Тезоименитство святой Царицы новомученицы Александры Новой
Тезоименитство Ея Императорского Высочества Княгини Александры Павловны (старшей дщери Государя Императора Павла I)
В 1610 г. внезапно умер воевода М.В.Скопин-Шуйский (род. 8 ноября 1586 г.)
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие преподобного отца нашего Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольского
Страница 1
Житие преподобного отца нашего Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольского
В стране Галатийской1 есть селение именуемое Сикея, в 12
стадиях2 от Анастасиополя, главного
города Анкирской области (в Малой Азии). В этом селении родился преподобный
Феодор Сикеот, от матери своей Марии и мужа известного, по имени Космы,
служившего в то время у царя Юстиниана Великого3
скороходом4. Когда совершилось
зачатие Феодора, то матери его Марии в ту ночь во время сна явилось чудное
знамение: она увидела сошедшую в ее утробу большую, яркую звезду. Проснувшись
она сообщила о том своей матери Елпидии и сестре Диспении, жившим с ней, потом
пошла к одному прозорливому старцу, спасавшемуся в отшельническом безмолвии, в
6 стадиях от того селения, и рассказала ему о своем странном видении. Старец
тот, преподав ей духовные наставления о богоугодной жизни, сказал:
-
Зачавшийся в тебе отрок воистину будет великий муж, не только среди людей, но и
у Бога, звезда же светлая знаменует собой царскую славу, как это объясняют
мудрые толкователи снов; но для тебя виденное тобою не должно иметь значение
царской власти на земле, а звезда, которую ты видела, предвещает ту славу
добродетелей и благодати Божией, которою Бог одарит твое чадо. Ибо Господь
обыкновенно рабов Своих освящает во утробе матерней прежде их рождения.
Так
предсказал Марии прозорливый старец и, дав ей несколько советов, отпустил ее с
миром. Стало всё это известно епископу Анастасиопольскому Феодосию, и тот так
же понял видение, что рожденный младенец будет служить светом миру.
Мария,
возвратившись от старца последовала его советам и проводила жизнь богоугодную,
в целомудрии, вместе с своею матерью и сестрой. Когда же исполнилось время
рождения, Мария родила сына и по христианскому обычаю он был крещен и наречен
Феодором (что значит с греческого "Божий дар"), самым своим именем
означающим, что отрок будет великим даром миру от Бога.
Когда ему
исполнилось шесть лет, мать пожелала записать его заранее в военную службу и
для этого приготовила ему драгоценные одежды, золотой пояс и другие, нужные для
этой службы вещи и хотела отправиться в Константинополь, чтобы там отдать его
царю на службу; но в сонном видении явился ей святой великомученик Георгий,
говоря:
- Зачем ты
такое намерение замыслила о детище своем? О, жена, не трудись напрасно, - Царь
небесный Себе требует сына твоего.
Пробудившись,
Мария начала плакать и говорить, что близка смерть сыну ее, думая, что он умрёт
скоро; но отрок возрастал летами и разумом. Восьми лет мать отдала его в учение
и с помощью благодати Божией, он учился лучше прочих детей и был любим всеми за
свое добронравие. Даже в детских играх проявлялся сильный ум Феодора: он
воздерживался от клятвы, хулы и предостерегал других детей от всего этого,
усмиряя их споры и ссоры.
В доме сих
женщин жил один старец Стефан, богобоязливый и благочестивый, которого любили и
почитали как отца за его добродетельную жизнь. Отрок Феодор, видя, что он
постится во святую четыредесятницу до вечера и вкушает только небольшой ломоть
хлеба с водой, воспламенился любовью к Богу и начал подражать его посту, так же
воздерживаясь до вечера. Когда же в обеденное время он шел из училища домой, то
мать заставляла его есть с ними, но он отказывался и, чтобы не принуждали его,
перестал в обычное время приходить домой, а старался приходить только к вечеру.
И сейчас же из дома он шел со Стефаном в церковь на обычное пение; с ним
причащался Пречистых Таин Тела и Крови Христа Бога нашего, поздно возвращался
домой и подкреплялся только куском хлеба с водой. Мать и все домашние пытались
убедить его есть вареную и всякую другую пищу, но он не соглашался на это. Она
просила учителя отпускать домой во время обеда отрока из училища, чтобы хотя
этим способом заставить его что-нибудь есть, так как от постоянного поста он
стал очень худ телом. Феодор же, отпускаемый из училища, не шел домой, но
всходил на бывшую недалеко от того места гору, на вершине которой воздвигнут
был храм в честь великомученика Георгия, где святой великий мученик, видимо
являясь ему в образе прекрасного юноши, вводил его внутрь храма. Там юный
Феодор много упражнялся в чтении книг и проводил всё свое обеденное время;
выходя из церкви как бы из дому, он снова шел в училище. Вечером, на вопрос
матери, почему не пришел обедать, отвечал, что не выучил стиха и потому был
оставлен. И снова мать шла к учителю с просьбой отпускать его домой, учитель же
с клятвой уверял ее, что по первому же ее прошению он отпускает в час обеда
Феодора вместе с прочими учениками. Однажды она, увидав, что он не шел домой, а
взбирался на гору к церкви, послала слугу привести его оттуда силой и многими
угрозами убеждала приходить обедать, он же, не слушая ее, хранил обычное
воздержание.
Когда ему
было десять лет, в селении том случилась ужасная болезнь, так что многие от нее
умирали; также заразился этой болезнью и блаженный отрок Феодор, Все близкие
были в отчаянии, так как он был уже при смерти: тогда его полуживого принесли в
ближайшую церковь святого Иоанна Крестителя, где положили его перед алтарем.
Вверху церкви, под крестом, находилось изображение лица Спасителя, от Которого
упали две капли росы на больного отрока и исцелили его; он встал и пошел домой
здоровым, прославляя Бога. По ночам, когда он и все его домашние спали,
приходил к нему святой великомученик Георгий и будил его, говоря:
В то время, когда александрийский
патриарший престол занимал святейший патриарх Иоанн Милостивый1, в Александрию2
пришел один инок, по имени Виталий, из монастыря преподобного Сирида. Сей инок,
будучи шестидесяти лет от роду, избрал себе такой род жизни, который для людей,
видящих только внешнее в человеке, казался нечистым и греховным, для Бога же,
взирающего на внутреннее и испытующего сердца человеческие (Пс.7:10), был
угоден и благоприятен: ибо тот старец, желая тайно обращать к покаянию
грешников и людей нечестивых, сам во мнении людей являлся грешником и
нечестивцем. Он составил себе список всех блудниц, живших в Александрии и о
каждой из них особо усердно молился Богу, дабы Он отклонил их от их грешной
жизни. Старец нанимался на работу в город от утра до вечера и брал за свой труд
двенадцать медных монет. За одну монету он покупал себе боб и по закате солнца
съедал его, ибо, работая весь день, он постился; затем, придя в блудилище,
остальные деньги он отдавал какой-либо блуднице и говорил ей:
- Умоляю
тебя, за эти деньги всю эту ночь соблюсти себя в чистоте, не делая ни с кем
греха.
И так
сказав, затворялся с ней в ее комнате. Она спала на своей постели, а старец,
став в углу, всю ночь пребывал без сна, тихо читая псалмы Давида и до утра
молясь за нее Богу. На утро, уходя от нее, он с клятвою просил ее никому не
рассказывать о его поступке.
Так
поступал он долгое время, во все дни трудясь в посте, а ночью входя к блудницам
и пребывая без сна в молитвах. Каждую же ночь он входил к иной, пока, обойдя
всех, снова не начинал с первой.
Господь
Бог, видя такой подвиг Своего раба, споспешествовал ему, ибо некоторые из
блудниц, пристыженные таковыми добродетелями Виталия, сами вставали на молитву,
и вместе с ним, преклонив колена, молились. Святой убеждал таких покаяться,
угрожая им Страшным Судом Божиим и вечными геенскими мучениями по смерти и
обнадеживая их милосердием Божиим и надеждою на получение вечных благ на небе.
Тогда те, приходя в страх Божий, смирялись и обещались исправить свою жизнь. И
многие из них оставляли свою прежнюю греховную жизнь и выходили замуж за
законных мужей. А иные, желая жить в совершенной чистоте, поступали в женские монастыри
и там в посте и слезах проводили свою жизнь. Другие в мире проживали без мужа в
чистоте, питаясь трудами своих рук. И ни одна из блудниц никому не рассказала
про целомудренное житие святого Виталия, потому что лишь только какая-нибудь из
них начинала говорить людям, что Виталий приходит к ним не для греха, но ради
их спасения, то Виталий, услыхав о том, сильно печалился, что открывается его
непорочная жизнь, и молился Богу, чтобы Он наказал ту женщину, дабы и все
прочие пришли бы в страх и не рассказывали бы о его подвигах людям. Тотчас, по
Божественному попущению, та женщина приходила в бешенство, видя каковое прочие
женщины приходили в страх и не дерзали что-либо открыть людям о святости жизни
Виталия. Народ же говорил пришедшей в бешенство женщине:
- Видишь,
как воздает тебе Бог за то, что ты сначала говорила, что этот монах входит к
вам не для блуда; - вот ясно открывается, что он блудник.
И все
соблазнялись о нем и каждый день укоряли его, говоря:
- Ступай,
окаянный, - тебя, ожидают блудницы, - и плевали на него.
Святой же,
претерпевая всё с кротостью, радовался, слыша брань и обличение от людей, духом
утешаясь, что люди считают его великим грешником. Иногда же обличавшим его он
говорил:
- Разве я
не имею тела, как и все люди? Разве Бог монахов создал бесплотными? Поистине и
монахи такие же люди.
Некоторые
советовали ему:
- Отец, -
говорили они, - возьми себе одну из блудниц в жены и сними монашескую рясу,
чтобы не хулилось чрез тебя монашество.
Он же, как
бы сердясь, отвечал им:
- Не желаю
вас слушать; что хорошего мне взять себе жену и заботиться о ней, о детях, о
доме и все дни проводить в заботах и в трудах? Зачем вы осуждаете меня? Ведь не
вам придется отвечать за меня пред Богом. Заботьтесь каждый о себе, а меня
оставьте. Есть один Судия всех, Бог, Который и воздаст каждому по делам его.
Так
преподобный Виталий утаивал свою добродетель от людей.
Некоторые
из клириков оклеветали его пред святейшим патриархом александрийским Иоанном
Милостивым, говоря, что один старец соблазняет весь город, каждую ночь входя в
дома блудниц. Но святейший патриарх не поверил клеветникам, так как он уже
раньше был введен клеветниками в заблуждение, когда одного целомудренного и
святого инока, бывшего притом евнухом3,
крестившего еврейку, невинного, предал побоям, поверив оклеветавшим его. Помня
тот случай, патриарх не послушал доносивших на Виталия и сказал им: