Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Чтение Торы на неделе в мессианской общине Израиля Глава Торы: 'Ва Йакхель' 24 -30 Адара (05.03 -11.03)


Информационный Канал Subscribe.Ru

24 -30 Адара (05.03 -11.03)

  Глава Торы: "Ва Йакхель" - Шмот (Исх) 35:1- 38:20 , Мидраш "Дед Бецалеля".

Афтара (доп.чтение): Млахим 1, 7:13-26, 40-50 (3 Царств ), Евр. 9:1-11

Ва Йакхель - И собрал

Кегила – общество Израилево.

Второе восхождение на гору. Плач по погибшим в стане. Недоумение народа. Почему все так жестоко?
Мысли будоражили народ. Что будет с Моше? Второй раз на 40 дней и опять без еды и питья. Выдержим ли мы эти сорок дней?
Моше спустился вниз. В его руках были сделанные им, а не Господом скрижали, но в отличии от первого раза, его лицо светилось от славы Господа, а не от стыда.
Работа его рук, и работа рук Господа, падение и покаяние – все это дало плод. Народ был готов внимать словам, полученным через такие страдания.

1 И собрал Моисей все общество сынов Израилевых и сказал им: вот что заповедал Господь делать: (Исх.35:1)

Паршат шавуа начинается со слов Ва икахель – и собрал...
Кахаль или кегила означает собрание, или неразрывную, с одними интересами группу. Этим словом предполагалось обозначать собрание верующих – Еклеессия, Кегила. Это слово, переведенное в синодальной Библии как Церковь.
Тора, зачитанная Моше, сделала разбросанных беженцев Народом – Кегилой – Обществом. Это уже была сила, и с ней можно было работать.

Сын человеческий Господин Субботы.

И следующим повелением было - Суббота.
2 шесть дней делайте дела, а день седьмой должен быть у вас святым, суббота покоя Господу: всякий, кто будет делать в нее дело, предан будет смерти;
(Исх.35:2)

Мы комментировали суть и внутренний смысл субботы в предыдущем недельном чтении. Суббота – обетованное время, когда Господь особым образом должен был присутствовать среди народа израильского. Это совершенно не значит, что в другие дни Он не присутствует среди народа, но шабат – это нечто особенное. Именно по этому «не делай рутину в этот день». Рутина – важная часть нашей жизни, предусматривающее обрабатывание земли, заработок, успех и требующее для этого внимание и усердие.

Человек, занятый рутиной и прилагающий к этому сердце не может в равной мере делать это и в повседневности и в Шабат, когда важно взять время, что бы различить присутствие Господа.
Еще в Эдемском Саду Адаму была предложена такая возможность.

Мы читаем в русском переводе «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня»(Быт.3:8). Можно перевести «прохлада дня», как «дух дня», и это дает намек. Намек на то, что именно в шабат, духовный день, или день Духа, пришел Господь, что вверить нечто важное Адаму, но было поздно, Адам упал.

Именно поэтому важно, не в плане отличится в исполнении субботы, т.к. делали это фарисеи, и получали достойную критику от Иешуа, а подойти к субботе как «дню Духа», когда мы можем встретиться с самим Иешуа и пережить общение с Ним.
Как и сказано в Евангелии: ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.
(Матф.12:8)

Добровольное пожертвование.

Нет покоя от пожертвований. Все время они встречаются на пути. Мы и о них говорили в паршат Шавуа «Трума». Там мы пришли к заключению, что лишь с тем, что дано от радушного и щедрого сердца, можно построить настоящий Алтарь для поклонения Господу.

и все мужья и жены из сынов Израилевых, которых влекло сердце принести на всякое дело, какое Господь чрез Моисея повелел сделать, приносили добровольный дар Господу.
(Исх.35:29)
Слова «добровольный дар», в этом отрывке, более правильно перевести как «недева – щедрость». Смысл остается тем же, что и "добровольное пожертвование". Но "добровольное" – это когда тебя просят, и ты радуешься давая. Щедрость – это больше сопоставимо с характером Бога. Ты даешь, потому что хочешь дать, даже если тебя не просят.

Сегодняшнее время отравлено сребролюбием. Оно присуще как верующим, так и неверующим. Оно присуще как богатым, так и бедным. Богатые не хотят отдать лишний рубль, а бедные лишнюю копейку. Писания же учат:
36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
37 Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;
38 давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.

(Лук.6:36-38)

Я верю, что Щедрость, качество Бога доступно в своей полноте детям Бога, если они просят это как дар у Отца. Здесь я не говорю о необходимости давать Десятины, без которых дом Божий в запустении, я не говорю о пожертвованиях, когда дают на какое либо мероприятие, не ожидая возврата.
Я говорю о качестве характера, которое подобно лишь качеству "любить или приносить себя в жертву".
Иешуа говорит: 12 Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.
13 Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
14 Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.
15 Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.

(Иоан.15:12-15)

Скиния собрания.

Перечисленные в главах недельного чтения детали посвящены строительству скинии собрания. Бог повелел Моше построить Дом для Себя. Позднее Соломон скажет «земля Тебя не может вместить, не то, что этот малый дом». Но место Богослужения имело огромное значение. Народ был выделен как «Богослужащий народ». Бог давал такому народу Свое покрытие, доколе они следовали Богослужению и исполнению Божьих Уставов.

Мы приходим к необходимости сделать важный вывод: Тора Моше, или Договор подписанный на Синае, включал в себя две главнейшие функции:
1. отношение с Богом. Т.е. избрание, вера, жертвоприношение, священство, поклонение.
2. отношение с ближним. Т.е. честность, чистота, судопроизводство, культурный индивидуальный аспект.

«29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;
30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь!
31 Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.»
(Мар.12:29-31)

Заведомо следует сказать, то, что касается человеческих отношений и специфических еврейских национальных черт – не изменено ничего. Они должны существовать, пока не перестанет быть человек.

Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда. (Иер.31:36)

Что же касается Бога, то здесь сложнее - оно не изменено и изменено. Т.е. избрание, вера – не потерпели изменения. Тот же Бог, Адонай Элохейну Адонай Эхад. Те же священнические и пророческие функции у еврейского народа. То же назначение, быть носителями славы Господней. и сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь.(Ис.49:3)

Но с приходом Нового Завета образ поклонения, жертвоприношения и непосредственного священства поменялся. Все то, что было дано в связи с жертвоприношениями, непосредственным священством Богу, т.е. Левитами и Скинией, во время Синайского договора, стало детоводителем к Мошиаху, т.е. Бог использовал это как временный образ, чтобы народ располагал свое сердце от начала познать Грядущего.

Когда же пришло время, Бог открыл Совершенный и неповторимый ни кем другим Путь. Этим Путем стал Его Сын – Мошиах Иешуа. Он изменил, а точенее модернизировал, и сделал Абсолютными следующие области Богопочитания:

Жертвоприношение:
26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес,
27 Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся [в жертву] Себя Самого.
(Евр.7:26,27)

Священство:
11 Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, - ибо с ним сопряжен закон народа, - то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? (Евр.7:11)
7 Ибо, если бы первый [завет] был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.
8 Но [пророк], укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
(Евр.8:7,8)

Поклонение:
11 Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения,
(Евр.9:11)

Вернемся к скинии. Ее устройство сложно и многие потратили много времени, чтобы делать ее образы и искать подобия. Это важная работа. Священники учились много лет, что бы войти и служить в ней.
Когда пришло время Нового Завета, и пришел Иешуа со своей Нерукотворной скинией, все верующие в Него стали служителями этой скинии.
Мы призваны священнодействовать в ней. Но как? В той, древней, были четкие уставы. Что же делать в этой?

Я верю, что то, что случилось в день Пятидесятницы, т.е. Излияние Святого Духа, было в первую очередь предназначено к тому, что бы от Духа получить направления Служения в Той, Небесной скинии и лишь после, дарами Духа послужить людям.
Я вижу в фразе: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.» (Деян.13:2), то, что первые ученики лучше разумели, что значит служить Ему, поклоняясь в Его Святой Скинии путями, внушаемыми святым Духом.

Нам важно искать это откровение. Тогда наше служение и хождение пред Ним будет приносить больше удовлетворения. Многие из современных служителей Мошиаха очень уставшие люди. Мы служим другим с собственным износом, не полностью подходя к Источнику.
К Источнику же мы можем подойти лишь Путем Новым и Живым, т.е во имя Иешуа и посредством Его Крови. Но, подойдя, мы должны искать водительства Духа, что бы знать, как поклонятся Отцу в Духе и Истине. В этом будет ответ для удовлетворения, для переживания славы, для того, что бы быть Горящим Настоящим Светильником.

Да поможет нам в этом поиске Бог, во Имя Иешуа ха Машиаха. Мы очень ищем Твоего Лица и просим наставления от Духа, чтобы четче знать, что делать в Твоем Присутствии.


Леон Мазин, Шавей Цион – Хайфа, Израиль
weekreading@yahoo.com

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Мидраш_Дед Бецалеля.

«Смотри, Я призываю по имени Бецалеля, сына Ури, сына Хура, из колена Еhуда…» (Исх.31:2)
Обычное, на первый взгляд, родословие, которыми изобилует Тора…

Необычно здесь то, что Бог особо указывает Моше и всему Израилю на важность имён в этом родословии и самого родословия (из семи раз при упоминании имени Бецалеля в Торе – четыре приведены с полным его родословием).
Если принять во внимание тот факт, что и сама книга, которую мы читаем на этой неделе в еврейской традиции называется «Шемот» (Имена), можно понять, что имена в нашем случае имеют определяющее значение.

Две линии представлены в этом родословии (обе приводят нас к пониманию того, что имел ввиду Бог, избирая Бецалеля служителем Себе и называя его по имени):

- 1-ая линия несёт в себе послание через пророческий смысл перечисленных в родословии имён. Так что цепочка «расшифрованных» имён провозглашает волю Божью над Бецалелем. Вот как звучит его имя, если перевести значения имён с иврита: Пребывающий под покровительством Всевышнего и в тени Всемогущего, сын Света Господнего, сын Чистоты из рода Прославляющих Бога.

- 2-ая линия – линия судеб конкретных людей… (за каждым человеком, вне зависимости от имени данного ему родителями (многие имена в Торе имеют пророческое, сущностное значение), сохраняется свобода выбора, и свободная воля у него не отбирается … И то, как избирают поступить отцы, часто определяет будущее детей).

Имя Бецалеля встречается в Торе семь раз, подробно описываются способности, дарованные ему Богом, служение, к которому он был призван и всё, что он сделал своими руками по Божьему повелению.
Об Ури - отце Бецалеля нам неизвестно ничего наверняка, кроме того, что он был последнему отцом и сыном Хуру.
А вот Хур – дед Бецалеля, по всей вероятности, сыграл немалую роль в становлении Бецалеля как служителя Божьего. О нём Писание не даёт исчерпывающей информации, но та, что мы таки да, имеем, говорит о многом.

Впервые мы встречаем его в кн. Исход 17:10-12: Аарон и Хур восходят на гору вместе с Моше и поддерживают его руки во время битвы с Амалеком.
Кто этот Хур? И почему он наравне с Аароном служит Моше? Как можно объяснить, что этот человек близок к Моше настолько же, как его (Моше) родной брат?
Мидраш очень просто объясняет это обстоятельство: Хур действительно был близким (хотя и не кровным) родственником. Он был мужем родной сестры Моше - Мириам.

Второй раз мы читаем о нём, когда он и Аарон остаются за начальствующих в стане Израильтян на время, пока Моше взошёл на гору Синай (Исх.24:14)… Можно было бы подумать: неплохая карьера, он круто начал, этот дед Хур в свои 90 или 100 лет. Но… если мы захотим вновь отыскать Хура по возвращении Моше, когда он в гневе своём на народ, поклонившийся золотому тельцу, разбивает скрижали… деда мы не найдём... Он исчезает со страниц Писания. Осталось лишь упоминание о нём в списке родословия Бецалеля.

Что же случилось? Почему Моше, по возвращении, всё своё негодование обращает на своего брата Аарона? Где Хур, ведь он остался наравне с Аароном.
И вновь нас выручает мидраш: оказывается, Хур не делал карьеры... Он просто решил в сердце своём следовать за Богом и хранить верность Ему, и это стоило ему жизни.

И вот мидраш продолжает: когда Моше спустился с горы Синай, Хура уже не было… не было в живых…
Можно представить себе, как возбуждённая толпа, подгоняемая криками: «а что его…, мы все стояли у горы, разве ему одному говорил Господь? И где он? «Встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось». (Исх.32:1)). Когда толпа окружает Аарона и требует, чтобы он сделал ей золотого тельца, рядом с Аароном Хура уже нет.

Согласно преданию, дед Бецалеля Хур был убит отступниками, поскольку не подчинился их требованию. Именно к нему толпа обратилась в первую очередь. Ведь он был один из двух начальствующих, оставленных Моше. При этом он был человеком, знающим толк в обработке драгоценного металла. Вероятно он был главой ремесленной династии.

Обученные искусству ещё в период правления в Египте Иосефа, некоторые израильтяне достигли в ювелирном деле больших высот. Искусство своё они передавали, как это было принято, из поколения в поколение, от отца – к сыну. Хур был отменным мастером. Он, как большой специалист в своём деле, был уважаемым человеком в среде израильтян. Возможно, немало египтян предпочитали его работу работе ремесленников – египтян. Он имел всё, что нужно иметь в этой жизни: почёт и уважение, деньги и славу, сына и внука, которым он передал великую свою драгоценность – умение делать уникальные вещи искуссной работы.

И вот, судьба «посмеялась» над ним…
«На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом.» (Исх.19:16-19).

Да, в шоке был весь народ, но слова Бога, обращенные как будто лично к нему, потрясли Хура: «Не делай себе кумира и никакого изображения…» (Исх.20:4). Всё то, что до этого момента было для него предметом гордости, смыслом жизни (его творчество), источником благосостояния, то, что дало ему высокое положение и уважение в обществе – его способности, талант, всё это в один момент оказалось под строжайшим запретом. То, чем он жил всю свою долгую жизнь и чему учился у своего отца и деда с великим терпением и упорством, – оказалось страшным грехом.
Какие чувства может переживать в такой момент человек, достигший преклонных лет, старец, который в одно мгновение потерял всё. Эти слова гремели в его ушах, и он не мог не думать, не искать ответа, будто ничего не произошло.

Одно он решил твёрдо после мучительных борений: «Я и мой дом будем служить Господу». Там в Египте он слышал от своего деда о Боге отцов Авраама, Ицхака и Иакова, но теперь он знал Его лично. И Он сам говорил к нему.
Собрав весь свой род: сына с его жёнами и детьми, внука Бецалеля, доставлявшего особенную его радость и надежду своим талантом и оригинальностью его работ, Хур объявил о своём решении: «Я не знаю, что будет со мною дальше, но в сердце своём я решил - последовать за Богом, чего бы мне это не стоило. Бог Израиля, не оставлявший милостью Своей отцов наших, теперь, когда Он Сам открылся нам, не оставит и меня. И если Он сказал «нет» на моё искусство, то я с болью в сердце, но и с радостью от того, что Сам Бог говрил мне, скажу Ему на это – амен, пусть так и будет».

Потрясение было общим чувством, захватившим семью в тот момент. И как это обычно бывает у евреев, мнения разделились. Возможно сын – Ури избрал «рациональную», прагматичную, позицию: дескать, по шаббатам мы будем служить Господу, а шесть дней недели зарабатывать себе на пропитание своим ремеслом. Возможно он и был тем, кто исполнил по просьбе Аарона «срочный заказ» - золотого бычка…

Внук же - Бецалель последовал в своём решении за дедом, а вернее сказать, за Богом Израиля. Ведь Он говорил также лично и с ним, как и со всем обществом израильским. Тогда он вопреки страху и неопределённости утвердился в своём решении и положил его глубоко в своём сердце: «Я последую Господу, как последовал за Ним мой дед, даже до самой смерти».

Это было страшным испытанием для юноши, ставшего свидетелем ужасной картины, когда недовольная отказом Хура толпа убила его деда на его глазах. Это было мучительным испытанием для Бецалеля – художника, полного творческих замыслов и перспектив, и решившим оставить всё ради слова Бога Израилева.

Именно это решение, проверенное испытанием, - следовать за провозглашением, заключенным в его имени - «Бэ цель Эль» (в тени Бога), следовать за hа-Творцом, куда бы Тот ни призвал его, именно это решение позволило Богу произнести перед лицом Моше и всего Израиля: «Смотри, Я призываю по имени Бецалеля, сына Ури, сына Хура, из колена Еhуда…»

Это решение сделало Бецалеля первым художником, которого призвал Сам Бог Творец – творить для славы Его и по воле Его. Он стал первым художником, реализовавшим свой творческий потенциал, изначально заложенный Богом, и тем прославивший не себя, а Бога.

Эдуард Эфраим Калиш


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.parshatshavua
Отписаться

В избранное