Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Размышления над Библией, современная Цивилизация, переводы как думал православный священник А.Шмеман о цивилизации,вере



Добрый день.
Интересную закономерность заметил. После очередного выпуска рассылки
в следующие 3 дня наблюдается процесс отписки, по 2-3 человека в день.
Но за неделю появляется примерно такое же количество новых подписчиков.
И возникла мысль: может вообще не обновлять рассылку? Пусть подписываются.
Но это неверно, потому что рейтинг - это самообман. И самооценка
по этим цифрам - иллюзия. Некоторые себя меряют, оценивают по числу
нулей на банковском счете, другие - по количеству прихожан, третьи еще по чему-то.
Но задавались ли мы когда-то вопросом: кто я (Я)?, в чем моё призвание как человека?
И на эту тему сегодня будет статья. Вернее, в ней эта тема почти что
главная, но есть и другие. И тема: Можно ли верить, будучи цивилизованным? полностью
соответствует заявленной тематике этой рассылки.

Но сначала скажу немного о себе: лукавый, грешный. :)
всё по Св. Писанию: Иеремия 17:9 Лукаво сердце [человеческое]
более всего и крайне испорчено; кто узнает его?

От Луки 11:4 ...и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему;
и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Здесь в молитве по контексту говорится о лукавом сердце. Потому что лукавый
человек себе прощает и от других требует снисхождения к себе. Но
лукавство в том, что другим это право не преоставляется. За другими
как-то не хочется закрепить право быть прощенным (наоборот, должны отдать
все до копейки, выполнить обязательства на все 100% по отношению ко мне и т.п)

Подобное лукавство можно встретить в политике, в церкви, в семье,
на фирме, когда власть живёт "по благодати", а от других требуется
быть "под законом".

Двойная мораль провоцирует на защиту теми же средствами. Зло сеет зло.
Поэтому важно не играть с ним по его правилам. Мы, христиане,
живем по законам Царства Небесного.

Это моё слово сегодня. Не для того, чтобы научить, а посто - я так думаю.
Если хотите больше узнать об авторе этой рассылки (обо мне), то милости
прошу: Исповедь протестантско-евангелького верующего здесь: http://www.zip.org.ua/talent/confession.htm

Но если вас не интересуют всякие бредни, вам тепло и хорошо живется
как в духовном, так и материальном, то вот вам обещанная выше статья
(правда она большая, даю лишь частично - может оно вам и не надо...)
Кстати, новостями пришлось пожертвовать.


(с сокращениями)

Можно ли верить, будучи цивилизованным?

Прот. Александр Шмеман


...Обычно верующие доказывают верующим, что можно верить в Бога, будучи цивилизованным, а неверующие доказывают неверующим, что нельзя верить в Бога, будучи цивилизованным, и такова судьба наших так называемых диалогов. ...так что каждый останется на своих позициях, причем не забудьте, что и те, и другие знают аргументацию обратной стороны и не убеждаются ею.

Поэтому, мне кажется, что речь идет о чем-то другом, более глубоком. О чем же? Я думаю, что речь идет или, может быть, должна идти не столько о противоположении цивилизации и религии, это была в сущности тема XIX в., а о противоположении веры и неверия внутри нашей цивилизации, которое, по моему убеждению, является специфической и, может быть, самой глубокой, самой знаменательной ее чертой... Я бы сказал даже, хотя мы все знаем о страшных гонениях на религию в некоторых частях нашего мира, в сущности и борьбы
настоящей больше нет; борьбу с религией, как, например, в Советском Союзе, нельзя считать научно серьезной, это полицейское предприятие, и от такого типа борьбы тошнит даже цивилизованных западных коммунистов. ...Не будет большим преувеличением сказать, что в нашей цивилизации, и я считаю это крайне примечательным в ней и, может быть, самым примечательным, неверие и вера все менее и менее отличаются друг от друга. На высотах нашей цивилизации они уже, в сущности, согласились, что у них одна и та же цель, и,
как это ни странно, одни и те же способы достижения этой цели.

Вы, конечно, все знаете цель... Цель эта - счастье человечества на земле, как его ни понимать. О методах же спорят. ...Взлетов, удач, потрясающих достижений цивилизации оспаривать не приходится, и я уверен, что почти никто из нас, сидящих здесь, если он в здравом уме и твердой памяти, не захотел бы вернуться даже в самое романтизированное средневековье. Но если говорить с религиозной точки зрения, вряд ли можно оспаривать то, что постоянной доминантой в истории нашей современной цивилизации, отличительным ее
свойством было с самого начала систематическое возвеличивание человека, - парадоксально, путем систематического умаления, урезывания самого понимания человека, интуиции его природы, призвания и замысла. В этом - специфический парадокс нашей цивилизации. С одной стороны, наш мир более, чем какой-нибудь другой мир, предшествовавший ему, можно назвать антропоцентрическим. С другой стороны, этот окончательно оказавшийся в центре человек - явление очень небольшого калибра. Попробую пояснить эту мысль.

Почти все цивилизации, предшествовавшие нашей, в сущности, смотрели вверх - на высшее, горнее и идеальное. И в этом высшем, горнем и идеальном видели меру и объяснение всего: мира, человека, жизни. Спор всегда шел только о том, как понимать это горнее и как жить им. Это могли быть очень горячие споры, но споры внутри того же смотрения вверх. Поэтому, несмотря на всю глубочайшую разницу между Афинами и Иерусалимом, между Библией и Элладой, христианство все же смогло в так называемый "отеческий век", век святых
отцов, воплотить и выразить себя на языке, в категориях и формах эллинизма, создать христианский эллинизм. Поэтому, несмотря на радикальное отвержение язычества и языческой священности, Церковь смогла в час победы над язычеством выразить свою веру, свою надежду и свою любовь в символах дохристианской священности. И именно на этой почве, на этом общем устремлении вверх выросла та христианская цивилизация, которую сегодня принято развенчивать и обвинять во всех смертных грехах, от которой принято отрекаться,
как от чего-то постыдного и изжитого, и которую, по всей вероятности, так ненавидят сегодня за то, что в самом сердце ее, как бы мы ее ни анализировали, как бы не сводили к тому или иному принципу, сияет высокий, такой неизреченной красоты и глубины образ человека - человека, пронизанного божественным Светом.

Для меня нет сомнения в том, что отречением от этого образа неизреченной Славы началась наша, пока что последняя по счету цивилизация. Началась с того, что в богословской аналогии следовало бы назвать вторым грехопадением. Христианское богословие открыло нам, что человек пал потому, что хотел стать как Бог, но без Бога, что он хотел удовлетвориться своей человечностью, а это значит урезать и ограничить в самом себе свою жажду абсолютного. Уже тогда, в раю, змей нашептал ему слова: "Человек есть мера всех вещей".
Уже тогда, в раю, змей внушил ему, что смирение, в котором больше, чем в чем бы то ни было, раскрывается божественность человека, - это рабство, а вот гордость маленького человека - это свобода и царство. И по аналогии с этим первым грехопадением я говорю и о втором грехопадении, более страшном, ибо это второе грехопадение, этот отказ от образа неизреченной Славы, произошел после того, как Христос просиял в мире, уже после того, как раздались все слова, все молитвы, все гимны о подлинном небесном призвании
человека.

...Таково свойство нашей цивилизации при всех ее потрясающих удачах -согласие с самого начала не смотреть выше определенного уровня, а по возможности смотреть вниз.

http://www.zip.org.ua/spiritual/Christ/shmeman.htm



До встречи!
...честно говоря, хотелось бы с вами познакомиться. Напишите чё-ньть.

Виталий, автор и ведущий этой рассылки.

В избранное