Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Православная газета "Параскева пятница, преуготовление" N 24


Информационный Канал Subscribe.Ru

РУСЬ СВЯТАЯ, ХРАНИ ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ, В НЕЙ ЖЕ ТЕБЕ УТВЕРЖДЕНИЕ

ПАРАСКЕВА
(пятница, преуготовление )

Сайт рассылки
№ 24
Издается по благословению Высокопреосвященнейшего Анастасия архиепископа Казанского и Татарстанского
сентябрь 2004 г.

Официальное издание Бугульминского благочиния Казанской епархии Московского Патриархата

(электронный вариант)

(выходит один раз в месяц)


Главный редактор протоиерей Иоанн Антипов, благочинный Бугульминского округа

Технические редакторы
(печатный вариант)

Юлия Есакова

(электронный вариант)
Николай Новиков

Адрес редакции:
423250,
Россия, РТ,
г. Лениногорск,
ул. Ленинградская д.38, кв. 20
e-mail:
prichod@yandex.ru

Газета набрана и сверстана на компьютерном оборудовании редакции

Полная версия газеты с изображениями находится здесь. Информация для тех, кто смотрит архив газеты на каналах рассылки.

8/21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы.

Икона Рождества Пресвятой Богородицы.

Тропарь, глас 4-й.

Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам вечный живот.

Кондак, глас 4-й.

Иоаким и Анна поношение безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питатательницу жизни нашея.

 

4/27 сентября - Воздвижение Креста Господня.

Икона Воздвижения Креста Господня.

Тропарь, глас 1-й.

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы правосланым христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство

Кондак, глас 4-й.

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже; возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на супостаты, пособие имущим Твое, оружие мира, непобедимую победу.

 

Читайте в номере:

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.
ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНАГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ.
Образы Рождества Пресвятой Богородицы.
ТОРЖЕСТВО СВЯТОЙ ЦАРИЦЫ ЕЛЕНЫ.
ВОСПОМИНАНИЯ О ДЕТСКОМ ПРАВОСЛАВНОМ ЛАГЕРЕ:
Первый день в православном лагере.
Будни нашего отдыха.
АЗЫ ПРАВОСЛАВНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ.
Статья пятая.
СВЯТЫЕ ПРАВИТЕЛИ РОССИИ.
Святой равноапостольный великий князь Владимир.
ГОДЫ СОВЕТСКИЕ - ГОДЫ ГОНЕНИЙ.
Статья третья.
НАШ КРОССВОРД.
 

 


РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

     8 сентября по старому стилю, 21 сентября – по новому, Православная Церковь празднует Рождество Божией Матери. Об этом событии нам подробно говорит Священное Предание.
    Родители Девы Марии Иоаким и Анна, жившие в Галилейском городе Назарете, происходили из рода царя Давида и были людьми добрыми и благочестивыми. И хотя, несмотря на свое царское происхождение, не были людьми знатными, но имели достаточно средств и считались состоятельной четой. Но у них не было детей. Надо сказать, что бездетность среди евреев считалась наказанием Божиим за грехи родителей, так как каждый из потомков Авраама надеялся быть предком обетованного Мессии. А если не было в семье детей, значит, супруги никогда не смогут быть предками Мессии, что считалось великим позором, и окружающие считали себя вправе обличать действительные или мнимые грехи бездетной четы.
    Однажды праведный Иоаким пришел в храм для принесения жертвы Богу. Но его дар не был принят Первосвященником Иссахаром, который укорил Иоакима в неких тайных грехах, ибо Иссахар не знал за жертвователем явных грехов, могущих быть причиной его бездетности.
    Отчаянный Иоаким не решился вернуться домой, дабы не огорчить любимую им супругу этим жестоким и несправедливым решением. Он удалился в пустыню и стал горячо молить Бога о даровании ребенка, который снимет с их семьи поношение бесчадства.
Увы, дурные вести дошли и до его супруги, праведной Анны, и она также стала в молитве умолять Бога о даровании ей дитяти.
    Слезные молитвы праведных супругов были услышаны – каждому из них явился Ангел Господень и сообщил им о рождении у них дочери, которая принесет радость всем людям, что и исполнилось по прошествии положенного времени.
    Таким образом, Пресвятая Богородица была плодом многих и усердных молитв благочестивых родителей своих, которые долгие годы совершенствовались в добродетелях, и, очистившись в страданиях, стали достойными быть родителями “Честнейшей Херувим и славнейшей, без сравнения Серафим”, что явилось величайшим счастьем для всех людей.

Антипова Л.П.

 



ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНАГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ.

    Этот праздник наша Церковь празднует 14 сентября по старому стилю и 27 сентября по новому стилю. Посвящен он прославлению Животворящего Креста Господня. В нем мы вспоминаем три события: явление Честнаго Креста св. равноапостольному Константину Великому, обретение и воздвижение Святаго Креста в Иерусалиме св. равноапостольной царицей Еленой и возвращение Святаго Креста из Персии при персидском правителе Хозрое.
    Первые два события произошли в начале IV века и послужили прославлению Святаго Креста Господня.
В первом случае образ Св.Креста был явлен императору Константину и его воинам как знамя победы Христа над смертью и символ победы христианства в Римской империи, что и было подтверждено особым явлением Сына Божия.
    После победы над врагами св. равноапостольный Константин Великий вместе со своей матерью св. царицей Еленой решили найти Животворящий Крест, на котором был распят Спаситель. Св. царица Елена отправилась в Палестину, и после долгих поисков и раскопок было найдено три креста. Когда от одного из них было явлено чудо воскрешения мертвого, которого в это время проносили мимо – всем стало ясно, что прославление Животворящего Креста угодно Господу.
Так был установлен праздник Воздвижения Креста Господня.
    А пост в этот день и причисление праздника Воздвижения к великим (двунадесятым) произошло спустя три века, когда при византийском императоре Ираклии в 628 году Святой Крест Христов был возвращен из Персии, где он пребывал 14 лет.
Такова краткая история установления этого праздника.

Антипова Л.П.



БЕСЕДЫ О ИКОНОПИСИ.
Образы Рождества Пресвятой Богородицы.

Икона Рождества Пресвятой Богородицы.    Мы продолжаем наш цикл “Беседы о иконописи”. В этой статье мы поговорим об образах Рождества Пресвятой Богородицы.
    О самом событии нет сведений в Евангелии, поэтому мастера пользовались церковными преданиями, в том числе “Протоевангелием”, написанным Иаковом, братом Господним.
    Очень хорошо передаст радость и суть события новгородская таблетка, написанная в 15 веке. Негаснущий свет вечности словно озаряет все изображенное. Алой киноварью по золотому фону – знаку вечного света – начертана здесь надпись, обозначающая образ. Под надписью изображен дом Иоакима и вход в него. Здесь они преображаются в две стройные башни – золотисто-желтого цвета и нежно-оливкового цвета, между которыми перекинут велум – ослепительно алая ткань.
    Очень высоко поднимается перед башней крытое белым покровом ложе, на котором возлежит погруженная в думу Анна. В этой думе открывается ей смысл свершившегося. Из-под “входа” выходят девы с дарами – так в древнем Израиле было принято приветствовать рожениц. Девушкам также таинственно открывается великий и радостный смысл происходящего. Высоко подняв дары, величаво ступают они друг за другом. У нижнего края ложа - купание Марии. Еще раз, но уже лежащей в люльке, изображена малютка Мария, которую качают девы. Из верхнего окна башни глядит на все и постигает свершившееся отец новорожденной – праведный Иоаким.
    В этой иконе введены сугубо реальные, житейские детали. Они словно еще раз напоминают о реальности, естественности рождения Девы Марии – ведь великая радость ее прихода в мир неотделима от Ее земной природе. Свою земную, человеческую плоть Богородица дает Спасителю. Величайшее утешение для людей то совершенство, которого достигает в Деве Марии человеческое естество.
    Рождество Пресвятой Богородицы – один из важнейших и любимейших праздников русского народа. Оно предстает здесь во всей полноте житейских деталей и одновременно исполненным высокого и бесконечно радостного смысла.
    В образах Рождества Богородицы русские мастера сумели изобразить ту высоту, которую может обрести чистый, не замутненный исток человеческой жизни.

Анна Антипова.

 

 

Предыдущие БЕСЕДЫ О ИКОНОПИСИ:

Иконостас

Иконы
Рождества Христова.

Иконы Сретения.

Образы Великого поста.

Образы Светлого Христова Воскресения (Пасхи)

Образы жен-мироносиц у гроба.

Образы Успения Пресвятой Богородицы.


ТОРЖЕСТВО СВЯТОЙ ЦАРИЦЫ ЕЛЕНЫ.

Ковчег с мощами св. Царицы Елены, а алтаре Парижского храма Сен-Ле-Сен-Жиль    На иконах “Воздвижения Креста Господня” изображается образ святой равноапостольной византийской царицы Елены, восстановившей в Палестине многие поруганные язычниками Святыни, связанные с земной жизнью Спасителя. Царица Елена обрела и воздвигла в 326 году на горе Голгофе Крест Господень, на котором принял крестные муки Спаситель. С той поры, с IV века, обретение Креста ежегодно отмечается праздником Воздвижения. Еще царица Елена обрела Гроб Господень и поставила над ним храм. Отметила она храмом и место рождения Спасителя в Вифлееме.
Церковное почитание святой равноапостольной царицы Елены уходит в глубь веков. К ее небесному покровительству и сейчас прибегают верующие во всех концах земли. Не пресекалась в веках и чудесная помощь, подаваемая цельбоносными мощами святой. В римском храме священномучеников Маркелиана и Петра мощи пребывали вплоть до IX века.
    Частицы святых мощей царицы Елены оттуда распространились во многие христианские храмы.
После IX века местом хранения мощей стал католический монастырь Овилье, вблизи города Реймса на севере Франции. Туда мощи перенесли тайно, их подлинность проверяло духовенство с участием короля и знати. К Реймсу отовсюду потянулись паломники, чтобы припасть в обители Овилье к благодатным останкам равноапостольной царицы Елены. Так продолжалось долгие столетия, пока не разразилась во Франции свирепая революция, омрачившая в конце XVIII века страну бесчинствами, террором и святотатством. Докатились тогда погромы и до монастыря в Овилье. Отряд грабителей был уже на подходе к обители, когда один из монахов – звали его Грассар – взял святые мощи из раки и перенес их незаметно в бедный сельский храм. По возвращении в монастырь отец Грассар был арестован, монастырь погромщики разобрали на кирпичи. Обезумевшие толпы кощунников намеревались уничтожить святыни по всей стране. Но не пришлось долго властвовать лихим язычникам. После революционной смуты и наполеоновских войн в стране наконец воцарились мир и спокойствие. Тогда-то, в 1820 году, отец Грассар и открыл верующим спасенную им от поругания святыню. Он пожелал передать святые мощи в один из храмов Реймского аббатства, где особенно почитали великую подвижницу Елену. Но священноначалие постановило перенести цельбоносные мощи в Париж, где бы им воздавалось более широкое почитание. По просьбе Королевского братства Святого Гроба Господня – оно считало царицу Елену своей основательницей – раку с мощами святой положили под алтарем церкви Сен-Лё – Сен-Жиль в Париже. В раку вложили все документы, подтверждавшие подлинность мощей на протяжении восьми веков.
    Так покоилась святыня до 1870 года, пока не началась “Парижская коммуна”. Опять появились толпы грабителей и святотатцев. Церковь Сен-Лё – Сен-Жиль разграбили, мощи святой Елены осквернили. Но произошло это перед самым усмирением коммунарщиков, и изъятая ими святыня не исчезла. Многие годы затем она хранилась в раке под сводами храма, недоступная для поклонения. Широкое почитание мощей на какое-то время приостановилось.
Но, к радости православных христиан, 27 сентября 1997 года в церкви Сен-Лё – Сен-Жиль в Париже состоялось первое за последние девять веков православное Богослужение перед мощами святой царицы Елены. Среди духовенства были священники Константинопольской и Румынской поместных Церквей, а также клирики парижских храмов Московского Патриархата. Диакон Трехсвятительского подворья в Париже Николай Никишин старался как можно полнее собрать церковные сведения о месте упокоения мощей равноапостольной Елены. Работая с документами, ему удалось прследить долгий многовековой путь, связанный с перемещением святыни из Рима в этот парижский храм. Историко-исследовательский поиск позволил полностью подтвердить подлинность мощей равноапостольной царицы Елены.

Иулия Есакова.



ВОСПОМИНАНИЯ О ДЕТСКОМ ПРАВОСЛАВНОМ ЛАГЕРЕ.

    В этом году при нашем приходе был организован православный летний лагерь. В нём проживали старшие классы нашей Воскресной школы в течение двух недель. Конечно, были какие-то мелкие недостатки, потому что у нашего прихода это первый опыт, но, в общем, у всех остались хорошие воспоминания, вот некоторые из них:

“Удивительно, что этот лагерь состоялся, потому что было столько трудностей и проблем, что не верилось, что он состоится, было очень много работы, было трудно, но радостно”.

Матушка.

“Я рад, что получилось провести этот лагерь, что не было больших срывов”.

Главный вожатый Михайлов И.П.

“Мне в лагере очень понравилось! Особенно война, которую собственно я и устроил, и я буду скучать по нашему лагерю”.

Вожатый мальчиков Волков Максим.

“Нас очень вкусно кормили, было здорово, в общем, мне понравилось, и я буду скучать по лагерю”.

Вожатая девочек Аня.

После боя. Вид с горы на Спиридоновку и окресности.“Больше всего мне понравился свежий воздух и гора, ну, в общем, было всё хорошо”.

Повар.

“Мне очень в лагере понравилось, особенно последний костёр: жареные сосиски, приправленные золой. В лагере было замечательно”.

Насельник лагеря Антипова Аня.

сумашедшее катание на качелях“Мне больше всего запомнилась оборона Измаила и последний костёр: жаренье сосисок, а особенно сумашедшее катание на качелях”.

Насельник лагеря Соловьева Люба.

“В лагере было весело, мне очень понравилось и хочется ещё”.

Самый младший насельник лагеря Оля.

    Первую неделю мы осваивали лагерь, ну а вторая была полна всякими развлеченьями. Больше всего мне запомнились развед-выходы, в которые я ходила 3 раза. Боевой расчет.Максим Волков, вожатый мальчиков, придумывал разные спецоперации с участием 2-х и более групп спецназа и террористов, и мы с большим удовольствием их разыгрывали в лесу, на горе. Также мне понравились наши вечерние костры, на которых мы пели песни, читали интересные книги, играли в слова и многое другое. Особенно мне запомнился последний костер, к которому многие подготовились: кто частушки, кто сценки, а кто просто сольные песни, потом мы жарили сосиски на углях от костра. Возле пещеры старца МакарияА ещё мне запомнился наш поход, который состоялся шестого августа. Мы были около пещеры старца Макария, а потом устроили большой привал, где обедали печеной картошкой, консервами и огурцами. Ещё там было мало воды, и нам раздавали её по кружечке, а когда вернулись в лагерь, устроили большое обливание, думаю, что никто не остался сухим – за исключением поваров. Штурм Измаила.  А так же я, наверное, никогда не забуду взятие Измаила, где девчонки во главе с Ильёй Петровичем и Максимом Варламовым обороняли его, а мальчишки во главе с Максимом Волковым и Колей Псурцовым брали его, оттуда тоже все вышли полностью мокрыми, ведь главным оружием у нас была вода. Также в лагере были и другие развлечения: футбол, волейбол, пианербол, баскетбол и, конечно, качели. В общем, мне очень понравилось, и я хотела бы вернуть те счастливые дни лагеря.

Мария Антипова.



Первый день в православном лагере.

    Ранним солнечным утром мы собрались у нашего храма , чтобы отправиться в путешествие. Это была не обычная поездка, поэтому настроение у всех было приподнятое. Мы ехали в лагерь, впервые в истории нашей Воскресной школы.
Приехали в лагерь.И дети , и взрослые были в предвкушении грядущих событий, которыми должна была быть наполнена наша жизнь в лагере. И все нам казалось прекрасным: и автобус с мягкими сиденьями, и солнечный денек, и красоты, открывающиеся за окном. О природе, окружающей лагерь, хочется сказать особо. Вид на спиридоновскую гору.Место, где расположен наш лагерь, настолько живописно, что увидев его однажды, не забудешь никогда. Чистый воздух, прозрачная родниковая вода, голубое небо, красивейшие пейзажи вокруг—всем этим жители с. Спиридоновки могут поистине гордиться. После того, как мы прибыли на место, первым делом нас провели по лагерю и показали все достопримечательности оного.
Молебен. Освящение дома (лагеря).Затем был отслужен молебен на начало всякого дела, и освящен дом, в котором нам предстояло провести две недели. Батюшка окропил святой водой все комнаты, будущих насельников, а затем и весь лагерь. Так началась наша лагерная жизнь. Каждый выбрал свой “уютный уголок” в комнате и все стали располагаться:Создание уюта. кто-то забивал гвоздь в стене, кто-то вешал шторки, а кто-то просто лежал на спальнике—ведь это было так романтично.
Мы и не заметили, как подошло время обеда и прозвенел колокольчик—так нас приглашали к трапезе. В столовой нас ждал еще один приятный сюрприз! Обед на свежем воздухе и открывающийся вид из столовой необыкновенно повышают аппетит, в чем мы все скоро убедились.Обед в лагере. А как вкусно готовили наши повара! Большое им спасибо! Помолившись, мы приступали к еде, а кто-то из дежурных читал нам “Жития святых”.
После обеда, по расписанию, наступал час тишины, но у всех было столько эмоций, что уснуть никому не удалось. К тому же мы получили первое задание—придумать название отряда, девиз и песню. Всем хотелось придумать что-то особенное, Представление отрядов. Первый костер.благозвучное и веселое, поэтому старались и взрослые и маленькие. Так появились на свет «Божьи коровки», “Девчата” и “ Ратники”. Как-то само-собой пришло решение выпустить газету. И вот, когда все было готово, команды вышли на импровизированную сцену. Финалом этого замечательного дня стал общелагерный костер, на котором отряды и представили свои визитные карточки. Трудно сказать, кто был лучшим, потому что все старались от души. Искры костра, взмывающиеся к звездному небу, навсегда останутся в нашей памяти. После вечерней молитвы, когда все улеглись спать, еще долго не стихали разговоры в глубине ночной тиши. Так закончился наш первый день в лагере.

Ирина Потапова.



Будни нашего отдыха.

    За свои 20 лет я никогда не был в лагере, а этим летом я побывал сразу в двух лагерях, причем – православных! Первый лагерь у меня был под Казанью, рядом с Макарьевским монастырем, и потому назывался “Макарьевские встречи”, организовал его настоятель Казанского прихода “Умиление” о.Димитрий. Лагерь расположился на краю леса, а насельники его жили в палатках. Но я, собственно, был не в команде о.Димитрия, а приехал со своими “Ратниками”. В Казани действует православный военно-патриотический клуб “Ратник”, в котором я и состою. С благословения Владыки Анастасия клуб этот организовали замечательные православные ребята – офицеры элитных войск в запасе, некоторые из них прошли Чеченскую войну. Они работают бесплатно, готовят нас, обычных мальчишек, к службе в армии и защите Отечества. Занимаемся “Русским стилем” – это армейский рукопашный бой, основал который тоже православный человек Алексей Кадочников.
Мы устроили свой лагерь рядом с лагерем о.Димитрия, но были автономны и у нас была своя программа. Но это не мешало нам жить с ними одной жизнью – мы вместе играли, купались в реке, ходили на службы в храм и читали молитвенное правило. Мы, “Ратники”, по своей программе занимались военным делом. Командиры учили нас как надо вести себя в экстремальных ситуациях, оказывать помощь раненым, бегать по лесу с оружием, спасать утопающих.
За две недели, проведенные в лагере “Макарьевские встречи”, все “Ратники” очень сдружились с командой о.Димитрия, и при отъезде очень жаль было с ними расставаться.
Приехав из Казани домой в Лениногорск, я сразу же поехал в другой православный детский лагерь, организованный нашим Троицким приходом. Этот лагерь был на краю села Спиридоновка, и там мы жили как одна большая дружная семья. Здесь я теперь уже был вожатым у всех мальчиков, и что с ними делать, я просто не представлял! А потом подумал и решил, что будем заниматься с ними тем, чем мы занимались в первом лагере, то есть “играть в войнушку”. И сразу толпа мальчишек у меня стала “ротой”, которая делилась на “отделения” со своими командирами, а я, соответственно, стал командиром этой “роты”.
Батюшка в первый день отслужил молебен, и лагерная жизнь началась!
Отделение на задании.Первые два дня мы с мальчишками вырезали из дерева автоматы и пулеметы, а то какие же войны без оружия? Готовили гранаты – заливали в маленькие пакеты воду и завязывали, при броске такая граната “взрывается” брызгами. Потом я повел их на “развед.выход” в лес, где предварительно наставил “растяжек” (это медная проволока, натянутая между деревьями, если порвешь ее невзначай – значит ты “подорвался”). Им очень понравилось искать эти мины-ловушки. Одну они нашли, на другой “подорвались”. Потом бегали и ползали по лесу, ловили “снайпера” (им был Костя Быков), а когда нашли – закидали его “гранатами”. Мальчишки были в восторге! А девчонки после этого подняли бунт: “Мы тоже хотим воевать!” Пришлось в следующий раз взять и их. На этот раз была засада в лесу. Но “спецназ” справился с задачей, и “вражеские” пулеметчик (Дима Пузиков) и снайперша (Даша Носова), которые сидели в засаде, в ходе “боя” были “замочены гранатами”.
А таких “развед.выходов” у нас было всего пять. Все больше становилось девчонок, и что интересно: я заметил, что боевого духа девчонкам было не занимать! Народа в боевых операциях становилось все больше, а “поля сражений” – все шире. Оружием у нас теперь были пластиковые бутылки с водой, и после очередного боя сразу было видно, в кого попали. У каждой “операции” было свое название: “Гнездо кукушки”, “Расческа”, “Мальчики-хулиганчики”, и все “воины” перед походом На вечерней молитве.раскрашивали лица черными и зелеными полосками для маскировки в лесу, как это делают настоящие спецназовцы.
Кроме этих “потешных боев” мы с ребятами из лагеря каждый день читали утренние и вечерние молитвы, ходили на службы в храм, ходили в поход, были у пещеры У пещеры старца Макария.старца Макария, устраивали всякие игры, конкурсы, играли в футбол, баскетбол, волейбол, катались на качелях, а наши замечательные повара каждый день очень вкусно кормили нас, за что им отдельное большое СПАСИБО!
Эх попасть бы.    Но самым грандиозным сражением у нас был “штурм Измаила”! Историческая битва произошла 10 августа 2004 года. С обеих сторон в ней участвовало 27 человек. Оружие – бутылки с водой и “гранаты”. Турки (все девчонки), численностью 18 человек, под предводительством Файзуллы-паши (Илья Петрович) и французского наемного офицера (Максим Варламов) засели в неприступной крепости Измаил на вершине горы. Русское воинство (все мальчишки) численностью 9 человек под командованием А.В.Суворова (Максим Волков) осадило эту крепость. Мы делали все, как это было в истории: к туркам пошел “посол” с белым флагом и предложил им сдаться без боя, на что турки ответили гордым отказом. И тогда русские солдаты бросились на штурм. Битва была грандиозной, два штурма были отбиты, русские чуть не потеряли в Измаиле свой флаг, но под конец, собравшись с силами, третьим решительным штурмом, имея вдвое меньше солдат, захватили неприступную турецкую крепость. Главный турок Илья Петрович попал в плен. Русские победили, и на вершине горы в поверженной крепости раздалось дружное:Штурм Измаила. Победители. “Ура-а-а!”
Было здорово! Все вернулись в лагерь счастливые и мокрые – до нитки! А на вечернем костре я раздавал всем заслуженные награды за подвиги – “Георгиевские кресты” – самодельные, из проволоки.
    Побывав в двух детских православных лагерях, я могу сравнить их, но затрудняюсь сказать, где было лучше. И я бы хотел следующим летом снова побывать в них.

Слава Богу за все!

Максим Волков.



АЗЫ ПРАВОСЛАВНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ.
Пятая статья.

    В прошлом номере нашей газеты мы довольно подробно рассказывали о православных похоронах. Сегодня в нашей постоянной рубрике мы поговорим о поминовении усопших.
    По православным традициям принято творить поминки на третий, девятый и сороковой день. Причем “поминками” для современного человека почему-то является именно сбор поминального стола, соединенного с домашней молитвой, причем последнее бывает не всегда.
    Традиция такой домашней молитвы о усопшем появилась совсем недавно, в 30 – 40 годах, и получила широкое распространение после Великой Отечественной войны, когда почти в любой семье были покойники – похоронки редко обходили стороной дома живущих тогда православных людей, а храмов не было. Где же еще можно было поминать погибших родственников за молитвой? Дома, конечно.
    В последнее время, когда в более или менее достаточном количестве стали открываться храмы, традиция домашней молитвы, к сожалению, сохраняется. Почему “к сожалению”? Потому что многовековая православная традиция поминовения усопших совершенно иная!
    Если в доме находится покойник, то по традиции Псалтирь читается непрерывно над покойным (у главы покойного). Читают Псалтирь ближайшие родственники. В старое время, когда многие не могли читать в силу неграмотности, приглашали грамотных чтецов, но сегодня таковых, которые не могут читать – нет. Поэтому уместно говорить, что читать следует ближайшим родственникам, до момента выноса усопшего. Перед выносом читается “Последование по исходе души от тела”, которое есть в любом молитвослове.
Усиленное чтение Псалтири следует продолжать до 9-го, а лучше до 40-го дня, когда определяется окончательное место пребывания души усопшего человека.
    Любой член семьи покойного или гости, по возможности, присоединялись к чтецу. Иногда при гробе служились панихиды (после похорон панихиды совершались в храме и на кладбище). Поминальный стол собирался обычно после совместной молитвы о покойнике за Литургией, после которой и шли на обед (неслучайно, поэтому в простонародье Божественную Литургию называли еще обедней).
    Церковная молитва имеет большую силу, чем домашняя, тем более поминовение за Божественной Литургией, когда за почившего вынимаются частицы, которые омываются кровью Христовой.
    Особенно неуместна домашняя молитва в дни церковных праздников. Получается, что люди, организующие домашнюю молитву, сами не идут в храм и препятствуют церковной молитве тем, кого приглашают, что, конечно, совершенно недопустимо.
    Какое же поминовение усопшего будет правильным? В день поминовения всем, кто хочет помолиться о покойном, необходимо прийти в храм к началу Литургии и помолиться за богослужением. Если после Литургии совершается панихида, а обычно так и бывает, нужно отстоять и ее, и лишь после этого все поминающие возвращаются домой и, кратко помолившись, вкушают поминальную трапезу.
    Поминальная трапеза в данном случае – это род милостыни. Милостыня подается не всегда в виде трапезы, ее можно подать и деньгами и продуктами и вещами.
    Еще и еще раз – на поминальном столе не должно быть спиртного. Поминальный стол – это милостыня, а милостыню водкой или вином не подают!
Нужно сказать, что Великим постом поминовение усопших имеет свои особенности: в святую Четыредесятницу (так еще именуют Великий пост) Литургия, за которой можно поминать усопших, совершается только по субботам и воскресеньям. Именно поэтому поминки, важнейшим моментом которых является поминовение за Литургией, лучше собирать в дни, когда совершается Божественная Литургия.
Об остальных особенностях поминовения усопших мы надеемся поговорить в следующий раз.

Протоиерей Иоанн Антипов.

 

 

 

Предыдущие статьи:
АЗЫ ПРАВОСЛАВНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ.

Первая статья. Причащение больных.

Вторая статья.
Троицкая родительская суббота..

Третья статья.
Как вести себя близким умирающего человека.

Четвертая статья.
О православных традициях погребения умерших.


СВЯТЫЕ ПРАВИТЕЛИ РОССИИ.
Святой равноапостольный великий князь Владимир.


Икона св. равноапостольного князя Владимира    Продолжаем цикл статей “Святые правители России”. Сегодня вы узнаете о святом равноапостольном великом князе Владимире.
    Святой князь Владимир был младшим сыном великого князя Святослава и внуком святой равноапостольной княгини Ольги.
    Когда Владимиру исполнилось семь лет, он был избран Новгородскими посланцами на княжение в Новгороде. По малолетству к нему был приставлен опекуном воевода Добрыня (Малкович), родной брат матери. Когда Владимиру исполнилось 12 лет, умер Святослав. Из-за притеснений со стороны Ярополка, Добрыня, как повествует летопись, и увез его “за море”. Но через несколько лет Владимир возвратился в Новгород с нанятыми варягами и прогнал оттуда ставленников Ярополка. Понимая, что борьба с Ярополком неизбежна, Владимир, чтобы оградить себя с фланга, решил жениться на дочери полоцкого князя Рогнеде. Получив отказ, он захватил Полоцк и насильно взял ее в жены, а затем пошел походом на Киев. После двухлетней осады Ярополк сдал город и сразу же загадочно погиб, а Владимир стал единовластным правителем на Руси.
    Великий князь Владимир в начале своего княжения покровительствовал идолопоклонству. Но постепенно князь, подобно великой бабке своей, стал понимать заблуждение язычества и искать истины. К нему приходили проповедники различных религий. Первые послы были от волжских и камских булгар, затем пришли иудеи, католики и православные греки. Больше всего Владимиру понравилось греческая вера, к тому же эту веру приняла святая княгиня Ольга, его бабка, которая славилась своей мудростью. Но решение принять новую религию целым народом в один день не принимается, и великий князь, поговорив с боярами и старцами, решает послать в разные страны десять благоразумных мужей, чтобы посмотреть какой народ достойнее поклоняется своему Божеству.
    Посланным больше всех понравилась вера византийская. Узнав об этом, Владимир решает принять православие. Желая ознаменовать столь величественное событие, он завоевывает греческий город Херсонес и берет в жены византийскую царевну Анну. Известно, что перед крещением Владимира, которое было условием для бракосочетания с царевной, у него разболелись глаза, исцеление во время крещение стало причиной крещения многих его дружинников. Возвращаясь на родину, князь взял с собой греческое духовенство для проповеди в России.
Вернувшись, Владимир крестил своих детей. В то же время начались регулярные проповеди христианской веры. Их вели и сам князь, и греческие священники, особенно из Корсуни (Херсонеса), говорившие на славянском языке, и болгарские священники с реки Дуная, и те дружинники, которые уже давно приняли христианство. Все эти проповеди запали в душу людям ищущим, а таких в русском народе всегда было много. Спокойный подход, проповеди и убеждения создали такую обстановку, что почти без сопротивления произошло величайшее событие – крещение Руси в 988 году.
    Приказ истреблять кумиров служил приуготовлением с сему торжеству. Кроме того, так как закон христианский велит иметь лишь одну жену, Владимир дает своим женам свободу и позволяет, если они хотят, выйти замуж за любого дружинника. Это была гуманность неслыханная для тех времен! В те времена, обыкновенно, ненужных жен убивали.
После крещения Владимир стал мудрым и добрым правителем для своей страны: проводил политику объединения всех близлежащих славянский земель в единое Русское государство, стал защитником для бедных и больных, и даже получил прозвище “Красное Солнышко”. Кроме этого Владимир, заботясь о просвещении своего народа и желая утвердить веру на знании книг божественных, завел для отроков училища, бывшие первым основанием народного просвещения в России.
    Сам великий князь Владимир, приняв веру Спасителя, освятился ею в сердце своем, преобразился и стал иным человеком. Бывший в язычестве мстителем свирепым, сластолюбцем, воином кровожадным и, что всего ужаснее - братоубийцею, Владимир, наставленный в человеколюбивых правилах христианства, боялся проливать даже кровь злодеев и врагов.
    Вместе со святым Владимиром изменилась и вся Русь; из страны языческой, варварской она преобразилась во Святую Русь, и в ней засиял целый сонм святых угодников Божиих.

Анастасия Антипова.

 

 

Предыдущие статьи:

Святая равноапостольная великая княгиня Ольга


ГОДЫ СОВЕТСКИЕ - ГОДЫ ГОНЕНИЙ.
Статья третья.

    В этой статье мы обозначим географические и социальные рамки, в которых будут происходить описываемые нами события.
    Мы теперь живем на стыке целых четырех регионов – Татарстана, Самарской области, Оренбургской области и Башкирии. В течение часа можно без труда добраться до каждого из них. Люди, живущие сейчас в нашем городе, приехали из разных мест. Поэтому, очевидно, не получиться рассказать об истории Православия в нашей местности, не коснувшись соседних регионов. Это тем более верно, что до советского времени наш район входил в состав Бугульминского уезда Самарской губернии, и настоящее положение установилось после революции не сразу.
    Герои нашего повествования в большинстве своем будут крестьянами – наша местность долгое время была исключительно сельской – города, исключая Бугульму, появились только в период освоения нефти в 50-е годы. В подавляющем большинстве своем даже священники происходили из крестьян, представляя собой, как принято говорить, “плоть от плоти” народа. Правда, ветры перемен, а лучше сказать, сквозняки советской действительности переносили людей с места на место. Одни уезжали в города, другие оставались. Иногда уехавшие возвращались обратно. Особенно, все это касалось священников, которые часто были вынуждены скрываться от преследования властей. Смена места жительства весьма удобна в этом смысле, да и в городе проще быть незаметным. Их семьи, обычно большие, следовали за ними, терпя при этом всяческие неудобства и лишения.
    Среди верующих-крестьян было мало голытьбы, т.к. в большинстве своем это были люди твердых убеждений и сравнительно крепких характеров. Они умели содержать семью и вести хозяйство, да иначе им бы было и не выжить условиях, которые весьма трудно назвать нормальными. Бедняками ведь до революции были в основном не умевшие или не хотевшие работать или плохо приспособленные к жизни, нескладные люди.
Деревне, как известно, вообще здорово доставалось при Советской власти. Верующим же было вдвойне тяжелее.

Михайлов И.П.

 

 

Предыдущие статьи:

Первая статья.

Вторая статья.



НАШ КРОССВОРД.

кроссворд.

По горизонтали:
1. Первое слово “Символа веры”.
2. “Исповедую … крещение во оставление грехов”.
3. “И во единаго Господа … Христа”.
4. Последнее слово в 8 члене.
5. Последнее слово в 9 члене.
7. “… воскресения мертвых”.

По вертикали:

1. Шестое слово в 1 члене.
4. Шестое слово в 4 члене.
5. Двенадцатое слово в 7 члене.
6. “И жизни будущаго …”.

Кроссворд составила ученица 7 класса Воскресной школы при Троицком приходе Егорова Ольга.

 

Ответы на кроссворд, опубликованный в предыдущем номере:

По горизонтали:
2. Пирогов. 5. Ермолов. 8. Рублев. 9. Курская. 12. Хмельницкий. 16. Скобелев. 19. НКВД. 22. Колчак. 23. Суворов. 24. Пожарский. 26. Империалистическая. 27. Олег. 28. Ольга. 30. Минин. 31. Клыков. 32. Святослав. 36. Брест. 38. Россия. 42. Сергий. 43. Наполеон. 44. Николай. 47. Александров. 50. Долгорукий. 53. Екатерина. 57. Афганская. 59. Никитин. 61. Казак. 62. Японская. 64. Орел. 65. Румянцев. 67. Миротворец. 69. Калка. 71. Илья. 72. Столыпин. 74. “Альфа”. 75. Иван. 76. Сталинград. 77. Отечественная. 78. Плевна. 79. Освободитель. 80. Павел.
По вертикали:
1. Гурко. 3. Пугачев. 4. Невский. 6. Ломоносов. 7. Мономах. 10. Бородино. 11. Владимир. 12. Хрущев. 19. Ельцин. 14. Филофей. 15. Кутузов. 17. Донской. 16. Федоров. 20. Димитрий. 21. Куликовская. 22. Крымская. 25. Смута. 29. Гагарин. 33. Ярослав. 34. Козельск. 35. Улан. 36. Баскак. 37. Турецкая. 39. Киев. 40. Жуков. 41. Путин. 42. Серафим. 45. Никон. 46. Александр. 48. Измаил. 49. Ведомости. 57. Полтавская. 52. Корнилов. 54. Финская. 55. Православие. 56. Карамзин. 58. Тамерлан. 60. Китай. 63. Сталин. 66. Ушаков. 68. Ермак. 70. Петр. 73. Попов



ПАРАСКЕВА (пятница, преуготовление).

hotlog_js="1.0"; hotlog_r=""+Math.random()+"&s=132175&im=4&r="+escape(document.referrer)+"&pg="+ escape(window.location.href); document.cookie="hotlog=1; path=/"; hotlog_r+="&c="+(document.cookie?"Y":"N"); hotlog_js="1.1";hotlog_r+="&j="+(navigator.javaEnabled()?"Y":"N") hotlog_js="1.2"; hotlog_r+="&wh="+screen.width+'x'+screen.height+"&px="+ (((navigator.appName.substring(0,3)=="Mic"))? screen.colorDepth:screen.pixelDepth) hotlog_js="1.3" hotlog_r+="&js="+hotlog_js; document.write("HotLog") Каталог Православное Христианство.Ру
Православный Троицкий приход г. Лениногорск 2003 - 2004год

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.paraskeva
Отписаться

В избранное