Память иже во святых отца нашего Кирилла архиепископа Иерусалимского (386). Житие преподобного отца нашего Анина Чудотворца (?). Память святых мучеников Трофима и Евкарпия (ок. 300). В 1584 г. скончался Царь Иоанн IV Васильевич Грозный (родился в 1530 г.). Царь примирился со всеми своими врагами, а списки погибших во время его правления разослал по всем монастырям для поминовения и достойно, по-христиански встретил смерть, передав престол своему сыну Феодору и приняв перед смертью великую схиму с именем Иона. В 1606 г. состоялось погребение в Ново-Спасском монастыре г. Москвы, в усыпальнице Прародителей Царского Дома Романовых, мученически скончавшегося боярина Михаила Никитича Романова, дяди Царя Михаила Феодоровича Романова. В 1856 г. заключен Парижский мир, завершивший Крымскую войну. В 1867 г. подписан договор о продаже Россией Аляски, и Алеутских островов Соединенным Штатам за 7,2 млн. долл.
В 1584 г. скончался Царь Иоанн IV Васильевич Грозный (родился в 1530 г.). Царь примирился со всеми своими врагами, а списки погибших во время его правления разослал по всем монастырям для поминовения и достойно, по-христиански встретил смерть, передав престол своему сыну Феодору и приняв перед смертью великую схиму с именем Иона
В 1606 г. состоялось погребение в Ново-Спасском монастыре г. Москвы, в усыпальнице Прародителей Царского Дома Романовых, мученически скончавшегося
боярина Михаила Никитича Романова, дяди Царя Михаила Феодоровича Романова
В 1856 г. заключен Парижский мир, завершивший Крымскую войну
В 1867 г. подписан договор о продаже Россией Аляски, и Алеутских островов Соединенным Штатам за 7,2 млн. долл
Завтра, Воскресение, 1 Апреля 2012 года (19 Марта 2012 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1611 г. поляки сожгли Москву, что привело к восстанию в столице против иноземцев
В 1814 г. Император Александр I торжественно въехал в Париж
В 1876 г. умер писатель и общественный деятель, талантливейший представитель славянофильства Юрий Федорович Самарин (род. 21 апреля 1819 г.)
В 1881 г. обнародовано Высочайшее повеление Императора Александра III, унаследовавшего Российский Престол. В нем Александр III возвещал о принятии чрезвычайных
мер с выражением "твердой решимости положить предел дальнейшему развитию преступной деятельности злоумышленников и оградить столицу от позора быть местом и свидетелем совершающихся в ней преступлений и даровать оной спокойствие". В царском повелении прозвучал ответ на ультиматум (от 10 марта) новому Императору от исполнительного комитета "Народной воли", убившего его Венценосного Родителя – Александра II Освободителя
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Память иже во святых отца нашего Кирилла архиепископа Иерусалимского
Страница 1
Память иже во святых отца нашего Кирилла архиепископа Иерусалимского
Святой Кирилл Иерусалимский,
происходя от благочестивых родителей, получил строго православное воспитание; в
царствование Константина Великого1 он принял монашество, а при сыне его
Констанции2 был избран, по смерти архиепископа
Максима, на иерусалимскую кафедру. Ревнуя о сохранении в чистоте христианского
учения, святой Кирилл, будучи архиепископом, деятельно и неустанно боролся с
ересями Ария3 и Македония4.
Этим он возбудил против себя
сильную вражду со стороны впавших в арианскую ересь епископов, между последними
был и митрополит Кесарии Далестинской5
Акакий, явившийся впоследствии главным виновником первого изгнания святого
Кирилла.
Однажды6
в праздник Пятидесятницы около трех часов дня в Иерусалиме наблюдалось
следующее чудесное знамение: на небе явилось начертание честного Креста,
сиявшее ослепительным светом; начинаясь от Голгофы7,
оно простиралось до горы Елеонской8. Так как император Констанций, разделяя
ересь Ария, притеснял православных, всячески помогая еретикам, то святой Кирилл
сообщил ему о чудесном знамении, увещевал оставить путь заблуждения и
обратиться в православие.
Между тем митрополит Акакий,
пользуясь содействием императора, к которому был близок, восстал на святого
Кирилла за то, что он обличал его в ереси и не повиновался ему, хотя Иерусалим
в то время находился в подчинении у митрополита Кесарийского; это произошло
вследствие упадка Иерусалима после разрушения римлянами9.
Святой же Кирилл не только не хотел подчиняться еретику митрополиту, в добавок
низложенному поместным сардикийским собором10,
но и обличал его за злоупотребление не принадлежавшею ему по правилам церковным
властью; по указанным причинам он не считал для себя возможным подчиняться
митрополиту Акакию. Кроме того, святой Кирилл полагал, что, наоборот, Кесария
Палестинская должна быть подчинена Иерусалиму, ибо Церковь Иерусалимская есть
мать всех церквей11; тем более, что и сардикийский собор,
низложивший Акакия, принадлежавшее ему начальство передал предшественнику
святого Кирилла, архиепископу иерусалимскому Максиму.
Проникнутый чувством неприязни к
святому Кириллу, Акакий нашел повод к обвинению его, благодаря следующему
обстоятельству. В Иерусалиме настал сильный голод. Народ, не находя средств для
поддержания жизни обратился за помощью к
своему архиепископу. Святой Кирилл по своему милосердию близко к сердцу
принял просьбы пасомых и истратил на них всё свое имущество. Но так как голод
не прекращался, и помочь было уже нечем, то святой Кирилл начал продавать
церковные вещи,-золото, серебро и ценные завесы, покупая на вырученные от
продажи деньги пшеницу для голодающих. В это время появился слух, что будто бы
в городе видели какую то женщину, плясавшую в священном облачении на улице. На
вопрос, откуда ею получена священная одежда, женщина отвечала, что она
приобрела ее у одного купца, причем назвала и его имя. Спрошенный в свою
очередь купец сказал, что одежду для продажи дал ему сам архиепископ. Неизвестно,
было ли всё это на самом деле или нет, но только слух дошел до митрополита
Акакия, которой счёл его достаточным для обвинения святого Кирилла. На
созванном им соборе он предложил извергнуть святого Кирилла, как обесчестившего
продажею священный предмет, на что собор изъявил свое согласие. Таким образом,
при содействии еретичествующих епископов, низложенный еретик митрополит сверг с
престола иерусалимского православного архиепископа и силою заставил его
удалиться из пределов Иерусалима. Святой Кирилл сначала удалился в Тарс12,
где пребывал у епископа Сильвана. Видя, что последний не совсем правильно
понимает некоторые догматы веры, святой Кирилл указал ему на уклонение и
утвердил в православии. Услыхав об этом, Акакий написал Сильвану письмо,
извещая о низвержении святого Кирилла и советовал ему или прекратить общение со
святым Кириллом или, по крайней мере, запретить ему совершение Богослужения в
находящейся под его управлением церковной области. Но Сильван не послушался Акакия:
он почитал святого Кирилла как человека благочестивого, учением своим
поддерживавшего и наставлявшего многих православных; о самом же изгнании
Сильван знал, что оно произошло не по какой либо вине со стороны святого
Кирилла, а единственно по зависти и ненависти Акакия.
После этого в Селевкии13
был поместной собор, на который прибыло до 150 епископов; среди них находился и
святой Кирилл. Прежде чем начались заседание собора Акакий стал настаивать на
удалении отлученного им святого Кирилла. Многие епископы не согласились на
подобный поступок. Тогда Акакий, оставив собор, отправился в Царьград. Здесь
пред императором и патриархом Евдоксием, тоже арианином, он оклеветал покинутый
им собор, называл его скопищем злых людей, собравшихся не для пользы, но во
вред церкви. Особенно сильное негодование сумел возбудить Акакий в императоре
против св. Кирилла. Он рассказал ему, что св. Кирилл продал драгоценную
священную одежду, подаренную Константином Великим иерусалимскому архиепископу
Макарию для облачения в нее во время совершения таинства Крещения, и что потом
эту одежду видели на одном человеке, плясавшем на местах народных
увеселительных собраний. Император до того сильно разгневался, что подверг
святого Кирилла заточению.
Преподобной Анин был родом из
Халкидона1. Родители его были христианами. Подобно
евангельскому Закхею2 он был небольшого роста, но, взамен
того, был велик духом. С самых юных лет он отличался кротким, незлобивым нравом
и постоянно стремился к деланию добра.
Когда преподобному исполнилось
пятнадцать лет, родители его умерли. Вскоре после этого святой решил оставить
суетное мирское житие, для чего и поселился в одном из монастырей, где принял
пострижение в монашество.
Ревнуя о безмолвном подвижническом
житии, святой Анин вскоре оставил монастырь и ушел в одну далекую пустыню,
расположенную близ того места, где протекает река Евфрат3,
отделяющая Сирию4 от Персии5.
Здесь Анин встретил одного отшельника, по имени Маиума, подвизавшегося в
пещере. Святой поселился у него и подражал ему в подвигах поста и молитвы. Оба
они содержали столь строгий пост, что во всю четыредесятницу не вкушали ничего
совершенно, но, несмотря на это, всегда имели радостные лица, как бы
присутствуя на царском пиру. Святой Анин настолько преуспевал в своих подвигах,
что превзошел даже своего учителя - старца. Он проводил многие дни совершенно
без пищи, молясь день и ночь, так что даже старец дивился его подвигам.
В том месте, где подвизался святой
Анин с отшельником, не было воды, потому что река Евфрат находилась в
расстоянии пяти стадий6 от их пещеры. Святой Анин носил воду из
этой реки в маломсосуде, намеренно не пользуясь большим сосудом, чтобы
трудиться как можно более, часто ходя за водой.
Один раз святой Анин отправился-за
водою на реку, но не успел он еще отойти и одного стадии от своей пещеры, как
сосуд его был наполнен водою внезапно явившимся ему Ангелом. Заметив, что Анин
возвратился необычно скоро, старец понял, что Бог сотворил с ним чудо, исполнив
его благодати Своей. После этого он стал упрашивать его быть своим учителем и
наставником, но, не будучи в состоянии уговорить его к этому, решил оставить
его, чтобы не заставлять служить себе того, которому он сам хотел бы и считал
себя обязанным послужить. Пришедши в один монастырь, расположенной близ реки
Евфрата, старец рассказал братии о святом Анине. О этого времени молва о святом
Анине распространялась всё более и более, и к Анину стали приходить многие люди,
искавшие подвижнической жизни.
По удалении старца Маиума из
пещеры, святой Анин сказал сам себе: "я здесь начал подвизаться, здесь и
останусь до конца своей жизни", - и остался в пещере. Впрочем святой Анин
неоднократно уходил из пещеры вглубь пустыни; пробыв здесь двадцать или
тридцать дней, он возвращался обратно в свою пещерную келлию. Своими
постоянными подвигами святой достиг того, что умертвил в себе все плотские
страсти и совершенно поработил плоть духу.
Господь исполнил святого Своей
благодатью, так что даже подчинил ему диких зверей, обитавших в пустыне. Куда
бы ни пошел святой, - ему следовали два льва, одному из которых он исцелил язву
на ноге.
Святой Анин был безмездным врачом
не для животных только, но и для людей, Потому что Бог дал ему власть и силу
исцелять всякий недуг и всякую болезнь в людях. Слава о святом распространилась
по всей стране той. К нему приводили многих недужных, и всех их он исцелял по
благодати Божией. Вследствие этого святой уже не уходил в пустыню, но пребывал
постоянно в своей келлии ради приходящих к нему людей; для того Бог и даровал
его той стране, чтобы приходящие к нему, как бы к некоему источнику исцелений,
не отходили не утешенными, но чтобы каждой получил от него врачевство,
соответственно своей болезни: один получал у него исцеление своим телесным
недугам, другой врачевал свои душевные болезни, слушая его наставление и
поучение.
В виду того, что место, где жил
святой, было безводным, а потребность в воде была большая вследствие большого
количества людей, приходящих к святому, святой ископал небольшой колодезь, в
которой собиралась дождевая вода.
Один раз к святому пришли
несколько человек и попросили дать им воды, которою бы они утолили свою жажду.
Святой велел одному из своих учеников (у него было уже шесть учеников)
почерпнуть воды из колодезя. Но ученик сказал ему, что вода уже вся истощилась
в колодезе, так что не осталось её там ни одной капли. Преподобной же сказал
ему:
- Я надеюсь на дивную силу Божию.
Иди, и ты найдешь воду, которою и утолится жажда пришедших.
Ученик отправился и, к удивлению
своему, нашел колодезь, наполненным водою до верха. Прославив Бога, он
почерпнул воды в колодезе и, принеся ее к своему учителю, рассказал ему о
совершенном силою Божиею чуде. Воды этой хватило на много дней. Всё сие случилось
в семнадцатой год подвижнической жизни святого. Когда же вода вся вышла, а
дождя всё еще не было, святой не восхотел снова просить у Бога чуда, но,
смирившись, начал сам ночью носить воду из Евфрата. Всю ночь до самого утра
святой трудился, постоянно прославляя Бога и памятуя слова Господа, сказанные
Им в Своем Евангелии святом: "И
кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика,
истинно говорю вам, не потеряет награды своей" (Матф.10:42).
Случилось однажды, что к
преподобному пришли некоторые братия из соседнего монастыря, сильно жаждавшие
от долгого пути; между тем в колодезе воды не было совершенно. Тогда
преподобный тайно взял водоносы и сам отправился на реку за водой. Вскоре он
уже возвращался обратно. Заметив, что преподобный возвращается слишком скоро,
братия подумали, что святой сильно устал и, не дойдя до реки, возвратился
обратно. Братия пошли навстречу ему, намереваясь сами отправиться за водою. Но
когда братия начали снимать с плеч святого водоносы, они заметили, что водоносы
наполнены были до верху водою. Братия весьма удивились всему происшедшему,
потому что Ангел Господень наполнил сосуды водою, как и ранее это было при
Маиуме старце. Тогда братия воскликнули:
Когда в Никомидии воздвигнуто
было на христиан гонение, то всех исповедников Христа схватывали и содержали в
темницах, а затем производили над ними суд, при чем подвергали их
многочисленным пыткам и разнообразным мучениям, и тех, кто оставался
непоколебимым в исповедании Христа, Бога нашего, предавали смерти. В это время
святые мученики Трофим и Евкарпий известны были в войске, как самые
мужественные и храбрые воины, а потому оказались и сильнейшими врагами Христа.
Они схватывали христиан, заключали их в темницы и, получив над ними полную
власть, по своему усмотрению одних предавали на мучение, а других оставляли
томиться в темницах. Однажды, когда они шли, чтобы схватить некоторых христиан,
то увидели большое огненное облако, сходящее с неба и сгущающееся по мере
приближение к ним. Из облака раздавался голос, говоривший:
- Для чего вы так усердствуете,
угрожая рабам Моим? Не прельщайтесь: никто не может подчинить своей власти
верующих в Меня, но лучше сами присоединитесь к ним и тогда приобретете себе
Царство небесное.
Увидев это видение и слыша такие
слова, Трофим и Евкарпий, эти столь яростные и жестокие гонители рабов Христа.
упали на землю, так как не могли ни смотреть на видение, ни выносить исходящего
из облака громового голоса и, лежа на земле, только говорили друг другу:
- Поистине велик Бог, явившийся
нам ныне. Счастливы будем мы, если станем рабами Его.
И в то время, когда они со страхом
говорили эти слова. облако разделилось, став по ту и другую сторону их, — и из
него раздался снова голос, сказавший им:
- Встаньте и покайтесь, и вам
прощены будут грехи ваши". Когда же они встали, то увидели сидящего среди
облака некоего беловидного мужа, весьма красивого, и великое множествопредстоящих Ему. Пораженные необычайным видом Его, Трофим и
Евкарпий в один голос сказали Ему:
- Приими нас, ибо злы и невыразимы
грехи наши. Нет другого Бога кроме Тебя, Творца и Единого истинного Бога, а мы
и не присоединились еще к рабам Твоим!
Когда они сказали эти слова, то
облако немедленно же сошлось и поднялось на небо. После сего Трофим и Евкарпий
долго еще оставались на месте и плакали, а потом, помолившись Богу,
возвратились назад и всех тех, кого держали в заключении, со страхом освободили
из темниц. Целуя их, как братьев, кланяясь им и снимая с них оковы, они всех
провожали, и все заключенные вернулись, таким образом, в дома свои. Начальник
города Никомидии, узнав об этом, сильно разгневался на Трофима и Евкарпия и,
призвав к себе, стал допрашивать их, желая узнать причину такой их перемены.
Они подробно рассказали ему обо всем, что видели в видении. Тогда он повелел
повесить их на дерево и строгать им рёбра, а затем тереть по ранам волосяными
веревками. Святые мученики мужественно переносили мучение и молились, радуясь и
благодаря Бога. Этим они привели начальника города еще в больший гнев, и он
приказал зажечь большой костер и бросить их в него. Когда же костер был зажжен,
то святые сами вошли в огонь и, прославляя Бога, предали праведные души свои в
руки Божии. Такую мученическую кончину приняли святые мученики Трофим и
Евкарпий1.