В Саудовской Аравии он проживает и учится уже около 5 лет. О своей необычной судьбе в интервью рассказывает Руслан Амиралиев.
- Я родился и вырос в Каспийске. В 2000 году окончил факультет управления экономикой ДГУ. В поисках достойных заработков отправился в Москву, там с друзьями торговали бытовой химией. Однако общая атмосфера в этом городе меня откровенно смущала - культ денег, потребительское отношение к жизни, многочисленные соблазны, опасные особенно для молодёжи. Всё это расходилось с моим исламским вероисповеданием.
Я жаждал совсем другой обстановки. Когда вокруг много мечетей, на утренний намаз тебя будит азан, да и жизнь общества в целом соответствует заповедям ислама - хотя бы более-менее. В этих целях отправился в Арабские Эмираты - совсем другое дело. Правда, у меня была лишь туристическая виза, а по ней надолго в Эмиратах не задержишься. Тут и подоспел положительный ответ из саудовского вуза о том, что я принят на учебу.
В Эр-Рияде нас поселили в студенческом общежитии, и я только тогда понял, какое это огромное и серьёзное учебное заведение - Королевский университет имени Сауда. Общее количество преподавателей и студентов - 140 тысяч человек! Юноши и девушки обучаются раздельно.
- Какова программа обучения в саудовском университете?
- Педагогика, психология, информатика, а также собственно исламские предметы: тафсир (комментарии к Корану), хадисоведение, фикх (исламское право) и т. д. Получив диплом, я сам - уже в качестве преподавателя - смогу вести обучение на арабском языке.
- Считается, что Саудовская Аравия - это центр ваххабизма. Под этим словом понимают учение, призывающее обвинять мусульман в неверии, выступать против них с оружием в руках, покушаться на кровь и имущество неверных. Так ли это и действительно ли в саудовских университетах обучают такому трактованию Ислама?
- Все, что вы упомянули, на самом деле, должно называться распространением нечестия на земле, а не трактованием Ислама. Между прочим, все современные крупные ученые Саудовской Аравии строго порицают теракты, покушения на немусульман, обвинение мусульман в куфре (неверии). Дело здесь вовсе не в том, что в Саудовской Аравии правят сторонники Мухаммада Абдуль-Ваххаба, движение которого и было названо два века назад ваххабитским. Дело в том, что тем людям, которые устраивают теракты, готовы пролить человеческую
кровь, совершенно нет разницы, какую идеологию они исповедуют. Правильное название таким людям - террористы и убийцы, а учение Мухаммада Абдуль-Ваххаба здесь совершенно ни при чем.
Я категорический противник огульного такфира (обвинения других мусульман в куфре - неверии, это практикуют некоторые радикальные течения). Разве что человек сам очевидно выводит себя из ислама, например, заявляет: Я не верю в Бога или говорит Я не согласен с Всевышним и считаю, что спиртное употреблять можно!.
Но если человек свидетельствует шахаду (исламская формула веры в Единого Бога и Его посланника Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует) - как можно объявить его кяфиром, неверным?! Обвинение в вероотступничестве - это очень серьёзный вопрос, требующий в исламской стране судебного разбирательства со множеством последствий для того, чьё вероотступничество будет точно установлено.
- Но именно так ведут себя некоторые ребята, учившиеся за границей, когда возвращаются на родину. При этом они даже ссылаются на ученых, уверяя, что именно такому пониманию религии их обучили знающие люди. Даже на твоей родине в Дагестане есть такие молодые мусульмане, которые остальных считают неверующими и по этой причине позволяют себе покушаться на их жизнь и имущество. Они совершают взрывы, нападают на представителей власти, убивают сотрудников спецслужб. Они считают, что по Исламу так
поступать можно. Что скажешь?
- Сам факт, что человек провел какое-то время за границей, ещё не означает, что он стал исламским богословом или правоведом. В конце концов, он мог плохо учиться, не всё освоить или вообще не закончить полный курс обучения.
Кстати, те исламские учёные, на которых эти молодые люди ссылаются, отнюдь не позволяли себе делать огульный такфир. Надо просто изучать все их труды, а не вырывать отдельные фразы из контекста. Например, от некоторых ребят я слышал довольно жёсткие ссылки на Ибн Таймию и Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба. Я лично изучил эти работы, но там огульного такфира не обнаружил.
А ещё мусульманам не нужно поддаваться на провокации и не позволять нас раскалывать на лагеря. Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не распадайтесь - это ведь в Священном Коране сказано.
- Ты убедительно показал, что никакому терроризму вас там не обучают. Но ведь можно и без взрывного дела аккуратно в аудиториях воспитывать ненависть к Российской Федерации: мол, эта страна - враг ислама, её нужно уничтожать, крушить…
- Нет этого! Ещё раз говорю, речь идёт о серьёзном вузе. Кстати, в Институте арабского языка на вечернем отделении обучались и работники российского Посольства в Эр-Рияде, стараясь получше освоить местную речь.
Наоборот, в последнее время Саудовская Аравия повернулась лицом к России. Видимо, тут играет роль и большая политика: у двух стран есть общий недруг за океаном. Кстати, руководство Саудовской Аравии, которое традиционно сотрудничало с США, уже не может не реагировать на возмущение собственных граждан. Действительно, хамству Штатов нет предела: оккупировать Ирак, ввести войска в Афганистан, диктовать всему миру свою волю…
- Та молодежь, что взялась за оружие в Дагестане, Ингушетии и других регионах Кавказа, заявляет, что им нужно исламское правление. Как ты относишься к идее установления исламского государства в Дагестане путём захвата власти?
- Что ж, на откровенный вопрос и отвечу откровенно. Бесспорно, что любой искренне верующий мусульманин мечтает жить в условиях исламской общественной модели. Так же, как для демократа социальным идеалом выступает демократия, для монархиста - монархия, для коммуниста - коммунизм, также для мусульманина нет ничего лучше исламского правления.
Понятно также, что исламская система не сводится только к возможности совершать намаз и ездить в хадж. Ислам - это и соответствующее законодательство, и социально-экономическая система, и уголовное судопроизводство, и досуг, и т. д. - всё с учётом мусульманской специфики.
Это понятно. НО.
Джихад и установление исламского государства нельзя объявить по своему хотению. Существуют чёткие правила и полномочия на сей счёт. Например, Ибн Кайим Джаузийа в своём фундаментальном труде Спасение легкомысленного от ловушек сатаны пишет об ответственности и отчёте, который мусульманин должен отдавать за свои поступки ещё до их совершения.
Причём эта отчётность включает в себя 4 макама (уровня, аспекта, пункта).
Первое: уверен ли сам действующий, что он способен осуществить задуманное, является ли он мастером, знатоком и специалистом в этой области?
Второе: надо чётко уяснить для себя - лучше совершить задуманное или лучше оставить его, в чём заключается большее благо?
Третье: надо честно ответить себе - это дело совершается искренне ради Аллаха или присутствует иная мотивация?
И четвёртое: требует ли это дело привлечения помощников и готов ли инициатор нести ответственность за их привлечение? (Том 1, стр. 71 - 72).
В шариате есть и другой известный принцип: зло не удаляется ещё большим злом. Допустим, конкретный мусульманин считает нынешнюю социально-политическую систему неправильной и намеревается с гранатомётом в руках её уничтожать, чтобы потом на развалинах построить имамат. Допустим, эти идеи охватили определённую часть верующих. И что тогда? Понятно, что: сюда будут введены дополнительные федеральные войска, здесь развернётся широкомасштабная война.
Думаю, по сюжетам из Южной Осетии все понимают, что э