Святой Апостол Кодрат. Память святых священномучеников Ипатия и Андрея. Память святых мучеников Евсевия и Приска. Память святых епископов Исакия и Мелетия. Житие святителя Димитрия, митрополита Ростовского, чудотворца. Преподобный Иосиф Заоникиевский (1612). Преподобный Даниил Шужгорский (XVI). В 1873 г. родился писатель Иван Сергеевич Шмелев (умер 24 июля 1959 г.). В 1993 г. в завершение государственного переворота от 21 сентября – из танков был расстрелян верховный совет России, законодательный парламент, протестовавший против шоковой терапии "реформ" Ельцина-Гайдара и проамериканской внешней политики. Вся полнота власти перешла к лицам с антирусским неправославным воззрением на судьбу России как в ее духовном, так и в экономическом и политическом развитии.
В 1873 г. родился писатель Иван Сергеевич Шмелев (умер 24 июля 1959 г.)
В 1993 г. в завершение государственного переворота от 21 сентября – из танков был расстрелян верховный совет России, законодательный парламент, протестовавший против шоковой терапии "реформ" Ельцина-Гайдара и проамериканской внешней политики. Вся полнота власти перешла к лицам с антирусским неправославным воззрением на судьбу России как в ее духовном, так и в экономическом и политическом развитии
Святой Апостол Кодрат, один из числа
семидесяти, проповедовал слово Божие в Афинах и в Магнезии1, где и был епископом; своею
проповедью многих он привел к свету Богоразумия. По слову Сираха, он был "как
утренняя звезда среди облаков" (Сирах.50:6): под темными облаками
разумеем языческое безбожие, чуждое света благочестия; люди, одержимые им,
сидели во тьме и тени смертной. Святой же Апостол Кодрат, проповедуя слово
Божие, воссиял перед ними словно великий свет; он разогнал тьму, их окружавшую,
уничтожил идольские жертвы, разрушил идолов и своею молитвою разорил бесовские
храмы; как некогда звезда была путеводительницею восточным царям, так и он
показал путь ко Христу, и как утренняя звезда ведет за собой солнце, так и он возвещал
миру о великом Светиле и разогнал мрак, окружавший человеческие души. Но тьма -
постоянный враг света; посему и безбожные еллины, видя, что Кодрат разрушает их
идолов, изгоняет бесов, искореняет злочестие, воздвигли на святого Апостола
гонение и бросились на него с камнями, как некогда иудеи на Стефана
(Деян.7:59); хотя святого Кодрата и закидали камнями, но хранимый Христовой
благодатью он остался жив. Тогда его заключили в темницу и долго томили
голодом; нечестивые идолопоклонники лишили естественной пищи того, кто насыщал
их души не брашном тленным, но пищей, приводящей в жизнь вечную. Они томили
святого голодом, но сами погибали от того голода, о коем св. Писание говорит:
"Не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних"
(Амос.8:11). Не могли они погубить голодом мужа, всегда подкрепляемого свыше,
но сами обрекли себя на вечную смерть. После долгих мучений святой Кодрат умер,
но душа его живет в Царствии Небесном и наслаждается райским блаженством. Он
окончил подвиг своего страдания при царе Адриане, и начал жить вечно пред Царем
славы Иисусам Христом: с Ним он страдал, с Ним и прославляется в царстве Его.
Святое тело его, положенное в Магнезии, источало многие исцеления недужным.
Аминь.
Кондак, глас 8:
Яко священноначальника честна, и страдальца твердейша,
вселенная приносит тебе Господи, Кодрата Апостола, и песньми почитает честную
его память, просящи всегда прегрешений оставления тем дароватися, поющым Его
благоутробие.
Сии святые родились в Лидийской стране1. В детстве они оба учились наукам вместе
в одной обители и, украшая себя всеми добродетелями, всё более и более
укреплялись в вере. Достигнув зрелого возраста, Ипатий принял иночество; он
стремился к тому, чтобы постоянно пребывать в безмолвии и работать пред Богом.
Андрей же посвятил себя служению людям: он занял место клирика, сделался
ревностным проповедником слова Божия и ревностно поучал христиан в церкви. Оба
они отличались великим воздержанием, смиренномудрием и нелицемерною любовью ко
всем. Архиепископ Ефесский, узнав о добродетельной жизни сих благочестивых
мужей, призвал их к себе; не малую пользу он почерпнул, беседуя с ними, посему
очень полюбил их и сделал Ипатия, против его желания, епископом Азийской
церкви, сказав:
- Не подобает такому светильнику быть в пустыне, под спудом;
он должен находиться на престоле святительском, чтобы просвещать церковь
учением Христовым.
Андрея же он рукоположил во священники. так воссияли сии два
святых, просвещая людей премудрым учением и чистотою своей жизни. Между тем
греческий царь Лев Исаврянин2
воздвиг гонение на святые иконы; он предписал по всей империи выбрасывать их из
храмов Божиих и издал строжайшее повеление, чтобы никто не смел поклоняться им.
Тогда святые Ипатий и Андрей вооружились против иконоборцев: они убеждали свою
паству не слушать безбожного царского повеления. Царь, услыхав о сем, велел
привести их к себе, и долго убеждал их отказаться от почитания святых икон; он
даже приказал своим мудрецам вступить в спор с доблестными воинами Христовыми,
но ничем не мог гонитель правой веры поколебать сих твердых церковных столпов.
Потом, заключив их в темницу, он долгое время держал их там, надеясь, что сим
заставит их отказаться от своего убеждения. Обманувшись, он повелел бить их без
пощады, сорвать у них с головы кожу с волосами, и намазав их бороды смолою,
зажечь, а потом предать пламени на головах их драгоценные святые иконы. Всё сие
они мужественно претерпели, и силою Божией остались живы. Затем Лев повелел
влачить их по городу, и святых влачили на посмеяние всем. Наконец они были
закланы, как агнцы, и предали свои души в руки Божии, пострадав за святые
иконы. Их честные тела были брошены на съедение псам, но верующие тайно взяли
их и погребли с честью подобающею сим мученикам.
Святой Евсевий жил в Финикии1 и сначала был тайным
последователем Христа. В то время язычники воздвигли на христиан страшное
гонение, они предавали верующих различным мучениям всюду, где только могли
найти их; тогда многие из верующих, убегая из рук нечестивых, скрывались по
тайным местам. Святой Евсевий, размышляя о словах Христа: "всякого, кто
исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным"
(Мф.10:32), исполнились Божественной ревностью, пошел к правителю города и,
став перед ним, сказал:
- Что ты безмолвствуешь, богоборец, преследуя стадо
Христово?
Князь же, взглянув на него, спросил:
- Кто ты такой?
Он же отвечал:
- Я раб Христа, против Которого ты восстаешь.
Сильно разгневанный такими словами князь сказал:
- Как осмелился ты, дерзновенный придти сюда и бесчестить меня,
князя?
На сие Евсевий ответил:
- Ревность моя о Господе моем Иисусе Христе побудила меня
обличить слепоту вашу: ибо вы обезумели поклоняетесь бесу, а не Богу.
Тогда князь приказал обнажить его, повесить и строгать его
тело; святого строгали острым железом до тех пор, пока у него не обнажились
кости; потом стали поливать его уксусом с солью и растирать ему раны. Всё сие
исповедник Христов претерпел мужественно, - как бы не его тело переносило такие
мучения, - и радовался при сих мучениях тому, что страдает за веру Христову.
Когда он перенес сии муки, князь сказал ему:
- Принеси жертву богам и будешь жив; если же не сделаешь
сего, мы погубим тебя.
Он же отвечал:
- Вы можете погубить мое тело, но Христос примет мою душу;
за Него я хочу претерпеть всё, ибо "претерпевший же до конца спасется"
(Мф.24:13).
Видя его непреклонность, нечестивцы отсекли ему главу мечом.
Так он вошел на небеса и принял венец славы от руки Господа.
Святой Приск исповедовал имя Христово во Фригии и многих
язычников привел ко Христу. Потом нечестивые, взяв его, повесили и стали
железными когтями глубоко строгать его по ребрам, так что всё тело святого
Приска было изборождено, как вспаханная земля. Некоторые из стоявших там
нечестивых, видя столь лютые мучения и льющуюся кровь мученика, пришли в
сильную ярость: обнажив своим мечи, они устремились на святого и отсекли ему
голову.
Так пострадал за свидетельство об Иисусе Христе сей добрый
исповедник, а ныне Христос исповедует его пред Отцом Своим небесным.
1 Финикия - древняя страна к
северу от Палестины; она представляла собой узкую береговую полосу между морем
и Ливанскими горами; из городов этой области самые замечательные - Тир и Сидон.
Преподобные и благочестивые отцы наши,
Исакий и Мелетий, были епископами Церкви Христовой. Оба они исполняли одно и то
же святительское служение и отличались богобоязненностью и добродетелями
христианскими. Непрестанным их делом было учить народ божественным, духовным
словесам и ходить по заповедям Божиим. Оба они отличались благотворительностью,
раздавали имения свои нищим и милосердствовали о них, вместе с хлебом
вещественным питая их и хлебом духовным - поучениями и душеполезными
наставлениями Своей жизнью они заслужили дар чудотворений и умерли в миру в
старости, в разные годы, но в один день1.
1 Св. Исакий был епископом
Кипрским и умер на Кипре (большой остров в северо-восточной части Средиземного
моря); Мелетий умер позже, неизвестно в каком городе.
Житие святителя Димитрия, митрополита Ростовского, чудотворца
Святитель Димитрий, в миру Даниил,
родился в декабре 1651 года, в местечке Макарове1,
находящемся в сорока верстах от города Киева. Отец его, Савва Григорьевич
Туптало, из простых казаков дослужился до звания сотника и остаток дней своих
посвятил на служение Церкви, приняв на себя обязанности ктитора Кирилловской
обители2. И он и супруга его Мария
Михайловна были благочестивые люди и проводили добрую христианскую жизнь. Но
отец был постоянно отвлекаем от дома военными занятиями, и отрок воспитывался
преимущественно под руководством матери. С нежной любовью и похвалой отозвался
о ней сам святитель по поводу ее кончины: "В самый великий пяток
спасительные страсти, мать моя преставилась в девятом часе дня, точно в тот
час, когда Спаситель наш на кресте страждущий за спасение наше, дух Свой Богу
Отцу в руки предал. Имела лет от рождения своего более семидесяти... да помянет
ю Господь во царствии Своем небесном! Скончалась с хорошим расположением,
памяти и речью. О, дабы и мене таковой блаженной кончины Господь удостоил ее
молитвами! И подлинно, христианская была ее кончина: ибо со всеми обрядами
христианскими и с обыкновенными таинствами, бесстрашна, не постыдная, мирная.
Еще же да сподобит ю Господь доброго ответа на страшном Своем суде, яко же и не
сомневаюсь о Божием милосердии, и о ее спасении, ведая постоянную
добродетельную и набожную ее жизнь. А и то за добрый знак ее спасения имею, что
того же дни и того же часа, когда Христос Господь разбойнику, во время вольные
страсти, рай отверзл, тогда и ее душе от тела разлучиться повелел"3. Под влиянием такой добродетельной матери
отрок Даниил возрастал в страхе Божием и благочестии, восходя от силы в силу и
укрепляясь в добродетелях.
Начальное образование Даниил получил дома. Родители обучили
его читать, и когда исполнилось Даниилу 11 лет от роду, отправили его в
Киевское Братское училище4. Благодаря
отличным способностям и пламенному усердию в занятиях, Даниил скоро стал преуспевать
в науках и превзошел всех своих сверстников. В классах риторики он обратил на
себя особенное внимание искусством стихотворства и витийства. Под руководством
знаменитого проповедника и полемического богослова Галятовского5 Даниил в совершенстве изучил те приемы и
обороты речи, которые невольно поражали потом слушателей его поучений, и
приобрел ту энергию и непобедимую силу убеждения, которые проявились
впоследствии в борьбе с раскольниками. Но, успевая в науках, Даниил в то же
время отличался и замечательным благонравием и рано обнаружил склонность к
жизни созерцательной и подвижнической. Он не принимал никакого участия в
детских играх и избегал всяких утех и увеселений. Свободное от школьных занятий
время он проводил в чтении Священного Писания, творений и житий святых мужей и
в молитве. С особенным рвением посещал он храм Божий, где благоговейно возносил
свои усердные молитвы Господу. Чем чаще и прилежнее читал он Божественное
Писание и жития святых отцов, тем более усиливалось в его душе желание
подражать святым угодникам.
Пятнадцати лет от роду Даниил должен был оставить училище. В
то бедственное для Киева время город этот непрестанно переходил то под
польскую, то под русскую державу. Это отзывалось и на состоянии училища,
которое в 1665 г., когда Киевом овладели поляки, потерпело совершенное
разрушение и долгое время оставалось в запустении. Поэтому Даниил не мог
окончить курса и должен был прекратить свои научные занятия, пробыв в школе
всего три года.
С отроческих лет питая склонность к жизни иноческой, Даниил,
вскоре по выходе из училища, оставил мир этот со всеми его благами. Испросив
благословение своих родителей, он, на восемнадцатом году своей жизни, поселился
в Кирилловском монастыре. Игумен монастыря Мелетий Дзик давно уже знал Даниила,
так как раньше был ректором Киевского училища. 9 июля 1668 года он совершил
пострижение Даниила в иночество и нарек его Димитрием. Новопостриженный инок
всецело поручил себя воле и Промыслу Божьему. Строго и неуклонно стал он соблюдать
все монастырские правила и ревностно в смирении и послушании проходил иноческие
подвиги. Всеми силами старался подражать в добродетелях преподобным Антонию и
Феодосию и прочим печорским подвижникам. Отнюдь не заботился он о приобретении
имений и богатства, но всей душой стремился лишь угодить Богу, верно и
нелицемерно служить Ему Одному и через то стяжать себе богатство нетленное.
Не прошло и года после пострижения Димитрия, как, по просьбе
настоятеля, он был посвящен в сан иеродиакона. Это посвящение совершено было в
день Благовещения Пресвятой Богородицы в 1669 году, нареченным на Киевскую
митрополию, Иосифом Тукальским6, жившим
тогда в городе Каневе. В сане иеродиакона Димитрий оставался в Кирилловской
обители довольно долгое время. Во всем повиновался он настоятелю, смиренно и
усердно служил братии, беспрекословно исполнял всякое послушание, в церковь
приходил первым и уходил из нее последним; в храме стоял со страхом,
благоговейно внимая словам Священного Писания; в келии он часто молился, писал
и сочинял, что ему поручал игумен, и усердно продолжал свои научные занятия.
Так подвизался Димитрий до 1675 года. В это время в
Густынском монастыре находился Черниговский архиепископ Лазарь Баранович7. Здесь ему был представлен святой Димитрий
для посвящения в иеромонаха, которое и было совершено 23 мая в день Сошествия
Святого Духа. Святому Димитрию в это время было только 24 года, но он уже был
искусен в деле проповедования слова Божия. Познакомившись с ним поближе и узнав
его высокие духовные качества, архиепископ пригласил святого Димитрия быть
проповедником8 при Черниговской
соборной церкви. Более двух лет святой Димитрий проповедовал в соборной и
других церквях Черниговской епархии. Поучая народ закону Христову, он приносил
большую духовную пользу всем своим слушателям и доставлял им великое
наслаждение: живая и увлекательная речь его была растворена солью премудрости,
так что все стремились его слушать.
Преподобный Иосиф Заоникиевский,
вмируИларион,
благочестивый крестьянин из деревни Обухово Кубенской
округи Вологодской губернии. Долгое время он страдал болезнью глаз и усердно
молил о помощи Господа, Пресвятую Богородицу и святых угодников, в особенности
святых бессребреников Косму и Дамиана. Молитва его
была услышана, и в 1588 году, по откровению святого Космы,
преподобный Иосиф нашел в лесу, в болотистом месте, икону Божией Матери, от
которой получил исцеление. В благодарность преподобный
расчистил лесные дебри на месте явления чудотворной иконы и построил часовню, в
которой поставил икону. Сам он поселился рядом, приняв иноческий образ с именем
Иосиф. Впоследствии, по благословению святителя Антония, епископа Вологодского,
на месте подвигов Иосифа возникла Заоникиевская
обитель, названная так по имени разбойника Аники,
некогда обитавшего в этом лесу. Когда обитель расширилась
и число иноков возросло, по совету преподобного Иосифа, игуменом был избран
Антоний. Сам он по смирению не принял настоятельства и, скрывая от других свои
строгие подвиги, воспринял юродство Христа ради, ночами стоял на молитве в
своей часовне, в жестокие морозы ходил босой.
Преподобный Иосиф преставился 21 сентября 1612 года,
в возрасте 83 лет и был погребен в основанной им обители.
Преподобный Даниил Шужгорский
родился в Московской земле в XVI веке. Он подвизался на севере Руси, где принял
постриг в Комельском монастыре, основанном
преподобным КорнилиемКомельским
в 1498 году. Преподобный Даниил покинул монастырь и продолжил уединенную
подвижническую жизнь в безлюдной и лесистой местности в Белозерском крае, на
горе, именовавшейся Шужгорой. Здесь святой подвижник
основал свой монастырь в честь Преображения Господня. Преподобный Даниил был
погребен в храме в честь Преображения Господня основанного им монастыря. В 1764 г. монастырь был
обращен в приход.