← Ноябрь 2017 → | ||||||
1
|
2
|
4
|
5
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
7
|
9
|
10
|
11
|
12
|
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
||
27
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://messia.ru
Открыта:
25-04-2008
Адрес
автора: religion.prosv-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
(7.326+/ek13+) *Созерцание славы и снисхождения Воплощенного Слова*
Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке
(она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны! Отправлено: 03-Nov-2017 23:45
> "... Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Ему лики ангельские со всяким началом и властию..."16 "Ныне силы небесныя с нами невидимо служат. Се бо входит Царь Славы, се Жертва Тайная совершенна дориносится"17. Одновременно и жертва и прославление, и страдающий Сын Человеческий и — Царь Славы. Весь диапазон христианского молитвенного созерцания объят этим таинством: и глубина снисхождения, страдания и крестной смерти, и прорыв величия Воскресения и слава Царя царствующих и Господа господствующих. И не только наше молитвенное созерцание дано в таинстве Евхаристии, но и гораздо больше: истинное присутствие среди нас Пострадавшего и Прославленного. > Это обетование, данное ученикам, было: "Вот, Я с вами во все дни до скончания века" (Мф 28.20). Всегда, непрестанно духовно с нами (если мы того хотим), во всей ткани повседневной жизни, в страданиях и радостях, в трудах и испытаниях, принимаемых и переносимых во имя Его. Но здесь, в таинстве Евхаристии, это Его обетование проявляется с особой, покоряющей силой. Ибо это есть Таинство прихода Господа к верным Своим — ко всей Церкви и к каждому отдельному верующему, состоящему в этом союзе любви, — страдающего и прославленного Господа. Ведь установлено это Таинство Им Самим накануне страдания и смерти, в ночь прощания с учениками: "Сие есть Тело Мое, которое за вас преломляется"; "Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за вас изливаемая. Сие творите в Мое воспоминание". В евхаристическом хлебе и, вине дана вся глубина подлинного присутствия Господа, пострадавшего на Голгофе. Так воспринимала это Церковь с самых первых времен18. > "Поэтому, когда едите хлеб сей или пьете
чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он не придет",
и "кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет
осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем"
(1Кор 11.29). Это красной нитью проходит через всё совершение
таинства Евхаристии в древней Церкви, через все древние
литургии. Истинное присутствие здесь, в этих дарах (хлебе
и вине), Страдающего Господа... "Се Жертва Тайная совершена
дориносится". Церковь предстоит молитвенно перед небесным
жертвенником, где Голгофская Жертва бесконечной любви и отдания
Себя, однажды раз навсегда принесенная на земле, в вечности
бесконечно приносится Сидящему на Престоле (Откр 5 гл.).
"Смерть Господню возвещаете", пишет ап. Павел. В евхаристических
молитвах древних литургий, после установительных слов таинства ("Сие есть
Тело Мое... Сия есть Кровь Моя...") следует обыкновенно
так называемый "анамнесис" — воспоминание
страдания и воскресения Христова, иногда в совсем кратких
словах, иногда в более распространенной форме. Так, напр., особенно
подробно в древней коптской литургии св. Григория Чудотворца:
"Ты претерпел поругания нечестивых", возглашает
священник, "Ты предал хребет Свой на бичевание и ланиты
Свои ударам; ради меня, Господи, Ты не отвратил лица Твоего от плевков
и поруганий". Народ: "О, Господи, помилуй!".
Священник: "Как овечка, Ты пришел на заколение,
вплоть даже до самого Креста Ты явил заботу обо мне,
мои грехи Ты уничтожил погребением Своим; Ты вознесся
на небеса, Начаток бытия моего..." Мы провозглашаем
смерть Твою, мы исповедуем Твое воскресение" —
так в литургическом папирусе из Дер Бализе (Der Balyzeh)
в Верхнем Египте > Сходно в литургии св. Марка. В литургии Василия Великого читаем: "Вспоминаем и мы, Господи, спасительное страдание Его (Сына Божия), животворящий Крест, трехдневное погребение, воскресение из мертвых, восшествие на небеса, одесную Тебя Бога и Отца сидение, и славное и страшное второе пришествие Его" (сходно, но несколько более кратко в литургии Иоанна Златоуста). Равным образом и "канон" римской мессы возглашает: "Unde et memores, Domine, ... eiusdem Christi Filii tui Domini nostri tam beatae passionis nec non ab inferis resurrectionis, sed et in coelos glotiosae ascensionis" ("Поэтому мы вспоминаем благословенные страдания Христа, Сына Твоего и Господа Бога нашего, а также воскресение Его из мертвых и славное вознесение на небеса"). В Веронском фрагменте древнего "канона Ипполита" (самая, может быть, древняя дошедшая до нас форма "евхаристического канона", близкая к восточной) совсем краткая формулировка: "Итак, памятуя смерть и воскресение Его, приносим Тебе хлеб и чашу, воздавая Тебе благодарение" ("Memores igitur mortis et resurrectionis eius, offerimus tibi panem et calicem, gratias tibi agentes" — см. главу 3). > В центре всего таинства стои́т безмерное снисхождение, спасительная смерть и прославленное Человечество и воскресение Сына Божия. > Но таинство Евхаристии состоит не только в созерцании тайны спасения нашего, данного нам через Голгофскую жертву Его, но и в присутствии ее здесь среди нас. Вернее, мы, т. е. вся Церковь возносится к предстоянию перед этой единожды (ἐφάπαξ — Евр 10.10) на земле совершенной и непрерывно в вечности перед престолом Божиим приносимой Жертвой. > Господь приходит к верным Своим и присутствует среди них и соединяется с ними. Весь центр тяжести, всё содержание древней литургии могут быть сведены к этому благодатному "Пришествию" и Присутствию Его, Страждущего и Преображенного19. Не даром поэтому во всех древних литургиях христианского мира — и восточного и западного — центральная, главная часть, — совершение Таинства, вводится новозаветным торжествующим возгласом: "Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!" Его слава включает именно момент Его безмерного снисхождения. Поэтому в ряде литургий, особенно сирийского происхождения, изображается, как чины ангельские с трепетом и ужасам созерцают тайну безмерного снисхождения Царя Славы И мир весь исполняется славой Его — славой Его не только, как Творца и Источника всего бытия, но и как Промыслителя и Спасителя мира. "Воистину небеса и земля полны славы Твоей через пришествие Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа", возглашает египетская литургия св. Марка20. > Классична по силе своего выражения "возносительная молитва" ("анафора" — возношение душ и сердец*) в литургии Василия Великого. Это, как все возносительные молитвы, есть благодарение Отцу за сотворение мира и дарование жизни, за попечение Его о людях и за высший акт Его попечения и любви — послание Единородного Сына в мир.
> Это — одна из самых величественных молитв христианского мира. Церковь и Ангелы и всё творение склоняется перед безмерным величием и снисхождением Господа Христа. > Но еще больше и трепетнее ощущает это снисхождение верующая душа, когда Он соединяется с ней в Своем истинном Теле и истинной Крови Своей. Со страхом и трепетом и смирением склоняется она перед безмерным пришествием Его. "Верую и исповедую, что Ты еси Сын Бочий, пришедший в мир грешных спасти, от нихже первый есмь аз..." — "...Несмь достоин ниже́ доволен, да под кров внидеши храма души́ моея, занеже весь пуст и палcя есмь... Но дерзая прихожду..." В этом соединении с Ним — источник новой жизни, участие в Его преображенной жизни, начинающейся уже теперь. Но дается это только через добровольное участие в Кресте Его. Ибо близость Его и безмерное снисхождение и богатство славы и величия раскрывается в своих глубинах через тайну Креста Его.
|
Буду благодарен за материальную
поддержку проекта.
|
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск
рассылки.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Архив рассылки, формы подписки —» messia.ru/r2/
|
Божьего благословения! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
|
<= предыдущий выпуск серии | ||||
В избранное | ||