Житие и страдание святого священномученика Поликарпа, епископа Смирнского (167). Память преподобных Иоанна, Антиоха, Антонина и Моисея (V). Память преподобных Зевина, Полихрония, Моисея и Дамиана (V). Преподобный Поликарп Брянский (1620-1621). Кипрская икона Божией Матери (392). В 1551 г. открылся Стоглавый собор в Москве, в Царских палатах в присутствии самого Царя Ивана IV Грозного, князей и бояр. Председательствовал на соборе св. митрополит Московский Макарий. "Державный самодержец, -- читаем в соборной книге, -- прекроткий царь Иван, осияваемый благодатию Святого Духа, подвигся теплым желанием не только о устроении земском, но и об исправлении многоразличных дел церковных. Он возвестил о том отцу своему, митрополиту Макарию, и повелел составить Собор. Когда повеление царское услышали архиереи Русской земли, они объяты были невыразимою радостию и, как небопарные орлы, поспешили в Москву, и чудно было видеть царствующий град, красовавшийся пришествием отцов".
В 1551 г. открылся Стоглавый собор в Москве, в Царских палатах в присутствии самого Царя Ивана IV Грозного, князей и бояр. Председательствовал на соборе св. митрополит Московский Макарий. "Державный самодержец, — читаем в соборной книге, — прекроткий царь Иван, осияваемый благодатию Святого Духа, подвигся теплым желанием не только о устроении земском, но и об исправлении многоразличных дел церковных. Он возвестил о том отцу своему, митрополиту Макарию, и повелел составить Собор. Когда повеление
царское услышали архиереи Русской земли, они объяты были невыразимою радостию и, как небопарные орлы, поспешили в Москву, и чудно было видеть царствующий град, красовавшийся пришествием отцов"
Завтра, Четверг, 8 Марта 2012 года (24 Февраля 2012 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1349 г. новгородцы вернули город Орехов, взяв его у шведского короля Магнуса, только завоевавшего этот город. Затем из двинских земель они прошлись удачным походом по Норвегии и разбили шведов под Выборгом. Все это вынудило Магнуса заключить мир на выгодных для Русских условиях
В 1564 г. митрополитом Московским был избран инок Чудового монастыря Афанасий
В 1768 г. был заключен Варшавский договор между Россией и Польшей об уравнивании прав православных
с католиками на территории Речи Посполитой
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие и страдание святого священномученика Поликарпа, епископа Смирнского
Страница 1
Житие и страдание святого священномученика Поликарпа, епископа Смирнского
В городе Смирне; находящемся в малоазийской
области Ионии, во времена святых апостолов епископом был святой Вукол1; во дни этого епископа здесь жила
благочестивая и боящаяся Бога вдова Каллиста. Ей во сне явился ангел Господень
и повелел взять к себе сироту - отрока Поликарпа; так как у Каллисты не было
детей, то она с радостью взяла отрока и воспитывала его в благочестии, как
своего родного сына. Когда он вырос и пришел в совершенный разум, вдова
поручила ему все, что было у нее в доме. Как-то раз в это время ей понадобилось
отлучиться далеко от дома по одному делу относительно своих имений, причем она
довольно долго не возвращалась; во время ее отсутствия блаженный Поликарп,
крайне милостивый к нищим, стал щедро подавать убогим, сиротам и вдовицам; он
отпускал хлеб, вино, елей и всякую пищу всем просившим, так что хранилища его
приемной матери оскудели. Когда Каллиста возвращалась, один из слуг, выйдя ей
навстречу, стал жаловаться на Поликарпа, что он неразумно расточил все имение,
так что теперь, клеветал он, в доме совершенная бедность. Каллиста сильно
опечалилась этим: придя домой, она тотчас отправилась в кладовые и нашла там
множество всяких сокровищ. Ибо блаженный Поликарп, до прибытия Каллисты,
обратился к Господу с такой молитвой: "Господи Боже мой, Ты наполнил
сосуды вдовы Сарептской при Твоем пророке Илии (3 Цар.17:10-16), услышь меня в
час сей, и сотвори, чтобы во имя Христово наполнились все хранилища дома
сего".
И Господь тотчас услышал молитву его и наполнил дом его
благодетельницы всякими благами. Увидев, что в доме теперь гораздо более всего
необходимого, чем было прежде, Каллиста разгневалась на слугу, жаловавшегося на
оскудение, произведенное святым Поликарпом: она думала, что слуга или
насмехается над ней или же по ненависти оклеветал Поликарпа. Рассердившись, она
хотела его наказать. Святой же Поликарп стал защищать его, говоря своей
воспитательнице: "Умоляю тебя, госпожа, не наказывай другого вместо меня,
но лучше меня подвергни наказанию; этот слуга не наказания достоин, но похвалы
за свою верность и преданность тебе; он рассказал тебе всю правду:
действительно, у нас оскудели все богатства и опустели все кладовые, ибо я,
видя голодающих братии наших, нищих и убогих, роздал им все и истощил все
запасы; они-то и умолили Бога, и Он послал Своего ангела, который восполнил все
твое имущество, чтобы и ты, по своему обычаю, могла оказывать неимущим щедрую
милостыню".
Слыша и видя все это, Каллиста сильно удивлялась, и с тех
пор стала еще усерднее к добрым делам в благой вере, подавая обильную
милостыню; еще сильнее, как своего собственного сына, полюбила она святого
Поликарпа, удивляясь его добродетели; наконец, окончив свою богоугодную жизнь,
она отдала в руки Господа свою душу, оставив наследником всего своего имения
нареченного сына, святого Поликарпа. Все роздал блаженный нищим, а сам стал
прилежно заниматься чтением божественных книг, усердно предаваясь богомыслию и
молитвам; он проводил жизнь в большом воздержании и непорочном девстве, работал
неустанно день и ночь Господу, с любовью служа больным, немощным и престарелым.
За такую жизнь его сильно полюбил Смирнский епископ святой Вукол; сначала
епископ сделал Поликарпа клириком, затем диаконом; по свидетельству святого
Пиония, который написал житие блаженного Поликарпа, св. Вукол возложил на
Поликарпа в бытность его диаконом, еще обязанность проповедовать слово Божие,
ибо святой Поликарп отличался своим благоразумием и красноречием, так что
святой подвижник обязан был как в церкви, так и в других местах поучать народ.
Не только святой Вукол, но и святые апостолы, Павел и Иоанн Богослов с прочими
учениками Христовыми любили святого Поликарпа; святой Поликарп участвовал вместе
со святыми апостолами в их путешествиях, был их учеником, общником их трудов,
подражателем их жизни; апостолы снова послали его в Смирну к святому Вуколу,
который и рукоположил его в пресвитеры. Написал также святой Поликарп много
слов и посланий, полезных для Церкви Христовой, но большая часть его сочинений
во время гонений погибла, так что из них осталась только небольшая доля.
Святому епископу Вуколу было предвозвещено, что после его смерти епископский
престол в Смирнской церкви должен занять пресвитер Поликарп, а не другой
кто-либо; а поэтому, умирая, святой Вукол, взяв правую руку Поликарпа и положив
ее к себе на грудь, поручил ему пасти свое словесное стадо и со словами
"слава Тебе, Господи" с миром отошел в жизнь вечную. Епископы
апостольские, собравшиеся на погребение святого Вукола, и посвятили святого
Поликарпа; при этом многие из них удостоились ужасных видений. Когда началось
посвящение во епископа, божественный свет озарил всех, бывших в церкви;
некоторые из достойных увидали белую голубицу, которая, сияя, словно молния,
летала вокруг головы святого Поликарпа; другим святой подвижник представлялся
одетым словно воин: был опоясан воинским поясом и вооружен словно на сражение;
иные видели его в царской порфире2 с сияющим
лицом; одной девице он показался гораздо большего роста, чем был на самом деле,
причем риза его на правом плече была красного цвета. Когда же для принятия
посвящения святой Поликарп преклонил колена, он увидел пред собой ноги самого
Христа Господа, Который невидимо присутствовал при его посвящении. Так,
рукоположенный самим Христом и Св. Духом, Поликарп управлял Церковью Божией, по
постановлениям святых апостолов; много трудов перенес он, спасая души
человеческие, много дивных чудес сотворил он во время своего епископства.
Однажды святому Поликарпу случилось быть в одном из городов
той же Ионийской области Теосе, который находился около теплых вод, называемых
Леведией; он остановился у епископа того города по имени Дафн, о котором
упоминает святой Игнатий Богоносец3 в
своем послании к жителям Смирны. Святой Поликарп, видя бедность и недостаток в
доме того епископа, помолился о нем Богу, чтобы Господь благословил его дом, и
с того часа епископ Дафн не испытывал более недостатка: нивы его и
виноградники, бывшие до сих пор неплодными, приносили необычайные урожаи и
сделались весьма плодоносными; вино, бывшее лишь в небольшом количестве, святой
своей молитвой увеличил до изобилия. Однажды, возвращаясь в Смирну, Поликарп вместе
с сопровождавшим его диаконом свернул с дороги и зашел в гостиницу, бывшую на
пути; это было уже вечером, и уставшие путники хотели отдохнуть; вкусив немного
пищи, Поликарп и его спутник заснули; но недолго продолжался сон их; в полночь
ангел Господень, толкнув в бок Поликарпа, сказал ему:
Память преподобных Иоанна, Антиоха, Антонина и Моисея
Страница 1
Память преподобных Иоанна, Антиоха, Антонина и Моисея
Из этих преподобных святой Иоанн знал
преподобного Лимнея1, жившего и
подвизавшегося в окрестностях селения Таргала, был его учеником и в образе
своей подвижнической жизни подражал ему. Найдя на берегу реки один холм,
открытый со всех сторон для ветра и лишенный всякой растительности, он, не имея
никакого жилища, провел на нем в подвигах 25 лет. В течение всего этого времени
он питался только хлебом и солью, а одежду носил из овечьей шерсти, причем все
тело его было покрыто тяжелыми железными веригами. Отягченный последними и
постоянно палимый жгучими лучами солнца, он никогда не входил под тень и
никогда не искал прохлады. Однажды кто-то из обычных посетителей преподобного
посадил у тропинки, ведущей к месту его пребывания, миндальное дерево, но когда
дерево выросло и стало бросать на него тень, то он приказал срубить его для
того, чтобы нигде не было для него прохлады. Среди таких подвигов преподобный
отошел к Господу.
Преподобный Моисей воспылал любовью к образу подвижнической
жизни святого Иоанна и подвизался подобно ему на вершине одной горы, которая
возвышалась над селением, называемым Рама.
Преподобный Антиох, будучи уже в преклонном возрасте,
соорудил себе в одном пустынном месте ограду и подвизался в ней также подвигами
беспокровного жития, близ него подвизался и преподобный Антонин, тоже старец, и
во всем подражал ему: и в пище, и в одежде, и в бодрствовании, а также во
вседневных и всенощных молитвах. И ни преклонные годы, ни старость, ни
естественные немощи этого возраста не могли преодолеть преподобных в терпеливом
перенесении всех невзгод их подвижнической жизни. Они подвизались для угождения
Богу с таким усердием, как бы чувствовали в себе юношеские силы. Среди таких
подвигов они и предали с миром души свои Господу. В подвигах телесного поста
они потрудились так же, как преподобный Иоанн2.
Память преподобных Зевина, Полихрония, Моисея и Дамиана
Страница 1
Память преподобных Зевина, Полихрония, Моисея и Дамиана
Преподобный Зевин подвизался на одной горе.
Устроив себе на ней жилище, он всю жизнь свою до глубокой старости провел в
иноческих подвигах на одном и том же месте. Жители окрестных мест всегда
обращались к преподобному и большую пользу получали от его неустанных молитв.
Достигнув преклонных лет, он не мог уже от старческой немощи стоять, но
неослабно продолжал свои молитвенные подвиги, склоняясь на посох. Проведя в
дивных и богоугодных подвигах свою жизнь, преподобный Зевин скончался.
Преподобный Полихроний был учеником святого Зевина и,
подобно воску, сохраняющему на себе отражение прикоснувшегося к нему пальца, в жизни
своей был полным отображением добродетелей своего учителя. Он уподоблялся
последнему и в усердном бодрствовании, и в терпении, и в молитвенных подвигах.
Вериг же преподобный не пожелал на себя наложить, так как, не имея на то
примера в жизни своего учителя, опасался ввести кого-либо в соблазн, а вместо
вериг он носил на плечах своих вырванный им из земли корень большого дуба,
который был так тяжел, что его нельзя было сдвинуть с места двумя руками, и
этим отягощал свое тело. За такие подвиги преподобному Полихронию дана была от
Бога благодать чудотворений. Однажды во время бездождия он молитвою низвел
дождь на землю, а в другой раз наполнил елеем пустой каменный сосуд. Сотворив
множество и других чудес, он отошел к Господу.
Преподобный Моисей и Дамиан были учениками святого
Полихрония. Преподобный Моисей подвизался вместе со своим учителем и, переняв
от него его добродетели, жил, во всем подражая ему. Преподобный же Дамиан
удалился в одну обитель по имени Иера и, найдя там пустую келью, стал жить в ней,
подражая жизни своего учителя. В жилище его не было ничего другого, кроме
небольшой коробочки с малым количеством чечевицы, которой он и питался. Такую
великую пользу получили эти преподобные от сожительства со святым Полихронием и
в благочестии окончили жизнь свою1.
В тот же день память
преподобного Александра монаха, обители неусыпающих первоначальника2.
Как предполагают в
миру был князем Петром Ивановичем Борятинским, потомком святого Михаила, князя
Черниговского (+ 1245, память 20 сентября/З октября). Это предположение
выдвинуто из-за участия Борятинских в судьбе Брянского Спасо-Преображенского
монастыря. Время жизни его относят к концу XVI века. Имя князя Петра Борятинского
нередко встречается в актах XVI в. Так он в числе других был отправлен на реку Сестру воевать
против шведского короля. В 1576
г. он был назначен воеводою в Тулу. В 1580 г. Борятинский,
поставленный воеводою в Холму, был пленен литовцами
вместе с осадным головою Паниным. По возвращении из плена при правителе Борисе
Годунове, Борятинский подвергся опале. В 1591 г. он был назначен воеводою в Тюмень, а
через несколько лет оставил мир, удалился в Брянск и принял постриг с именем
Поликарп. Преподобный на свои средства устроил обитель
в честь Преображения Господня и проводил в ней строгую подвижническую жизнь.
Святой Поликарп был первым настоятелем этой обители. Там он скончался в 1620
или 1621 г.
и был погребен.
Кипрская
икона Божией Матери пишется так: Богоматерь сидит на троне с Богомладенцем на
руках, а по сторонам два ангела, держащие ветви.
Явилась
эта святая икона в 392 году на острове Кипр и находится там в монастыре.
Известны чтимые списки с нее в Московском Успенском соборе и в Николо-Голутвинской церкви села Стромыни,
Московской епархии.