Сказание о Сретении Господнем. В 1565 г. Царь Иван IV Грозный, по настоянию всего Русского народа, торжественно возвратился в Москву, чтобы продолжать править Россией и искоренять измену. Сразу по своему возвращению Царь издал указ об опричнине. В 1238 г. Москва была разорена ордами Батыя. В 1887 г. родился русский военный летчик, штабс-капитан Петр Николаевич Нестеров (геройски погиб 26 августа 1914 г.). В 1918 г. большевики расстреляли многолюдные Крестные ходы в Туле и Харькове во время празднования Сретения Господня.
В 1565 г. Царь Иван IV Грозный, по настоянию всего Русского народа, торжественно возвратился в Москву, чтобы продолжать править Россией и искоренять измену. Сразу по своему возвращению Царь издал указ об опричнине
В 1238 г. Москва была разорена ордами Батыя
В 1887 г. родился русский военный летчик, штабс-капитан Петр Николаевич Нестеров (геройски погиб 26 августа 1914 г.)
В 1918 г. большевики расстреляли многолюдные Крестные ходы в
Туле и Харькове во время празднования Сретения Господня
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Сказание о Сретении Господнем
Страница 1
Сказание о Сретении Господнем
По прошествии сорока дней после рождества Господа
нашего Иисуса Христа, и по исполнении дней законного очищения, Пречистая и
Преблогословенная Дева Матерь, вместе со святым Иосифом обрученником, пришла из
Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Христа для
исполнения закона Моисеева. По сему закону нужно было, во первых, по рождении
очиститъся чрез принесение Богу подобающей жертвы и чрез иерейскую молитву, - и
во вторых, нужно было поставить пред Господом первородного младенца и сделать
выкуп за него установленною ценою(Лев.12:7). Так было повелено
Господом в Ветхом Завете Моисею, у которого в книгах о законе очищения матери
пишется так: "Если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то
она нечиста будет семь дней; в восьмый же день обрежется у него краиняя плоть
его: и тридцать три дня должна сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему
священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не
исполнятся дни очищения ее. По окончании дней очищения своего, она должна
принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех.
Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмёт двух горлиц или
двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и
очистит ее священник, и она будет чиста" (Лев.12:7-8; 12:2-4).
А о
посвящении Богу первенцев мужеского пола в законе так говорится: "Освяти
Мне каждого первенца (мужеского полу) перворожденного, разверзающого ложесна"
(Исх.13:2)1. И в другой раз: "Отдавай
Мне первенца из сынов твоих" (Исх.22:29). Это требовалось за то
великое блогодеяние Божие в Египте, когда Господь, избивая Египетских
первенцев, пощадил Израильских (Исх.11:5-7). Посему израильтяне приносили своих
перворожденных младенцев в храм, посвящая их Богу, как должную дань,
установленную законом. И опять выкупали их у Бога себе установленною ценою, которая
называлась "выкупным серебромъ", и отдавалась служащим при храме
Господнем левитам, как о сем написано в четвертой книге Моисея(Числ.3:49-51).
Установленная же цена выкупа состояла из пяти священных сиклей церковного веса,
а каждый священный сикль имел в себе двадцать пенязей2.
Исполняя сей закон Господень, Матерь Божия ныне пришла в храм с Законодателем.
Пришла очиститься, хотя и не требовала очищения, как нескверная, неблазная,
нетленная, пречистая. Ибо Та, Которая зачала без мужа и похоти, и родила без
болезни и нарушения Своей девической чистоты, не имела скверны, свойственной
женам, родящим по естественному закону: ибо родившую Источник чистоты, как
могла коснуться нечистота? Христос родился от Нее, как плод от древа; и как
древо, по рождении своего плода, не повреждается и не оскверняется, так и Дева,
по рождении Христа, плода благословенного, осталась неповрежденною и
неоскверненною. Христос произошел от Нее, как луч солнечный проходит сквозь стекло или
кристалл. Проходящий сквозь стекло или кристалл солнечный луч не разбивает и не
портит его, но еще более освещает. Не повредил девства Матери Своей и Солнце
Правды - Христос. И дверь естественного рождения, чистотою запечатленную и
девством охраняемую, не осквернил обычными для женщин кровотечениями, но,
пройдя сверхъестественно, еще более усугубил ее чистоту, освятив ее своим
происхождением, и просветив Божественным светом благодати. Совершенно не нужно
было никакого очищения для Родившей без истления Бога-Слова. Но дабы не
нарушить закон, а исполнить его, пришла очиститься всесовершенно чистая и не
имущая никакого порока. Вместе с сим исполненная смирения, Она не гордилась
Своею нетленною чистотою, но пришла, как бы нечистая, встать вместе с нечистыми
женами пред дверьми храма Господня, - и требовать очищения, не гнушаясь
нечистыми и грешными. Принесла и жер-тву, но не как богатые, приносившие
непорочного однолетнего агнца, а как бедные, приносившие двух горлиц, или двух
птенцов голубиных, во всём проявляя смирение и любовь к нищете, и избегая
гордыни богатых. Ибо из золота, принесенного волхвами (Мф.2:11), Она взяла
немного, и то раздала нищим и убогим, удержав для Себя только самое необходимое
на дорогу в Египет. Купив упомянутых двух птиц, Она принесла их, по закону, для
жертвы, а вместе с ними принесла и Своего первородного Младенца. "Принесли
Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа" (Лк.2:22) - говорит
Евангелист Лука,т. е. возвратить Божие Богу, ибо в законе Господнем
написано, что всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, должен быть
посвящен Господу (Исх.13:2). Держа на руках Своих Новорожденного, Святая Дева
Мария преклонила колена пред Господом и с глубоким блогоговением, как
дрогоценный дар, возносила и предавала Младенца Богу, говоря:
-
Се, Сын Твой, Превечный Отче, Которого Ты послал воплотиться от меня для
спасения рода человеческого! Ты Его родил прежде веков без Матери, а я по
Твоему блоговолению, по исполнении лет, родила Его без мужа; вот плод чрева
моего перворожденный, Духом Святым во мне зачатый, и неизреченно, как Ты Один
ведаешь, от меня происшедший: Он Первенец мой, ранее же всего Твой, Тебе
соприсносущный и собезначальный, первенец Тебе Одному подобающий, ибо Он есть
от Тебя сошедший, не отступив от Твоего Божества. Приими Первенца, с Которым Ты
веки сотворил (Евр.1:2), и с Которым вместе свету возсиять повелел: приими
воплотившееся от меня Твое Слово, Которым Ты утвердил небо, основал землю,
собрал в соединение воды: приими от меня Твоего Сына, Которого приношу Тебе на
сие великое, да о Нем и о Мне устроишь так, как Тебе угодно, и да искупишь род
человеческий Его плотию и кровию, принятою от Меня.