Житие и страдания святого апостола Варфоломея. Житие и страдание святого апостола Варнавы. Преподобный Варнава Ветлужский (1445). Икона Божией Матери "Достойно есть" (X). В 1547 г. во время гигантского пожара в Москве сгорели царские палаты. В 1845 г. в России принят манифест о новом порядке присвоения дворянского достоинства на государственной службе. В 1888 г. в Киеве открыт памятник Богдану Хмельницкому. В 1891 г. в России вышло новое Городовое положение, лишавшее неимущих горожан права голоса. В 1892 г. в России принято новое положение о городах, которое лишило голоса две трети избирателей. В 1670 г. бунтовщик Степан Разин взял Астрахань. В 1945 г. состоялся парад Победы на Красной площади в Москве. В 1950 г. в окрестностях Парижа умер писатель Иван Сергеевич Шмелев ( род. 21 сентября 1873 г.). В 68 г. гонитель христианства, римский император Нерон, окруженный восставшими легионерами, перерезал себе горло.
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие и страдания святого апостола Варфоломея
Страница 1
Житие и страдания святого апостола Варфоломея
Святой апостол Варфоломей был один из числа
двенадцати апостолов Христовых. По принятии Святого Духа, сошедшего на апостолов
в виде огненных языков (Деян.1:13; 2:1-4), святому Варфоломею выпал жребий,
вместе с апостолом Филиппом, идти на проповедь Евангелия в Сирию и в Малую
Азию. Туда они оба и отправились - то проповедуя вместе, то расходясь отдельно
по разным городам, то вновь сходясь и приводя людей ко спасению через веру в
Иисуса Христа.
Проповедуя Евангелие в Малой Азии, святой Филипп на
некоторое время отделился от святого Варфоломея и обращал ко Христу диких и
непокорных жителей Лидии и Мизии1. В это
время святому Варфоломею, проповедовавшему Христа в соседних городах, было
повеление от Господа идти на помощь ко святому Филиппу. Присоединясь к нему,
святой Варфоломей вместе с ним единодушно подвизался в апостольских трудах и
подвигах. За Филиппом следовала еще и сестра его - девица Мариамна, и все
вместе они стали служить делу спасения рода человеческого. Проходя города Сирии
и Мизии и благовествуя слово Божие, они претерпевали от неверных многие
напасти, биение и скорби, были заключены в темницы, избиваемые камнями, но
несмотря на все гонения, благодатью Божиею, оставались живы для предстоящих
трудов по распространению веры Христовой.
В одном из лидийских селений они встретили возлюбленного
ученика Христова, святого Иоанна Богослова, и вместе с ним отправились в страну
Фригийскую. Войдя в город Иераполь2, они
проповедовали там Христа. Этот город был переполнен идолами, которым
поклонялись все его жители; между другими ложными божествами была там одна
громадная ехидна3, для которой был построен
особый храм; туда ей приносили пищу и совершали многочисленные и разнообразные
жертвоприношения; безумцы почитали также и других гадов и ехидн. Святой Филипп,
прежде всего, вместе с своей сестрой вооружился молитвой на ехидну, в чем
помогал им и святой Иоанн Богослов, который был в то время с ними. Все они
вместе молитвой, как бы копьем, победили ту ехидну и силой Христовой, умертвили
ее. После сего Иоанн Богослов разлучился с ними, предоставив им Иераполь для
проповедания слова Божия, а сам пошел в другие города, распространяя повсюду
святое благовествование. Святой же Филипп с Варфоломеем и Мариамной оставались
в Иераполе, усердно стараясь уничтожить мрак идолопоклонства, дабы воссиял на заблудших
свет познания истины; над этим они и трудились день и ночь, уча неверных слову
Божию, вразумляя неразумных и направляя заблудших на путь истинный.
В том городе жил один человек, по имени Стахий, бывший
слепым уже сорок лет. Святые апостолы, силой молитвы, просветили его телесные
очи, а проповедью Христовой просветили его душевную слепоту. Крестив Стахия,
святые пребывали в его доме. И пронеслась по всему городу молва, что слепой
Стахий прозрел. К его дому стали собираться толпы народа. Святые апостолы
поучали всех, стекавшихся к ним, вере во Христа Иисуса. Приносили туда и многих
больных, и всех святые апостолы исцеляли молитвой и изгоняли бесов, так что
большое число людей уверовало во Христа и крестилось.
Жена начальника того города, по имени Никанора, была укушена
змеей и лежала больная, при смерти. Услыхав о святых апостолах, находившихся в
доме Стахия, что они одним словом исцеляют всякие болезни, она в отсутствие
своего мужа повелела рабам своим отнести себя к ним и получила двойное
исцеление: телесное - от укушения змеи и душевное - от бесовского обольщения,
ибо, наученная святыми апостолами, уверовала во Христа. Когда градоначальник
вернулся домой, рабы передали ему, что жена его от каких-то чужестранцев,
проживающих в доме Стахия, научена веровать во Христа. Страшно разгневавшись,
Никанор повелел тотчас же схватить апостолов, дом же Стахиев сжечь, - что и
было исполнено. Собралось множество народа - и святых апостолов Филиппа,
Варфоломея, а также и святую деву Мариамну с побоями повлекли по городу,
поругаясь над ними, и, наконец, бросили в темницу. После этого, начальник
города воссел на судейское место судить проповедников Христовых: и собрались к
нему все жрецы идольские и жрецы погибшей ехидны, принося жалобы на святых
апостолов и говоря: "Начальник! Отомсти за бесчестие богов наших, так как
с тех пор, как появились эти чужестранцы, в нашем городе запустели алтари
великих богов наших, и народ забывает приносить им обычные жертвы, знаменитая
наша богиня-ехидна погибла, и весь город наполнился беззаконием. Умертви этих
волхвов!"
Тогда начальник города велел снять одежду со святого
Филиппа, думая, что в ней заключаются чары колдовства, но, сняв с него одежду,
ничего не нашли. Также поступили и со святым Варфоломеем, - и в его одеждах не
нашли ничего. Когда же они с тем же намерением приблизились к Мариамне, чтобы
снять одежду и обнажить ее девическое тело, внезапно она в глазах их
превратилась в огненный пламень, и нечестивцы со страхом отбежали от нее.
Святые апостолы осуждены были правителем на распятие.
Первым пострадал святой Филипп. Просверлив ступени ног его и
продев в них веревки, мучители распяли его на кресте вниз головой перед дверями
капища ехидны и в то же время кидали в него камнями. Затем они распяли святого
Варфоломея у стены храма. И внезапно сделалось великое землетрясение: земля
разверзлась и поглотила градоначальника со всеми жрецами и множеством
неверующих. Все оставшиеся в живых - и верующие и язычники - пришли в великий
страх и с рыданиями просили святых апостолов сжалиться над ними и умолить
Единого Истинного Бога своего, чтобы земля не поглотила их так же, как и тех.
Поспешно бросились снимать с крестов распятых апостолов. Святой Варфоломей был
повешен невысоко, и его скоро сняли. Но Филиппа не могли скоро снять со креста,
потому что он был повешен высоко и особенно потому, что на это было особенное
произволение Божие, дабы апостол Его через эти страдания и крестную смерть,
перешел от земли на небо, куда всю жизнь обращены были стопы его. Вися таким
образом, святой Филипп молился Богу за врагов своих, чтобы Господь отпустил им
грехи их и просветил разум их к познанию истины. Господь преклонился к молению
его, и тотчас повелел земле исторгнуть живыми поглощенные ею жертвы, за
исключением градоначальника и жрецов ехидны. Тогда все громким голосом
исповедали и прославили силу Христову, изъявляя желание креститься. Когда
хотели снять со креста святого Филиппа, то увидели, что он уже предал Богу
святую душу свою, и сняли его мертвым. Родная сестра его, святая Мариамна, все
время смотревшая на страдание и смерть брата своего Филиппа, с любовью обнимала
и лобызала снятое с дерева тело его, и радовалась, что Филипп сподобился
пострадать за Христа4. Святой Варфоломей
совершил над всеми уверовавшими в Господа крещение и поставил им епископом
Стахия. Новообращенные с честью похоронили тело святого апостола Филиппа. На
том месте, где истекла кровь святого Апостола, произросла в три дня виноградная
лоза, в знамение того" что святой Филипп за пролитую свою кровь во имя
Христа наслаждается вечным блаженством с Господом своим во Царствии Его.
Святой Апостол Варнава принадлежит к лику
святых семидесяти апостолов: первоначальным именем его было Иосиф, но потом его
стали называть Варнавой, как об этом мы скажем на своем месте. Родился он на острове
Кипр1 от родителей евреев, происходивших из
рода левитов; из его рода левитов происходили и древние великие пророки Божии –
Моисей2, Аарон3
и Самуил4.
Прародители Варнавы переселились из Палестины на остров Кипр
по причине войн, происходивших в Палестине. Родители его были весьма богаты и
имели свое село вблизи Иерусалима, изобиловавшее садами и разными плодами и
украшенное большим зданием, так как здесь они имели дом свой. Ибо с того
времени, как святой пророк Исаия5 написал:
"И буду строить домы и жить в них,
ибо будут семенем, благословенным от Господа" (Ис.65:21. 23), евреи,
обитавшие в далеких странах, не понимая духовного смысла слов этих, старались
иметь свои собственные дома в Иерусалиме; по этой причине и родители Варнавы
имели свой дом и свое село около Иерусалима.
Родив того, о ком наше слово, назвали его Иосифом и
воспитывали в обучении книжном; когда же отрок пришел в совершенный возраст, то
отправили его в Иерусалим к известнейшему в то время учителю Гамалиилу, дабы он
научил Варнаву более совершенному пониманию еврейских книг и всего закона
Божия. Здесь Иосиф имел в числе сверстников своих и Савла, который впоследствии
назван был Павлом; и учились оба они у одного учителя Гамалиила, преуспевая в
разуме, понимании книг и в добродетельной жизни.
Иосиф ежедневно утром и вечером приходил в храм Соломонов и
молился здесь с усердием Богу, проводя дни юности своей в частых пощениях и
великом воздержании; желая соблюсти в чистоте свое девство, он избегал
знакомства с бесчинными юношами и ни в каком случае не желал слышать тех слов,
которыми ум юноши мог бы помрачиться, но, внимательно наблюдая за самим собой,
постоянно поучался в законе Господнем днем и ночью.
В то время Господь наш Иисус Христос, спустя тридцать лет
после Своего вочеловечения, начав открывать Себя миру, пришел из Галилеи; здесь
Он учил в храме, творил многие и преславные чудеса; все дивились Ему; со всех
сторон стекались к Нему, дабы видеть святое лицо Его и слышать божественные
слова Его, более сладкие, нежели мед и сот. Видел Его и юноша Иосиф и, слушая
поучения, исходившие из пресвятых уст Его умилялся сердцем и весьма дивился чудесам,
которые Он творил; увидав, как Он исцелил расслабленного при Овчей купели
(Ин.5:1-15) словом Своим, видев также и многие другие дивные дела Христовы,
Иосиф, распалился сердечной любовью ко Господу и, приступив к Нему, пал ниц к
ногам Его; при этом Иосиф просил Господа благословить его и принять его в число
Своих учеников. Господь же, презиравший в тайны сердец человеческих, увидав,
что сердце Иосифа горело любовью божественной, любезно благословил его и не
запретил ему следовать за Собой. Иосиф прежде всего поспешил в дом тетки своей,
по имени Марии, матери Иоанна, названного впоследствии Марком, и сказал ей:
"Приди и посмотри на Того, Кого весьма хотели видеть отцы наши; ибо некий
пророк Иисус из Назарета галилейского учит в храме и совершает великие чудеса,
так что многие считают Его за всеми ожидаемого Мессию".
Лишь только женщина услышала это, как тотчас же, оставив
все, с поспешностью направилась к храму; увидав Господа Иисуса Христа, она пала
ниц к ногам Его и с мольбой сказала: "Господи! Если я обрела благодать
перед Тобой, войди в дом рабыни Твоей, дабы вшествием Твоим благословить всех
домашних моих".
Видя ее веру, Господь пришел в дом к ней и благословил ее и
всех, находившихся в доме ее. Господь был принят Марией с великой честью и со
многой радостью и благоговением; с этого времени Господь всегда заходил вместе
с учениками Своими в дом Марии, когда приходил в Иерусалим.
Когда Господь отправился обратно из Иерусалима в Галилею, то
вслед за Ним отправился и Иосиф вместе с прочими учениками. И когда Господь
восхотел отправить апостолов Своих на проповедь "к погибшим овцам дома Израилева" (Мф.10:6), то увидал, что их
мало, почему и сказал: "жатвы
много, а делателей мало" (Мф.9:37); по этой причине Господь явил миру
и иных семьдесят учеников, которых послал по два перед лицом своим в каждый
город и селение (Лк.10:1). В числе этих семидесяти учеников Господних был одним
из первых и святой Иосиф, переименованный святыми апостолами Варнавой, то есть
сыном утешения, так как своей проповедью о пришедшем в мир Мессии, он утешал
людей, с великим нетерпением ожидавших пришествия Мессии. Подобно тому как
сыновья Зеведеевы были названы сынами громовыми (Мк.3:17), так как должны были
прогреметь по вселенной своей проповедью как громом, так и сей святой Иосиф был
назван сыном утешения, ибо его апостольские труды должны были принести великую
радость избранным Божиим. И Златоуст святой, объясняя так причину
переименования его, говорит (Деян.11): "Мне кажется, что он получил свое
имя по заслугам, ибо для того, (чтобы быть сыном утешения) он был вполне
способен".
После вознесения Господа на небо, святые апостолы жили все
вместе в Иерусалиме, как об этом написано и в книге Деяний апостольских: "У множества же уверовавших было одно сердце
и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них
было общее. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели
землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам
Апостолов" (Деян.4:32,34,35). В то время и святой Иосиф, названный
апостолом Варнавой, продал вышеупомянутое село, находившееся близ Иерусалима,
доставшееся ему в наследство от родителей; вырученные деньги он принес к ногам
апостолов, ничего себе не оставив, ибо он желал богатеть в Бога, в Которого
действительно и обогатился, как свидетельствуется об этом: "он был муж добрый и исполненный Духа
Святого и веры" (Деян.11:24). Варнаве часто случалось видеться с
Савлом, причем он вел спор с ним от Писания о Господе Иисусе Христе и прилагал
все усилия свои, дабы обратить Савла к святой вере, но Савл был весьма усердным
ревнителем отеческих преданий; поэтому он посмеивался над святым Варнавой, как
над человеком обольщенным, говорил даже хульные слова и на Господа Иисуса
Христа, называя Его сыном плотника, человеком простого звания, преданным
позорной смерти. Когда же после убиения евреями святого первомученика Стефана,
Савл начал преследовать церковь, "входя
в дома верующих, влача мужчин и женщин и заключая их в темницы"
(Деян.8:3), тогда святой Варнава весьма оплакивал его и усердно молился Богу,
воздевая свои чистые руки, да просветит Он душевные очи Савла, чтобы он познал
истину; он весьма желал иметь Савла другом по вере христианской, подобно тому
как он имел его другом в Гамалииловом училище.
Родом из ВеликогоУстюга. По удалении с родины
(вследствие набегов диких черемисов) на одно пустынное место на берегу реки
Ветлуги, он предался строгим подвигам отшельничества. Изредка посещали
пустынника люди, «благословения ради», которым он предсказал, что по представлению его на берегу
реки Ветлуги «умножит Бог житие человеком, а на месте его жительства будут жить
иноки».
Преподобный Варнава скончался в глубокой старости 11 июня 1445 г.,
иноки и бывшие ученики его построили две церкви: одну — в честь Пресвятой
Троицы, а другую — над гробом преподобного во имя святителя Николая Чудотворца,
и основали общежительный монастырь, получивший название «Варнавинской
пустыни».
Икона Божией Матери "Достойно
есть" находится на горнем месте алтаря соборного храма Карейской
обители на Афоне.
В один из воскресных дней, живший
неподалеку от Карей старец ушел в обитель на всенощное
бдение. В келлии остался послушник. При наступлении
ночи постучался неизвестный инок. Во время всенощной, когда нужно было петь
"Честнейшую Херувим...", оба встали перед
иконой Божией Матери, называвшейся Милующая и гость заметил, что у них сначала
поют "Достойно есть..." Во время пения этой неслыханной песни икона
Богоматери сияла небесным светом, а послушник плакал от умиления. По его
просьбе эта дивная песнь, за неимением бумаги, была записана на камне,
размягчившемся, как воск, под рукой чудного певца. Назвав себя Гавриилом,
странник стал невидим. Икона Божией Матери, перед которой впервые была воспета
песнь "Достойно есть", была перенесена в соборный храм Успения
Пресвятой Богородицы Карей (административного центра Афона). Плита с
начертанной на ней Архангелом Гавриилом песнью, была перенесена в Константинополь
во время патриаршества святителя Николая Хрисоверга
(+ 995, память 16 декабря). Многочисленные списки с иконы "Достойно
есть" ("Милующая") свято чтутся в
русских храмах. В Галерной гавани Петербурга в честь Милующей Богоматери был
воздвигнут пятикупольный храм, в котором поставили
присланную с Афона благодатную икону "Милующая".