Память святого пророка Аггея (500 до Р.Х.). Житие блаженной царицы Феофании (893-894). Память святого мученика Марина (III). Преподобная София (1542). В 1916 г. в ночь с 16 на 17 декабря, при неустановленных до сих пор обстоятельствах, в доме Ф. Ф. Юсупова, был убит Г.Е. Распутин, крестьянин села Покровское Тобольской губернии.
В 1916 г. в ночь с 16 на 17 декабря, при неустановленных до сих пор обстоятельствах, в доме Ф. Ф. Юсупова, был убит Г.Е. Распутин, крестьянин села Покровское Тобольской губернии
Завтра, Пятница, 30 Декабря 2011 года (17 Декабря 2011 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Память святого пророка Аггея
Страница 1
Память святого пророка Аггея
Святой пророк Аггей происходил из колена
Левиина1 и родился в плену Вавилонском2. Еще будучи в юношеском возрасте, он возвратился
из Вавилона во Иерусалим и пророчествовал здесь со святым пророком Захариею3 тридцать шесть лет. Оба они жили за 500 слишком
лет до воплощения Христова. Святой Аггей был современником построения второго
Иерусалимского храма, воздвигнутого на месте первого - Соломонова. Построения
сего храма было предпринято по возвращении из плена Вавилонского Зоровавелем,
предводителем Иудеев, отпущенных на родину царем персидским Киром, который
назначил его правителем Иудеи. Сооружения храма было сопряжено с большими
трудностями, ибо сему препятствовали Самаряне, участия коих в построении храма
было отклонено Иудеями, желавшими сохранить чистоту и неприкосновенность
богослужения от всего нечистого, языческого. Самаряне подкупили начальников
некоторых персидских областей, и те клеветали на Иудеев пред двором Персидским.
Но главным препятствием к успешному сооружению храма было то, что прежнее
горячее усердие Иудеев охладело. Они устремили свою деятельность на другое,
занялись строением и украшением собственных домов, полагая, что еще не приспело
время строить дом Божий, представляли они и иные предлоги для оправдания своей
беспечности. И вот в сие время посылает Господь к Иудеям пророка Аггея с
обличением и угрозами, а также и обещанием высшей помощи и славным пророчеством
о превосходстве и величии второго храма пред первым. С помощью Божиею и при со
действии пророков Аггея и Захарии, Зоровавель преодолел козни врагов и
бездеятельность Иудеев, и храм, начатый в 520 г. до Р. Хр., был окончен в 516
г., в шестое лето правления царя персидского Дария. "Руки Зоровавеля, -
сказал Господь через, - положили основание дому сему; его руки и окончат
его, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к вам" (Зах. 4:9). Всех
речей пророка Аггея, относящихся к сооружению храма, - четыре4.
В них пророк возбуждает Иудеев к строению обличением их беспечности и нерадения
о доме Божием и указанием безуспешности от сего в делах их, бесплодия земли и
других наказаний Божиих; он возбуждал их также безопасностью и
благовременностью строения, уверением присутствия и покровительства Божия в сем
деле, величием и превосходством нового храма, необходимостью его для них и
обещанием им благословения Божия за исполнения воли Господа. Величественно
изображает пророк будущую славу сего храма и утверждения незыблемого царства на
земле, царства Христова: "так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это
будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и
придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь
Саваоф. Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф. Слава сего последнего
храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я
дам мир" (Агг.2:6-10).
И еще было слово Господне к пророку: "скажи
Зоровавелю, правителю Иудеи: потрясу Я небо и землю; и ниспровергну престолы
царств, и истреблю силу царств языческих, опрокину колесницы и сидящих на них,
и низринуты будут кони и всадники их, один мечом другого. В тот день, говорит
Господь Саваоф, Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой, говорит
Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь
Саваоф" (Агг.2:21-24).
По кончине своей, святой Аггей с честью был погребен близ
священнических гробов, ибо происходил из священнического рода. Был он мужем,
совершенным в добродетели, и, как славный и великий пророк, был любим и чтим
всеми. Имя его, в переложении с еврейского языка на русский - значит праздник
или празднующий5.
Изображается святой Аггей старцем с благообразным лицом,
обрамленным круглою бородою, глава его частью была лишена волос.
2 Царь Халдеев Навуходоносор
в 587 г. до Р. X. взял Иерусалим и разрушил его. Лучшие граждане с
семьями (от 14 до 18 тысяч человек) были отведены пленниками в столицу Халдеев
- Вавилон. В пленении Вавилонском Иудеи пребывали до 538 года, когда царь Мидян
и Персов Кир, ниспровергнувший Халдейское царство, возвратил пленных Иудеев
(около 40.000 мужей) на родину.
3 Захария, один из 12-ти т.
н. малых пророков; память его празднуется 8 февраля.
4 Агг.1:2-15; 2:1-9, 10 -
19, 20-23. Аггей был одним из 12-ти т.н. малых пророков; книга его, состоящая
из двух глав, занимает 10-е место в ряду книг сих пророков.
5 Имя пророка Аггея
встречается еще в Св. Писании в надписании некоторых псалмов (137, 146, 146), в
первой кн. Ездры (1, 5, 6, 14) и в послании св. Апост. Павла к Евреям (гл. 12,
ст. 26).
Блаженная Феофания родилась в Царьграде и
происходила из царского рода. Родители ее - Константин, имевший сан иллюстрия1, и мать Анна, живя в честном супружестве,
долгое время были бесплодны, почему всегда скорбели о том, что не имели детей.
Сильно желая иметь плод своего супружества, они молились Пречистой Владычице
нашей Богородице и, часто приходя в Ее всечестный храм, бывший в Форакии2, в прилежном молении изливали пред Нею сердца
свои.
- Да разрешится", - молились они, - о, Госпожа мира,
бесплодие наше Твоим милосердием, и да приимем по ходатайству Твоему от
Создателя чадородие!"
И так как они просили с верою, то и получили просимое
благодатью Той, к Которой усердно обращались с молитвою: они прияли разрешения
своего бесплодия и родили дитя женского пола, которое назвали Феофаниею.
С шестилетнего возраста Феофанию стали обучать грамоте, и
наставлять на всякое доброе дело. Еще в детские лета ее, можно было видеть ясные
знамения будущих ее великих добродетелей и святости. Видя ее благонравие и ум,
родители Феофании очень радовались и надеялись впоследствии утешаться ее
благочадием. Посему они искали юношу, подобного ей по знатности рода,
благонравию и уму, чтобы сочетать ее по закону браком, так как она уже
приходила в возраст и больше сверстниц своих была украшена всеми дарованиями.
В это время царь Василий Македонянин3
выискивал прекрасную и добродетельную девицу для сочетания браком с сыном своим
Львом Мудрым4. Найдя Феофанию лучшею всех
других девиц, он сочетал ее браком с сыном своим, уже объявленным наследником
престола. Царский брак был совершен при всеобщей радости и ликованиях.
Спустя некоторое время, лукавый враг посеял плевелы в доме
царском между отцом и сыном, и восстал с гневом великим отец на сына. Взявши
его с супругою его Феофаниею, он заключил их в темницу и приставил крепкую
стражу. Сие совершилось по тайной злобе и хитрому коварству Феодора
Сантаварина, епископа Евхаитского, - волхва, которого царь Лев не любил.
Дело началось так: когда умер первенец царя Василия и
старший брат царя Льва - Константин, царь Василий скорбел о нем и безутешно
плакал, ибо очень любил его. Тогда выше упомянутой волхв, видя царя в великой
печали и желая его утешить, посредством своих волхвований показал царю умершего
сына его Константина живым, - сидящим на коне и едущим к нему на встречу. Обняв
руками сына и с любовью облобызав его, царь снова потерял его из виду, ибо
волшебное привидение и мечтание исчезло. Удивился царь и ужаснулся и, сочтя
видение за действительность, стал очень почитать Сантаварина и, считая его
своим искренним другом, во всем его слушался. Юный же Лев, будучи благоразумен
и богобоязлив, возгнушался тем волхвом и, ненавидя его, как врага Божия,
презирал. Феодор же, думая, чем бы отомстить царю Льву за такое презрение,
измыслил следующую коварную хитрость. Выбрав удобное время, он наедине
приступил к царю Льву и, притворившись доброжелательным и расположенным к нему,
сказал:
- Вот ты молод и ездишь с отцом своим на охоту. На всякий
случай нужно тебе тайно носить небольшой меч для того, чтобы иметь возможность,
иногда употребить его на зверя, иногда же подать его в нужное время отцу, или,
на тот случай, если бы какой домашний враг, коих отец твой имеет немало,
неожиданно и внезапно напал на отца твоего, - тогда бы ты, тотчас вынув тайно
носимый меч, мог поразить врага и сохранить жизнь отца своего".
Послушавшись этого коварного совета врага своего и не
подозревая его лукавства, Лев стал тайно носить в сапоге небольшой меч, когда
ходил с отцом своим на охоту, или еще куда-нибудь.
После этого, лукавый Сангаварин сказал тайно царю Василию:
- Сын твой Лев хочет внезапно убить тебя, чтобы царствовать
одному. Доказательством его злого умысла послужит тебе следующее: когда ты
отправляешься на охоту, и он с тобою, то он носит спрятанный в сапоге при ноге
меч, приготовленный для того, чтобы в удобное время внезапно ударить тебя и
убить. Если хочешь в том убедиться, испытай на деле - ступай на охоту, взявши и
его с собою и, когда придешь на поле, вели осмотреть, что он имеет в сапоге.
Вскоре царь Василий, взяв юного царя, сына своего,
отправился на охоту и, будучи на поле, повелел осмотреть, что имеет царь Лев в
сапоге, и там найден был спрятанный небольшой обоюдоострый меч. И воспылал
тотчас Василий пламенем неизреченной ярости и гнева на сына своего, считая за
правду поведанное Сантаварином, будто сын хотел убить его.
- Для того он и меч приготовил, - сказал он.
Лев же, будучи ни в чем невиновен, уверял, что носил меч не
для смерти отца, а для сохранения жизни его. Но, сильно разгневанный, отец, не
желая слушать ни единого его слова, тотчас заключил его, а также и супругу его,
блаженную Феофанию, в некотором, бывшем в царских палатах, тайном помещении, и
приставил к ним крепкую стражу. Так лукавый волхв Сантаварин отомстил царю
Льву; самым же ужасным при этом было то, что, по внушению того же Сантаварина,
отец хотел сыну выколоть и вынуть очи. И сие дело непременно бы совершилось,
если бы патриарх и весь синклит не удержали царя.
Более трех лет безвинный царь Лев и блаженная Феофания, не
сделавшие никакого зла, пробыли в заключении. Там они ни в чем ином не
упражнялись, как только в молитве и посте, скорбя о своем заключении и призывая
Всевидящего Бога во свидетели своей невинности. Несколько раз синклит хотел
просить царя за сына, но не находил удобного времени. Наконец, выпал случай,
когда можно было обратиться с таковой просьбой. Это произошло так. В царской
палате была птица, попугай, наученная произносить человеческим голосом
некоторые слова и своим произношением забавлявшая царя и других, кто слышал
попугая. Однажды царь, совершая праздник святому пророку Илии, созвал к себе на
царский обед всех своих придворных и, устроив пиршество, приглашал всех
радоваться и веселиться с собою. Птица же та, часто говоря по-человечески,
повторяла, неизвестно наученная ли кем, или случайно, такие слова:
Святой Марин жил в царствования Карина1 и, будучи благороден по происхождению,
несмотря на свой юный возраст, носил звание синклитика или сенатора2. Как христианин, он был схвачен и понуждаем принести
жертву идолам. Но так как он не покорялся и не исполнял этого требования, то
его повесили и рубили мечами, потом положили на огонь. После того бросили его
на раскалённую сковороду и затем в кипящий котёл; но, по благодати Божией,
Марин при всех этих пытках оставался невредим. Тогда выпустили на святого диких
зверей, львов, и медведей, но и те не тронули его. Между тем, озлобление
язычников еще более усиливалось против твёрдого исповедника веры Христовой: они
решили было насильно ввести его в идольское капище и заставить принести жертву.
Святой же в это время сказал:
- Хочу принести жертву богам.
Слыша такое заявления мученика, царь и все окружавшие его
обрадовались. Но Марин, вошедши со всеми в капище, обратился с молитвою к
Господу Иисусу Христу, и идолы упали и сокрушились. Огорчился царь, пораженный
такою неожиданностью, и немедленно приказал отсечь голову мученику. Так святой
Марин предал дух свой Господу; мощи же его благочестно погребены были
богобоязненными христианами3.
Преподобная София, вмиру Соломония, великая княгиня, была дочерью боярина Юрия
Константиновича Сабурова. В 1505 году на нее пал выбор наследника престола,
будущего великого князя Василия Иоанновича. Брак их не
был счастливым, так как Соломония оказалась бесплодной. Чтобы иметь наследника,
великий князь Василий Иоаннович решил жениться вторично (на Елене Глинской) и
25 ноября 1525 г.
велел постричь Соломонию в монахини. Насильно постриженная с именем София,
Соломония была сослана под стражу в Суздальский Покровский монастырь, где
подвигами изгнала из сердца мирские помыслы и всецело посвятила себя Богу.
Князь Курбский называет блаженную княгиню "преподобною мученицею". В
рукописных святцах она именуется как "Святая праведная княгиня София инокиния,
яже бысть в Покровском монастыре девиче, чудотворница". При царе Феодоре
Иоанновиче ее чтили как святую. Царица Ирина Феодоровна посылала в Суздаль
"на великую княгиню Соломониду, а во иноцех Софию, бархатный покров с
изображением Спасителя и святых". Патриарх Иосиф писал к Суздальскому
архиепископу Серапиону о пении над Софией панихид и молебнов. Преподобная София
преставилась к Богу в 1542 году. В описании Суздаля ключарь Анания приводит
несколько случаев чудесных исцелений при гробнице преподобной Софии.