Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Христианское просвещение

  Все выпуски  

Библия о праистории человечества



Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке
(она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Библия о праистории человечества

Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части.

Автор: священник Александр Мень.
Из книги:

КАК ЧИТАТЬ БИБЛИЮ.
Руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета

Опубликовано:
Есть издание 1997 года, и отредактированное 2005. По всей видимости, последний вариант в формате PDF помещен здесь: alexandrmen.ru/books/kak_chit/kak_chit.html. (Он и взят за основу данного выпуска рассылки.)
К цитатам из книги Бытия иногда, в дополнение к Синодальному переводу, в скобках приводится текст из нового перевода РБО, который выделен синим цветом:
Перевод: М.Г.Селезнев. // Издательство ГРРУ, 1999.
Гиперссылки в подзаголовках ведут к текстам этого перевода.

 
серия "Библия"
 (примерно 2120 слов)
 

 

> Противление человека Творцу

1. Нарушение заповеди Божией (Быт 3.1-7)

<Змей был самым хитрым из всех зверей, созданных ГОСПОДОМ Богом. Он спросил у женщины:

—    Правда, что Бог не разрешает вам есть никаких плодов в этом саду?

2 — Нам можно есть плоды, — ответила женщина. — Вот только про дерево, которое стоит посреди сада, Бог сказал, чтобы мы его плодов не ели и даже не прикасались к ним, а то умрем!

4 — Не умрете, — сказал змей. — Просто Бог знает, что когда вы съедите их, то прозреете и сами станете как боги — познавшими добро и зло!

Женщина увидела, что плоды этого дерева хороши, приятны взору и сулят знание. Она сорвала плод и съела. И мужу она дала плод — муж ел вместе с ней. Они прозрели, увидели свою наготу и сделали себе набедренные повязки из листьев смоковницы.>

3.1. Подобно тому как дракон восточной мифологии взят библейскими авторами в качестве символа богоборческих сил, так и искуситель человека выступает в облике змея. Змей был символом языческих богов плодородия, культ которых столь часто соблазнял израильтян. Религиозное преступление (нарушение воли Творца) связано в Быт с эмблемой язычества. То, что до дня проклятия змей имел ноги, еще больше связывает его образ с чудовищными олицетворениями зла в восточной символике. Но ст. 1 подчеркивает, что змей не самостоятельное начало, а творение Божие, воспротивившееся Создателю (Откр 12.9-10). Его вопрос жене есть клевета на Бога. 3.4-5. Основной мотив нарушения заповеди — стремление быть, как боги, и, минуя Творца, пользоваться властью над миром (быть, как Элогим, можно переводить быть, как Бог). Но множественное число более вероятно. Элогим означает не только Бога, но и вообще сверхъестественные существа (Пс 81.1).

> Некоторые толкователи подчеркивают нравственную сторону падения. По их мнению, вкушение от дерева познания добра и зла означает приятие челове­ком собственных критериев в решении, что есть добро, а что — зло. 3.7. Наги... — посягнув на автономную власть, человек сам оказался под властью природных сил (чувственность). Осознав это, он впервые ощущает стыд. В Быт 2.17 речь идет о духовной смерти (грехе) и потере бессмертия. «Как отделение души от тела есть смерть тела, так отделение Бога от души есть смерть души»*.

> * Св. Григорий Палама. О страстях и добродетелях. 4. Добротолюбие, т. 5

2. Обличение человека (Быт 3.8-13)

<...>

> Ни муж, ни жена не хотят признать свою вину: муж обвиняет жену, жена — змея.

3. Последствия разрыва с Богом (Быт 3.14-19)

<...>

Гл. 3. Сам грех несет в себе наказание. Змей наказан своим коварством, жена — мужем, человек — землею. Здесь — указание на роковую взаимность греховности и ее последствий. 3.15. Человек обречен вести постоянную борьбу с демоническими силами, внушению которых поддался (Рим 7.15-20). В том, что человек будет поражать змея в голову, Отцы Церкви видят указание на грядущую победу над сатаной; в этом смысле семя жены, т. е. потомок женщины, уже не просто род человеческий, но — Мессия. 3.16. Искажена природа человека, нарушена гармония между полами и между людьми вообще. 3.18. Нарушена гармония между человеком и природой. 3.19. Утрачена возможность бессмертия (Древо жизни)*.

> * Воспоминанию о грехопадении посвящено последнее воскресенье перед Великим Постом. В поэзии Адамово падение отражено у Дж. Мильтона («Потерянный рай»).

4. Изгнание из Эдема (Быт 3.20-24).

<20 Человек — Адам — дал своей жене имя Ева, ибо она стала праматерью всех живущих.

21 ГОСПОДЬ Бог сделал одежду из кож и одел человека и его жену. 22 И сказал ГОСПОДЬ Бог:

—  Человек стал как один из Нас  — познавшим добро и зло! Не сорвал бы он еще и плод дерева жизни, чтобы, съев его, стать бессмертным!

23 И ГОСПОДЬ Бог изгнал человека из Эдемского сада — пусть возделывает землю, из которой был взят. 24 Изгнал человека, а у Эдемского сада, на востоке, поставил стражу  — херувимов и огненный меч, во все стороны разящий, чтобы они охраняли дорогу к дереву жизни.>

3.20. Мать всех живущих — указание на кровное единство человеческого рода. 3.21. Сделал одежды — Бог не оставляет падших людей своим попечением. 3.22. Стал как один из Нас, т. е. присвоил себе прерогативы божественного существа. Эти слова выражают иронию. 3.24. Херувим (евр. КЕРУ'В, мн. КЕРУВИ'М) — распространенный на Востоке образ стража священного места (). Он охраняет доступ к дереву жизни, т. е. бессмертию, недостойным которого стал человек; изгнание из рая означает прекращение непосредственной связи Бога и человека (о возвращении рая и древа жизни см. Откр 2.7).

5. Братоубийство (Быт 4.1-16)

<...>

> <...>4.4. Предпочтение, оказанное Авелю перед Каином, связано, очевидно, с внутренними мотивами их жертв (см. Евр 11.4). Это первое в Библии указание на то, что богопочитание без очищения сердца — ничто (ср. Ис 1.11-17). Каин хочет как бы силой вырвать небесное благословение, устраняя соперника. Он не внемлет предупреждению Божию и, убив брата, пытается скрыть от Бога свое преступление (черта, характерная для грубоязыческого, конкретного отношения к Творцу и Его дарам). 4.7. Евр. слово ХАТА'Т (женского рода) означает грех. Выражения, употребляемые по отношению к нему, позволили некоторым толкователям видеть здесь указание на демоническое существо, искусителя. Другие на том основании, что слово ХАТА'Т иногда обозначает искупительную жертву (Лев 4.25), полагают, что в данном случае речь идет о жертве Авеля, которая уже лежит «у входа» (т. е. у врат Эдема). Заключительную же фразу стиха в этом случае переводят так: «Но он (брат твой) будет стремиться к тебе, и ты будешь господствовать над ним». 4.8. И сказал..., т. е., вероятно, «рассказал» Авелю о том, что говорил Господь. Авель становится прообразом страждущего праведника (Мф 23.35). Это одна из главных черт трагической истории падшего человека: праведник в этой жизни почти неизбежно испытывает на себе силу зла. 4.11Бог отказывается от немедленного возмездия «кровь за кровь». Это значит, что воздержание от зла должно совершиться свободно, а не из страха кары. Однако изгнанный от лица Божия (земля Нод от евр. корня НАДА'Д — скитаться) первобытный человек вынужден искать внешней охраны от посягательств других людей. Этой охраной становится кровная месть — закон сынов пустыни, считавших себя потомками Каина (Числ 24.21-22). 4.15. Некоторые толкователи полагают, что «знамение» Каина — это знак принадлежности к племени, в котором практиковалась кровная месть. Таким образом, уже не повиновение воле Бога охраняет человека от врагов, а страх управляет поведением человека.

6. Каиниты (Быт 4.17-24)

<...>

> 4.17. То, что зачатки цивилизации создают потомки Каина, указывает на отравление ее темными стихиями. 4.23. Песнь Ламеха: В язву мне — по-видимому, означает: «в отмщение за рану, мне нанесенную». Зло и жестокость возрастают среди людей; закон кровной мести удваивает свою силу. Противовесом этому закону станет в Новом Завете закон прощения (Мф 18.21).

> 7. Сиф и Енос (Быт 4.25-26)

<...>

> Хотя зло и распространяется в мире, но оно не целиком завладевает человече­ством. Призывать имя Господа: «призывать» — значит «поклоняться, почи­тать». «Господь» — в евр. тексте ЯГВE' (прежде неправильно читали Иегова). Это имя (Сущий) было впервые открыто Моисею (Исх 6.2-3). В данном случае речь идет о том, что традиция истинного богопочитания никогда не прерывалась в человечестве. Согласно предположению некоторых ученых, имя Ягве было известно до Моисея жрецам племени кенитов-мадианитян. <...>

8. Родословная первых поколений (Быт 5)

<...>

> Эта глава входит в серию родословных, которые включены в священническую традицию Пятикнижия (Р). {См. ##} Цель ее — показать единство человеческого рода как одной семьи (см. Деян 17.26-27). Имена, приведенные здесь, — собирательные; они обозначают поколения, племена, народы. Имя Адам (ст. 1) — собирательное имя всего человечества и первой пары как его представителей (см. выше). Долголетие первых людей должно обозначать, что, утратив возможность бессмертия, они как бы взамен его получили долгие годы жизни. Впоследствии, с увеличением зла на земле, срок жизни укорачивается (Быт 6.3).


9. Преступный союз с духами (Быт 6.1-4)

1 Когда люди начали умножаться на земле, и родились у них дочери; тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь Бог: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.

Сынами Божиими в Библии обычно именуются духовные существа (см. Иов 2.1; Пс 28.1). В свете этого толковали Быт 6 авторы апокрифов, Филон и многие Отцы Церкви (Юстин, Ириней, Климент, Амвросий и другие). Брачный союз в символике Св. Писания нередко означает союз религиозный (см. Ос 2.16; Еф 5.25-33). Поэтому «брак» с духами может быть истолкован как символ измены людей Богу и установления ими преступного союза с духами (т. е. возникновения язычества). В Книге Еноха, апокрифическом писании II — I вв. до Р. Х., которое пользовалось большим уважением в ранней Церкви (ср. Иуд 1.6-14), сыны Божии — это падшие духи, научившие людей магии и волхвованиям. (Этот мотив использован в трагедии Байрона «Небо и земля».) Исполины — по-видимому, герои древних сказаний, которые производили свой род от богов и прославились как первые языческие цари.

10. Суд Божий над падшими людьми (Быт 6.5-12)

И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю: ибо Я раскаялся, что создал их. Ной же обрел благодать пред очами Господа Бога.

Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом. 10 Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета.

11 Но земля растлилась пред лицом Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. 12 И воззрел Господь Бог на землю; и вот, она растленна: ибо всякая плоть извратила путь свой на земле.

(ВОТ ПОВЕСТЬ О НОЕ И ЕГО ПОТОМКАХ.

Среди людей того времени один только Ной был праведен и непорочен; его жизнь шла с Богом. 10 У Ноя было три сына: Сим, Хам и Яфет.

11 Земля стала негодной в очах Божьих:
она сделалась полна злодеяний.
12 Бог увидел, что стала земля негодной:
все идут путями неправды.)

6.6. Раскаялся — антропоморфное выражение, которое не следует понимать буквально. Оно должно указывать на живое, личностное отношение Бога ко злу, совершающемуся на земле. Растление человека, царя твари, делает природу бессмысленной, и она как бы возвращается в состояние древнего хаоса (ср. Соф 1.2-3). Повторение ст. 5 и 12 объясняется тем, что в Быт соединены два рассказа о потопе (J и Р).{}

11. Построение ковчега (Быт 6.13-22; 7.1-5)

<....>

> Учитывая размер ковчега (150х25 м), не следует видеть в животных, помещенных в нём, представителей всей фауны земли (число видов наземных по­звоночных превышает 16 000). Речь, по-видимому, идет только о существах, необходимых для человека.

12. Потоп (Быт 7.6-24; 8.1-14)

 <....>

> Потоп, вероятно, захватил лишь основные районы обитания человека. Раскопки показали, что в Месопотамии ок. 4000 лет до Р. Х. действительно произош­ло наводнение огромных масштабов, которое уничтожило местную культуру.* Древние сказания народов Двуречья об этом потопе послужили материалом для библейского рассказа (фрагмент поэмы о Гильгамеше, содержащей историю потопа, найден в Палестине). В них потоп объясняется ревностью и капризом богов. В Библии же это событие понимается как знак того, что вне Бога жизнь людей обречена на гибель.

> * См. Л. Вулли. Ур Халдеев. М., 1963.

13. Завет с Ноем (Быт 8.15-22; 9.1-17)

 <.....>

> Ной становится основателем нового человечества. Это более слабое поколение, к которому Бог предъявляет меньшие требования и обещает отныне не допускать потопа. Людям разрешена животная пища, но воспрещено употреб­ление крови. Кровь в древности символически означала основу жизни. Поскольку сама жизнь всецело принадлежит Богу, то и кровь является священной (см. Деян 15.19-20)

14. Начало новой цивилизации (Быт 9.18-27)

 <.....>

> Праведный Ной первым насаждает виноград, и он же становится первой жертвой опьянения. Это говорит о двойственном характере цивилизации, которая таит в себе многие опасности.

> В эпизоде с Хамом — осуждение тех, кто не чтит родителей и, следова­тельно, нарушает один из первых нравственных законов человечества. Перене­сение проклятия на Ханаан связано с тем, что он в глазах Израиля был воплощением нечестия.

15. Потомки Ноя (Быт 10)

 <.....>

> В этой главе говорится о родственной связи народов Древнего мира. Это преимущественно племена индоевропейской, семитской и хамитской групп (главным образом цивилизации Средиземноморского бассейна). Негры и монголы находились вне поля зрения библейского автора. По словам блж. Августина, в Быт 10 речь идет не о людях, а о народах*.

> * Блж. Августин. О Граде Божием, XVI, 3.

 <...>

> 70 библейских родоначальников олицетворяют всё человечество. Когда Христос избрал 70 учеников, это означало, что Церковь Его будет вселенской.

16. Вавилонская башня (Быт 11.1-9)

 <...>

> Это четвертый акт драмы, в которой человек восстает против Бога (нарушение запрета в Эдеме, братоубийство, языческая магия). Быть людьми «одного языка» по древневосточной терминологии означает входить в одну империю. Башня и город символизируют богоборческую цивилизацию, построенную на насилии. Град, задуманный как вызов Небу, обречен на крушение. Рассказ связан с Вавилоном, потому что в этой области возникла первая в истории империя (II тыс. до Р. X.). Впоследствии Вавилон становится символом богоборчества, часто встречающимся в Библии. () По другому толкованию, в Быт указывается на действительное единство праязыка, который исчез вслед за распадением людей на враждующие нации. Восстав против Бога, люди восстали друг против друга. (В настоящее время так называемая ностратическая теория считает возможным существование праязыка.)


См. также:
священник Александр Мень. Пролог книги бытия (Быт 1-11)
Э. Гальбиати, А. Пьяцца. ТРУДНЫЕ СТРАНИЦЫ БИБЛИИ. Ветхий Завет (см. главы I-II,IV-VI)

Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают более 6000 человек.
Буду благодарен за МАТЕРИАЛУЮ ПОДДЕРЖКУ проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)  /  0 (неинтересно - не(до)читал)  /  1 (не понравилось / не интересно)  /  2 (малоинтересно)  / 

3 (интересно)  /  4 (очень интересно)  /  (замечательно! чудесно!)  

www.messia.ru/r2/4/b10_118.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются.
Автор текста указывается перед текстом.

С Рождеством Христовым!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск по теме
 

В избранное