Житие и страдание святого Апостола Фомы. В 1812 г. произошло Тарутинское сражение, когда русская армия полностью разбила знаменитую конницу ген. Мюрата. Наполеон начал выводить французов из Москвы.
В 1812 г. произошло Тарутинское сражение, когда русская армия полностью разбила знаменитую конницу ген. Мюрата. Наполеон начал выводить французов из Москвы
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие и страдание святого Апостола Фомы
Святой Апостол Фома, называемый близнец1, родился в Галилейском городе Панеаде2. Когда Господь наш Иисус Христос, во
время Своего пребывания на земле с людьми, проходил по городам и селениям, уча
народ и исцеляя всякие болезни, Фома, услышав его проповедь и увидев его
чудеса, прилепился к Нему всею душою. Насыщаясь сладкими словами Иисуса Христа
и созерцанием его пресвятого Лица, Фома ходил за Ним и был удостоен Господом
причисления к лику двенадцати Апостолов, с коими и следовал за Христом до самых
его спасительных страданий. По воскресении же Господа святой Фома своим
недоверием к словам других Апостолов о сем еще более усилил веру Церкви
Христовой, ибо в то время как прочие ученики Христовы говорили: «Мы видели
Господа», он не хотел им поверить, доколе сам не увидит Христа и не
прикоснется к его язвам. Спустя восемь дней по воскресении, когда все ученики
собрались вместе и Фома был с ними, Господь явился им и сказал Фоме: «Подай
перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не
будь неверующим, но верующим».
Увидев
Христа и прикоснувшись к живоносным его ребрам, Фома воскликнул: «Господь
мой и Бог мой» (Иоан.20:24-29).
Это
событие с Фомою самым наглядным образом убеждает всех в истинности воскресения
Господня, потому что Христос явился ученикам не как призрак и не в ином
каком-либо теле, но в том же самом, в коем пострадал ради нашего спасения.
После
вознесения Иисуса Христа на небо и сошествия Святого Духа, Апостолы бросили
между собою жребий, куда каждому из них идти для проповедания Слова Божия. Фоме
выпал жребий идти в Индию, чтобы просветить помраченные язычеством страны и
научить истинной вере различные обитавшие там народы – парфян и мидян, персов и
гиркан, бактрийцев и брахманов и всех самых дальних обитателей Индии3.
Фома очень
скорбел о том, что он посылается к таким диким народам; но ему явился в видении
Господь, укрепляя его и повелевая быть мужественным и не страшиться, и обещал
Сам пребывать с ним. Он скоро указал ему и возможность проникнуть в сии страны.
Царь индийский
Гундафор, желая выстроить себе дворец как можно искуснее, послал купца своего
Авана в Палестину, чтобы он поискал там такого искусного строителя, который был
бы опытен в постройках и мог бы построить такие же палаты, какие были у Римских
императоров. С сим самым Аваном Господь и повелел Фоме идти в индийские страны.
Когда Аван искал искусных архитекторов в Панеаде, Фома встретился с ним и выдал
себя за человека опытного в строительном искусстве. Аван, наняв его, вошел с
ним в корабль, и они отправились в путь, пользуясь благоприятным ветром.
Когда они
пристали к одному городу, то услышали здесь звук труб и иных музыкальных
инструментов. Царь того города отдавал замуж свою дочь, и послал глашатаев
оповещать по всему городу, чтобы на бракосочетание собирались и богатые и
бедные, рабы и пришельцы, а если кто придти не захочет, тот будет подлежать
царскому суду. Услыхав сие, Аван с Фомою, боясь, как пришельцы, разгневать
царя, если не послушают его, пошли, на брачное торжество во двор царский. Когда
все уселись и стали веселиться, Апостол сел на самом последнем месте и ничего
не ел, не принимал участия и в веселье, но погрузился в размышления. Все
смотрели на него как на странника и иноплеменника. Те же, кто возлежали рядом с
ним4, говорили ему:
– Зачем ты
пришел сюда, когда ничего не ешь и не пьешь?
Апостол
сказал в ответ:
– Я
пришелсюда недля того, чтобы есть и пить, но чтобы
исполнить волю царя, ибо глашатаи громкооповещали, что если кто не явится на брак, то будет подлежать царскому
суду.
В то время
среди пировавших находилась одна женщина еврейка, которая прекрасно играла на
свирели, припевая каждому из возлежавших какое-нибудь приветствие. Увидев Фому,
который не веселился, но лишь часто поднимал взоры на небо, она поняла, что он
– иудеянин, и, играя перед ним, пела ему на еврейском языке такой припев: «Един
есть Бог –иудейский, сотворивший небо и
землю».
Апостол
же, слушая этот припев с удовольствием, просил ее несколько раз повторять те
слова.
Виночерпий,
видя, что Апостол не веселится, ударил его по лицу, говоря:
– Ты
позван на брак – не будь же печален, а веселись, присоединившись к пьющим.