Я не хочу никогда уезжать из Вриндавана
9-25 октября 2001 года
"О брат! Где будут твои любящие жена, дети, братья и другие родственники, когда твои глаза сомкнутся навечно? Сохранишь ли ты свои хорошие качества? Куда денется твоя слава? Где будут твои гордость, богатство, образование, власть над другими, могущество и богатство? О мой ученый и разумный друг! Почему ты не отрекся от всего этого и не убежал во Вриндаван?" [Вриндаван-махимамрита, Сатака 1, Текст 81]
Перед вылетом в Индию я был перегружен письмами, телефонными звонками, факсами, советами и мольбами не ехать из-за возможных террористических актов, и еще более опасного осложнения отношений между Индией и Пакистаном. Многие доводы были разумными, но после важного комментария в Шримад-Бхагаватам, прочтенного мною утром в день рейса, я утвердился в решении ехать. Я не знал, ехать мне или не ехать, до тех пор, пока не получил ясного совета от моего духовного учителя:
"Иногда члены Общества сознания Кришны боятся возможной мировой войны и спрашивают, что с ними случится, если она начнется. Во всех опасностях им следует верить в то, что их защищают Вишнудуты или Верховная Божественная Личность, как это утверждает Бхагавад-Гита (каунтея пратиджанихи на ме бхактах пранашьяти). С предан-ными не происходит материальных неприятностей. Это также подтверждает Шримад Бхагаватам: падам падам яд випадам на тешам - в этом материальном мире опасности подстерегают на каждом шагу, но
они не грозят преданным, полностью предавшимся лотосным стопам Господа. Чистые преданные Господа Вишну могут быть уверены в защите Господа, и до тех пор, пока они находятся в этом материальном мире, им следует целиком посвятить себя преданному служению и нести людям культ Чайтаньи Махапрабху и Господа Кришны - Движение сознания Кришны".
[Шримад-Бхагаватам 6.3.18, комментарий]
8 октября я, Шри Прахлад и его жена, Рукмини Прия даси, вылетели из Варшавы в Нью-Дели. После короткой остановки в Вене мы первыми вернулись в самолет. Зная, что все места на рейс проданы, я уселся поудобнее и стал наблюдать за входящими пассажирами - мне хотелось знать, кто будет сидеть позади меня на протяжении всего девятичасового путешествия. Я обратил внимание на идущую по проходу женщину, которая очень нервничала. Увидев меня, она явно успокоилась и была видимо обрадована, обнаружив, что должна сидеть
рядом со мной. В начале пути мы обменялись несколькими любезными фразами, но больше не разговаривали.
Через 9 часов, когда мы приземлились в Дели и приготовились к выходу из самолета, она сказала мне:
- Можно, я кое-что скажу вам?
- Конечно. - Ответил я.
- У меня фобия к полетом, усилившаяся после недавних террористических актов в Америке. Когда я заходила в самолет, то очень боялась, но увидев вас - монаха в шафрановых одеждах, - взмолилась к Господу: "Прошу Тебя, Господь, сделай так, чтобы я сидела рядом с ним! Тогда все будет в порядке!" Так оно и случилось. Спасибо за то, что были моим ангелом-хранителем.
Я был так удивлен, что смог только ответить: <Пожалуйста.>
И мы присоединились к потоку выходящих из самолета пассажиров. Когда мы спускались по лестнице к таможне, меня остановили один пассажир и его жена. Он сказал:
- Спасибо.
- Спасибо за что? - не понял я.
- За то, что были в этом самолете. - Ответил он.
С этими словами они пошли дальше. Я в очередной раз убедился в том, что многие люди, потерявшие покой после террористических актов, обратились к духовной жизни.
Когда мы прошли таможню, было уже далеко за полночь. Мы тут же наняли автомобиль Тата Сумо до Вриндавана. Я испытывал такое нетерпение, что так и не смог заснуть в течение всего двухчасового путешествия, считая каждую минуту, пока мы наконец не приехали в 4 часа утра. Даже в этот ранний час Вриндаван уже пробудился и наполнился суетой жителей. В противоположность образу жизни западных людей, жители Вриндавана встают намного раньше солнца и либо отправляются в один из 7.000 храмов этой деревни, либо просто
занимаются своими ежедневными заботами - готовят, убирают, готовятся к работе.
Когда мы вышли из автомобиля, мои чувства оживились ароматом цветущего жасмина, звуками храмовых колоколов и зрелищем людей, быстро идущих по улицам по направлению к своим любимым храмам. Неудобство вызвал лишь горячий влажный воздух. После выгрузки своих сумок из автомобиля я тут же покрылся потом. Но я не жаловался. Я много раз бывал в Индии и привык к трудностям, связанным с жарой и холодом, скромной пищей, многолюдными
улицами и периодическим перебоями в снабжении водой и электричеством.
Такие испытания почти не оставляют возможности для услаждения чувств и в конечном счете помогают стать достаточно равнодушным к материальной жизни. Во время посещения святых мест предполагается, помимо всего прочего, совершение аскез и уменьшение потребностей тела. Кришна ясно говорит в Бхагавад-гите 18.67:
Идам те натапаская на бхактая кадачана на чашушру-саве вачьям на са мам йо бхьяшуяти
"Это сокровенное знание никогда не может быть дано тому, кто не несет аскез, не занят в преданном служении либо испытывает злобу или зависть по отношению ко Мне".
Но награда за посещение столь благоприятных мест подобных Вриндавану превосходит любые аскезы, выпадающие на долю паломника! Благо от преданного служения, совершенного на земле Вриндавана, умножается в тысячи раз. Красота Вриндавана замечательно описана Шрилой Прабхупадой в книге "Кришна". В особенности этот отрывок - он является классическим описанием этой трансцендентной земли для меня и многих других преданных ИСККОН: "Вриндаван - это такое замечательное место. Здесь всегда цветут цветы, здесь есть даже
множество видов украшенных оленей. Щебечут птицы, кричат и танцуют павлины, жужжат пчелы. Кукушки выпевают прекрасные мелодии из 5 нот".
После того, как мы обустроились на новом месте, я посетил Кришна-Баларама Мандир и самадхи Шрилы Прабхупады, а потом отправился в долгую прогулку по Вриндавану и его храмам, беззаботный и счастливый. Я очень долго ждал этого момента. На протяжении прошедшего года на нашем фестивальном туре в Польше я часто в уме посещал различные святые места Вриндавана, иногда для того, чтобы забыть о непрекращающейся оппозиции, иногда просто ради духовного вдохновения. Медитация на Вриндаван вдали от него помогала, но именно
регулярные поездки и даршаны множества святых мест Вриндавана дают мне силу год за годом продолжать преданное служение.
В первый день я решил посетить 5 личностей святой дхамы, которые наделяют величайшей милостью искренних преданных: Гопишвара Махадева (Господь Шива), Вриндадеви, Йогамайя, река Ямуна и холм Говардхана. Я молился им о том, чтобы моё пребывание во Вриндаване принесло трансцендентные плоды.
Во время этого похода я повстречал многих старых друзей, которых знаю уже много лет - пуджари в храмах, торговцев, садху, даже рикшей (водителей). Я обратил внимание на то, что во время наших встреч мы говорили о сознании Кришны. Пуджари рассказывали мне об одеяниях, которые Господь носил во время последнего жаркого сезона, торговцы - о посещенных ими праздниках, садху говорили о Самом Господе, а рикши. .. ну, они торговались. Но для моих ушей это была музыка, потому что я ни слова не услышал о терроризме
- главной теме разговоров в любой иной части мира. Хотя угроза терроризма действительно существует, мне все же кажется, что благодаря продвинутым информационным технологиям мир еще никогда не был так сосредоточен на отдельном эпизоде в истории человечества. Но, подобно любым событиям - как мирового масштаба, так и малозначащим - эта проблема пришла и рано или поздно уйдет. А мы тратим на ее обсуждение бесценные минуты своей жизни, которые можно было бы использовать для постижения вечных, духовных вопросов.
Мирские новости следует получать понемногу, небольшими порциями, иначе они займут все наши мысли и вызовут неуверенность и страх. Преданные должны уделять больше времени шастрам, а не мирским новостям, как они делают это сейчас. Шрила Прахупада очень ясно объясняет это: "Чайтанья Махапрабху посоветовал: грамья катха на сунибе, бхала на кхаибе на бхала на парибе - не принимайте участия в грамья-катхе (деревенских пересудах). Поэтому мы всегда советуем: "Не читайте газеты. Не читайте никакие другие книги, потому
что они наполнены грамья-катхой. Избегайте их, насколько возможно. Они не нужны. Какие могут быть новости в газетах с грамья-катхой? Они повторяют одно и то же: в одной местности наводнение, в другой - крушение поезда, там - автомобильная аварая, здесь один политик произнес речь, другой политик произнес речь". Мы должны избегать этих привлекательных внешне новостей. Нам следует просто разговаривать о Кришне. Это самое безопасное занятие".
[Лекция по Шримад-Бхагаватам 6.1.64-9.1.75]
Красота Вринадана в том, что тема почти всех "деревенских пересудов" - Кришна. Конечно, если кто-то хочет узнать новости из окружающего мира, то Би-Би-Си тут же заявит о себе, громко и слышно, и даже во Вриндаване есть много газет.
Шрила Прабхупада объясняет, что живущие здесь святые личности важны так же, как само священное место. За первые несколько дней во Вриндаване мне посчастливилось встретиться с подобными, сознающими Кришну личностями, иногда совершенно неожиданно. Совершая Говардхана Парикраму с маленькой группой преданных, мы посетили храм Дауджи (Баларамы) недалеко от Говинда кунды. Когда мы вошли в него, к нам обратилась 11-летния девочка и пригласила нас подойти и посмотреть на Божество поближе. Мы принесли поклоны и сели
перед Божеством, восторгаясь Его трансцендентными формами. Я заметил, что эта девочка внимательно изучает нас, и заговорил с нею. Нам переводила моя ученица Дауджи Кришна даси.
Я спросил: <Ты здесь живешь?>
Девочка ответила, с нежностью глядя на Божество: <Да. Мой отец священник здесь, и перед тем как уйти в школу, я помогаю ему в служении Божеству. Каждое утро я омываю Господа, а потом предлагаю Ему прасадам.>
Пораженный, я спросил:
- Что ты будешь делать, когда вырастешь?
- Я буду делать все, что пожелает Дауджи. - ответила она. - У нас нет независимости - мы ничего не можем сделать без Его дозволения.
Я был потрясен тем, что такая маленькая девочка так предана Божеству, и продолжил расспрашивать ее:
- Ты хочешь жить в этой деревне всю свою жизнь?
- Конечно, хочу. Я не хочу никогда уезжать из Вриндавана. Здесь играют Кришна и Баларама. К этому моменту я был не только поражен, но и пристыжен. Эта девочка проявляла столь естественную привязанность к Божеству и духовной земле Вриндавана. У меня не укладывалось в голове - я практикую сознание Кришны 31 год и до сих пор борюсь за то, чтобы испытать искреннее чувство к Господу, в то время как у этой девочки любовь к Кришне казалась такой непринужденной и естественной.
- А ты хотела бы побывать в Америке? - глупо спросил я.
- Почему я должна хотеть попасть в Америку? - ответила она. - Если там так хорошо, то зачем вы потратили столько денег и приехали во Вриндаван? - А потом сама ответила на свой вопрос. - Потому что здесь Дауджи, а Он - самая привлекательная личность.
Я задумался на мгновение: "Кто эта девочка?" А потом вспомнил слова Господа Иисуса Христа: "И поведет их дитя".
Своим ответом на мой последний вопрос она полностью завоевала мое сердце. Я признал, что она - настоящая преданная, и, желая послужить ей, спросил: <Тебе что-нибудь нужно?>
Она сказала:
- Я хотела бы иметь учебник по английскому языку, чтобы рассказывать все-все о Кришне иностранцам, когда они приезжают.
- Это все, чего ты хочешь? - спросил я.
Но она не ответила. Она просто пристально смотрела на Божество и молчала. Я ответил сам себе: "Конечно, ты больше ничего не хочешь. Все, что тебе нужно, есть у тебя здесь. У тебя есть Кришна. Надеюсь, что за свое короткое пребывание во Вриндаване я смогу развить хотя бы каплю той преданности к Господу, которая есть у тебя".
Она продолжала смотреть на Божество; мы тихо принесли поклоны и покинули храм. Я посмотрел на свою руку - волосы на ней стояли дыбом.
Эта маленькая девочка-бриджабаси была не обычной душой. Какая разница, слышала ли она когда-нибудь о горестях, которые сейчас навалились на этот мир?
"Я молюсь о том, чтобы я смог служить движущимся и неподвижным обитателям Вриндавана. Разве Брахма или другие полубоги смогут сравниться с ними? Жители Вриндавана более выдающиеся. Они очень дороги царю Враджа. Их
формы вечны, духовны и полны нектара. Их величие безгранично. Они - источник, несущий блаженство в Упанишады".
"Не делай ничего! Не говори ничего! Забудь обо всем, что видел до сих пор! Помни о прекрасной, цвета грозовой тучи супружеской паре, что заставляет страдать Камадеву, беги от мирских людей, поезжай в трансцендентный Вриндаван!" [Вриндаван-махимамрита, Сатака 1, тексты 61; 32]