Житие святого отца нашего Амвросия, епископа Медиоланского (397). Житие преподобного Нила Столобенского, Новгородского чудотворца (1554). Память святого мученика Афинодора (ок. 304). Память преподобного Павла Повинника (?). Память преподобного Антония Сийского (1556). Память преподобного Иоанна Печерского, постника (XII век). В 1718 г. родилась принцесса Анна Леопольдовна (Елизавета-Екатерина-Христина, принцесса Брауншвейг-Люнебургская ) - правительница при малолетнем сыне Иоанне Антоновиче в Ростоке. В 1860 г. умер писатель-публицист, историк, философ, поэт Константин Сергеевич Аксаков (род.29 марта 1817 г.).
В 1718 г. родилась принцесса Анна Леопольдовна (Елизавета-Екатерина–Христина, принцесса Брауншвейг-Люнебургская ) – правительница при малолетнем сыне Иоанне Антоновиче в Ростоке
В 1860 г. умер писатель–публицист, историк, философ, поэт Константин Сергеевич Аксаков (род.29 марта 1817 г.)
Завтра, Среда, 21 Декабря 2011 года (8 Декабря 2011 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1551 г. на 9-м месяце жизни скончалась младенец Царевна Мария Иоанновна (дочь Ивана Грозного и Анастасии). Была похоронена в Вознесенском соборе Московского Кремля (теперь разрушен)
В 1918 г. в ночь на 8 декабря был убит петлюровцами граф Ф.А. Келлер (род. 12 октября 1857 г), единственный генерал, оставшийся верным присяге Царю
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие святого отца нашего Амвросия, епископа Медиоланского
Страница 1
Житие святого отца нашего Амвросия, епископа Медиоланского
Святой Амвросий был сыном вельможи Амвросия, Римского
наместника Галлии1 и других западных стран.
Из любви к сыну своему, сей вельможа назвал его тем же именем, какое носил сам.
Еще в
младенчестве святого было предзнаменование того, какую духовную сладость
доставит он некогда Церкви Христовой. Однажды среди дня спеленатый младенец
Амвросий лежал на открытом воздухе и спал, с открытыми устами. Вдруг прилетел
рой пчёл, сел на младенца и покрыл всё лицо его и уста, и можно было видеть,
как пчелы входили в уста младенца, и выходили оттуда, оставляя на языке у него
свой мёд. Кормилица, видя это, хотела согнать пчёл, так как боялась, что они причинят вред ребенку. Но
отец Амвросия, на глазах у которого произошло сие, остановил кормилицу, так как
хотел видеть, чем окончится это чудо. И вот, немного времени спустя, пчёлы
поднялись и полетели вверх, пока не исчезли из глаз. Отец младенца изумился и
сказал:
- Если
дитя сие вырастет, то будет великим среди людей.
Так еще
в младенческие годы раба Своего Господь показывал уже, что над ним сбудутся
слова Писание: Притч.
16:24 - "Приятная речь - сотовый мед, сладка для души".
Ибо рой
пчел изображал те усладительные поучения и писание святого Амвросия, которыми
созидал он духовные соты, веселящие сердца людей и поднимающие их от земли к нему.
Когда он стал подрастать и жил в Риме с матерью, уже вдовою, давшею Богу обет
девства, случилось ему однажды увидать, что у епископа целовали руку. После
этого, играя в доме родительском, он протянул руку свою домашним со словами:
Эти
слова говорил чрез него Дух Святой в предзнаменование будущего, но взрослые, не
понимая того, что благодать Божия, жившая в отроке, предуготовляет его к
святительскому сану, останавливали его, как будто он говорил речи необдуманные.
По
смерти родителя святого Амвросия, мать его переселилась в Рим и дала ему и
старшему брату его Сатиру самое высокое образование, а сестра его-девственница развила в нем
любовь к девству3.
Изучив
искусство красноречия, Амвросий стал и сам известным оратором, обладавшим силою
убеждения. Защищал он обиженных, помогал несчастным, обличал поступавших
несправедливо, содействовал выяснению на суде правды. За его мудрость главный
начальник города Рима - Проб, взял его к себе, в качестве советника. Затем
Амвросий был назначен наместником Римских областей -Лигурии4
и Эмалии5. В это время в городе Медиолане6 умер епископ Авксентий, бывший арианином и
занимавший архиерейский престол после православного епископа Дионисия, который
умер в заточении. Между православными и арианами происходили большие раздоры и
несогласия, так как каждая сторона хотела возвести на освободившийся в
Медиолане престол епископа своего вероисповедания. Смуты и волнение не
прекращались среди жителей Медиолана. Узнав о сем, начальник города Рима -Проб
дал Амвросию поручение отправиться в Медиолан и усмирить возникший там мятеж,
причем сказал ему:
-
Отправляйся туда и действуй не как судья, а как епископ7.
Прибыв в
Медиолан, Амвросий вошел в храм, где происходили выборы, и со всею силою
красноречия стал убеждать народ, чтобы привести споривших к согласию и миру.
Вдруг грудной младенец, еще не умевший говорить, закричал из среды народа:
-
Амвросий- епископ!
Услышав
сие, вес находившийся в церкви народ подхватил слова младенца и начал громко и
единодушно восклицать:
-
Амвросий - епископ! Амвросий - епископ!
Так,
действием благодати Божией младенец, которому не настала еще пора говорить,
провещал, и обе противные стороны, как правоверные, так и ариане пришли к миру
и согласию, и пожелали только иметь епископом Амвросия, хотя он еще не был
просвещен святым крещением, а только был оглашен. Слыша восклицание народа,
Амвросий вышел из храма и, чтобы выказать себя недостойным столь великого сана,
сев на месте судии, стал, против своего обыкновения, без всякого милосердия
терзать преступников. Он делал сие с тою целью, чтобы граждане, видя его
немилосердие, возненавидели его и не захотели иметь епископом. Но народ не
переставал кричать, что желает иметь Амвросия епископом. Амвросий всячески
отказывался, объявлял, что он - великий грешник и до сих пор еще не крещен, но
все отвечали ему на это:
Преподобный Нил родился в одном селении Новгородской
области, Деревской Пятины1, Жабенского
погоста2. Кто были родители его -
неизвестно; известно только, что он был пострижен в одном из монастырей
Псковской области, называемом "Крыпец"3.
Из этого монастыря он ушел в пустыню в Ржевский уезд и там поселился близ реки
Черемхи4. Питался он здесь травами и
желудями с дуба, проводя время в посте и молитве. Сего не мог выносить диавол, и
потому вооружился на святого с великою злобою, дабы отогнать его от того места.
Диавол устрашал Нила различными привидениями, являясь перед ним в виде зверей и
всяких гадов, которые устремлялись на преподобного с диким свистом и воплем. Но
святой молитвами, как мечем, отгонял все эти искушения и злые козни врага,
ограждая тело свое знамением крестным и молясь непрестанно Богу. Такое житие
Нил проводил тринадцать лет, проводя время во многих подвигах и трудах
пустынных.
Однажды,
после долговременной молитвы, Нил уснул и услыхал голос, повелевавший ему:
- Нил!
выйди отсюда и иди на остров Столобенский; там ты можешь спастись.
Получив
сие повеление, преподобный исполнился великой радости, потому что видел, что
Господь не презрел его молений. Нил начал расспрашивать об острове
христолюбивых людей, приходивших к нему. Те поведали ему, что остров тот
находится на озере Селигере, в семи верстах от города Осташкова, Тверской
губернии. Преподобный отправился туда, достиг острова и был радостно поражен
его красотой. Обошел весь тот остров, Нил увидел, что он очень удобен для уединение и посему
возрадовался духом и возвеселился. На острове том была гора и большой лес.
Взойдя на гору, Нил сотворил молитву и сказал:
- Здесь
покой мой, здесь вселюсь во век века.
И возблагодарил
Бога за указание ему сего места. Здесь вгоре он выкопал себе пещеру, в которой прожил первую зиму;
после же устроил там келлию и часовню. Нил проводил на острове жизнь в великих
подвигах и молитвах, в посте и трудах; пищею ему служили злаки и ягоды, росшие
на острове, а также овощи и плоды от земли, которую он возделывал своими
руками. Но диавол и здесь не переставал вооружаться на святого, и устрашал его
всевозможными видениями. Так, однажды диавол явился с целым полчищем бесов и
окружил келлию преподобного, когда тот совершал в ней молитву свою; оцепив
келлию веревками, диавол с неистовым криком грозил стащить ее в озеро, но
святой молитвою своею отогнал бесовское полчище.
Бессильною
же осталась и ненависть против святого Нила людей, а только послужила к
большему его прославлению. Однажды нечестивые жители, обитавшие близ Столобного
острова, вознамерились согнать святого с острова, и для сего нарубили дров и
зажгли лес, думая, что огонь дойдет до его келлии и сожжет ее. Видя сие, святой
стал на молитву и со многими слезами молился об избавлении от напасти.
Милосердый Господь не оставил моление раба Своего, уповающего на Него, и
сохранил его по благодати Своей: пламень внезапно погас, как только дошел до
горы. Преподобный же, увидев скорую милость Божию, возрадовался духом, а враги
его со стыдом возвратились домой.
Однажды,
когда преподобный находился на работе вне келлии, разбойники напали на святого
и с угрозою требовали от него, чтобы он отдал им свое сокровище; святой же
сказал им:
- Всё
мое сокровище - в угле келлии; войдите туда и возьмите его.
В угле
же том была икона Богородицы с Предвечным Младенцем, Разбойники вошли в келлию
и внезапно ослепли; тогда они со слезами стали умолять святого о прощении;
преподобный помолился Богу и разбойники прозрели. После сего святой обратился к
ним с наставлением о душевном спасении и запретил им никому не передавать о случившемся с ними; они тогда
умолчали, но после кончины святого Нила рассказали обо всем.
За свои
подвиги и терпение напастей преподобный Нил приял дар прозревать тайные дела
людей и согрешающих направлять на путь истины.
Один
человек пришел к святому, будучи в плотской нечистоте. Святой обличил его о том
грехе и, наказав не творить сего, отпустил с миром. С того времени человек тот
пришел в страх Божий и, пожив богоугодно, скончался.
Богобоязненные
жители, занимавшиеся близ острова рыболовством, почитая святого, посылали ему
на пропитание рыбу от своего улова. Однажды они послали к нему с рыбою одного
из своих товарищей. Святой, провидя духом своим, что рыбарь осквернил себя
прелюбодеянием, закрыл пред ним оконце келлии и не принял от него рыбу. Рыбарь,
возвратясь к товарищам, поведал им о случившемся. Они послали другого к
преподобному с рыбою, и преподобный с радостью принял от него рыбу и, благословив,
отпустил.
Святой мученик Афинодор, из Сирской Месопотамии1, сюных лет проводил иноческое житие. По доносу он был схвачен и приведен к
правителю страны Елевсию, пред которым и исповедал Христа, за что тогда же и
осужден был на жестокие мучения: его растягивали между двух столбов и все члены
тела его опаляли горящими свечами; подкладывали ему под мышки раскаленное
железо, а ноздри его проткнули заостренными спицами; потом распростерли его на
разожженной медной доске, которая, однако, чудесным образом охладилась; потом
его бросили в раскаленного медного вола и подвергали его, многим другим
истязаниям, но святой мученик оставался невредимым, избавляемый заступлением
Ангелов. Такие чудные явления расположили и неверных обратиться к Божественной
вере: святой Афинодор привел ко Христу сначала пятьдесят язычников, а потом и
еще тридцать. За сие осудили его на усечение мечем; но как только палач
приступил к своему делу, то споткнулся и упал как мёртвый, а рука его с мечем
отторглась от плеча. После того уже никто не дерзнул приблизиться ко святому, и
он, помолившись, предал дух свой Господу Богу2.
Родители преподобного Павла имели
достаточное состояние, и с малолетства заботливо обучали сына своего Священному
Писанию. Когда святой достиг совершеннолетия, у него явилось стремление
оставить мирскую жизнь. И вот он поступил в одну из иноческих обителей своего
города, где принял святой Ангельский чин и, подвизаясь во всех добродетелях,
достиг такого совершенства, что превзошел всех братий своего монастыря, и
соделался сокровищницею добродетелей, так что приял дар творить великие и
дивные знамения.
Однажды преподобный Павел, вместе с другими братиями, варил
в кузнице смолу, Когда смола растопилась и закипела, то, клокоча, начала
переливаться через края котла. Блаженный, не имея подле себя, ничего, чем бы
можно было промешать кипящую смолу, обнажил свою руку, опустил ее в котёл и
промесил смолу, и тотчас клокотание прекратилось. Рука святого осталась цела и
невредима, и сам он не изменился в лице и ничем не пострадал. Видя то, братия
ужаснулись, и одни из них признали его человеком Богоносным, другие же
отнеслись к тому с большим недоверием. Сам же Павел считал себя прахом и пеплом
и называл себя псом смердящим. Чрез несколько времени ему поручено было иное
послушание. В это время настоятель монастыря созвал братию и провел с ними
много дней в молитве и посте. После сего они воззвали к Богу:
- Господи, хотя мы и недостойны сего, но открой нам, сколько
возможно для нашего вразумления, что такое есть брат наш Павел? - какой меры
духовного совершенства достиг он и чего он удостоен?
Бог, исполняющий желание боящихся Его, исполнил их прошение.
В одну ночь во время сна братия, мановением Божиим, восхищены были в рай, исполненный
красоты. В то время как они удивлялись сему преславному чуду, вдруг пред ними
явился там инок Павел. Братия приветствовали его и просили объяснить, что
значит это явление. Павел с великим смирением отвечал:
- То, что вы видите, есть рай Божий, и всё это случилось для
вас, братия, ибо в своих усердных молитвах вы пожелали достигнуть сего места,
куда пришел и я. Возьмите же отсюда себе, кто что хочет, что кому нравится и
желательно, и идите с миром; а на дело, к которому я был приставлен в монастыре,
назначьте другого, потому что меня более уже не увидите.
Простившись с Павлом, братия удалились, взяв с собою из
святого рая, кто - цветок, кто - веточку, иной - прекрасную листву, иной -
траву.
Пробудившись от сна и собравшись вместе, братия поведали
друг другу видение и радостно славили Бога, при этом один показывал цветок,
взятый из рая, другой говорил: "а вот я взял пальмовую ветку", иной
сообщал о неземном благоухании, другой держал в руках прекрасную листву: и все
воздавали хвалу Богу.
Блаженный Павел после того пошел в Иерусалим; посетивши там
святые места и помолившись, отправился оттуда на остров Кипр. Там он взошел на
высокую гору и много лет подвизался духовно, проводя жизнь в уединении. А так
как слух о его святой жизни распространился в той окрестности, и многие начали
приходить к нему, то он удалился оттуда и поселился в Византийских пределах.
Проводя Богоугодную жизнь, здесь он сподобился услышать, как в древности
Боговидец Моисей, глас Божий, призывавший его: "взойди на сию гору … и умри на горе, на которую ты взойдешь"
(Втор. 32:48-50).
И взошел блаженный Павел, по Божию повелению, на одну из
гор, называемую Паригория, и через некоторое время почил о Господе.
Преподобный Антоний Сийский, вмиру Андрей, родился в семье
богатого земледельца в селе Кехта близ Северной Двины. В детстве получил хорошее
воспитание, много читал и выучился иконописи. Лишившись родителей, Андрей
отправился в Новгород и пять лет служил там у боярина.
Затем женился, но жена его через год умерла. Тогда Андрей решил посвятить себя
иночеству. Он роздал имущество нищим и как странник пошел на реку Кену в
Пахомиеву пустынь. Преподобный Пахомий постриг его с именем Антоний. Вскоре его
посвятили в сан иеромонаха, и преподобный с благословения игумена один совершал
Богослужения. Вместе с иноками обители он выходил лишь на труды для общих
монастырских нужд. Из любви к уединению преподобный Антоний оставил Пахомиеву
пустынь, выбрав из монастырской братии двух спутников, и поселился наМихайловом острове, с одной
стороны омываемом Сией, а с другой - окруженном озерами. В этом суровом краю в
дремучих чащах в 1520 году Антонием была выстроена часовня. Но расчищать лес
стоило тяжких трудов, и спутники Антония стали роптать на него. И тут
неожиданно неизвестный человек стал доставлять им пропитание, жертвуя также и
деньги на благоустройство. Сийская обитель стала знаменитой, ее часто посещали
жители окрестных селений. И вновь преподобный Антоний, взяв одного
ученика, удалился в еще более глухое место на озере Палунь. Там, в
уединенной келье, он прожил три года. Когда игумен Феоктист отказался управлять
Сийской обителью, братия упросила преподобного
вернуться к ним. Он склонился к просьбе иноков, вновь принял игуменство и
благочестно управлял монастырем до своего преставления в 1556 году, когда ему
было 79 лет.