Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Христианское просвещение

  Все выпуски  

Книга Бытия оначале народа Божия (Авраам, Иаков, Иосиф)



Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке
(она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Книга Бытия о начале народа Божия (Авраам, Иаков, Иосиф)

Автор: священник Александр Мень.
Из книги:

КАК ЧИТАТЬ БИБЛИЮ.
Руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета

Опубликовано:
Есть издание 1997 года, и отредактированное 2005. По всей видимости, последний вариант в формате PDF помещен здесь: alexandrmen.ru/books/kak_chit/kak_chit.html. (Он и взят за основу данного выпуска рассылки.)
К цитаты из книги Бытия
в этом выпуске рассылки приводятся из нового перевода РБО, который выделен синим цветом:
Перевод: М.Г.Селезнев. // Издательство ГРРУ, 1999.
Гиперссылки в подзаголовках ведут к текстам этого перевода.

 
серия "Библия"
 (примерно 1620 слов)
 

 

> I. НАЧАЛО НАРОДА БОЖИЯ. АВРААМ

> Среди погруженных во тьму язычества племен Бог избирает Себе людей, которые должны положить основание Его народу, или Церкви. Первым из них был Авраам, или Аврам, выходец из Ура Халдейского в Месопотамии. Аврам — лицо историческое. Время его жизни относится к середине XIX в. до Р. X. {О Ближнем Востоке в эпоху Аврама см. Б. А. Тураев. История Древнего Востока. Л., 1937, т. I; Э. Церен. Библейские холмы. М., 1966.}

> Призвание Авраама означало поворотный момент в истории богооткровенной религии. В отличие от нарушителей небесной воли, о которых говорит Пролог Библии, Авраам воплощает в себе готовность исполнить повеление Бо­жие: порвать со своей средой и основать новую общину в земле, указанной Богом (Евр 11.8).

> 1. Призвание Авраама. Обетование Божие (Быт 12.1-9)

<....>

(12 1 ГОСПОДЬ сказал Авраму:

— Оставь свою страну, родных и отчий дом. Иди в землю, которую Я укажу тебе. 2 Я произведу от тебя великий народ, благословлю тебя и возвеличу твое имя: ты станешь благословением!

3 Кто тебя благословит — того Я благословлю!
Прокляну того, кто тебя проклянет!
Благословением ты станешь для всех народов земли!

4 И Аврам пустился в путь, как повелел ему ГОСПОДЬ; Лот пошел вместе с Аврамом. Авраму было семьдесят пять лет, когда он покинул Харран. 5 Он взял с собою жену Сару, племянника Лота, всё нажитое добро и всех людей, какие были у них в Харране, и вместе с ними пошел в Хана`ан.

Они прибыли в Ханаан 6 и пришли к дубу Мор`э, что близ Шех`ема. В ту пору эта земля была населена ханаан`еями, 7 но ГОСПОДЬ явился Авраму и сказал:  

— Я отдам эту землю твоим потомкам. И Аврам воздвиг там жертвенник Явившемуся ГОСПОДУ. 8 Затем он направился в горы, что лежат к востоку от Бет-`Эла, и раскинул там свои шатры — Бет-Эл был от него на запад, а Гай на восток. Там Аврам воздвиг ГОСПОДУ жертвенник и призвал имя ГОСПОДНЕ. 9 Затем он направился на юг, в Негев.)

> Уход Аврама из родного племени язычников был связан с его обращением к вере в единого Бога. Благословение Божие Авраму перейдет на все народы земли. Смысл же этого обетования раскроется лишь постепенно.

> 2. Жизнь Авраама в Египте и Вефиле (Быт 12.10-20; 13)

<...>

> Св. Писание изображает Аврама, не скрывая его слабостей. Его нравственные понятия еще очень примитивны. С другой стороны, отмечается, что с момента призвания патриарха и его готовности следовать велению Божию он находится под особым покровительством. 13.5-13. Лот, пленившись благами земли Содомской, поселился там, хотя это означало соседство с развращенным народом (в Содоме процветали изуверские культы).

> 3. Встреча Авраама с Мелхиседеком (Быт 14)

<.....>

> Рассказ, взятый, вероятно, из древней ханаанской летописи, указывает на связь Аврама с царем-священником Иерусалима (Салима, см. Пс 75.3) Мелхиседеком, который так же, как Аврам, исповедовал единого Бога. Предание изоб­ражает Мелхиседека орудием Промысла, человеком, который именем Владыки неба и земли как бы санкционирует пребывание Аврама в Ханаане. Так судьба обетования с самого начала оказывается связанной с Иерусалимом, который впоследствии стал святым градом народа Божия.

> 4. Вера Авраама (Быт 15)

<.....>

> Вера Аврама — это не отвлеченная «вера в Бога», но «вера Богу», т. е. доверие к Нему, уверенность в Его благости. Эта вера делает Аврама «отцом» истинно верующих. Потомство его не только плотское, но составляет всех тех, кто проникся верой, подобной вере Аврама (Рим 9.6-8; Гал 3.6). Заключение Завета (Союза) совершено согласно обычаю, принятому на Востоке.

> 5. Рождение Измаила (Быт 16)

<.....>

> Поступок Аврама продиктован не просто прихотью Сары, а прочно установившимся обычаем того времени (обычай зафиксирован в Законах Хаммурапи в XVIII в. до Р. Х. и в других вавилонских документах).

> 6. Завет и обрезание (Быт 17)

<.....>

> Первоначально имя Аврам (евр. АВРАМ) — «Отец (Бог?) высок». Новое имя Авраам (АВ-РАХАМ) значит «Отец множества». Ст. означает, что моральные требования стали неотъемлемой частью религии Авраама. Однако в семейном быте патриарха можно видеть отдельные черты, которые христианину могут показаться далекими от нравственного идеала. Здесь следует помнить, что преобразование Богом жизни избранного народа началось не с изменения внешних обычаев, а с воспитания чувства преданности Ему и веры. Вера впоследствии будет преобразовывать жизнь. 17.10. Обряд обрезания очень древний. Он означал посвящение человека божеству. Обрезание же сынов Авраама (в отличие от того же обряда, совершаемого египтянами и некоторыми другими народами) было знаком посвящения единому Богу. Впоследствии, когда иудеи соприкоснутся с греко-римским миром, не знавшим этого обычая, обрезание станет отличительным вероисповедным знаком иудеев. В Новом Завете обре­зание хотя и не было отменено для иудеев, но утратило свое значение, ибо заменилось крещением (Деян 15).

> 7. Богоявление в Мамре и Содоме (Быт 18 — 19.28)

<.....>

> Сказание в образной форме излагает библейскую философию истории, согласно которой судьбы народов связаны с их нравственным состоянием. Вопрошая Бога, Авраам уверен в Его справедливости. Участь Содома и Гоморры определена особо тяжкими нравственными и религиозными извращениями их жителей. Данные геологии и археологии подтвердили, что в указанном районе действительно произошла катастрофа, погубившая города.

> Богоявление Аврааму послужило сюжетом для иконописного изображения Троицы.

> 8. Происхождение аммонитян и моавитян (Быт 19.30-38)

<...>

> Легенда говорит о происхождении аммонитян и моавитян, народов, обитавших впоследствии на востоке от Иордана и Мертвого моря. Поступок дочерей Лота объясняется тем, что они полагали, будто погибли все люди на земле (ст. 31) и им предстоит возродить человеческий род. Однако акт кровосмешения (запрещенного у сынов Авраама, см. Лев 18.6-16, но допускаемого у некоторых языческих народов) указывает на то, что потомки Лота не сохранили этических принципов Авраамовой веры. Тем самым они (т. е. моавитяне и аммонитяне) поставили себя вне избранных поколений.

> 9. Рождение Исаака. Агарь и Измаил (Быт 21)

<.....>

> 21.5-6. Имя Исаак (ИЦХAК) означает одновременно «смех» и «радость». 21.9-11. Предание и тут не скрывает слабостей Авраама. В данном случае по-вествуется о том, как он уступает несправедливым настояниям жены. 21.12-13. Судьбы Измаила и Исаака будут разными. Измаил сделается великим воином пустыни (от него произошли синайские кочевники, измаильтяне; их ошибочно иногда смешивают с арабами). Исаак же станет наследником обетования. Такое узкое выделение одной лишь группы из племени должно было послужить закреплению традиции Завета и оградить ее от чуждых влияний. В стихах 22-34 добрососедские отношения изображаются как нравственный идеал (Герарский царь Авимелех показан человеком, держащим слово).

> 10. Жертвоприношение Авраама (Быт 22)

<.....>

> Рассказ свидетельствует о вере Авраама, готового на любую жертву ради Господа. Каждый первенец действительно принадлежит Богу (ср. Исх 34.19), но человеческие жертвоприношения (принятые в Ханаане) должны быть заменены приношениями животных. Эта жертва напоминала о том, что всё принадлежит Богу. Отдавая Ему то, что поддерживает их жизнь, древние исповедовали тем самым верховную власть Бога над жизнью и смертью.

> В лице Христа Бог Сам приносит Себя в жертву и этим уподобляется вет­хозаветной жертве (агнцу). Отсюда наименование «Агнец Божий», которое Библия прилагает к Иисусу (см. Ин 1.29; Откр 5.12).

> 11. Женитьба Исаака (Быт 24)

<.....>

> Запрет жениться на женщинах Ханаана был связан с опасностью религиозного и нравственного соблазна, который исходил от хананеев. В рассказе ярко и точно передан быт еврейских патриархов.

> II. ИСТОРИЯ ИАКОВА

> Около 1750 г. до Р. Х. из Месопотамии в Палестину пришла новая группа еврейских переселенцев во главе с патриархом Иаковом, прозванным Израилем. Иаков, каким рисует его библейское предание, в нравственном отношении стоит ниже Авраама. Но он энергичен, настойчив, упорен в достижении своих целей. И эти свойства промыслительно использованы для того, чтобы он и его род (сыны Израиля) утвердились в обетованной земле. При всех слабостях Иакова в нём живет какой-то порыв к идеальному, к тому, что познается лишь верой. Отсюда противопоставление Исава и Иакова, приобретающее в дальнейшем символическое значение (Мал 1.2-3).

> 1. Юность Иакова (Быт 25.19-34; 27 — 28).

<.....>

> 27.34. Исав легкомысленно продает свое первородство брату за чечевичную похлебку. Тем самым он перестает быть наследником обетования. Иаков же ве-рит в силу обетования и стремится любой ценой стать преемником Авраама. Его вера, пока еще грубая и наивная, определяет его избрание. 28.12. Сон Иакова символизирует связь Неба и земли. Эта связь осуществится в потомках и будет явлена во всей полноте через Боговоплощение (см. Ин 1.51). Сказание о сне Иакова читают в праздники Богородицы.

> 2. Иаков в Месопотамии (Быт 29— 32.21)

<.....>

> Потомки Исава (еврейское племя едомитян, или идумеев) первые образовали самостоятельное государство на юге Палестины (ок. 1400 г. до Р. Х.). Но когда было создано Израильское государство (ок. 1000 г. до Р. Х.), едомитяне стали играть второстепенную роль. Кроме израильтян и идумеев, в Палестине жили еще два еврейских племени: моавитяне и аммонитяне (потомки Лота, племянника Авраама). 31.19. Стремление Рахили сохранить домашних идолов объясняется законом того времени, по которому владелец семейных реликвий является наследником имущества рода.

> 3. Иаков вступает в землю обетованную (Быт 32.22-32)

<...>

> Таинственная борьба произошла на границе Палестины. Иаков должен был употребить силу, чтобы вновь обрести права на землю Божию. Смысл сказания: дар Божий дается только тому, кто борется (см. Мф 11.12).

> 4. Жизнь Иакова в земле обетованной (Быт 33; 35)

<.....>

> Город Сихем, расположенный между горами Гаризим и Гевал, стал впоследствии одним из священных городов Израиля, местом торжественных богослужений (Втор 27.4-13). Здесь члены рода Иакова оставили своих богов, вывезенных из Месопотамии. Это означало окончательное приобщение сынов Израиля к завету Авраама.

> III. ИСТОРИЯ ИОСИФА

> Религиозный смысл истории Иосифа сводится к следующему: невзирая на трудности, опасности и злую волю человека, Господь сохранил ядро своего будущего народа в самое тяжелое для Израиля время — время нашествий и голода.

> Хотя прямых внебиблейских свидетельств об Иосифе не сохранилось, он является исторической личностью. Его необычное возвышение при дворе фараона связано с тем, что в ту эпоху в Египте правила азиатская династия гиксосов. Гиксосы завоевали Египет ок. 1700 г. и правили сто лет. Вполне естест­венно, что они покровительствовали выходцам из Сирии. {См. Б. А. Тураев. История Древнего Востока, т. 1.}

> Библейское повествование об Иосифе легло в основу известного романа Т. Манна «Иосиф и его братья».{}

> Быт 37;39 — 50.

<.....>

> 46.34. Земля Гесем (евр. ГОШEН) расположена на востоке Дельты. Она была богата тучными лугами, где паслись стада фараона. Столица гиксосов Аварис на­ходилась недалеко от Гесема. Впоследствии (с XIII в. до Р. Х.) эту область называли землей Рамсеса или Полем Цоан. Последняя фраза стиха отражает ненависть коренных египтян к азиатским завоевателям, которых они называли «царями-пастухами». Гл. 49. Эта глава является самостоятельным поэтическим произведением. Записано оно было в эпоху cудей. В нём дается характеристика двенадцати колен, составляющих союз cынов Израиля. <.....>


 

См. также:

Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают более 6000 человек.
Буду благодарен за МАТЕРИАЛЬНУЮ ПОДДЕРЖКУ проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)  /  0 (неинтересно - не(до)читал)  /  1 (не понравилось / не интересно)  /  2 (малоинтересно)  / 

3 (интересно)  /  4 (очень интересно)  /  (замечательно! чудесно!)  

www.messia.ru/r2/4/b12_126.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются.
Автор текста указывается перед текстом.

Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск по теме
 

В избранное