Житие святого пророка Захарии (I). Память святых мучеников Урвана, Феодора и Медимна, и многих с ними (370). Память святого мученика Авдия (V). Память святых мучеников Фифаила и Фивеи (98-138). Убиение святого князя Глеба (1015). Празднование святому Апостолу Петру, в Афире. Память святых мучеников Иувентина и Максима (361-363). Преподобномученик Афанасий, игумен Брестский (1648). День тезоименитства Ея Императорского Величества Елизаветы Петровны. День тезоименитства Ея Императорского Величества Елизаветы Алексеевны. В 1745 г. родился полководец, генерал-фельдмаршал светл. Князь Михаил Илларионович Кутузов (ум. 16 апреля 1813 г.). В 1809 г. был заключен Фридрихсгамский мир со Швецией, завершивший последнюю русско-шведскую войну 1801-1809 гг. Финляндия перешла "в собственность и державное обладание Империи Российской". В 1831 г. Николай Александрович Мотовилов (1809-1879) пребывал в Саровской пустыни (5-9 сентября 1831 г.), где он был исцелен батюшкой Серафимом. В 1911 г. у!
День тезоименитства Ея Императорского Величества Елизаветы Петровны
День тезоименитства Ея Императорского Величества Елизаветы Алексеевны
В 1745 г. родился полководец, генерал-фельдмаршал светл. Князь Михаил Илларионович Кутузов (ум. 16 апреля 1813 г.)
В 1809 г. был заключен Фридрихсгамский мир со Швецией, завершивший последнюю русско-шведскую войну 1801-1809 гг. Финляндия перешла "в собственность и державное обладание Империи
Российской"
В 1831 г. Николай Александрович Мотовилов (1809-1879) пребывал в Саровской пустыни (5-9 сентября 1831 г.), где он был исцелен батюшкой Серафимом
В 1911 г. умер Петр Аркадьевич Столыпин от ран, полученных при покушении, совершенным евреем Богровым. Согласно завещанию, Столыпин был похоронен в Киево-Печерской лавре 9 сентября 1911 г., в 1912 году на его могиле его был установлен памятник из черного камня, изображающий Столыпина!
выступающим с думской кафедры. На памятнике были высечены известные высказывания премьера («Не запугаете!», «Вам нужны великие потрясения – нам нужна великая Россия»; «Твердо верю, что свет русской национальной идеи не погаснет и скоро озарит всю Россию!»), а на фронтоне – «Петру Аркадьевичу Столыпину – русские люди»
Завтра, Пятница, 19 Сентября 2014 года (6 Сентября 2014 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1580 г. прошло венчание Ивана Грозного и Марии Нагой (в иночестве - Марфы). Это был четвертый (последний) брак Царя, даровавший ему сына - святого Царевича Димитрия Угличского
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие святого пророка Захарии
Страница 1
Житие святого пророка Захарии
Святой пророк
Захария, священник из потомства Ифамара, сына Ааронова, имел жену Елисавету,
которая также была из рода Ааронова и доводилась сестрой Анне, матери Пресвятой
Богородицы. Святое Евангелие свидетельствует о Захарии и Елисавете, что они
были украшены всеми добродетелями, непорочно проходя свое жизненное поприще.
Святой Апостол и Евангелист Лука говорит о них: "оба они были праведны
пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно" (Лк.1:6). Что житие их было
действительно благочестиво, о сем свидетельствует также и святая их отрасль,
честный и славный пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. В Писании
сказано: "по плодам их узнаете их" (Мф.7:16): плод от доброго дерева действительно не может
быть дурным, ибо, как говорит то же Писание: "если корень свят, то и
ветви" (Рим.11:16).
Посему и святая ветвь – Иоанн могла произойти только от святого корня.
Св. Захария, отец Предтечи, священствовал в Иерусалиме в
царствование Ирода1. Он был из
дневной чреды Авиевой, то есть из рода Авии, очередь которого приходилась в
восьмую седмицу.
О сих чредах повествуется следующее.
Царь Давид, видя, что род Аарона стал очень многочислен, так
что не было никакой возможности всем вместе совершать служение в храме,
разделил потомков Аарона на двадцать четыре чреды или лика, чтобы они, один за
другим, справляя каждый свою седмицу, совершали службы в храме. Во всякой
отдельной чреде царь избрал одного честнейшего мужа и сделал его начальником
лика, так что каждая чреда имела своего главного священника, в чреде же было
более пяти тысяч священников. Для того чтобы не было между главными
священниками спора о том, кому из них с своим ликом служить первую седмицу,
кому вторую, кому третью и т.д. до двадцать четвертой, они бросили жребий и по
жребию сделали распределение, и такой раз установленной очереди они держались
до наступления новой благодати, так что потомки каждого священника соблюдали
свою очередь по жребию, который выпал их предку. Восьмой жребий выпал
священнику Авии (1Пар.24:10), в числе потомков коего был также и святой
Захария; поэтому-то он и отправлял в течение восьмой седмицы службу в храме
вместе со всей своей чредой, ибо он был главным над остальными священниками
своего ряда.
Однажды Захарии, – когда он, соблюдая очередь свою, служил
пред Богом, – по обычаю священников, нужно было войти в храм Господень для
каждения; было же в то время на молитве множество народа. Войдя во святилище,
Захария заметил ангела Господня, стоящего по правую сторону кадильного алтаря.
При виде ангела Захарию объял страх; но посланник Божий успокоил его, сказав: "Не
бойся, Захария". И утешил он праведного священника, возвестив, что молитва
его благоприятна богу; внимая ей, Господь дарует ему милость: Он благословил
жену его Елисавету, разрешая несмотря на ее престарелый возраст узы ее
неплодства, и она родит сына, тезоименитого благодати Иоанна2, который своим рождением
принесет радость не только родителям, но и множеству людей: "Многие, –
прибавил ангел, – возрадуются рождению его". Возвестил ангел Захария также
и о том, что сын его будет велик пред Господом не телом, но духом; он будет
постником и будет вести такую воздержную жизнь, как никто другой; и
действительно, таково же о нем было и свидетельство Самого Сына Божия: "ибо
пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет" (Лк.7:33). Ангел предсказал,
что еще во чреве матери Иоанн исполнится Духа Святого и многих из сыновей
израильских обратит к истинному Господу Богу, что он будет Христовым Предтечей
в духе и силе пророка Илии3 и
приготовит народ к принятию Господа Спасителя.
Услыша всё сие, Захария был удивлен и поражен, так что не
решался верить сказанному; странным казалось ему сие потому, что Елисавета была
неплодна, и оба они были уже преклонного возраста. И сказал он ангелу:
– Как мне поверить сему: ведь я уже стар, состарилась также
и жена моя, которая никогда не имела детей?
Тогда ангел ответил ему:
– Я – Гавриил, предстоящий пред Богом; я послан сказать и
благовестить тебе сие. И за то, что не поверил ты моим словам, ты будешь нем и
не скажешь ни одного слова до тех пор, пока всё сие исполнится.
Так как Захария в беседе с ангелом замедлил в алтаре, то
народ, бывший в церкви, дивился сему. Выйдя к народу, Захария принужден был
знаками показывать, что он стал нем; тогда присутствовавшие поняли, что ему в
алтаре было видение.
Окончив свою очередь, Захария возвратился в дом свой,
находившийся в горной стране, в Хевроне, городе Иудове. Этот город был одним из
тех, которые даны были по жребию потомкам Иуды и предназначены для жительства
священникам4.
Когда исполнилось возвещенное ангелом, и бывшая дотоле
неплодной Елисавета родила Иоанна, – имя сие Захария написал на поданной ему
дощечке, – отверзлись уста Захарии, язык его разрешился, и он стал говорить,
благословляя Бога. Исполнившись Святого Духа, он начал пророчествовать, говоря:
"благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил
избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как
возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов
наших и от руки всех ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и
помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать
нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и
правде пред Ним, во все дни жизни нашей. И ты, младенец, наречешься пророком
Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать
уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному
милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во
тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира" (Лк.1:68-79).
Память святых мучеников Урвана, Феодора и Медимна, и многих с ними
Страница 1
Память святых мучеников Урвана, Феодора и Медимна, и многих с ними
В царствование злочестивого Валента1, ариане в Царьграде имели великую силу
и распространили свою власть, так как царь, ослепленный той же ересью, помогал
им. Подняв гонение на православных христиан, они изгнали епископа Евагрия
сильно притесняли верующих: одних они били, других ввергали в темницы, у
третьих разграбляли имения, словом всячески угнетали их. Сильно скорбя об этом,
верующие тайно собравшись решили послать к царю, который тогда находился в
Никомидии, просьбу, чтобы он, если нельзя совсем избавить их от ариан, по
крайней мере, велел бы ослабить притеснение их, чтобы люди не погибли до конца.
Для сего дела они избрали до семидесяти достойных мужей духовного чина. крепких
в вере, сильных в слове, отличающихся своим разумом, во главе с Урваном,
Феодором и Медимном. Отправившись в путь, они достигли Никомидии и, став перед
царем, усердно просили его, чтобы он помиловал их и защитил от рук арианских.
Сильно разъярился на них царь, однако не показал вида, что он гневается, но
тайно отослал их к епарху2
Модесту, приказав ему, чтобы он схватил и предал их смерти. Епарх, схватив их,
боялся однако явно пред всеми казнить их и, чтобы не было в народе толков,
приказал посадить их всех на корабль и распустить слух, что схваченных
отправляют на заточение; а между тем он научил корабельщиков, чтобы они, когда
будут посреди моря, сошли в лодку и подожгли бы корабль с семьюдесятью мужами,
что те и исполнили: приплыв в Астакийскую пучину, они зажгли корабль со святыми
мучениками, спустившись сами заранее в лодку, которая была для того
приготовлена, и вернулись к епарху, сообщая ему о кончине тех мужей. Как свеча
загорелся корабль и быстро плыл по морю, так как его гнал ветер; охваченное
пламенем плывшее судно достигло до места, известного под именем Дакидис;
пристав здесь, корабль сгорел до конца, испуская от сгорающих телес святых
мучеников дым, подобный кадильному дыму, поднимающемуся к Богу. Так скончались
святые, и сбылось на них слово Писания: (Пс.65:12). Сожженные на воде огнем,
святые муже сии вселились в небесном покоище3, где, предстоя пред престолом Владыки, молятся о
нас; тех молитвами, Господи, подай и нам получить жизнь вечную. Аминь.
Сей святой мученик жил и пострадал в
Персии. За то, что он своим учением многих приводил к вере во Христа, начальник
волхвов велел взять его и принудить поклониться солнцу и огню и отречься от
Христа. За свое твердое исповедание истинного Бога он претерпел биение по
чреслам терновыми палками, покрытыми острыми колючками. Четыре воина так долго
его били, что его замертво унесли в свой дом, где он вскоре предал Богу свою
святую и блаженную душу, славя и благодаря Его, и радуясь, что сподобился
пострадать за имя Господа нашего Иисуса Христа1.
Сии святые мученики с дерзновением пред
всеми исповедовали Христа истинного Бога, Творца и Промыслителя всего, а идолов
называли глухими истуканами. Многих обратили они к истинной вере. Язычники
взяли их и много мучили. Наконец, св. Фифаил был повешен на дереве и распилен
пилою, а сестру его Фивею умертвили ударом копья в шею. Они оба предали свои
святые и блаженные души в руки Божии, с хвалебною молитвою на устах1.
Брат святого князя Глеба Святополк
обманом вызвал его из Мурома, послав ему сказать: "Отец твой при смерти и
зовет тебя". В то время Святополк уже умертвил брата Глебова, св. Бориса,
и стал замышлять и убийство св. Глеба1.
Он имел нечестивое намерение убить всех своих братьев, чтобы взять всю власть в
свои руки, но концом сего злодеяния была вечная мука, по слову пророка: "нечестивый
уловлен делами рук своих"
(Пс.9:17). В то время, как князь Глеб был уже на пути в Киев и находился близ
Смоленска, на Смядыне2, настигли его
окаянные убийцы, посланные Святополком, по злобе своей подобные свирепым
зверям. Святой Глеб ждал от них приветствия, но они замышляли на его жизнь и
неожиданно окружили его со всех сторон. Затем повар св. Глеба, родом торчин3, зарезал господина своего ножом, месяца
сентября в пятый день4. Его
тело было брошено в пустом месте. Но Господь Бог не оставил Своего раба, но
прославил его, как некогда и св. первомученика Стефана5: иногда над местом, где лежало тело св.
князя, виден был огненный столп, иногда же являлись горящие свечи, или
слышалось ангельское пение. Видевшие эти знамения возвестили о них в городе,
жители которого взяли тело святого и перенесли в Вышгород6.
1 Глеб – младший сын св.
равноапостольного князя Владимира Великого, от христианского супружества его с
греческою царевною Анною. Был князем древнего Мурома, центра северной
ростово-суздальской области (ныне довольно незначительный уездный город
Владимирской губ.). Борис – родной брат св. Глеба от той же матери, князь
Ростовский (Ростов – ныне уездный город Ярославской губернии); братоубийственно
умерщвлен подкупленными убийцами, вскоре по смерти Владимира в 1015 году, на
реке Альте, где стоял станом, возвращаясь с похода на печенегов. Святополк –
сын Владимира от вдовы брата его Ярополка; за свое злодеяние остался в истории
с именем "Окаянного" По убиении Бориса и Глеба, он был побежден
Ярославом Мудрым, изгнавшим его и Киева, бежал в Польшу и впоследствии погиб "злою
смертью" в пустыне между Польшею и Богемиею.
2 Смядынь – маленький приток
Днепра, при Смоленске.
3 Торки – один из кочевых
народов азиатского происхождения в древней удельно-вечевой Руси обитали
преимущественно на юго-западе ее.
4 Кончина св. благоверного
князя Глеба последовала в 1015 году. Во св. крещении Глеб именовался Давидом.
5 О прославлении честных
мощей святого первомученика Стефана в Четьих Минеях, между прочим,
повествуется: "Ночью над мощами святого являлся свет, и сильное
благоухание исходило от ковчега (раки мощей) и воздухе слышалось ангельское
пение". См. 2 августа.
6 Вышгород – древний и прежде
значительный русский город, в 15 верстах от Киева вверх по Днепру; служил
сильным укреплением для Киева с севера и был излюбленным городом великих
Киевских князей, особенно Владимира Великого. – В Вышгород мощи св. князя Глеба
были перенесены и положены вместе с мощами св. князя Бориса в княжение в Киеве Ярослава
Мудрого в 1019 году. В 102 году в честь свв. князей установлено празднество.
Мощи их утрачены во время нашествия на Киев Батыя, хана монгольского, в 1240
году.
О сем храме св. Ап. Петра упоминается в
житии св. Евтихия, патриарха Цареградского (6 апреля), где говорится, что, пред
избранием сего патриарха в 552 году, царю Юстиниану1 было видение,
которое он с клятвою открыл другим: во сне он увидал себя в церкви св. Ап.
Петра в Афире2, ему явился сам св. Апостол и, указав на св. Евтихия,
сказал: "Сей да будет поставлен вам во епископа".
Святые мученики Иувентин и Максим воины
пострадали при римском императоре Юлиане Отступнике, при котором они состояли в
должности щитоносцев. Однажды Юлиан, придя в Антиохию, окропил идоложертвенною
водою все продаваемые на рынке снеди и пития, желая таким образом сделать
христиан участниками нечестивых своих жертв. В то время сии два раба Христовы,
присутствуя на одном пиршестве с другими воинами, со скорбью беседовали с ними
о беззаконии царя и повторяли слова святых трех отроков, некогда сказанные в
Вавилоне: "И предал нас в руки врагов беззаконных, ненавистнейших
отступников, и царю неправосудному и злейшему на всей земле"(Дан.3:32).
Один из пировавших передал наутро
сии слова царю.
Тогда царь призвал святых воинов и спросил:
– Что вы говорили вчера на пиру?
Они отвечали истину и, повторяя те же самые слова, обличали
царя и укоряли в беззаконном отступничестве.
Царь, пришедший в ярость, сначала велел беспощадно бить их и
бросить в темницу; потом в полночь послал в темницу палача, который и умертвил
их среди темничного мрака.
Преподобномученик
Афанасий родился около 1595-1600 года в небогатой православной семье, вероятно,
обедневшего шляхтича (судя по тому, что служил будущий игумен учителем при дворе
магната). Возможно, он был из семьи городского ремесленника — как сам на то
указывает в мемуарах, называя себя «нендзым
Человеком, простым, гарбарчиком, калугером
убогим». Как это часто бывает, у нас нет сведений ни о месте рождения, ни о
мирском имени святого; неизвестно также, чем является имя «Филиппович» —
фамилией или отчеством.
Вероятно, начальные знания Афанасий получил в
одной из братских школ, где, наученные греческому и церковнославянскому языку,
слову Божию и святоотеческим
творениям, готовились высокообразованные люди, могущие противостоять униатскому
насилию и католическому прозелитизму. Но образование, полученное в братском
училище, не вполне удовлетворяло любознательного юношу, и он прошел обучение в Виленской иезуитской коллегии, куда принимались молодые
люди всех христианских конфессий.
Службу свою в качестве домашнего наставника молодой ученый начал
в домах православной и католической шляхты, но в 1620 году жизнь его попала в
иное русло: Филипповича, положительно зарекомендовавшего себя богатыми
знаниями, благонравием и бесспорном педагогическим
талантом, пригласил гетман Лев Сапега, канцлер
Великого княжества Литовского. Гетман поручил ему вопитание
некоего «Дмитровича», представленного Афанасию
русским царевичем Иоанном — якобы племянником умершего в 1598 году Феодора Иоанновича, внуком Иоанна IV Грозного от его младшего сына
Димитрия, под именем которого в 1604-1612 годах
выступало несколько самозванцев. Одним из таких «претендентов» и был
представлен отец ученика Афанасия, которого поляки готовили на российский
престол: Димитрий-Михаил Луба, убитый в Москве во
время мятежа против ополчения Лжедмитрия I. Жена Михаила Лубы
Мария умерла в заключении, а малолетнего сына взял
некто Войцех Белинский, который привез дитя в Польшу
и выдавал за сына Димитрия и Марины Мнишек, на самом
деле повешенного. Обо всем этом было объявлено на сейме перед королем,
поручившим воспитание Ивана Димитриевича Льву Сапеге. Тот назначил содержание «царевичу» в шесть тысяч
злотых в год из доходов Бреста и Брестского повета.
Семь лег служил
Афанасий «инспектором» лжецаревича, приходя постепенно
к уверенности, что этот «некий царевич московский», «некий Луба», «и сам о себе
не знающий , что он такое», является очередным самозванцем. Уверенность эта с
течением времени усиливалась, особенно когда содержание Лубы
уменьшилось до сотни злотых в год, а у самого гетмана Сапеги
как-то вырвалось: «Кто его знает, кто он есть!»
Став невольным соучастником политической
интриги против Московского государя, известного защитника Православия Михаила
Федоровича Романова, сына русского патриарха Филарета, Филиппович в 1627 году
оставил двор канцлера и удалился в келиюВиленского Свято-Духова монастыря, где вскоре принял
постриг от наместника Иосифа Бобриковича. В скором времени по его благословению Афанасий прошел послушание в Кутеинском монастыре под Оршей, основанном недавно, в 1623
году Богданом Стеткевичем и супругою его Еленой Соломерецкой (В. Зверинский.
Материалы для историко-топографического исследования. СПб.
1892 С. 172), а затем — в Межигорской обители под
Киевом, у игумена Комментария (упоминается под 1627 годом) и брата Киевского
митрополита Иова Борецкого — Самуила. Впрочем,
уже в 1632 году Межигорский игумен отпустил Афанасия
в Вильну, где тот был рукоположен в сан иеромонаха.
В следующем году Афанасий вновь покинул
монастырь Святого Духа и направился в качестве наместника игумена Леонтия
Шитика в Дубойнский монастырь под Пинском, также подначаленныйвиленской
монашеской обители, где и провел в заботах о братии, постах и молитвах три
года.
В 1636 году ярый сторонник католического
прозелитизма Альбрехт Радзивилл, нарушая изданные
королем Владиславом IV «Статьи успокоения», силой изгнал из Дубойнского
монастыря православных насельников, чтобы передать обитель иезуитам, которые
незадолго до того стараниями того же Альбрехта обосновались в Пинске. Афанасий,
будучи не в силах противостоять магнату и удержать монастырь, составил жалобу с
повествованием об учиненном беззаконии, но этот письменный протест, подписанный
множеством православных, не принес положительных результатов.