Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Религия. Психология. ЗОЖ" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Свободомыслие
НАШИ ПРОЕКТЫ: Каруна: путь сострадания и любви Творческий сайт Александра Грайцера "Внутри" Сайт Александра Грайцера "Видение" Сайт Александра Грайцера "Мой Израиль" Музыкальный альбом Александра Грайцера Тебе принадлежит свобода |
Рассылка Елены Преображенской и Александра Грайцера СВОБОДОМЫСЛИЕ Выпуск 35/2009-07-11
Дорогие друзья!Мы продолжаем чтение книги Дж.Робинсона «Быть честным перед Богом». Предыдущие главы и рассуждения о них можно посмотреть в блоге нашей рассылки «Свободомыслие» в рубрике: Джон Робинсон. Быть честным перед Богом (то же самое в блоге ЖЖ под меткой «Джон Робинсон»). Напомню, что в прошлом выпуске рассматривалась идея демифологизации христианства, предложенной Рудольфом Бультманом. В этом выпуске будут затронуты идеи Дитриха Бонхоффера о безрелигиозном христианстве. Прежде чем привести текст, мне хочется особенно подчеркнуть, что рассуждения исходят отнюдь не от атеиста, а от глубоко верующего человека, которого многие называют мучеником, ибо он был убит в нацистских застенках. Именно в этих застенках он писал письма, в которых высказывал такие «кромольные» мысли. В этих застенках он признался и в том, что, общаясь там с нерелигиозными людьми, он чувствовал, что они находятся ближе к Богу, чем верующие. Он признался, что общение с этими нерелигиозными людьми давалось ему легче, чем с религиозными. Послушаем же, о чём он писал. Дж.Робинсон «Быть честным перед Богом» (продолжение) ДОЛЖНО ЛИ ХРИСТИАНСТВО БЫТЬ «РЕЛИГИОЗНЫМ»?
Что же имеет в виду Бонхёффер, удивляя нас странным парадоксом о нерелигиозном понимании Бога?
«Попытаюсь как-то обрисовать... мою концепцию на историческом материале. Начавшееся примерно в XIII веке (не собираюсь спорить о времени) движение в сторону человеческой автономии (я подразумеваю под этим открытие законов, по которым мир живет и осознает себя в науке, в общественной и политической жизни, в искусстве, этике, религии) достигло в наше время известной завершенности. Человек во всех важных вопросах научился обходиться собственными силами, без привлечения «рабочей гипотезы о существовании Бога». В вопросах науки, искусства и этики это стало самоочевидным, о чем едва ли кто отважится еще спорить; но вот уже около ста лет это всё в большей степени становится справедливым и для религиозных проблем; оказывается, что всё идет своим путем и без «Бога», причем ничуть не хуже, чем прежде. Как в области науки, так и в общечеловеческой сфере «Бог» всё больше вытесняется из жизни, Он теряет почву под собой. Католические и протестантские историографы сходятся во мнении, что в этом развитии следует видеть великое отпадение от Бога, от Христа, и чем энергичней они привлекают Бога и Христа, противодействуя такому развитию событий, тем в большей степени само это развитие понимает себя как антихристианское. Мир, осознавший себя и законы своей жизни, настолько уверен в себе, что нам становится не по себе; неправильное развитие и неудачи не в состоянии поколебать мир в его представлениях о необходимости пути, по которому он развивается; неудачи и поражения с мужской твердостью принимаются как неизбежное зло, и даже такая катастрофа, как эта война, не составляет исключения. Теперь же против этой уверенности в себе выступила в самых различных формах христианская апологетика. Делаются попытки доказать ставшему совершеннолетним миру, что он не может жить без опекуна — «Бога». Хотя по всем мирским проблемам и была подписана капитуляция, тем не менее остаются так называемые «последние вопросы» — смерть, вина, — на которые может дать ответ только «Бог» и ради которых необходимы Бог, церковь и священники. Наше существование в известной степени обеспечивается этими так называемыми последними человеческими вопросами. Но как быть, если в один прекрасный день они уже перестанут быть «последними» или же на них будут получены ответы «без привлечения Бога»?..
Нападки христианской апологетики на совершеннолетие мира я считаю, во-первых, бессмысленным, во-вторых, нечестными, в-третьих, нехристианскими. Бессмысленными — потому что они напоминают мне попытку отбросить ставшего мужчиной человека на стадию переходного возраста, т.е. навязать ему зависимость от тех вещей, от которых он фактически уже не зависит, ввергнуть его в гущу проблем, которые на деле уже перестали быть для него проблемами. Нечестными — потому что здесь стремятся использовать человеческие слабости ради чуждых, принудительно навязанных ему целей. Нехристианскими — потому что Христа подменяют определенной ступенью религиозности человека, то есть человеческим законом».
Бонхёффер говорит о Боге «религии» как о deus ex machina (31). Он должен быть где-то «там», чтобы на него можно было вовремя сослаться, когда у нас не хватит собственных знаний или способностей. Но такому Богу придется отступать все дальше и дальше по мере роста человеческих познаний. В науке, в политике, в этике уже нет нужды в таких суррогатных ответах, тут от Бога уже не ждут каких-нибудь гарантий, решений или помощи. Примерно о том же пишет Джулиан Хаксли:
«Гипотеза бога уже не имеет никакой практической ценности для интерпретации или понимания природы; более того, она часто преграждает путь лучшему и более истинному пониманию. Функции Бога переменились, и в последнее время он похож уже не на правителя Вселенной, а на тающую в пространстве улыбку космического Чеширского Кота» (32). «Для интеллигентного, образованного человека скоро станет так же невозможно верить в какого-то бога, как невозможно сейчас верить, что земля плоская, что мухи самозарождаются, что болезнь — это божественная кара, а смерть — результат колдовских происков. Боги-то, конечно, выживут — они еще пригодятся и для обеспечения чьих-то денежных интересов, и для успокоения тугодумов, и в качестве марионеток для политиков, и для утешения несчастных и невежественных душ».
И вот в этом-то последнем убежище, в укромном внутреннем мире человека, говорит Бонхёффер, и находят потайной угол для Бога, вытесненного из всех остальных сфер человеческой жизни. Вот она, сфера «религии», вот где теперь оперирует церковь, делая свое дело среди тех, кто еще чувствует такую нужду или кому удается ее внушить.
«Своей «религиозной» проповедью мы можем воздействовать разве что на нескольких «последних рыцарей», да еще на кучку интеллектуально нечестных людей. Неужели это и есть «малый остаток избранных»? Неужели мы, перебивай друг друга, наступая друг другу на ноги и всё более разочаровываясь, обрушимся именно на эту сомнительную группу, пытаясь сбыть наш залежалый товар? Неужели мы набросимся на нескольких несчастных в минуту их слабости, чтобы, так сказать, религиозно их изнасиловать?»
Каков же ответ Бонхёффера? Мы должны, говорит он, смело отказаться от опоры на предпосылку «априорной религиозности», подобно тому как у апостола Павла хватило мужества отбросить бремя обязательного обрезания как предпосылки Евангелия — и принять «совершеннолетие мира» как Богом данный факт. «И мы не можем быть честными, не сознавая, что мы должны жить в мире, «etsi deus non daretur» — «даже если Бога и не было бы». Как детям, переросшим уютную религиозную, моральную и интеллектуальную атмосферу семьи, где «папочка» всегда под рукой, «Бог дает нам понять, что мы должны жить, справляясь с жизнью без Бога».
«Бог, Который с нами, есть Бог, Который хочет, чтобы мы жили без рабочей гипотезы о Боге, есть Бог, пред Которым мы постоянно пребываем. Пред Богом и с Богом мы живем без Бога. Бог дозволяет вытеснить Себя из мира на крест, Бог бессилен и слаб в мире, но именно в этом и только через это Он с нами и помогает нам...
В этом кроется коренное отличие от всех религий. Религиозность указывает человеку в его бедах на могущество Бога в мире, Бог — deus ex machina. Библия же указывает человеку на бессилие, на страдание Бога; помочь может лишь страждущий Бог. В этой связи можно сказать, что описанное развитие к совершеннолетию мира, которое помогло разделаться с ложным представлением о Боге, расчищает для взора библейского Бога, Своим бессилием завоевывающего власть и пространство в мире. Здесь, пожалуй, нужно пускать в ход «мирскую интерпретацию». /Конец главы/ 31 Бог из машины (лат.). Это выражение Менандра, ставшее крылатым, означает появление в нужный момент на сцене античного театра бога, спускаемого при помощи механического приспособления, который своим вмешательством разрешает конфликт и приводит пьесу к развязке. 32 Чеширский Кот — персонаж из книги Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес" (1865), глава VI. Кот на глазах Алисы растаял в воздухе, причем последней исчезла его улыбка, «она долго парила в воздухе, когда остальное уже пропало». Существуют разные мнения о том, что именно хотел сказать Бонхоффер. Чаще всего верующие ссылаются на то, что он не успел (из-за того, что его казнили) достаточно развить свои мысли. Однако мне думается, что мысли выражены достаточно прямо и ясно. Некий известный нам всем политик однажды написал, что «религия – опиум для народа», и верующие всех мастей наперебой возмущаются этим. Однако в этих словах присутствует немалая доля истины, если задуматься. Христианство родилось из отрицания многих религиозных истин старого иудаизма. В противном случае оно бы и не оформилось в самостоятельную религию. Иисус был своего рода духовным революционером, реформатором. «Вы слышали, что сказано древними… А Я говорю вам…». В подобных утверждениях кроется удивительная смелость отрицания старых традиций и утверждение нового. Христианство стало новой религией, но с течением времени оно утратило потенциал прогрессивности и само устарело. В один прекрасный день, таким образом, родилось движение Реформации, давшее огромное число новых христианских конфессий. Но со временем и они так же стали устаревать. В сегодняшнем мире подавляющее число верующих являются религиозными лишь по традиции, и вся их религия сводится к празднованию праздников и исполнению неких ритуалов. Тот же истово верующий «остаток», который претендует на особую религиозность («воцерковлённость»), чаще всего проникнут духом регрессии, а не прогресса, то есть живёт интеллектуально и нравственно в далёком прошлом. Часто это далёкое прошлое даже и не дремучее средневековье, а время до нашей эры (до рождества Христова). Современный человек шарахается от такой религии, оставаясь либо неверующим, либо обращаясь к соблюдению обрядов, не желая менять своё мышление. Ибо эта перемена мышления с светского на церковное означает регрессию в далёкое прошлое. Иерархи же церкви чаще всего прилагают титанические усилия заставить современного человека регрессировать и возмущаются, что люди этого не делают. И на фоне всего этого звучит призыв Бонхоффера к нерелигиозному христианству. Человечество, говорит Бонхоффер, стало настолько взрослым, что в состоянии обойтись без тех стереотипов, которые сложились в прошлом. Человечество более не опирается на религию. Хотя религия и существует, но она уже не может господствовать в обществе. В то время как религиозные лидеры осуждают явление секуляризма (и ох как охотно это стали делать сейчас, в частности, и иерархи РПЦ!), Бонхоффер называет этот процесс взрослением человечества и замыслом самого Бога. Сам Бог, по мысли Бонхоффера, хочет, чтобы человек научился обходиться без Него. И это, повторю, не призыв к атеизму, а призыв к переосмыслению сути веры. Ребёнок опирается на авторитет и помощь родителей, но взрослый умеет принимать жизненные решения и действовать самостоятельно. Распятый Бог есть Бог не силы, а бессилия. Этот «бессильный» Бог призывает нас жить самостоятельно, не опираясь более на Него и не оглядываясь на авторитет на религии. Нужно учиться думать самим. Нужно учиться понимать самим, что такое хорошо, а что такое плохо. Без оглядки на авторитеты: «написано – не написано», «такой-то сказал то-то». Нужно научиться брать ответственность на себя, а не перекладывать её на других. Нужно решать проблемы самим, а не ожидать «манны небесной». «Бог дает нам понять, − пишет Бонхоффер, − что мы должны жить, справляясь с жизнью без Бога».
Продолжение следует… Читайте новости блога "Либеральная религия" (старое название "Записки еретика") в самом блоге. Пишите нам по ссылке: Ведущие рассылки Елена Преображенская и Александр Грайцер До следующих виртуальных встреч! Будьте успешны и счастливы!
|
В избранное | ||