Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ДНЕВНИК СВЯЩЕННИКА. Рассылка всех обновлений сайта.


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

ДНЕВНИК СВЯЩЕННИКА

 

Запись:

http://ashramko.virtualave.net/zapisi_27_04_01.htm

27.04.2001
МИМОЛЕТНОЕ

 

О ПРОГРЕССЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ И РЕГРЕССЕ ЦЕРКОВНОСТИ

Внешне цивилизация идет вперед. Уже не раз казалось, что ее возможности безграничны. Однако человек по-прежнему трудится в поте лица своего. Не столько он облегчил свое существование, сколько убыстряется темп. Причем физическая нагрузка переходит на нервную и психическую. Опасности тоже не исчезают. Природные силы если и побеждаются, то за это приходится платить катастрофами типа Чернобыля.

С духовностью все наоборот. Непрерывное падение благочестия в Церкви. Секуляризация общества. Многократно высмеянная "отсталость" церковного миросозерцания. Не раз намечались уже похороны Церкви. Однако же Церковь живет. И ее перспективы пропорциональны разочарованию в цивилизации. Здесь какой-то закон, какая-то тайна. Здесь доказательство бессмертия веры. Претерпевший до конца спасется.

ОБ АПОЛИТИЧНОСТИ ЦЕРКВИ

Возвышенность Церкви над земными "схватками" вовсе не означает аполитичности. Напротив, аполитичность и есть политика в чистом виде. Ведь политика в широком значении это включение в некоторую игру, когда оперируют одними категориями, чтобы отыграться в совершенно ином. Аполитичность это прямое поддакивание тому, кто побеждает в схватке. Метаполитичность означает полную неангожированность в земных интересах, прямая линия, которая может кольнуть то одних, то других. Церковь глубоко оппозиционна. Что бы ни предложил мир, она стоит на неземном Царстве. Христос, по сути, был обвинен именно в политическом преступлении: "объявлял себя царем". "Отдайте кесарю кесарево" вовсе не означает "что вы, что вы, я всегда за кесаря, кто бы он ни был".

Примеры крайне неудачной церковной политики ≈ "анафематствование" в 93 г., борьба против НТВ, вопрос с царскими останками.

ЕВАГЕЛИЕ ОТ МАРКА 10 ГЛ.

Говоря о награде, Господь говорит здесь не только о награде в веке грядущем, но и о награде во время сие, среди гонений. Конечно, интересно и то, что чаще всего комментируется: какие такие во сто крат более отцов, матерей, братьев, сестер и даже домов и земель имеет в виду Господь? Это понять и принять сравнительно легко. Сложнее с двумя другими аспектами. Первое: почему при этом обязательно нужно оставлять родных отцов, матерей и даже жен? Второе. Господь обещает награду уже в этой жизни. Теперешнее "православное" мышление более тяготеет к тупому терпению в этой жизни, в этом видит даже подвиг и "смирение". Здесь как-то ближе к столь презираемому нами протестантскому "успеху".

Мы как-то нарочито избегаем достаточно твердое указание на то, что идущий за Христом должен оставить всех близких. Для нас это какое-то тоталитарно-сектантское требование. Мы хотим отгородиться от Божьего требования, продемонстрировать обществу свою "лояльность". А ведь оно совершенно ясно указывается в патериках, недавно я встретил у Василия Великого. Причем это все прямо и недвусмысленно, без всякого "переносного значения". Кстати, прямо толковать это место не боялась даже дореволюционная "государственная" Церковь. А мы боимся выйти за рамки социальной функциональности. Мы бесстыдно заискиваем перед безбожным обществом, сами напрашиваемся, чтобы оно сохранило нам "нишу".

БЛАГОЧЕСТИВОЕ ТЕРНИЕ

"Благочестивое терние" ≈ не в его ли выращивании состоит жизнь нынешних монастырей?

Если уж не растет зерно, то хоть что-нибудь бы колосилось. Поля зеленеют, а уж что на них,≈ терние ли или действительная духовная жизнь,≈ пойди рассмотри. Монастырь строится √ это что? Да очень просто √ там вот и там поднялись корпуса. Настоятель городские конторы обхаживает. Засыпает с мыслью, где б это еще кирпича, стекла, цемента выпросить. Коровы, телята, бычки. Многозаботливость и многопопечительность, все та же советская непрекращающаяся стройка. За средствами не видно цели.

Молитвенный подвиг должен сочетаться с физическим трудом, но ведь это же только средство для борьбы с искушениями. Монахи-пустынники плели корзины, но никому не приходило в голову открывать ферму по их производству. Неужто не выживут монахи без собственной сметанки? Почему мы так умиляемся этому "натуральному" хозяйствованию? Если и мила нам эта крестьянская старина, то монастыри-то тут при чем? Их ли это дело?

Жив дух "иосифлянства", но какого-то нищего. Для настоящего нет своего, естественного богатства (за счет собственности, землепользования), а для "заволжского" нет молитвы. Тогда ради чего? И нет ли тут исполнения все того же завета-проклятия "в поте лица добывать хлеб свой"? Если не хочешь хлеба духовного, добывай земной!

ДУХ ОБНОВЛЕНЧЕСТВА

Вот штрих действительного обновленчества! Сделать проще себе, ссылаясь на интересы верующих. Ведь не грех и сокращать, и удлинять, но только не для собственного удобства, а чтобы служба наиболее полно выполнила свою задачу. И задача эта вовсе в не в наслаждении собственным "божественным" многоглаголанием. А то ведь получается, что сокративший "ленится", а удлинивший "трудится". Так ли это бесспорно? Как сокращают для себя, так и удлинять могут опять же для себя, для наслаждений своими "трудами" или просто стяжания неких "заслуг" перед Богом.

Еще одна черта обновленчества ≈ авторитарность. Если я считаю, что так лучше, то незачем считаться с другими. Считаются лишь с тем, за кем хоть какая-то сила, пусть даже и негосударственная. Ну а уж если государственная, то это святей святого. Поэтому на этом поприще собственно и засветилось обновленчество. И его уши не закрыть никакими "древлеправославными" декорациями.

ПРИХОДСКИЕ НРАВЫ

С этим сталкивался всякий, кто сподобился "работать" на церковном приходе. Человек ждет, что вот тут-то отношения между людьми совсем не то, что в мире. Ведь здесь же "братья и сестры". Да и Бога боятся. И вдруг неприятное открытие - можешь оказаться жертвой такой подлости, что и в миру не сыщешь. Вряд ли это объяснимо только "искушенииями".

Просто в миру действуют вполне определенные правила Плохие ли, хорошие ли, но всем известные. Пусть хоть и "законы джунглей". Но ты ы видишь, на что можешь наткнуться, а где можешь расслабиться. Где лучше отступить, а где можно и побороться. В чем покориться, а в чем и настоять.

В церкви же вроде бы и не место этим "диким нравам". Вместо них благодать и закон Божий. Только действенно это только тогда, когда живо. Что же остается? Некоторые застывшие формулы для оправдания чего угодно. Ты ходишь по этому лицемерному полю. Не ведая в темноте, на что наткнешься.

 

Посетите сайт

ДНЕВНИК СВЯЩЕННИКА
Гостевая книга

Пишите: a-shramko@mail.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное