Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Страдание святого священномученика Елевферия и матери его Анфии. Житие святого Стефана Исповедника, архиепископа Сурожского. Память преподобного Павла Латрского. Память святого мученика Елевферия Кувикулярия. Память преподобного Парда Отшельника. Память преподобного Трифона Печенгского, Кольского (1583). В 1845 г. Николай Александрович Мотовилов (1809-1879) вступил на службу почетным смотрителем в Корсунское уездное училище в чине губернского секретаря. В 1825 г. умер от раны, нанесенной Каховским на Сенатской площади, герой Отечественной войны 1812 г., ген.-губернатор Петербурга граф Михаил Андреевич Милорадович (род. 1 октября 1771 г.). В 1832 г. родился Павел Михайлович Третьяков (умер 4 декабря 1898 г.), основатель Третьяковской галереи, переданной им в дар городу Москве в 1892 г.. В 1925 г. в Петрограде в гостинице Англетер произошла трагическая гибель (возможно, убийство) поэта Сергея Александровича Есенина (род. 21 сентября 1895 г.).


   
   
   
   
   

Герб Российской Империи
Подпишитесь на наши рассылки на Subscribe.Ru
Новости портала "Жизнь Вечная" Monar.Ru
Этот день в Русской истории и Жития Святых
 

Портал Жизнь Вечная - Царь - Монархия

Мир вам, уважаемые братья и сестры!

Сегодня, Вторник, 28 Декабря 2010 года (15 Декабря 2010 по ст. ст.)
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
События Русской истории:
  • В 1845 г. Николай Александрович Мотовилов (1809-1879) вступил на службу почетным смотрителем в Корсунское уездное училище в чине губернского секретаря
  • В 1825 г. умер от раны, нанесенной Каховским на Сенатской площади, герой Отечественной войны 1812 г., ген.-губернатор Петербурга граф Михаил Андреевич Милорадович (род. 1 октября 1771 г.)
  • В 1832 г. родился Павел Михайлович Третьяков (умер 4 декабря 1898 г.), основатель Третьяковской галереи, переданной им в дар городу Москве в 1892 г.
  • В 1925 г. в Петрограде в гостинице Англетер произошла трагическая гибель (возможно, убийство) поэта Сергея Александровича Есенина (род. 21 сентября 1895 г.)

Завтра, Среда, 29 Декабря 2010 года (16 Декабря 2010 по ст. ст.)
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
События Русской истории:
  • В 1916 г. в ночь с 16 на 17 декабря, при неустановленных до сих пор обстоятельствах, в доме Ф. Ф. Юсупова, был убит Г.Е. Распутин, крестьянин села Покровское Тобольской губернии

Смотрите также: События Русской Истории и Жития Святых на следующие 30 дней и на прошедшие 30 дней


Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны! Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru, либо временно отключать отображение картинок в браузере.

Все замечания, найденные ошибки, отзывы и предложения, пожалуйста, высылайте на адрес автора :    religion.saintshistory-owner@subscribe.ru

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Страдание святого священномученика Елевферия и матери его Анфии

Страница 1


Страдание святого священномученика Елевферия и матери его Анфии

Во время царствования Елия Адриана1, бывшего ревностным идолослужителем, воссиял, как бы светлая звезда, дивный Елевферий. Родился он в Риме от знатных и богатых родителей. Отец святого Елевферия три раза был назначаем военачальником, матерь же его стала достойною еще большей чести и славы, так как, просвещенная святым Апостолом Павлом, приняла от него крещение и была наречена Анфией. Она назвала сына своего Елевферием и стала воспитывать его в строгом благочестии; когда же он стал приходить в возраст, она руками папы Римского Анаклета2 посвятила его Богу, как дар воистину достойный Господа. Архиепископ, видя, что Елевферий - отрок благонравный, принял его в свой клир, и когда ему минуло пятнадцать лет, посвятил его во диакона, а потом на восемнадцатом году рукоположил во священника; когда же святому наступило двадцать лет, архиепископ Никита назначил его епископом Иллирика3. Здесь святой епископ воссиял, как светильник на свещнице, и светил светом слова Божия, приводя многих к познанию Единого Господа. Но ненавистник - диавол не мог этого снести и с яростью восстал на святого с своею убийственною злобою.

Он внушил злочестивому царю Адриану восстать против истины и начать преследовать христиан, и прежде всего убить Елевферия; он также хотел уничтожить и всех лучших учителей благочестия, как лучшие плоды славы Христовой. И вот царь с грозным посланием отправляет некоего воеводу Филикса силою привести на царский суд Елевферия. Филикс, дойдя до Иллирика, улучил время, когда добрый пастырь в храме Господнем питал паству свою поучительным словом, и, окружив церковь воинами, вторгнулся внутрь храма, дыша яростью и злобно озираясь. Увидя же Елевферия изливающим поток чистого учения и сладкогласно поучающим слушающих, он стал и сам внимательно прислушиваться и удивляться проповедуемой им силе Христовой, и тотчас же, переменив ярость на кротость, имея ниву сердца своего способною к приятию семени слова Божия, стал как бы овцою и из гонителя учеником Христовым; как бы забыв всё прежнее, он из разбойника стал добрым и верным рабом Христа. Презрев повеления царское, он припал к ногам святого епископа, и после того уже не отходил от учителя своего, просвещаясь его проповедью и утверждаясь во благочестии.

Так Филикс от языческого нечестия обратился ко благочестью, и уже не помышлял возвратиться к пославшему его. Святой же Елевферий, желая пострадать за святую веру Христову, торопился в путь. ПІел с ним и Филикс, но уже не как воевода, ведущий узника, но следовал за святым, как агнец за пастырем. Когда же во время пути они пришли к источнику, Филикс стал как бы вторым евнухом Кандакииным и, как тот от Апостола Филиппа (Деян.8:30-39), принял крещение от Божественного Елевферия и совлекся тьмы идолобесия, какбы некоей гнилой одежды.                                              

Потом Филикс вместе с Елевферием отправились в путь.

Когда они пришли в Рим, христиане узнали, что Филикс присоединился к Церкви Христовой; он же рассказал им всё о Елевферии. И вот Елевферий, по повелению царскому, предстал пред судилищем. Он мужественно и безбоязненно пришел сюда, позванный какбы не на суд, а на праздник. Царь, взглянув на него, увидел, что он был еще юношею, благообразным и одаренным всеми естественными дарованиями, и сказал ему:

- Елевферийи ты, оставив отеческую веру и ни во что вменив почитания наших богов, почитаешь некоего нового Бога, Который не только при всех умер, но и умер лютейшею смертью.

Елевферий на эти слова ничего не хотел отвечать, - подражая Христу, Который среди страданий ничего не говорил пред Пилатом и ничего не отвечал Ироду. Тогда царь снова проговорил:

- Отвечай же, зачем ты стал столь безумным, что присоединился к безумной христианской вере? повинись мне и принеси жертву нашим непобедимым богам. Если ты послушаешь меня и исполнишь это, я почту тебя великою честью; если же не исполнишь, осужу тебя на тяжкие муки.

Елевферий же призвал Господа, сказавшего: "Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить" (Мф.10:19; 21:15), - и отвечал:

- Как могу я служить таким богам или согласиться с теми, кто им служит? Не лучше ли мне посоветовать вам отступить от них? Но так как вы не хотите послушать меня, то нужно плакать о вашем безумии, ибо вы, будучи одарены от Бога разумом, стали хуже деревьев и каменьев, потому что стали их считать своими богами, оставив истинного Бога, премудростью Своею создавшего всю вселенную: ибо небо и земля- дело рук Его, а мы из того, что Он создал, - самое лучшее и благороднейшее творение. Между тем мы заблуждаемся в неведении, ходя как бы в ночи, и, не зная, что угодно или неугодно Господу, поднимаем брань против Него. А тех, кто поистине наши враги и супостаты, - говорю о диаволах, - о какое безумие считать их своими господами и богами и возносить им почести и жертвы! Я же прилепился Господу моему и всегда буду верен Ему и послужу Христу моему; всё же ваше,- почести ли то, или бесчестия и муки, я считаю детскою игрою или детскою угрозою. Для меня, как говорит мой учитель - святой Павел,- "для меня мир распят, и я для мира" (Гал.6:14) и умереть за Христа-для меня наслаждения и блаженство.

Тогда царь, исполнившись гнева, велел принести медный одр и подложить под него множество горячих углей, а на самый одр возложить нагим мученика, и до тех пор поддерживать огонь, пока он не погибнет. Когда был приготовлен одр, мученик сам лёг на него всем телом. Собравшийся же на сие зрелище народ, стал укорять мучителей за эти пытки и говорил:


Житие святого Стефана Исповедника, архиепископа Сурожского

Страница 1


Житие святого Стефана Исповедника, архиепископа Сурожского

Преподобный отец наш Стефан родился в Каппадокии Великой - от христианских родителей, которые воспитали его в добром наказании. С детского возраста он отличался благонравием, удаляясь от обычных детских забав. Семи лет родители отдали его для обучения грамоте; он оказался способным к учению, и в скором времени хорошо навык в Божественном Писании. Когда же ему исполнилось пятнадцать лет, он удалился из своего отечества и пришел в Царьград, желая там докончить свое образование. Сие было при царе Феодосии Адрамитене1 и св. патриархе Германе2. Там св. Стефан продолжал усердно учиться и, обучившись философским наукам, превзошел мудростью многих - даже самих учителей, - так что все удивлялись его премудрости.

Услышав о Стефане, св. Герман, патриарх цареградский, призвал его и, благословив, спросил, из какой он страны. Стефан всё рассказал ему о себе. Полюбив его благонравие, премудрость и смирение, патриарх оставил Стефана жить у себя. Несколько лет прожил блаженный Стефан у патриарха, служа святой Церкви и живя в воздержании и чистой совести. Потом он, тайно от всех, ушел из Царьграда и, придя в некоторый монастырь, принял там иноческое пострижение и подвизался в добродетелях. Затем, возжелав безмолвнейшего жития, удалился из монастыря и, найдя уединенное и никому неизвестное место, прожил там довольно времени, работая Богу в посте и молитвах.

В то время преставился епископ, который был в городе Суроже3, и вот жители Сурожа пришли в Царьград к святейшему патриарху Герману, прося для Сурожа епископа. И когда происходило рассуждение о поставлении епископа, явилось несогласие, так как одни желали одного, другие - другого. Сурожане же просили царя и святейшего патриарха дать им епископа, могущего хорошо управлять церковью, "ибо,-говорили они, - умножились ереси в городе нашем".

Однажды, когда святой Герман ночью стоял на молитве, явился ему Ангел Господень и сказал:

- Завтра пошли в то пустынное место, где живет избранник Божий Стефан: его поставь епископом для Сурожа, ибо он хорошо может пасти Христово стадо и привести еретиков к истинной вере. Я же и к нему послан от Бога, с повелением, чтобы он ни в чем не ослушался тебя.

- О, господин, - сказал патриарх, - как я узнаю место, где живет избранник Божий Стефан?

Тогда Ангел, взяв одного из слуг патриарха, показал ему местопребывание святого, а слуга, возвратившись, поведал сие патриарху.

К святому же Стефану, который в то время в скрытом месте своем молился Богу, явился тот же Ангел Господень в белой одежде, - и убоялся св. Стефан и в трепете пал от страха на землю.

Взяв святого за руку, Ангел успокоил его, сказав:

- Я - Ангел Господень и послан от Христа Спасителя возвестить тебе радость и повелеть идти в город Сурож, чтобы ты научил людей Христовой вере. Завтра патриарх призовет тебя и, посвятив, пошлет туда архиепископом, ты же не ослушайся его, да не прогневаешь Бога.

Затем, преподав ему мир, Ангел возшел на небо.

На другой день патриарх послал со слугою двух пресвитеров - за святым Стефаном, и те с великою честью привели его к патриарху.

С радостью встретил патриарх св. Стефана, и посвятив, поставил его архиепископом Сурожа и отпустил на корабле в порученную ему епархию.

Прибыв в город Сурож и вступив на архиепископский престол, св. Стефан стал поучать людей от Божественного Писания и в продолжения пяти лет крестил весь город Сурож и все его окрестности.

В то время в Царьграде воцарился Лев Исаврянин и воздвиг иконоборство4, будучи научен сему двумя евреями. Сначала он повелел святые иконы ставить высоко, говоря:

- Кто чист, пусть целует их.

Потом повелел поднимать иконы на воздух, поясняя, что не следует пригвождать иконы к стене. И многое другое предпринимал окаянный против почитания св. икон. Святой патриарх Герман много увещевал его, чтобы он оставил свое злое начинание, беседуя о сем на основании священных книг5. Придя в ярость от увещаний, иконоборец открыто проявил яд свой, который дотоле скрывал в сердце своем, и усиленно начал изгонять святые иконы, хулить их и бесчестить.

Затем Лев разослал по всему городу и по многим окрестным местам указы, чтобы все так же поступали со святыми иконами, и говорил:

- Если кто будет мне противиться, того я буду мучить различными муками и предам смерти.

В царствующем граде тогда можно было видеть различные мучения православных христиан. Патриарха же Германа злочестивый царь послал в заточение, а вместо него поставил патриархом Анастасия, родом Сириянина, который был единомышленником с ним в его ереси.

Затем царь и патриарх отправили послов своих в Сурож к св. архиепископу Стефану с злочестивым повелением не поклоняться иконам и кресту. Святой Стефан отвечал послам:

- Да не будет сего; не допущу я людей своих отступить от закона Христова: не слушаю повеления ни царя, ни окаянного патриарха.

Ночью он пришел к послал на корабль и вместе с ними прибыл в Царьград.

Облачившись в одежды своего святительского сана, св. Стефан предстал пред царем. Царь спросил его:

- Кто ты?


Память преподобного Павла Латрского

Страница 1


Память преподобного Павла Латрского

Преподобный Павел Латрский происходил из города Элея1 от благородных родителей. В раннем возрасте лишившись отца своего, он воспитывался в обители святого Стефана во Фригии2. Затем, похоронив в непродолжительном времени и мать, он, будучи еще отроком, посвятил себя всецело на служения Богу в одном монастыре, находившемся на горе Латре недалеко от Милета. Умерщвляя плоть свою, святой подвижник никогда не ложился на постель или рогожину, а склонившись на дерево или камень, предавался непродолжительному сну. Часто, для преодоления сна, он вешал два больших камня на спину и ходил до утрени вокруг монастыря, или, удалившись на берег протекавшего неподалеку ручья, под тенью дерева предавался слёзной молитве и богомыслию. Не довольствуясь и сими подвигами, чтобы всецело предаться Христу, преподобный Павел удалился на безмолвие в пещеру; потом вошел на высокую гору и поселился на ней. Один пастух, случайно обретший преподобного в его уединении, доставлял ему пищу. Преуспевая в духовном совершенстве, Павел стяжал от Бога дар прозревать в мир невидимый и творил чудеса. Слава о дивных подвигах и святом житии преподобного привлекла к нему многих подвижников, которые, поселившись у подошвы скалы, устроили монастырь. Император Константин Порфирородный3 часто писал к нему, прося его молитв и советов; Петр, царь Болгарский, и папа Римский4 почитали его за Богоугодную жизнь. Тяготясь, что безмолвие его нарушается многочисленными посетителями, преподобный Павел дважды удалялся на остров Самос5, где им была основана лавра и восстановлены три монастыря, разоренные Агарянами. По вторичном возвращении в Латр, он предсказал час своей кончины. Потом сошел с горы и, благословив братию, с миром предал дух свой Господу6.

 

Тропарь, глас 4:

Яко безплотных единовсельника, и всем преподобным сообщника, всеславне Павле, поем тя, и молим тя: молися всегда о нас, яко да обрящем милость.

 

Кондак, глас 8:

От юности, мудре, яже паче смысла вожделел еси мужески, мирский мятеж оставил еси, и был еси божественнаго ради жительства Троицы жилище, и просветил еси верою приступающыя тебе. Тем зовем: радуйся Павле пребогате.

________________________________________________________________________

1 Элей - город в Мизии - северо-западной области Малой Азии близ Пергама.

2 Фригия  - большая область Малой Азии, обнимавшая первоначально всю среднюю часть западной половины полуострова, кроме того позднее причислявшийся к Мизии южный берег Пропонтиды (Мраморного моря) до Геллеспонта (Дарданеллы).

3 Константин VII Порфирородный - Византийский император, царствовал с 912 по 959 г.

4 Здесь разумеется папа Агапит II, занимавший Римскую кафедру с 946 по 955 г.

5 Самос - один из главных островов Эгейского моря (Архипелага), вблизи западного берега Малой Азии.

6 Преподобный Павел Латрский скончался 16-го декабря, 956 года.

 

 


Память святого мученика Елевферия Кувикулярия

Страница 1


Память святого мученика Елевферия Кувикулярия

Святой Елевферий был родом из Византии и жизнь свою  блистательно украсил цветами благочестия. Воспитания он получил при царском дворе, где вскоре достиг почетного положения. В это время он превосходил всех богатством и славою; но при всем том он не увлекался земной суетою. Памятуя о нетленном и вечном, а все земное вменяя в ничто, Елевферий предпочитал  "быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия" (Пс.83:11), обращая свой внутренний, умный взор к Богу, он ежедневно упражнялся в пении священных песней и украшал жизнь свою всякими добродетелями. Невыносимо было видеть  для врага душерастлителя2, и он внушил одному из рабов блаженного оклеветать пред царем господина своего.

Раб этот, явившись к царю, донес ему:

- Господин мой принял крещение, соорудил церковь3 и, веруя в Распятого, поносит царские  указы; приобрел он много священных изображений, совершает службы христианскому Богу и постом, со слезами и земными поклонами, изнуряет свое тело.

Выслушав этот донос раба на господина, царь сильно разгневался и призвал к себе святого; но, когда святой явился, он, скрывая свою злобу, повел как бы мирную речь и сказал:

- Елевферий! как это так случилось, что ты отдалился, оставил нас и пренебрегаешь нашей любовью к придворным вообще, и даже особенным к тебе моим вниманием?

На это святой ответил:

- Царь! меня заставляют поступать так различные недуги тела моего.

Тогда царь сказал:

- Почему же ты один наслаждаешься в своем поместье благорастворенным воздухом? - нельзя ли и нам посетить тебя и насладиться вместе с тобою благами загородной жизни?

 Блаженный не обратил особенного внимания на эти царские слова и не придал им надлежащего значения. К вечеру он удалился в свое любимое имения и, затворившись по обычаю в отдельной комнате, предался богомыслию, а когда уснул, то во сне увидел глубокую, как бы колодезь, пропасть, в которую сошел он и увидел там прекрасную церковь. Объятый трепетом от такого видения, Елевферий на утро опять отправился к царю. Царь опять начал прельщать его ласковою речью, стараясь поколебать его веру во Христа. Но, напрасно потратив слова и будучи не в состоянии совратить святого, царь приказал отсечь ему голову мечем, честное же тело его бросить на съедения собакам и птицам. Так блаженный Елевферий предал дух свой Богу. Тело же его, брошенное в небрежении, взял некоторый, священнического чина, христианин и, помазав его елеем и покадив фимиамом, предал погребению в нарочитом месте4.

________________________________________________________________________

1 Кувикулярий - царский постельничий.

2 Т. е. диавола.

3 В своем имении на азиатском берегу Босфора, в Вифинии, при р. Сангаре.

4 Местом погребения святого Елевферия признается его имение в Вифинии. Св. мученик пострадал при Максимиане в начале IV века.

 


Память преподобного Парда Отшельника

Страница 1


Память преподобного Парда Отшельника

Святой Пард1 был родом римлянин и в юности своей  занимался извозным промыслом. Однажды он отправился со своими верблюдами в Иерихон и там устроился при гостинице. И вот в одно время, попущением Божиим, по действу врага рода человеческого, по недосмотру Парда, попал под ноги верблюдам, малый отрок: он был раздавлен ими и умер. Это несчастие сильно опечалило Парда и он, удалившись на гору Арион, постригся там в монахи и постоянно сокрушался, с рыданием повторяя:

- Я погубил отрока и должен быть осужден, как убийца.

Недалеко от того места, где жил Пард, в долине обитал лев, и святой отец ходил в его логовище, толкал зверя рогаткою, чтобы. тот, рассвирепев, растерзал его. Но лев не причинял ему никакого вреда. Тогда старец, видя, что не достигает своей цели, решил лечь спать на том пути, по которому лев ходил к реке на водопой, надеясь, что зверь. проходя и увидя его, растерзает, и, таким образом, пострадав здесь, он избавится от мучения в будущем веке за убийство отрока. Как решил поступить святой, так и сделал: лег на пути, сняв с себя одежду и положив ее подле себя. И вот лев, проходя тою тропою, перескочил, как бы человек, через святого, молча и не прикоснувшись к нему. Тогда уразумел старец, что Господь простил ему грех тот и возвратился в свое местожительство на горе и оставался там во все годы последующей жизни своей и до самой смерти своей всегда и всем являл собою образец мужа благонравного.

________________________________________________________________________

1 Преподобный Пард подвизался в VI веке, в Палестине.

 

 


Память преподобного Трифона Печенгского, Кольского (1583)

Страница 1


Память преподобного Трифона Печенгского, Кольского (1583)

Преподобный Трифон Печенгский, Кольский, в миру Митрофан, родился в Новгородской губернии в семье священника. Благочестивые родители воспитывали сына в страхе Божием. С ранних лет Трифон решил посвятить свою жизнь апостольским подвигам и идти с проповедью Христа к язычникам-лопарям, о жизни которых узнал из рассказов рыбопромышленников. Однажды во время молитвы в лесу он услышал голос: "Трифон, тебя ждет земля необитаемая и жаждущая". Покинув родительский дом, святой ушел на Кольский полуостров и остановился на берегу реки Печенги, где обитали лопари. Там он стал вести с ними торговлю. Сначала святой ознакомился с языческими верованиями аборигенов и изучил их язык, затем стал проповедовать им о вере Христовой. Лопари встречали слова святого с настороженным недоверием. Святому проповеднику пришлось преодолеть много трудностей, перенести гонения и даже побои. Но постепенно, мудрым, ласковым словом и кротостью ему удалось многих обратить ко Христу. По благословению Новгородского архиепископа Макария преподобный Трифон вместе с блаженным Феодоритом и иеромонахом Илией устроил для новообращенных храм, а для ревнителей иноческого жития основал Троицкий Печенгский монастырь "у холодного моря, у Мурманской границы" в 1532 году. Иоанн Грозный помог ему и богато одарил монастырь преподобного. Просветитель лопарей скончался в глубокой старости в 1583 году, прожив на Печенге почти 60 лет. Местное празднование было установлено вскоре после кончины святого. В 1589 году шведы уничтожили Печенгский монастырь. Позже, по приказанию царя Феодора Иоанновича, монастырь перенесен был на Колу. На месте разрушенного монастыря была поставлена церковь во имя преподобного Трифона, а над могилой святого построена церковь Сретения Господня. Святой Трифон не раз приходил на помощь погибавшим мореплавателям, с верой призывавшим его имя.

 


   
   
   
   
   


В избранное