Перенесение из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа. Слово преподобного Иоанна Дамаскина о поклонении святым иконам. Память святого мученика Диомида. В тот же день память преподобного Херимона. Феодоровская - Костромская икона Божией Матери. Объявление: 29 августа 2009 г. на праздник Спаса Нерукотворного Образа в Спасо-Андрониковом монастыре г. Москвы будет престольный праздник и крестный ход. Начало литургии в 09.30. В 1239 г. обретение Феодоровской иконы Божией Матери. В 1904 г. обретение иконы "Торжество Пресвятой Богородицы" (Порт-Артурской) "на двух мечах". В 1949 г. на Семипалатинском полигоне была успешно испытана первая русская ядерная бомба. Ядерное мировое господство США было подорвано.
Объявление: 29 августа 2009 г. на праздник Спаса Нерукотворного Образа в Спасо-Андрониковом монастыре г. Москвы будет престольный праздник и крестный ход. Начало литургии в 09.30
В 1239 г. обретение Феодоровской иконы Божией Матери
В 1904 г. обретение иконы "Торжество Пресвятой Богородицы" (Порт-Артурской) "на двух мечах"
В 1949 г. на Семипалатинском полигоне была успешно испытана первая русская ядерная бомба. Ядер
ное мировое господство США было подорвано
Завтра, Воскресение, 30 Августа 2009 года (17 Августа 2009 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Перенесение из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа
Страница 1
Перенесение из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа
Во дни явления Господа нашего Иисуса
Христа на земле, когда, живя с человеками, Он с проповедью о Царствии Божием
проходил грады и веси Иудеи и окрестных стран, "исцеляя всяк недуг и
всяку язю в людех", в
Эдессе, городе Сирийском по ту сторону реки Евфрата, жил князь Авгарь. Он
страдал неисцельной болезнью, – проказою: снаружи его покрывали синеватые язвы;
внутри он чувствовал ломоту костей и расслабление всего тела. До Авгаря достиг
слух1 о Господе Иисусе Христе и о великих
чудесах, совершаемых Им, – как словом Своим Он врачует проказу, расслабление и
всякую болезнь; и сильно желал Авгарь увидеть своими глазами Творца таких
чудес, надеясь и сам получить от Него исцеление. А так как князь не имел
возможности сам идти в Иудею, то послал просьбу Господу Иисусу, умоляя Его
придти к Нему в Эдессу. Не имея же уверенности, что просьба будет исполнена,
Авгарь отправил в Палестину искусного живописца Ананию, поручив ему изобразить
на иконе лицо Господа; князь желал иметь хотя ту отраду в своей болезни, что
будет видеть изображение лица Христа Иисуса; столь велика была у него любовь ко
Христу, внушенная верою по слуху. Послание Авгаря Господу Иисусу состояло в
следующем:
"Князь Эдесский Авгарь Иисусу, благому Спасителю в
странах иерусалимских явившемуся, во плоти радоваться.
До меня достиг слух о Тебе и Твоих преславных чудотворениях,
как без врачевства и лекарств Ты исцеляешь болезни, – слепым даешь прозрение,
хромым хождение, отгоняешь от людей нечистых духов, очищаешь прокаженных,
расслабленных, в течение многих лет лежащих на одре, врачуешь словом и
воскрешаешь мертвых: слыша о Тебе, что Ты совершаешь столь дивные чудеса, я
относительно Тебя пришел к такого рода двум заключениям: Ты или Бог, сошедший с
неба, или Сын Божий. Посему я и обращаюсь к Тебе с таким смиренным молением, да
потрудишься придти ко мне и исцелить неизлечимую болезнь мою, от которой я
страдаю уже много лет; дошло до меня также, что иудеи ненавидят Тебя и хотят
причинить Тебе зло. Я же имею город, хотя и небольшой, но красивый и
изобилующий всем; итак приходи ко мне и живи со мною в моем городе, в котором
для нас обоих найдется всё потребное".
С этим посланием Авгаря живописец Анания достиг Иерусалима.
Он увидел Господа Иисуса учащего на равнине среди множества людей, но не мог
приблизиться к Нему по причине тесноты, производимой скученностью народа.
Ожидая времени, когда разойдется народ, Анания вступил на один камень, немного
возвышавшийся над землею; отсюда он внимательно всматривался в лицо Спасителя,
намереваясь изобразить его; и не мог Анания сделать этого, ибо Всевидец, не
благоволивший к намерению живописца, изменял лицо Свое божественною,
непостижимою, недоступною для изображения руки человеческой, славою и
благодатию. Долго трудился Анания, но ничего не достиг. Господь же повелел
Апостолу Фоме идти и привести мужа, который, стоя на камне, изображает его
лицо. Когда его подвели и он еще ничего не начал говорить, Господь подозвал его
к себе по имени и, указывая на его занятие, назвал его по имени живописцем
Ананиею и открыл причину его пришествия, говоря:
– Где письмо князя твоего Авгаря, которое ты принес ко мне
из Эдессы?
Анания, в удивлении и ужасе от Господней прозорливости,
тотчас вынул послание князя и с трепетом отдал его в руки Спасителя. Господь,
прочтя послание, написал Авгарю следующее:
"Блажен ты, Авгарь, не видевший Меня и уверовавший в
Меня, ибо о Мне написано, что видящие Меня не имут веры, не видящие же Меня
уверуют в Меня и наследуют жизнь вечную. Ты пишешь ко Мне, чтобы Я пришел к
тебе, но Мне подобает совершить то, ради чего Я послан, и, по совершении,
возвратиться к Пославшему Меня Отцу. И когда Я буду вознесен к Нему, тогда
пошлю к тебе одного из учеников Моих, который, совершенно исцелив тебя от твоей
болезни, подаст тебе и находящимся с тобою жизнь вечную (через крещение)".
Написав такое послание Авгарю, Господь Иисус Христос
запечатал его печатью, на которой находилось еврейским письмом такое
начертание: Божие видение, Божественное чудо. Затем Господь, исполняя желание
Авгаря и художник, приказал принести воду и, умыв пресвятое лицо Свое, отер его
поданным Ему четвероконечным убрусом. И о, чудо! простая вода обратилась в
краску, и на убрусе отпечаталось пресвятое подобие Божественного лица. Отдавая
это изображение Анании вместе с письмом, Господь сказал:
– Неси, отдай пославшему тебя. (Это были последние дни жития
Господа на земле пред Его страданиями2.
И возвратился3 Анания
в Эдессу к князю своему и отдал ему нерукотворенное изображение на убрусе лица
Христова и письмо. Взяв их, Авгарь исполнился радости и облобызал с любовью;
поклонившись образу Христову, он тотчас получил облегчение в болезни, так что
только малая часть проказы оставалась на лице его до того времени, когда должен
был придти к нему посланный Господом ученик.
По вольном же страдании, воскресении и вознесении на небо
Господа, в Эдессу пришел, по Божественной благодати, святой Фаддей, один из
семидесяти Апостолов: достаточно наставив Авгаря святой вере в Христа, святой
Фаддей крестил князя; и когда Авгарь, войдя во святую купель, крестился, тотчас
уничтожилась оставшаяся часть проказы, и он вышел из купели совершенно чистым,
здравым телом и душою. Вместе с Авгарем крестился весь дом его и весь город, и
славилось в Эдессе имя Господа нашего Иисуса Христа, единого истинного Бога.
Был же на воротах Эдессы стоявший здесь исстари идол какого-то языческого
божества, которому всякий, входивший в город, обязан был воздать поклонение.
Этого идола Авгарь свергнул с его места и уничтожил; потом он устроил над
воротами в каменной стене круглое углубление, в которое не мог попадать дождь;
наложив убрус нерукотворенного образа Христова на доску не гниющего дерева, Авгарь
обложил и украсил его золотом с драгоценными камнями и поставил в стене над
вратами; кроме того, он сделал еще такую надпись золотыми буквами:
Слово преподобного Иоанна Дамаскина о поклонении святым иконам
Страница 1
Слово преподобного Иоанна Дамаскина1 о поклонении святым иконам
Так как некоторые порицают нас за то, что
мы поклоняемся и почитаем образ Спасителя нашего и образ Матери Божией, а также
и образа (иконы) прочих святых рабов Христовых2,
то пусть знают таковые, что первоначально Бог сотворил человека по образу
Своему. Ради чего мы покланяемся друг другу (приветствуем друг друга, как не по
той причине, что все мы созданы по образу Божию? Богоносный и святой великий
отец Церкви Василий Великий3 говорит, что
честь, воздаваемая образу, восходит к первообразному. Первообразное же есть то,
коего подобие начертывается и от коего дается изображение на иконе. И по какой
причине люди Моисеевы покланялись скинии вещей небесных, стоя вокруг нее, между
тем как скиния являла собою подобия многих изображений, ибо Бог сказал Моисею:
"Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе" (Исх.25:40). Также и херувимы,
осенявшие алтарь, не были ли делом рук человеческих; точно также и преславная
иерусалимская церковь была построена разве не искусством руки человеческой?
Святое Писание осуждает лишь тех, кто покланяется идолам и кто приносит жертвы
демонам. И еллины, и иудеи приносили жертвы: но первые приносили жертвы бесам,
вторые же Богу. Жертвы еллинов были отвержены и прокляты, жертвы же иудеев были
благоприятны Господу. Вот принес жертву Ной4,
и"обонял Господь
приятное благоухание" (Быт.8:21), ибо эта жертва была принесена
от чистого и благожелательного сердца; но еллинские идолы, как мерзкие и
богоненавистные, были запрещены и прокляты, так как были кумирами демонов.
Кроме сего кто может изобразить
лице Бога невидимого, бесплотного, неописуемого, не поддающееся изображению?
Безумным безбожием было бы желание изобразить Божество так, как оно существует
Само в Себе. По этой причине в Ветхом Завете иконы не были в употреблении. Но
потом, когда благосердый Бог, по Своей милости, устрояя наше спасение, явился в
образе истинного человека, а не в подобии только лица человеческого, как
некогда являлся Аврааму и пророкам, но явил Себя истинным человеком, ходя по
земли, живя с людьми, творя чудеса, пострадав, распявшись на кресте, быв
погребен, потом воскрес и вознесся на небеса – тогда всё то, что было в
действительности, всё то, что видели люди, но то, чего не видели мы, не жившие
в то время, – всё сие тогда и записано было в наше назидание и напоминание, дабы
мы, не видя то, как бы слышали то. и, уверовав, получили блаженство (вечное). А
так как не всем дано знать писания, не всем дан дар чтения книг, то святые отцы
единогласно рассудили изобразить всё сие на иконах для быстрейшего
воспоминания, как славные победоносные знамения. Ибо часто по нерадению нашему
мы забываем о страдании Господнем; посмотрев же на изображение Христова
распятия, мы тотчас воспоминаем Его спасительные страдания и, припав,
покланяемся, не вещи, но Тому, Коего изображение мы видим перед собою; ибо мы
покланяемся не тому материалу, из которого составлено Евангелие, но написанному
в нем слову Божию; точно также мы покланяемся не тому материалу, из которого
сделан крест, но изображаемому крестом Распятию Христову. Крест ничем не
отличался бы от материала, из коего он составлен, если бы не изображал собою
Распятия Христова. То же самое следует сказать и о иконе Пресвятой Богородицы,
ибо та честь, которую мы воздаем Богоматери, восходит к Воплотившемуся от Нее.
Точно также и мужественные подвиги святых угодников Божиих, изображаемые на
иконах, возбуждают нас к мужеству, ревности и подражанию их добродетелям и к
прославлению Богу и, как мы сказали, та честь, которую мы воздаем благохвальным
подвижникам, изображенным на иконах, есть свидетельство нашего усердия пред
общим всех нас Господом и, кроме того, та честь восходит к истинному
первообразу.
То, что мы сказали, не записано в
Священном Писании, как не записано там и о поклонении на восток, почитании
креста и многом другом, тому подобном. В Истории же записано, как Авгарь, царь
эдесский, послал живописца своего, бабы он написал образ Господа, но тот
(живописец), не мог исполнить приказанное ему, по причине дивного света,
исходившего от лица Христова. Тогда Сам Господь приложил полотенце к божественному
и животворному лицу Своему и изобразил на полотенце Свое подобие, которое и
послал к Авгарю, дабы исполнить его желание. А что святые Апостолы многое
передали нам без писаний, об этом свидетельствует Апостол язычников святой
Павел5, говоря так: "итак,
братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием
нашим" (2Фес.2:15). И в
другом месте: "хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите
предания" (1Кор.11:2).
1 Святой Иоанн Дамаскин –
знаменитый богослов и песнописец, инок обители св. Саввы, ревнитель православия
в борьбе с иконоборцами, живший в VIII веке. За свои высокохудожественные
умилительные песнопения он получил наименование "златоструйный". –
Память его празднуется св. Церковью 4 декабря.
Святой Диомид был родом из города Тарса
киликийского1, по занятию он был врачом, верою
же был христианин, и врачевал не только тела, но и души людские; ибо он
увещевал еллинов уверовать в Бога и просвещал их, подготовляя ко святому
крещению.
В царствование императора
Диоклитиана2, святой Диомид оставил Тарс и
пришел в город Никею, находившийся в Вифинии3;
и здесь, по обыкновению своему, святой Диомид творил врачевания, причем
врачевал не только лекарственными средствами, но главным образом призыванием
всесильного и цельбоносного имени Господа нашего Иисуса Христа и знамением
честного креста; многих идолопоклонников он обратил к вере во Христа благодаря
своему искусству врачевания, а также и учением своим.
Когда император Диоклитиан, бывший в то время в странах
восточных, узнал об этом, то послал воинов взять Диомида уже умершим о Господе;
однако отсекли мертвому главу, дабы отнести ее к императору. Но тотчас по
отсечении главы, воины те лишились зрения, и стали слепыми, так что их повели
другие к царю, причем они несли отсеченную главу святого мученика Диомида.
Когда император увидел главу, а также увидел и слепых
воинов, то приказал им тотчас же отнести главу и приложить ее к телу на свое
место; лишь только воины сделали так, как тотчас же прозрели и уверовали в
Господа нашего Иисуса Христа, Бога истинного, Коему воссылается слава вечно.
Аминь4.
Преподобный Херимон упоминается в книге
Палладия "Лавсаик" и в Патерике алфавитном. Пещера его отстояла от
воды на двенадцать поприщ; по преставлении он был обретен сидящим на своем
месте и держащим в руках свое рукоделие, ибо он скончался за работой. Сей
святой Херимон упоминается также святым Феодором Студитом1 в Триоди
постной, в субботу сырную в каноне на утрени, в песни шестой2.
Феодоровская - Костромская икона Божией
Матери написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе
Божией Матери.
Название свое икона получила от великого
князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246), отца святого Александра Невского,
носившего в святом крещении имя Феодор - в честь святого Феодора Стратилата.
Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем,[1] в
ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца - позже на том месте
был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Князь Ярослав-Феодор, ставший
после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем
Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенес его мощи из Ростова в
Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего
сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой
княжной Брячиславой.
Ярослав-Феодор оставил значительную
о себе память в русской истории. С ним, продолжателем славных традиций дяди -
святого Андрея Боголюбского[2] и
отца - Всеволода Большое Гнездо, связаны почти все наиболее значительные
события в истории Руси первой половины XIII века. Ему досталась в наследство
Русь, сожженная и разграбленная в 1237 - 1238 гг. татарами. Он поднял ее из
пепла, отстроил и украсил городами, святыми обителями и храмами. Им были
восстановлены опустошенные врагом города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль,
Кострома, Городец. Церковь Феодора Стратилата в Костроме и Феодоровский
монастырь близ Городца основаны им в честь своего Ангела. Всего восемь лет
стоял он у кормила великого княжения, но за это время он сумел направить страну
по единственно верному в то время пути - военно-политического равновесия с
Золотой Ордой на востоке и активного противостояния католической Европе на
западе. Ближайшим сподвижником и продолжателем его государственного дела был
сын, святой Александр Невский.
Чудотворная Феодоровская икона
Божией Матери - благословение отца - постоянно находилась при святом
Александре, была его моленным образом. После его смерти[3]
икона, в память о нем, была взята его младшим братом Василием.
Василий Ярославич
был "мизинным", то есть младшим[4] сыном
Ярослава Всеволодовича. В 1246 году после смерти отца,[5] пяти
лет от роду, он стал князем костромского удела - наименее значительного во
владениях его отца. Но в 1272 году Бог судил ему стать великим князем
Владимирским. Четыре года его великого княжения (1272 - 1276) заполнены
обычными для того времени княжескими междоусобными бранями. Несколько лет вел
он войну за Новгород с непокорным племянником Димитрием Александровичем.
Поэтому, став великим князем, Василий не поехал во Владимир, а остался под
защитой чудотворной иконы в Костроме, считая это место более надежным на случай
новых усобиц.
Пришлось ему защищать Русь и от внешних
врагов. В 1272 году при очередном татарском набеге русское войско выступило из
Костромы им навстречу. По примеру деда, святого Андрея Боголюбского, который
брал с собой в походы чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, князь
Василий двинулся в бой с чудотворной иконой Феодоровской. Яркие лучи исходили
от святого образа, попаляя врагов; татары были разгромлены и изгнаны из Русской
земли.
Летописи рассказывают, что великий
князь Василий питал особую любовь к Церкви и духовенству. После мученической
гибели при штурме татарами Владимира 4 февраля 1238 года епископа Владимирского
Митрофана долгие годы Владимирская епархия оставалась вдовствующей. Это
печалило великого князя Василия. В 1274 году при его участии состоялся во
Владимире большой церковный Собор. Непосредственным поводом его явилась
хиротония во епископа Владимирского святителя Серапиона[6] из
Печерских игуменов, митрополитом Кириллом III (+ 1282) и собором русских
святителей. Содержание соборных деяний было очень широко - это был первый Собор
в Русской Церкви со времени монгольского нашествия. Много накопилось проблем и
неурядиц в церковной жизни, Русская Церковь только-только вправлялась от
постигшего ее бедствия. Но главной задачей было возрождение русской церковной письменности
- восстановление традиций древнерусского "княжеского строения". Без
книг невозможно было бы спасительное делание Церкви, они нужны были и для
Богослужения, и для проповедничества, и для келейного вразумления иноков, и для
домашнего чтения верующих. Трудами митрополита Кирилла, русских епископов и
монастырских иноков-книжников эта задача, важнейшая для последующего
христианского просвещения Руси, была успешно выполнена. Собор принял новую
редакцию Кормчей книги - основного канонического кодекса православной церковной
жизни.
В 1276 году князь Василий завершил
свой жизненный путь, важнейшие вехи которого были осенены благословением
Феодоровской иконы Божией Матери. Он умер в Костроме и там же обрел место
последнего упокоения. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе
святого Феодора Стратилата.