,
ибо они не слушали повеления проконсула и не воздавали бесу той чести, каковая
подобает только одному истинному Богу. Мучитель же, разгневанный тем, что
христиане не слушают его, повелел отыскивать их и предавать на мучения.
В то время в одном тайном месте скрывалось сорок девять
христиан, совершая молитвы; между ними была прекрасная девица по имени Евфимия,
благородного происхождения, дочь Филофрона сенатора и супруги его Феодоросии,
людей благочестивых. Мучителю донесено было о тех скрывающихся христианах, и он
повелел всех их взять и представить к нему на суд. Тотчас свирепые его слуги с
оружием в руках устремились, как звери на добычу, на собранное Христово
словесное стадо. Дом, где верующие тайно служили Богу, окружили они со всех
сторон, чтобы никто не мог убежать; выломав двери, они стали без милосердия
вытаскивать христиан вон по одиночке и, взяв всех, с бесчестием и насмешками
повели к проконсулу. Влекомые, как овцы на заклание, святые смиренные рабы
Христовы стали пред гордым мучителем, будучи готовы страдать за своего Господа
даже до пролития крови.
Увидев их, гордый властитель сказал:
– Вы ли противитесь велению царскому и нашему, уничижая
жертвоприношение, совершаемое в честь великого бога Арея?
Христиане ответили:
– Повелению царскому или твоему, проконсул, – если оно не
будет противно Небесному Богу, – без сомнения нужно повиноваться; если же оно
противно Богу, то не только должно не повиноваться, но даже и сопротивляться.
Если бы повелевали нам то, в чем мы обязаны повиноваться властям, то мы воздали
бы кесарево кесарю (Мф.22:20). Но так как ваше повеление богопротивно и
богомерзко, ибо вы повелеваете почитать тварь вместо Творца, и заставляете
поклониться и принести жертву бесу, а не Богу Вышнему, то сего повеления вашего
мы никогда не исполним, ибо мы – истинные поклонники живущего на небесах
истинного Бога.
Тогда мучитель, отверзши лживые уста свои и изострив как
бритву свой льстивый язык, обратился к ним с хитросплетенною речью, стараясь
обещанием даров и почестей отклонить с прямого пути к погибельному
идолослужению тех, коих Господь "стяжал честною Своею кровию"5. В то же время
проконсул угрожал им страшными мучениями, если они не захотят исполнить того,
что он им советует и повелевает.
Святые же отвечали:
– Дары и почести твои, проконсул, кои ты нам обещаешь, мы
давно уже отвергли от себя, возненавидели и признали "тщетою ради
превосходства познания Христа Иисуса"6 (Филип.3:8), ибо имеем блага небесные, которые
больше и лучше земных благ. Земные блага – временны и непостоянны, небесные же
– вечны и неизменны (2Кор.4:18); страшных мучений, коими ты нам угрожаешь, мы
не только не боимся, но даже весьма желаем их претерпеть, Дабы проявилась в нас
сила и крепость Бога нашего, которой вы могли бы подивиться и, познав немощь
ваших скверных богов, устыдиться. Но для чего еще продолжать наше
препирательство на словах? Начинай то, что ты замыслил сделать, и убедишься,
что в нас будет гораздо больше твердости в терпении, чем у тебя усердия к
мучительству.
Тогда мучитель начал их истязать различными пытками.
И святые целых девятнадцать дней подвергались различным мучениям, всякий день получая
новые раны и вынося голод и жажду. С ними была святая дева Евфимия, юная и
прекрасная; ободряя ее, они говорили:
– Подвизайся, дева, ради Жениха Небесного, подвизайся
угодить Ему страданием, подвизайся встретить Его с мудрыми девами, чтобы Он
возлюбил тебя, как невесту Свою, и ввел тебя в Свой чертог7.
Затем в двадцатый день они были представлены на суд, где
проконсул спросил их:
– Может быть,. наученные страданиями, вы захотите теперь
оказать повиновение нашему указу?
Тогда святые мученики, вместе со святою Евфимиею, сказали в
ответ:
– Не надейся, проконсул, совратить нас с прямого пути:
скорее ты сможешь перевернуть горы на земле и подвинуть звезды на небе, чем
отторгнуть наши сердца от истинного Бога.
Святая Севастиана жила в царствование
Домициана1 и была ученицей Ап. Павла. Игемон Георгий велел схватить
ее в городе Маркианополе2. Ее били и бросили в раскаленную печь, но
она осталась там невредимою. Потом ее повели в Ираклию3, где она
повешена была на дереве, после чего ее бросили на съедение зверям. Но она снова
осталась невредима. Наконец, ей отсекли голову мечом; при этом вместо крови из
нее истекло молоко4.
1 Домициан – римский
император, царствовавший с 81 г. по 96 г., жестокий гонитель христиан.
2 Маркианополь – город в
нижней Мизии по дороге из Константинополя к Дунаю, впоследствии – Преславль,
ныне селение Праводы в Болгарии.
3 Ираклия или Гераклея –
часто встречающееся имя городов. Здесь следует разуметь город Фракии с этим
именем на Пропонтиде (Мраморном море), с превосходною гаванью. Это древняя
колония самосцев – ныне Эрегли. В Гераклее мучителем Севастианы был правитель
Помпиан.
4 Тело ее, по греческим прологам,
было брошено в море, но три ангела отнесли его в Ризист (Редест – во Фракии при
Мраморно море, ныне Родосто).
Святая Мелитина происходила из города
Маркианополя Фракийского; жила в царствование Антонина1, при игемоне Антиохе. Она
совершила много чудес: так, молитвою своею она низвергла идолов, сокрушила
изображения Аполлона и Геркулеса и многих привела к истинной вере. Затем она
обратила ко Христу жену игемона. За это ей отсекли голову. Честное тело ее
сначала лежало не погребенным. Один македонянин, именем Акакий, проходя чрез то
место в свое отечество, испросил позволение взять ее святые мощи, положил их в
ковчежец и хотел везти их в свое отечество. Среди плавания по морю он заболел и
скончался. Когда корабль достиг мыса острова Лемноса2, там положено было тело св. мученицы. Близ ее гробницы
погребено было тело и Акакия.
Блаженная Людмила была родом из Сербии,
дочь сербского князя. Ее отдали в замужество чешскому князю Боривою. В то время
чешский народ еще не был крещен; сам князь Боривой и его молодая супруга были
язычниками. После своего брака они уверовали во Христа и крестились во имя Отца
и Сына и Святого Духа; построили церкви и поставили при них священников. У них
были три сына и одна дочь. Тридцати шести лет от роду Боривой умер. Блаженная
Людмила переносила свою печаль с полною преданностью воле Божией и всё свое
имущество раздавала нищим. Сын ее Вратислав вступил на престол после отца
своего, и правил своим народом тридцать три года, после чего также скончался.
Власть взял в свои руки Вячеслав, внук Людмилы. Тогда мать Вячеслава
возненавидела свекровь свою Людмилу и всячески старалась погубить ее. Узнав о
сем, Людмила удалилась в город Течин. Сноха ее подговорила двух бояр и послала
их в Течин, чтобы убить блаженную Людмилу. Эти два злодея, пришедши туда,
собрали вокруг себя многих других подобных себе злых людей. Когда настал вечер,
они окружили двор и самый дворец, де находилась блаженная Людмила, разломали
двери и вошли внутрь дворца. Схватив св. княгиню, они набросили веревку на ее
шею и удавили ее. Таковым образом блаженная Людмила, угодив Богу, пострадала
мученически; это случилось в субботу, в первом часу ночи; ей было тогда от роду
шестьдесят один год. Бог прославил многими чудесами место ее погребения (она
погребена была не в церкви, а под городскою стеною): каждую ночь над тем местом
являлись горящие свечи; один слепец прозрел, когда прикоснулся земли с могилы
св. Людмилы. Услышав о таковых чудесных знамениях, внук ее Вячеслав совершил
перенесение ее мощей в город Прагу и положил их в церкви св. Георгия, где и
ныне они источают много знамений и чудес. Окаянная же мать Вячеслава погибла
злою смертью1.
1 Блаженная Людмила, супруга христианского князя
Чехии Боривоя, жила в конце IX и начале X века. Она была бабкою св. князя
Вячеслава (926-935 гг., сын герцога Вратислава и язычницы Драгомиры: был святой
жизни, любим народом и по смерти стал почитаться патроном страны); святое
крещение приняла вместе с своим супругом от св. равноапостольного Мефодия,
бывшего тогда архиепископом соседственной с Богемией Моравии; по смерти
супруга, живя в столице Чехии Праге, тщательно воспитывала в истинах веры внука
своего кн. Вячеслава. Мученическую кончину св. Людмила прияла по наветам
невестки своей Драгомиры, возвратившейся к язычеству, в 927 году. При гробнице
ее совершались знамения и чудеса; молва о них понудила князя Вячеслава
торжественно перенести нетленное тело ее в Прагу в сооруженную его отцом
церковь св. великомученика Георгия. Вскоре после сего она была канонизирована и
с тех пор считается покровительницею Чехии.
Святой Киприан, митрополит Киевский и
всея России чудотворец, был родом из Сербии, из города Тернова, и отличался
святою жизнью1, великим
любомудрием и начитанностью в священных книгах2. Он всех назидал своим богодухновенных мучением и
своими душеспасительными наставлениями. Ревностно подвизался он в деле
непрестанного учительства3;
наставлял своих пасомых, чтобы они пребывали в страхе Божием и всячески
воздерживались от смехотворства и празднословия, особенно же прилежали молитве
и истинному покаянию. Любил он тихую, безмолвную жизнь и потому часто удалялся
в свое митрополичье село Голенищево4.
Это особенно безмятежное место было расположено между двумя реками, Сетунью и
Раменисью, и окружено обильным лесом. Здесь он построил храм во имя трех
святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Живя в сем месте, святитель
Киприан поставлял епископов и священников и усердно занимался перепискою и
переводом многих священных книг с греческого языка на славянский5. Написал он и житие великого чудотворца,
святителя Петра, митрополита всея России6.
Упражнялся святой Киприан много и в молитве, и в чтении божественных писаний7. Всегда имел он в мыслях память
смертную, страшный суд Христов, мучение грешников и блаженство праведников.
Преуспевая в таких богоугодных подвигах, митрополит Киприан достиг глубокой
старости и занемог в том же своем селе Голенищеве. За четыре дня до своей
кончины он написал прощальную грамоту, в коей прощал и благословлял всех
верующих, и сам просил у них прощения, показав в сем истинное христианское
любомудрие и смирение. Сделал он так потому, что знал, какую силу имеет
смирение: оно разрешает грехи и всё направляет к добру. Пред своею кончиною
святитель заповедал окружавшим его епископам и приближенным, чтобы они
прочитали эту грамоту над его гробом, при его погребении8. И в таковом смирении, с благодарною молитвою на
устах почил он о Господе в лето 6914-е от сотворения мира, месяца сентября в 16
день9.
1 Святитель Киприан сначала
совершал иноческие подвиги на Афоне, где, как свидетельствует послание Терновского
патриарха Евфимия к иноку Киприану на Афон, своими трудами приобрел
известность.
2 Своею образованностью,
любознательностью и начитанностью в священных книгах он был известен еще на
Афоне, откуда обращался к вышеупомянутому патриарху Евфимию с просьбою написать
ему о неких "церковных вещах", именно на вопросы: о поклонах во дни
Пятидесятницы и в 12 дней между Рождеством Христовым и Богоявлением и о
причащении Св. Таин в отсутствие священника в пустынях. Его образованность,
равно как и святая жизнь, обратили на себя особенное внимание
Константинопольского патриарха Филофея, который приблизил его к себе и сделал
лицом доверенным, а потом рукоположил в митрополита первоначально Киева и
Литвы; по смерти же святителя Алексия, Киприан стал митрополитом всея России,
вступив в управление русскою церковью в 1390 году, после двух лет
церковно-иерархических смут.
3 Памятниками его учительства
остались, между прочим, различные его послания, проникнутые духом истинного
христианского любомудрия и ревностной пастырской заботливости о духовных нуждах
вверенной ему паствы. Из таких посланий особенно заслуживают внимания: послания
к игумену Афанасию и к Псковскому духовенству.
4 Голенищево – подмосковное
село, расположенное на живописном, высоком месте за Воробьевыми горами, в
Московском уезде; существует и поныне. В другое время святитель удалялся на так
называемое "святое озеро" во Владимирскую волость, где также построен
был им храм во имя Преображения Господня.
5 Так, св. Киприаном
переведены были с греческого – Требник, Служебник, которые при сем в некоторых
отдельных частях отчасти приспособлены к потребностям русской церковной
практики; каноны и молитвы, а также Кормчая, которая в XVI в. хранилась еще в
Московском Успенском соборе. Св. Киприану приписываются и некоторые мелкие
статьи литургического характера, частью переводные, частью самостоятельные.
Святитель собирал также канонические статьи русских святителей и князей,
рассылал списки литургии и других священнодействий, предлагал объяснения
священнодействиям, обличал произволы в их совершении и т.д. Вообще в истории
Русской церкви митрополит Киприан занимает важное место, особенно как деятель
на поприще исправления церковно-богослужебных книг и церковных обрядов. Древнее
известие о св. Киприане говорит, что он "многие святые книги с греческого
языка на русский переложил (перевел) и довольно писаний к нашей пользе оставил".
Преподобный Дорофей происходил из Фиваиды
и имел пребывание в пустыне близ Александрии, на месте, называвшемся "Келлиями
отшельническими"1. Палладий,
епископ Еленопольский2, бывший в
юности своей самовидцем его постнических трудов, повествует о нем следующее.
Шестьдесят лет пребывал старец в одной пещере, проводя
весьма суровое житие; он каждый день во время полуденного зноя, бродя около
моря, собирал камни и созидал из них келлии, отдавая их тем, кто не мог
сооружать их. Я же, говорит Палладий, однажды сказал ему:
– Для чего ты, отче, в такой старости мучишь свое тело в
лютом зное?
А он отвечал мне:
– Для того, чтобы не оно меня мучило, но я бы замучил его.
Ел он каждый день в меру, лишь сухой хлеб и немного
пустынной зелени, один раз в день, также в меру вкушал и воды. Бог свидетель,
что никто не видел его ни ложившимся на рогоже, ни спящим; в продолжение ночи
он сидя плел корзины из финиковых ветвей и, продавая их, на то покупал себе
пищу. И подумал я, не при мне ли только живет он столь сурово, и, желая узнать
о всей его жизни, вопрошал многих учеников его, всегда ли так строго его житие.
И поведали мне, что он из детства ведет такую жизнь, и по своему обычаю никогда
не спал, разве лишь, делая что-нибудь или вкушая пищу, смежал иногда очи, так
что много раз и хлеб выпадал из его уст во время еды. Когда же мы однажды
принуждали его хотя немного поспать на рогоже, он, как бы пожалев нас, сказал
нам:
– Если вы когда-нибудь уговорите уснуть ангела, то уговорите
и меня.
В некоторый же день он послал меня – повествует Палладий –
около девятого часа к своему колодезю, чтобы я принес к его трапезе небольшой
сосуд воды. И вот прилучилось, что когда я приступил к колодезю и нагнулся, то
увидел в нем аспида3, – и из страха
совсем не почерпнул воды, но, побежав, возвратился к нему, возвестив о виденном
и говоря:
– Погибли мы, отче, ибо я видел аспида в колодезе.
Преподобный же, немного улыбнувшись и покачав головою,
сказал мне:
– Если бы диавол захотел во все колодези и во все источники
водные ввергнуть ехидн, аспидов и других ядовитых гадов, то ты никогда бы не
пил воды и умер бы от жажды.
Сказав сие, он встал и сам пошел к колодезю и, почерпнув
воды, знаменовал ее крестным знамением, и вкусил от нее, говоря:
– Где крест, там совсем не вредит бесовская сила4.
1 Фиваида – область
знаменитого в древности города Фивы; этим же именем назвался вообще весь
Верхний (южный) Египет по имени главного города Фивы. Келлиями отшельническими
называлась одна из пустынь египетских, на западной стороне реки Нила.
2 Палладий Еленопольский
(368-430 гг.), ученик прп. Дорофея, уроженец Галатии, в 388 году прибыл в
Александрию, откуда потом удалился в близлежащую пустыню, где подвизался и прп.
Дорофей, и потом переселился в Вифлеем. В 399 году избран в епископа
Еленопольского в Вифинии в Малой Азии. После того император Аркадий сослал его,
как сторонника св. Иоанна Златоуста в Верхний Египет, откуда в 408 г. он
перемещен в Антиною, а в 412 г. составил собрание жизнеописаний святых и
сказаний о них, которое в честь его назвал "Лавсаиком".
3 Аспид или василиск – одна
из самых ядовитых змей, яд которой смертоносен; обычна в песчаных пустынях
Аравии, Египта, Сахары.
4 Лавсаик, гл. 2. – Прп.
Дорофей преставился в конце IV века в царствование Феодосия Великого (379-395
гг.).
Cвятые мученики
Исаак и Иосиф, родные братья, родились в городе Феодосиополе,
или Карну (нынешний Эрзерум). Отец их был
знатный мусульманин, а мать - христианка, добрая и благочестивая женщина, тайно
воспитавшая этих двух сыновей и еще одного, старшего, неизвестного по имени, в
христианской вере. Достигнув зрелого возраста, все три брата, из которых один
Иосиф был женат, пожелали удалиться от своего родителя - магометанина, чтобы
беспрепятственно исповедовать веру в Господа Иисуса Христа. Они обратились с
письмом к императору Никифору I (802 - 811), прося его позволения переселиться
в Константинополь и поступить на службу при его дворе. Получив благоприятный ответ
христианского государя, братья стали собираться в дорогу. Старший в скором
времени отправился в Константинополь, а Иосиф и Исаак были задержаны по приказу
эмира г. Феодосиополя. На
вопрос о причине их переселения в Константинополь, братья ответили, ко всеобщему изумлению присутствовавших, в том числе их
отца, что они христиане с самого рождения и поэтому бегут от нечестивых, желая
свободно исповедовать свою веру. Никакие уговоры и угрозы не поколебали
мужественных исповедников. Созвав совет вельмож, эмир вынес братьям смертный
приговор. На месте казни, преклонив колени, святые Исаак и Иосиф вознесли
молитву ко Господу, после чего палач отсек их честные
главы. Это совершилось в 808 году. На непогребенные
тела святых мучеников ночью спустился необыкновенно светлый столп света и стал
над ними. Пораженные этим знамением, магометане просили на следующий день
христиан города предать святые тела мучеников погребению. На месте погребения
святых впоследствии был построен храм и освящен во Имя Пресвятой Троицы.
Икона Божией Матери, именуемая "Призри на смирение"
Страница 1
Икона Божией Матери, именуемая "Призри на смирение" (1420)
Икона Божией Матери, именуемая "Призри
на смирение", явилась в 1420 году в Псковской земле, на озере Каменном. 16
сентября того же года она была перенесена в Псков и поставлена в соборном
храме. В память этого перенесения чудотворной иконы было установлено
празднование.
Летом 1993 года на стекле иконы
изнутри появилась небольшая муть. Все думали, что-то произошло с самой иконой,
решили отдать ее в реставрацию. И вот когда сняли раму со стеклом ( их-то
зачем нести в реставрацию) то увидели на стекле... отпечаток точно такой же
иконы.