Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Страдание святой мученицы Христины
Страница 1
Страдание святой мученицы Христины
В городе Тире1
один муж высокого рода, по имени Урван, которому принадлежала власть игемона,
имел дочь, молодую отроковицу, увидевшую еще в ранних годах своей юности Бога
Создателя своего; претерпев мужественно множество лютых мук, она положила за
Него и свою душу.
Когда она родилась, отец и мать дали ей имя Христины, что
было не по их языческому мудрствованию, но по Божию предусмотрению: это самое
имя, как бы некоторое пророчество, предзнаменовывало, что отроковица, пришедши
в возраст, сделается христианкой, Христовой рабой и невестой, и мученицей.
Когда ей минуло одиннадцать лет, сказалась необыкновенная красота ее, и не было
среди отроковиц, подобных ей по красоте. Тогда отец, желая охранить ее от
человеческого взгляда, устроил ей помещение в чрезвычайно высокой палате,
приставил к ней лучших рабынь и, поместив там изображения своих богов из золота
и серебра, приказал ей повседневно возносить им фимиам и покланяться. Многие из
знатных и богатых людей, слыша о красоте девицы, желали каждый иметь ее за
своим сыном в супружестве. Когда же они умоляли о том отца Христины, то Урван
отвечал:
– Ни за кого не отдам моей дочери, но посвящаю ее моим
богам: чрезвычайно возлюбили ее милостивые боги, и пусть для них пребудет она
девственницею, служа им всегда!
Отроковица Христина, возрастая годами и разумом, так как Бог
просвещал и вразумлял ее Своею благодатью, начала приходить к познанию истины.
Так, взирая в окошечко на небо и на небесные светила, из созданий познавала
Создателя и, убедившись в бесчувственности и пустоте бездушных идолов, не
захотела приносить им курения и покланяться, но, смотря на восток, на небо, в
вышину, вздыхала и плакала, говоря сама в себе:
– Доколе пребудут сердца людей потемненными, доколе
останется омраченным их неразумный смысл, который не обращается к Господу Богу,
сотворившему небо и землю и украсившему их такою заметною для глаз красотою?
Рассуждая так сама в себе, она начала покланяться Единому,
Живущему на небесах, истинному Богу и со слезами молилась Ему, да откроет Он ей
Себя, дабы она точно узнала Того, к Кому зажглось любовью ее сердце. Когда же
она пробыла достаточно дней в молитве и посте, то сподобилась посещения от
милости Божией: ибо явился ей ангел Господень, осенил ее крестным знамением, нарек
невестою Христа, совершенно наставил ее в Богопознании и возвестил ей о
подвигах страдания, именно, – что за Единого в Троице Бога она будет истязуема
от трех мучителей; укрепив ее на подвиг, он дал ей, так как она взалкала от
пощения, вкусить чистый хлеб. После этого ангельского явления, отроковица
утешалась духом и радовалась о Боге Спасе своем, благодаря Его, что Он посетил
рабу Свою посланием к ней святого ангела; с тех пор она начала еще с большею
теплотою молиться Господу и утешаться любовью к Нему. Исполнившись ревностью к
Богу, она начала, по одному, брать и сокрушать золотых и серебряных идолов и,
раздробив их на части, поздно вечером выбросила из окошка вниз на улицу; утром
же проходившие мимо собрали то раздробленное золото и серебро.
Однажды игемон Урван, желая посетить сою дочь и поклониться
своим богам, вошел в ту высокую палату и, не увидав идолов, спросил Христину:
– Где боги?
Она же молчала. Тогда, призвав рабынь, он спрашивал и их о
богах, а те рассказали ему о том, что сделала с идолами его дочь.
Разгневавшись, он начал бить дочь по щекам, прибавляя:
– Куда дела богов?
Но она не хотела ему отвечать. Потом, не сразу открывши
честные уста свои, исповедовала Единого истинного Бога, живущего на небесах,
Создателя всего. Так называемых богов, золотых и серебряных, назвала бесами –
идолами и рассказала, как она сокрушила их своими руками. Тогда, исполнившись
величайшей ярости, Урван изрубил мечом всех рабынь, а дочь подверг различным
мукам: сначала секли ее без пощады прутьями и бичами, а потом связанную бросили
в темницу. Узнав об этом, мать, с плачем и рыданиями, поспешила к ней и
увещевала отвратиться от Христа и вернуться к отеческим богам. Но Христова
мученица не только не хотела слушать слов матери, но в таких словах отреклась
от нее самой:
– Не называй меня твоею дочерью. Разве не знаешь ты, что я
ношу имя Христово, какого имени не сподобился никто из нашего рода? по имени и
по делам я уж не вашего рода, а Христова; я стала родственницею Христа – Царя
небесного, я Его раба и дочь; Он мне отец, мать и Господь!
Долго, таким образом, мать плакала и, не успев ничего, ушла
в горести. Когда прошла ночь и настал день, Урван, подвигутый бесом злобы на
лютость, забыв о естественном чувстве любви к дочери, воссел в судилище, желая
мучить святую Христину не как свою кровную дочь, но как чужую и великую
злодейку. Когда вели святую из темницы на место суда, многие женщины, видя ее,
говорили:
– Бог рабы Твоей Христины! помоги ей, потому что она
прибегнула к Тебе!
Вот Христова агница стала перед Урваном, не как перед отцом,
но как перед мучителем и плотоядным зверем, и стал соблазнять ее хитростью
родитель:
– Жалею о тебе, дитя мое, и умоляю тебя приступи к великим
нашим богам и принеси им вместе со мною жертву, чтобы они помиловали тебя и
простили тебе грех твой, в коем ты виновна перед ними. Если же ты не сделаешь
этого, то ты не дочь мне, и я тебя не помилую.
– Великую радость доставишь ты мне, отвечала святая, если не
будешь называть меня твоею дочерью: потому что ты – слуга сатаны, а я раба
Христова и уж не твоя дочь, потому что Отцом мне – Создатель мой.
Житие преподобного отца нашего Поликарпа, архимандрита Печерского
Страница 1
Житие преподобного отца нашего Поликарпа, архимандрита Печерского
Блаженный и достохвальный Поликарп – многоплодный
по имени1 – был многоплоден и в своих
добрых делах; он принес тот обильный плод, о котором сказал Небесный Делатель: "Если
пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то
принесет много плода" (Иоан.12:24), и еще: "кто пребывает во
Мне, и Я в нем, тот приносит много плода" (Иоан.15:5). Этот блаженный
скоропреходящую славу и образ мира сего вменил в прах и, приняв святой
ангельский иноческий образ в монастыре, прославившемся пещерами, словно зерно,
на вспаханной земле, умерщвлял всячески постническими подвигами свое тело,
духом всегда пребывая в Боге. Таким образом он сотворил много плодов, достойных
покаяния, и проявил на себе все плоды духа: любовь нелицемерную к Богу и
к братии, радость непорочной совести, мир победы над всякими
страстями, долготерпение в несчастиях и печалях, благость в
повиновении всем, милосердие в сердечных заботах о бедных, веру
непоколебимую в исполнении заповедей, истинную в исполнении обетов, кротость
в незнании гнева, воздержание от пищи и питья, обильного и вкусного, и
вообще от всех страстей телесных (ср. Гал.5:22-23). Все эти плоды возрастил в
блаженном Поликарпе Бог, а насадил святой Симон, епископ владимирский и
суздальский2. Последний был ему
родственник по крови и не хотел, чтоб и духом Поликарп удалялся от него, но,
как добрый корень, старался вырастить и добрую ветвь. Поэтому, когда Симон сам
был назначен из печерского святого монастыря на престол владимирской и суздальской
епископии, то взял туда же с собой и блаженного Поликарпа; там он поощрял
Поликарпа к добродетельной жизни и для этого вел с ним душеполезные беседы о
том, что сам читал или слышал в разговорах очевидцев о прежних святых иноках
печерских, о том, какие тяжелые труды несли они, и о том, как они настолько
угодили Богу, что даже и здесь просияли чудотворным нетлением своих мощей, в
знак получения ими нетленного венца на небе. А блаженный Поликарп, вспахав
землю сердца своего послушанием и посеяв там семена отеческого поучения, принес
плод сторицею. Он не только сам был многоплоден в добродетели, но и во всех
православных желал вкоренить такую же плодоносность. Поэтому, что слышал от
блаженного епископа Симона о богоугодных подвигах преподобных отцов печерских,
всё это он потрудился написать на пользу и другим спасающимся; таким образом,
живя при том блаженном епископе, он изложил дивные жития многих святых в своем
послании к блаженному Акиндину, архимандриту печерскому; эти жития помещаются
во второй части Киево-Печерского патерика. Впоследствии блаженный Поликарп,
хотя и расстался телесно с отцом и наставником своим Симоном, возвратившись из
его епископии опять в печерский монастырь, однако своей добродетелью он не
удалился от того святого мужа: он хорошо укоренил в своем сердце его прежние
поучения и старался хранить и возращать их. И святой Симон с своей стороны не
переставал и здесь поучать его своим письменным посланием, полным
боговдохновенных наставлений и описаний добродетельной жизни печерских святых.
Имея всегда перед глазами это послание, блаженный Поликарп записывал все слова
отеческие на скрижали своего сердца, читал их умом и исполнял на деле. Так
строго подвизаясь, он достиг высокой степени добродетели.
Когда блаженный Акиндин,
архимандрит печерский, заботливо и богоугодно пасший Христово стадо, достиг
глубокой старости и после долговременных трудов переселился к Господу на вечный
покой, тогда не было в богоизбранном числе святых братий другого старейшего и
более опытного в иноческих подвигах, кроме Поликарпа. Поэтому весь полк добрых
воинов Христовых единогласно и единодушно избрал себе в вожди и наставники
этого блаженного, как достойного и могущего управлять кормилом святой великой
лавры Пресвятой Богородицы и преподобных отцов наших Антония и Феодосия
печерских; это было при великом князе киевском Ростиславе Мстиславиче3, при митрополите Иоанне, четвертом
митрополите этого имени4 и третьем
поcле митрополита Клима, освященного главою святого Климента5. Приняв начальство над святой великой лаврой
печерской6, блаженный Поликарп усердно
старался сохранить все монастырские уставы, положенные преподобным Феодосием7, ничего к ним не прибавляя (постороннего).
Он оказался искусным руководителем в деле спасения; такого действительно и
требовала чудотворная лавра и славилась им. Повсюду шла слава о ее благочинии
под начальством блаженного Поликарпа. Многие из благородных и владетельных
князей пользовались его наставлениями и стремились к добродетельной жизни, так
что оставляли свои славные престолы из желания жить вместе с ним, ярким
примером чего является приснопамятный киевский князь Ростислав Мстиславич. Этот
христолюбец, ставя себе всегда образом жизни блаженного Поликарпа, завел у себя
такой добрый обычай: великим постом, каждую субботу и каждое воскресенье он
приглашал к себе на обед двенадцать печерских монахов и тринадцатого блаженного
архимандрита Поликарпа, и, накормив их, не отпускал с пустыми руками. А сам
каждое воскресенье причащался божественных тайн, молясь со слезами, воздыханием
сердечным и стонами, так что никто, кто видел его в таком умилении, не мог
удержаться от слез. Когда же кончался святой великий пост, то в Лазареву
субботу христолюбивый князь созывал всех печерских блаженных старцев,
просиявших постническим подвигом, угощал их всех радушно, одарял милостынею и
отпускал с честию. Таким же образом созывал и угощал он братию и других
монастырей, но в особенности братию печерскую, потому что очень любил
добродетельную жизнь всех их и по преимуществу блаженного их наставника
Поликарпа, подражавшего всячески первоначальным наставникам печерским Антонию и
Феодосию. Князь, поэтому, часто говаривал блаженному, чтобы принял его в число
иноков печерской обители. Но блаженный Поликарп отвечал ему: