Житие преподобного отца нашего Макария Египетского. Житие преподобного отца нашего Макария Александрийского. Память святой мученицы Евфрасии. Память святого Арсения, архиепископа Керкирского. Святой Марк Евгеник, архиепископ Ефесский (1457). Блаженный Феодор Новгородский, Христа ради юродивый (1393). Преподобный Макарий Римлянин, Новгородский (XVI). Преподобный Антоний, столпник Марткопский, Иверский (VI). Преподобный Макарий, постник Печерский и преподобный Макарий, диакон Печерский (XII, XIII-XIV). В 1852 г. родился идеолог русской национальной идеи Лев Александрович Тихомиров(умер 16 октября 1923 г.). В 1918 г. Патриарх Тихон издал послание с призывом защищать Церковь от безбожной власти большевиков.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие преподобного отца нашего Макария Египетского
Страница 1
Житие преподобного отца нашего Макария Египетского
Преподобный Макарий Египетский1 родился в египетской стране, в селении, носившем
название Птинапор2. Они были соименные древним святым праотцам
- Аврааму и Сарре, ибо отец преподобного Макария назывался Авраамом (он был
пресвитером), мать же Макария носила имя Сарра. Так как супружество родителей
Макария было неплодным, то они решили проводить целомудренную жизнь, впрочем,
не разлучаясь друг с другом, а проживая вместе. Итак, в течение многих лет жили
родители Макария, соединенные духовным сожитием, а не плотским. Они украшали
свою жизнь воздержанием и постом, частыми молитвами, неослабным бдением, щедрою
раздачею милостыни, странноприимством и многими другими добродетелями. В то
время, по Божественному произволению, напали на Египет варвары, которые
разграбили все имущество жителей Египта. Вместе с другими и родители Макария
лишились всего своего имущества, почему хотели даже удалиться из своего
отечества в какую либо иную страну. Но однажды ночью, когда отец Макария -
Авраам спал, явился ему во сне Святой патриарх Авраам, в виде почтенного,
убеленного сединами, старца в блестящей одежде. Явившийся Святой патриарх
утешал Авраама в его несчастии, повелевая ему уповать на Господа и не
отлучаться из пределов египетских, но переселиться в селение Птинапор,
находящееся в той же стране. При этом патриарх Авраам предсказал родителю
Макария, что Бог скоро благословит его рождением сына, как некогда благословил
Он самого патриарха Авраама, когда он был пришельцем в земле Ханаанской, дав
ему сына в старости (Быт.21:2). Пробудившись от сна, пресвитер Авраам
пересказал бывшее ему видение жене своей Сарре, и они оба воздали хвалу Богу.
Немедленно после сего Авраам и Сарра переселились в указанное селение Птинапор,
которое находилось в недалеком расстоянии от пустыни Нитрийской. Все это
произошло по Божественному произволению, дабы имевший родиться от них сын -
преподобный Макарий - сильнее возлюбил пустынническое житие, коему он предался,
как мы увидим впоследствии, всей душой. Во время жительства родителей Макария в
селении Птинапор, случилось, что отец Макария - Авраам так сильно заболел, что
был близок к смерти. Однажды ночью, когда он лежал на одре болезни, он увидел,
в сонном видении, будто ангел господень вышел из алтаря в храме, где служил
Авраам, и, приблизившись к нему, сказал:
- Авраам,
Авраам! встань с одра твоего.
Авраам
отвечал ангелу:
- Я болен,
господин, и потому не могу встать.
Тогда
ангел, взяв больного за руку, с кротостью сказал ему:
- Бог
помиловал тебя, Авраам: Он исцеляет тебя от болезни твоей и дарует тебе Свое
благоволение, ибо жена твоя Сарра родит сына, соименного блаженству. Он будет
жилищем святого Духа, ибо в ангельском образе будет жить на земле и многих
приведет к Богу.
Пробудившись
после сего видения, Авраам почувствовал себя совершенно здоровым; исполнившись
страха и радости, он тотчас рассказал своей жене Сарре все, что он видел в
видении и что говорил ему ангел. Истинность же сего видения удостоверялась
внезапным исцелением его от тяжкой болезни. И оба они, Авраам и Сарра,
возблагодарили премилосердого Господа Бога. Вскоре после этого Сарра зачала в
старости, и, по прошествии определенного времени, у нее родился ребенок мужского
пола, которому нарекли имя Макарий, что значит "блаженный", и
просветили его святым крещением.
Когда
отрок Макарий достиг совершенного возраста и научился разумению Священного
Писания, родители его, как бы забыв предсказанное о нем ангелом, явившимся в видении
Аврааму, пожелали, чтобы Макарий вступил в супружество, хотя сам Макарий не
имел к этому никакого желания. Напротив, он всеми силами противился уговору
своих родителей, желая обручиться единой нетленной невесте - чистой и
непорочной девственной жизни. Однако, подчиняясь воле родителей, Макарий
повиновался им, предав всего себя в руки Господа и надеясь, что Он укажет ему
дальнейший путь жизни. По совершении брачного пира, когда новобрачные были
введены в брачную комнату, Макарий притворился больным и не прикоснулся к своей
невесте, от глубины своего сердца молясь единому истинному Богу и на Него
возлагая свое упование, дабы Господь в скором времени даровал ему оставить
мирскую жизнь и сделаться иноком. Спустя несколько дней, случилось одному из
родственников Макария отправиться на Нитрийскую гору3,
чтобы принести оттуда селитры, которая находилась там в громадном количестве,
от чего и самая гора носила название "Нитрийская". По желанию своих
родителей, отправился вместе с ним и Макарий. Придя, по дороге туда, к
Нитрийскому озеру, Макарий отошел от своих спутников в сторону, желая немного
отдохнуть от пути, и заснул. И вот, в сонном видении, пред ним предстал некий
дивный муж, блистающий светом, который сказал Макарию:
- Макарий!
Взгляни на эти пустынные места и внимательно рассмотри их, ибо тебе
предназначено поселиться здесь.
Житие преподобного отца нашего Макария Александрийского
Страница 1
Житие преподобного отца нашего Макария Александрийского
Преподобный Макарий Александрийский
происходил из города Александрии1. Первое время своей
жизни, он был торговцем овощей и святое крещение принял уже сорока лет от роду.
После сего, отрекшись от мира, он сделался иноком и, когда достаточно
потрудился в иноческих подвигах и трудах, сподобился принять священный сан,
вместе с которым принял начальство над монастырем, называемым Кельи, и
находившимся в египетской пустыне между Нитрией и скитом. Он был самым
искреннейшим другом преподобного Макария египетского, вместе с которым, - в
царствование Валента, - по проискам александрийского лжеепископа, - арианина
Лукия, - был изгнан из отечества. Неоднократно с сим преподобным Макарием он и
проживал вместе. Оба Макария по своему характеру и образу жизни были весьма
похожи друг на друга и имели одного и того же общего учителя и наставника -
Антония Великого, от которого они, будучи его учениками, неоднократно получали
наставления для усовершенствования в добродетельной жизни. Макарий египетский
был старше и первый отошел к Господу. Сей же преподобный Макарий
Александрийский прожил еще несколько лет по смерти Макария египетского. Епископ
Палладий в Лавсаике пишет о преподобном Макарий Александрийском следующее:
- Я видел
того, который был другом и соревнователем в благочестии святому Макарию
Египетскому, - носившего и имя то же самое. Я разумею святого Макария
Александрийского, который состоял пресвитером в местности, называемой Кельи,
где и я пребывал в течение девяти лет. Из них я три года прожил вместе со
святым Макарием, дела и знамения богоугодной жизни которого одни я сам видел, а
относительно других узнал от живших с ним ранее. - Увидав однажды у Великого
отца Антония набранные финиковые прутья, из которых тот вил веревки и плел
корзины, Святой Макарий попросил у него один пучок тех прутьев, Святой Антоний
на это ответил ему:
Но лишь
только он произнес эти слова, все прутья внезапно, как бы от действия огня,
высохли. Видя сие, Антоний сказал Макарию:
- Вот на
тебе почил Святой Дух, и ты будешь после меня продолжателем моих дел.
Спустя
некоторое время, преподобный Макарий находился в пути в пустыне и от
продолжительности путешествия весьма сильно изнемог. Внезапно явился ему дьявол
и сказал:
- Вот ты
восприял благодать Антониеву, почему же ты не пользуешься ею и не просишь у
Бога пищи и подкрепления в пути?
Преподобный
ответил ему:
- Господь
моя сила и слава, ты же не искушай раба Божьего.
Тогда
дьявол стал искушать святого призраками, - святому представлялся верблюд,
навьюченный разнообразными съедобными предметами и блуждавший по пустыне Когда
Святой заметил как бы подошедшего к нему верблюда и понял, что это призрак, то
он стал на молитву, - и внезапно это привидение было поглощено землею.
Однажды
преподобный Макарий Александрийский пришел к Макарию Египетскому, который
находился в скиту. И вот, когда они оба отправились в путь и желали
переправиться чрез реку Нил, то им нужно было переправляться на большом пароме,
на который взошли также два трибуна (тысяченачальника) с большою важностью и
наружным блеском, имеющие медную колесницу, коней с вызолоченными уздами и
свиту из войска, оруженосцев и дружинников, изукрашенных цепями и золотыми
поясами. Когда эти трибуны заметили двух преподобных старцев, одетых в ветхие
одежды и стоящих в углу, они восхвалили их смиренную и бедную жизнь и один из
тысячников сказал старцам:
- Блаженны
вы - пренебрегающие миром.
Макарий
Александрийский на это ответил:
- Мы
действительно пренебрегаем миром, а над вами смеется мир. Знай же, что произнесенное
тобою произнесено не по твоей воле, но пророчески, потому что мы оба называемся
Макариями, то есть, "блаженными".
Умилившись
этими речами Макария Александрийского, трибун, по возвращении домой, совлек с
себя свои одежды и, раздав свое имущество бедным, избрал отшельническую жизнь.
Случилось,
что преподобному Макарий Александрийскому прислали очень хороших свежих ягод, и
он пожелал их съесть. Но потом, вознамерившись воздержанием победить свое
пожелание, он отослал ягоды к одному более слабому брату, желающему такой же
пищи. Но и тот, приняв присланное, поступил так же, хотя сам весьма сильно
голодал. Когда, таким образом, ягоды эти пересылались от одного к другому и
обошли многих братий, они снова попали к преподобному Макарий уже от последнего
брата и, как дорогой подарок, были возвращены целыми, потому что никто не
пожелал вкусить от них. Когда преподобный Макарий узнал, что те ягоды обошли
всю братию, весьма изумился и, возблагодарив Бога за таковую добродетель
воздержания всей братии, ничего не отведал от них и сам.
Святая дева Евфрасия происходила из
города Никомидии1, и жила в царствование императора
Максимиана2. Она была знатного рода, прекрасна собою,
благочестива и служила Христу, как верная его раба. Во время гонения на
христиан, была схвачена идолопоклонниками и святая Евфрасия и была принуждаема
принести жертву бесам. Когда она отказалась повиноваться, то ее стали жестоко
бить; но она мужественно претерпела побои. После мучений святую Евфрасию отдали
для осквернения одному варвару, который, взяв ее, привел в свой дом. Святая
непрестанно молилась Пречистому Жениху своему Христу Господу, дабы Он сохранил
ее невредимою. И вот, когда нечестивый варвар привел святую в спальную комнату,
Евфрасия стала просить его, чтобы он подождал недолгое время, обещая дать ему
некоторое чудодейственное растение.
- Если ты
всегда будешь носить при себе; это растение, - говорила она, - то никакое
неприятельское орудие не коснется тебя.
Святая
говорила так, представляя себя как бы волшебницей.
Но варвар
сказал ей:
- Ты после
дашь мне это растение.
Мудрая
дева отвечала:
- Растение
это не может быть взято руками женщины, но только непричастная браку дева может
взять его. Если оно будет взято не девою, то оно не будет имеет никакой силы.
Тогда
варвар согласился не трогать Евфрасию, пока она не сорвет ему названного
растения. Придя в сад, и найдя там какое-то растение, святая набрала его и
показала варвару. Последний спросил ее:
- Как я
узнаю, правда ли то, что ты говоришь мне?
- В ответ
на это, святая Евфрасия положила сорванное растение на свою шею и сказала ему:
Возьми
острый меч, замахнись обеими руками и ударь меня по шее насколько можешь
сильно, и тогда ты увидишь, что твой меч нисколько не повредит мне.
Варвар,
поверив словам святой, взял меч, и, замахнувшись, весьма сильно ударил и отсек
честную главу святой Евфрасию, и она упала мертвой3.
Увидав, что он осмеян святою, варвар стал скрежетать своими зубами. Мудрая же
дева отошла неоскверненною к своему Жениху - Христу, оставив нам образец
сохранения целомудрия, ибо она предпочла лучше умереть, чем погубить свое
девство.
Святой Арсений, архиепископ
Керкирский1, происходил из Палестины от благочестивых
родителей. С юности он посвятил себя на служение Богу, и принял иноческое
пострижение. Ведя строго-подвижническую жизнь, Святой отличался при этом
высоким образованием. Достигнув зрелого возраста, он получил сан священства, а
потом, спустя некоторое время, был рукоположен в архиепископа Керкирского. В
сане архипастыря он прославился своею мудростью, учительностью2 и неоднократным заступничеством за невинных пред
властями. Так, уже в старости, он отправился в Константинополь ходатайствовать
за свою паству, которой угрожал неправедный гнев императора Константина
Порфирородного3. Возвращаясь из Константинополя,
Арсений на пути заболел в Коринфе4 и с миром предал дух
свой Богу5.
В тот
же день память преподобного Макария, диакона Печерского6.
1
Остров Керкира - ныне Корфу, на Ионийском море, близ западного берега северной
Греции. - Св. Арсений был первым архиепископом на о. Корфу.
2
Знаменитый своею ученостью патриарх константинопольский Фотий ведший с святым
Арсением переписку, в своих письмах к нему выражает глубокое удивление, как к
мужу высокой духовной жизни, который знаком и с греческою литературою. - Святой
Арсений известен и как писатель: им составлены канон на елеосвящение,
похвальное слово апостолу Андрею и описание страдальческой кончины
великомученицы Варвары.
3
Константин Порфирородный, Византийский император, царствовал с 780 - 797 год.
4
Коринф - древнейший, знаменитый и богатый город Ахаии; лежал в прекрасной и
плодоносной равнине на юго-восточном углу Коринфского залива, между Ионическим
и Эгейским морями. В настоящее время развалины древнего Коринфа находятся близ нынешнего
Коринфа, называвшего Куронто.
5
Святой Арсений скончался в конце VIII века.
6
Жил и подвизался в XII веке. Мощи его почивают в Антониевой пещере.
Святой Марк Евгеник, архиепископ Ефесский, был знаменитым защитником Православия на
Флорентийском Соборе. Ничто не могло склонить его к унии. Тайно удалившись из
Флоренции, святой Марк ревностно убеждал жителей Константинополя отвергнуть
нечестивое соглашение. Скончался в 1457 году.
Блаженный Феодор Новгородский, Христа ради юродивый (1393)
Страница 1
Блаженный Феодор Новгородский, Христа ради юродивый (1393)
Родом из Новгорода, с Торговой стороны.
Блаженный Феодор Новгородский был сыном благочестивых родителей, богатых и
именитых новгородских граждан. Подражая жизни святых, св. Феодор налагал на себя
строгий пост (в среду и пятницу вообще ничего не ел), часто посещал храмы Божии
и подавал щедрую милость нищим. Укрепив свои силы такими богоугодными
упражнениями, он принял на себя подвиг юродства. До конца жизни святой соблюдал
полную нищету, не имея ни своего угла, ни теплой одежды. Изнуряя себя постом,
он всю милостыню, получаемую от почитателей-сограждан, раздавал бедным. По
ночам святой обходил новгородские церкви и горячо молился за родной город. По
свидетельству летописца, «не раз спасалась его земная родина от предстоявших ей
зол молитвами угодника Божия». Обличая взаимную вражду новгородцев, жителей
Торговой и Софийской сторон, блаженный делал вид, что враждует с блаженным
Николаем Кочановым, который подвизался на Софийской стороне. Когда блаженному
Феодору случалось ходить на Софийскую сторону Волховским мостом, то блаженный
Николай гнал его на Торговую, то же делал и Феодор, когда заставал Николая на
своей стороне.
Однажды св. Николай, узнав, что
блаженный Феодор находится на «его» стороне, стал гнать его и преследовать.
«Спасаясь» от него, блаженный Феодор побежал по улицам, потом по огородам и
наконец по реке Волхову, идя по воде, как по суше. Блаженный Николай продолжал
погоню до половины реки, а потом бросил в убегавшего кочан капусты, вырванный
перед тем в огороде. Своей мнимой враждой святые напоминали новгородцам
неблаговидность их междоусобиц, которые часто оканчивались кровопролитными
столкновениями.
Блаженный Феодор получил от Господа
дар прозорливости и пророчества. Так он предсказал новгородцам неурожай и
пожар, опустошивший улицы Торговой стороны. В другое время словами "чисто
тут будет - хорошо будет сеять репу" он предрек пожар, опустошивший улицы
Торговой стороны. О времени своей кончины святой был предуведомлен через Ангела
Божия и мирно почил 19 января 1392
г. Тело его было погребено у церкви вмч. Георгия на
Торговой стороне, на паперти которой святой особенно любил проводить ночи в
неустанной молитве.. Приходившие с верой больные получали здесь исцеления. Над
его мощами была сооружена часовня.
Родился в Риме в конце XV в. от благочестивых родителей. Воспитанный в строгих
религиозных законах, преподобный, покинув Рим с его духовным разладом, достиг
Великого Новгорода. Здесь он поступил вСвирский монастырь и принял монашество. По благословению
старца преподобный Макарий поселился для безмолвия на
островке реки Лензи. В строгих подвигах бдения, поста
и беспрестанных молитв, питаясь ягодами и травами, он подвизался немало времени
в полном уединении.
Своими подвигами преподобный
привлек к месту особую благодать, привлекавшую людей, жаждущих духа наставлений
и иноческой жизни и явившуюся то в виде огненного столпа, то в виде
благоуханного дыма, распространявшегося по окрестности. Вскоре на месте своих
подвигов преподобный Макарий основал обитель, где стал первым игуменом.
Управляя монастырем в течение нескольких лет, святой стяжал от Господа дар
прозорливости и чудотворения.
Мирная кончина преподобного Макария
последовала 15 августа во второй половине XVI в. Тело святого было погребено в
построенной им Успенской церкви.
Преподобный Антоний, столпник Марткопский, - один из тринадцати каппадокийских святых
отцов, основателей грузинского монашества (сведения о них помещены 7 мая),
пришедший в Грузию в VI веке. По преданию, он принес в Грузию первый отпечаток
на "черепице" с подлинника Едесского
изображения Нерукотворного Спаса. Поселился на уединенной горе, названной в его
честь Марткопской, что значит "уединенной",
где основал обитель и построил храм в честь Нерукотворного образа Спасителя.
Последние 15 лет своей жизни преподобный Антоний подвизался на столпе, почему и
получил название столпника Иверской Церкви. Столп
этот, разрушенный временем, сохранялся еще в прошлом столетии, а монастырь,
основанный преподобным Антонием, существовал до середины XVIII века.
По окончании своей земной жизни
преподобный Антоний был погребен в устроенном им храме; на его гробнице,
привлекавшей множество верующих, совершались чудесные исцеления. Память его совершается Грузинской Церковью 19 января и 16 августа,
в храмовой праздник Анчисхатской церкви в Тбилиси,
где хранилась чудотворная икона Нерукотворного Спаса, принесенная преподобным.
Преподобный Макарий, постник Печерский, в
Ближних пещерах (XII), и преподобный Макарий, диакон Печерский, в Дальних
пещерах (XIII - XIV), оба были диаконами. Память их положена 19 января ради
тезоименитства с преподобным Макарием Египетским. О
преподобном Макарии из Дальних пещер известно, что он отличался нестяжательностью, имел великое усердие к храму Божию и
постоянно упражнялся в чтении Священного Писания и посте. По преданию, он в
детстве много болел, и родители дали обет Богу отдать сына вПечерский монастырь, если он выздоровеет. Кротостью и
смирением он заслужил любовь братии, которая научила его грамоте. За
благочестивую жизнь он был возведен в сан диакона и при жизни имел дар
чудотворений. Помимо этой памяти, у преподобного Макария из Ближних пещер еще
память 28 сентября, а у преподобного Макария из Дальних пещер - 28 августа.
Общая память со всеми Печерскими чудотворцами - во 2-ю Неделю Великого поста.