Правила толкования Евангелий не могут отличаться от толкования Пятикнижья, книг Царств, Паралипоменон или другой повествовательной исторической книги Библии. Напомним кратко эти правила:
1.Библейские рассказы – не просто о людях, но о Боге.
2.Это не аллегории или истории со скрытым смыслом.
3.Нельзя толковать отдельные детали в отрыве от всего повествования.
4.Доктрины или правила поведения не передаются прямо.
5.Вовсе необязательно, что событие, имевшее место в истории, непременно может повториться в будущем.
6.Поведению героев не всегда дается оценка.
7.Повествование избирательно, указывается только то, что раскрывает главную цель автора.
Однако, по причине наличия четырех Евангелий, есть и некоторые особенности, которые на наш взгляд необходимо подчеркнуть.
1. Посмотреть, какими словами передается отрывок в других Евангелиях. Например, слова «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть моим учеником» (Лук 14:26) легче понять, прочитав Мф. 10:37 – «Кто любит отцаили мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня». В Нагорной проповеди у Матфея слова «блаженны плачущие, ибо они утешатся»
(5:4) соответствуют словам Луки «блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь» (6:21), что открывает еще одно измерение слов Христа. Понять смысл «мерзости запустения» (Мф 24:15-16) легче, прочтя у Луки «Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знаете, что приблизилось запустение его...» (21:20,21).
2. Посмотреть, в каком контексте предлагается отрывок в других Евангелиях, понять, почему автор поместил его именно туда, какие богословские цели преследовал. Например, Матфей (5:3) упоминает нищих духом; эту мысль легче понять, сравнив с контекстом этого же изречения у Луки (6:24), где духовная нищета связана с материальной.
3. При наличии расхождений в описательных деталях повествования доверять больше тем евангелистам, которые были очевидцами. Например, Марк 5:2 и Лук 8:27 говорят, что в стране Гадаринской Христос исцелил одного бесноватого. Матфей же (8:28) указывает, что их было двое. Скорее всего? один из них был более свирепым. В данном случае необходимо отдать предпочтение Матфею, как очевидцу. Второй пример – количество слепых, исцеленных Христом. По Марку (10:46) и Луке (18:35) был исцелен один человек, по Матфею –
два (Мф 20:30).
4. Различия в деталях считать соборной информацией, проливающей полный свет на происшедшее событие. Один из предыдущих примеров – об исцелении слепых – позволяет не только определить количество исцеленных, но и имя одного из них. Пример с надписью на кресте также показывает возможность собирательного значения. Матфей говорит (27:47) «Сей есть Иисус, царь Иудейский», Марк (15:26) – «Царь Иудейский», Лука (23:38) – «Сей есть Царь Иудейский». У Иоанна же (19:19) читаем: «Иисус Назорей, Царь Иудейский».
5. Помнить, что евангелисты не выступают как хронологи, преследуя больше тематические цели. В отношении хронологии следовать Иоанну.
Сегодня публикую отзыв Максима на нашу рассылку и его координаты:
мир вам! спасибо за рассылку. я на неё подписался случайно, просто мне в ящикпришло предложение подписаться на неё и я с мыслью, что отписаться никогда не поздно взял да и подписался. теперь могу сказать, что отписываться не собираюсь, а если
можно, хотел бы тоже поучаствовать. мне бы хотелось осветить тему Христос и церковь, в плане того, что, как вы писали в последнем выпуске, многие бегают по церквям, а нужно прийти ко Христу, ведь Он говорит: придите ко мне, все труждающиеся и обременённые и я успокою вас. а в другом месте сказано, что един Бог и един посредник между Богом и человеком- человек Христос Иисус. а петру Господь говорил- я создам церковь мою и врата ада её не одолеют. а что это значит, как не то, что церковь это собрание Его учеников.
а много ли из нас на самом деле Его? не приходим ли мы в церковь потому, что нам пообещали исцеление, преуспевание и т.д. я не против преуспевания и исцеления, тем более, что сам в нём нуждаюсь, но всё должно быть на своём месте- ищите прежде царства Божьего и правды Его, а всё остальное приложится. я понимаю так, что мы должны идти к Нему, а не к Его благословениям. опять-таки это не значит, что не надо принимать благословения, но это не цель нашего христианства. вспоминается пророк аввакум: если бы даже маслина
изменила и виноградная лоза не дала плода, если бы даже не стало овец в загоне и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. цитата неточная, но смысл тот. просто цитирую по памяти. в общем в этом направлении, если можно. и ещё раз хочу сказать, что мне нравится ваша рассылка. будьте благословенны! yourmaximvarfolomeevmailto: maxvarf@gala.net cometomysite http://slavimboga.narod.ru