Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Православная газета "Параскева пятница, преуготовление" N 23


Информационный Канал Subscribe.Ru

РУСЬ СВЯТАЯ, ХРАНИ ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ, В НЕЙ ЖЕ ТЕБЕ УТВЕРЖДЕНИЕ

ПАРАСКЕВА
(пятница, преуготовление )

Сайт рассылки
№ 23
Издается по благословению Высокопреосвященнейшего Анастасия архиепископа Казанского и Татарстанского
август 2004 г.

Официальное издание Бугульминского благочиния Казанской епархии Московского Патриархата

(электронный вариант)

(выходит один раз в месяц)


Главный редактор протоиерей Иоанн Антипов, благочинный Бугульминского округа

Технические редакторы
(печатный вариант)

Юлия Есакова

(электронный вариант)
Николай Новиков

Адрес редакции:
423250,
Россия, РТ,
г. Лениногорск,
ул. Ленинградская д.38, кв. 20
e-mail:
prichod@yandex.ru

Газета набрана и сверстана на компьютерном оборудовании редакции

По техническим причинам этот выпуск задержался на 12 дней, приносим свои извинения.

Полная версия газеты с изображениями находится здесь. Информация для тех, кто смотрит архив газеты на каналах рассылки.

19 августа - Преображение Господне.

Икона Преображения.

Тропарь, глас 7-й.

Преобразился еси на горе , Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху; да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Кондак, глас 7-й.

На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою Христе Боже, видеша; егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние.

 

28 августа - Успение Пресвятой Богородицы.

Икона Успения.

Тропарь, глас 1-й.

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не остановила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак, глас 2-й.

В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

 

Читайте в номере:

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ

ОСВЯЩЕНИЕ ПЛОДОВ

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Святая равноапостольная великая княгиня Ольга
Фоторепортаж с летнего православного лагеря
АЗЫ ПРАВОСЛАВНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ
ГОДЫ СОВЕТСКИЕ - ГОДЫ ГОНЕНИЙ
Крупицы духовной мудрости.
Кроссворд
 

 


ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ

     6 августа по старому стилю, 19 по новому Православная Церковь празднует Праздник Преображения Господня. В этот день Церковь творит воспоминание о событии, происшедшем незадолго до Крестной смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Для укрепления веры Своих учеников Господь показал апостолам Свою истинную сущность. Христос показал, что воистину Он есть Божий Сын. Это произошло в северной части Святой Земли в Галилее на горе Фавор в присутствии трех учеников апп.Петра, Иакова и Иоанна. Произошло это ночью. Ученики, утомленные дневными трудами и подъемом на гору спали, а Христос молился. И вот во время этой ночной уединенной молитвы и последовало Его славное преображение.
    Проснувшиеся ученики увидели не привычного Учителя в пыльной от утомительного пути по горной дороге одежде, они увидели Сына Божия с сияющим лицом и в белых сияющих одеждах. Он был не один, а с пророками Моисеем и Илией, с которыми вел беседу.
    Восхищенные ученики молчали, пораженные. Не зная как описать свои чувства, ап.Петр, желая, чтобы эти мгновения длились вечно, предложил сделать Господу три кущи (шалаша), “Тебе одну, одну Моисею и одну Илии” для того, верно, чтобы поселить всех собеседников на горе Фавор и наслаждаться их лицезрением. Но не успел горячий ученик произнести до конца свое предложение, как облако осенило Спасителя и пророков, и из облака голос произнес: “Сей есть Сын мой Возлюбленный, о нем же благоволих; Того послушайте”.
    Упавшие при этом на землю ученики Христовы поднялись при голосе Учителя. Пророки скрылись, Христос был в прежнем Своем земном облике. Господь, зная, как тяжело будет Его ученикам во время Его Крестной смерти, показал, что Он есть истинный Бог, но запретил до времени сообщать об увиденном до поры до времени.
    Замечательно, что Господь беседовал и с пророком Илией, который был жив, пребывал и пребывает в земном раю, и с пророком Моисеем, который уже умер; объединив светом Преображения и живых и умерших, и представителей Ветхого Завета и проповедников Нового Завета – апостолов, дабы все люди, где бы они ни находились, знали о приближающемся спасении. И доныне, в память о Преображении Господнем, вершина горы Фавор осеняется облаком, которое наблюдают многочисленные паломники, которые при посещении Святой Земли непременно поднимаются на эту гору.

ОСВЯЩЕНИЕ ПЛОДОВ

виноград и яблоки освящаемые на Преображение.    Праздник Преображения Господня по чиноположению церковному отличается особым молитвословием, положенным в конце Литургии для освящения новых плодов. В церковной молитве, читаемой при этом, упоминается, собственно, о гроздьях винограда, которые являются обычными в южных странах, в том числе в Палестине и Греции, откуда к нам вместе с православным богослужением перешли многие обычаи, соблюдаемые там по преданию от древних. Обычай приносить Богу в жертву начатки плодов весьма древний, и пошел он, вероятнее всего, от первых людей, которые тем самым выражали Богу свои религиозные чувства и благодарили Его.
    Впоследствии, когда Господь ввел избранный народ Свой в Землю Обетованную, была дана народу израильскому заповедь принесения ежегодно в Скинию начатков всех плодов, и особенно важнейших из них – колосьев пшеницы и гроздьев винограда, чем и предзнаменовалось участие именно этих плодов земных в Таинстве Евхаристии, установленном Спасителем.
    Обычай посвящать Богу начатки плодов, утвержденный как “вечное постановление в роды ваши” (Лев.XXIII, 14), перешел вместе со многими другими установлениями Ветхого Завета в Новый Завет и стал составной частью богослужения новозаветной Церкви, что отражено было в Правилах Вселенских соборов. Так, 28 правилом VI Вселенского собора определено: “Приношение винограда священники да приемлют яко начатки, и благословляя оный особо, да преподают просящим в благодарение Подателю плодов, коими по определению Божию тела наши возращаются и питаются”. Таким образом, виноград, из плодов которого приготовляют вещество для Таинства Евхаристии, требует особого освящения и особого отношения, поэтому по Уставу Церковному и запрещается вкушать плод лозный до праздника Преображения. Но в нашей Церкви наряду с освящением винограда в этот праздник принят обычай освящать такие распространенные в России плоды , как яблоки. Обычай этот принадлежит центральным и северным областям России, к коим относится и Москва. В южных же районах яблоки освящались и раньше, потому что созревали раньше. И мед в наших краях освящается на две недели ранее чем в Москве – на Ильин день, тогда как в Москве его освящают на Первый Спас (14 августа по новому стилю), который поэтому и именуют в столице медовым.
    Именно поэтому на нашем приходе ранние сорта яблок освящаются ранее праздника Преображения, а в этот день освящаются поздние сорта яблок, виноград и остальные плоды земли. После освящения виноград раздается народу, дабы каждый, присутствовавший за богослужением, мог вкусить в этот день от “плода лозного”.

Протоиерей Иоанн Антипов



УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

    Успение Пресвятой Богородицы – великий двунадесятый праздник, торжественно празднуемый Православной Церковью. При этом творится воспоминание о событии, которое обычно является предметом для скорби и плача – переход человека от временной жизни к вечной. Но это происходит, когда речь идет о смерти обычного человека. Пресвятая Богородица после смерти и воскресения Своего Божественного Сына смиренно несла бремя земной жизни и много содействовала распространению и утверждению Благой Вести, принесенной Спасителем в наш мир. Но несмотря на то, что Ее жизнь доставляла всем верующим во Христа великую пользу, и лицезреть Ее и слушать составляло для первых христиан величайшее наслаждение, чистая душа Пресвятой Девы Марии горела желанием оставить земное Свое тело, чтобы наслаждаться непрестанным лицезрением Сына и Господа Своего и, несомненно, молилась об этом. И Ее молитвы были услышаны. Однажды предстал перед Нею архангел Гавриил и возвестил Ей о предстоящем через три дня переходе в вечность.
    По желанию Пресвятой Богородицы в эти три дня все было приготовлено. Прежде всего Матерь Божия желала увидеть перед исходом Своим святых апостолов, рассеянных для проповеди Слова Божия по всей вселенной, что и было исполнено Богом по Ее молитвам – все апостолы были чудесным образом собраны в Иерусалиме. Пресвятая Богородица простилась со всеми, кто собрался, и по истечению трех дней мирно предала Свой дух Сыну Своему и Богу. Она словно не умерла, а уснула при ангельском пении, которое слышали присутствующие при Ее кончине. Похороны Пресвятой Богородицы явились торжественным шествием, сопровождаемым чудесами, исцелениями и обращением закоренелого врага Христа в Его верного ученика.
Тело Божией Матери было положено по обычаю иудейскому в Гефсимании в пещере, и вход закрыт большим камнем. Один только апостол Фома по особому промыслу Божию отсутствовал при погребении Девы Марии. Только на третий день пришел он в Гефсиманию и был крайне опечален, что не удостоился принять благословение Пресвятой Богородицы и присутствовать при Ее кончине. Святые апостолы для утешения своего собрата Фомы решили дать возможность увидеть ему хотя бы пречистое тело Матери Спасителя и открыли гроб, но к ужасу своему, тела они там не нашли. После молитвы Господь открыл им, что Он воскресил Свою Мать, и апостолы увидели Деву Марию, окруженную ангелами и сияющую неизреченной славой, и услышали от Нее: “Радуйтесь! Я с вами есмь во вся дни”.
    Так повествует нам об этом Святое Предание. Так опоздание апостола Фомы послужило к уверению воскрешения Богородицы, как прежде “благое неверие Фомы” послужило к утверждению веры в Воскресение Христово.
    Кончину Божией Матери Церковь называет Успением, ибо Она “как бы сном на малое время уснула и как ото сна воскреснула”. В Пресвятой Деве побеждены законы нашего грешного мира: смерть не коснулась Ее тела, в рождении сохранила Она девство, во успении соединила жизнь. Она преставилась к источнику жизни Богу, чтобы избавлять от смерти души наша молитвами Своими.

Протоиерей Иоанн Антипов



БЕСЕДЫ О ИКОНОПИСИ.
Образы Успения Пресвятой Богородицы

Икона Успения.    В этой статье мы поговорим об образах такого глубоко чтимого христианским миром события, как Успение Пресвятой Богородицы. О смерти Богородицы нет никаких сведений в Евангелии, поэтому мастера-иконописцы обращались к апокрифу, называемому “Слово Иоанна Богослова на Успение”.
    Одним из самых известных образов Успения является “Успение начала 16 века. Это храмовый образ Успенского собора в Дмитрове. Образ относится к “облачным Успениям” или “Успениям с облачным чудом”.
    Легкими башнями – светло-желтой и нежно-зеленой – обозначен на этой иконе, на золотом фоне, дом Апостола Иоанна, в котором случилось Успение. Между башнями стоит ложе, которое окружают апостолы. Однако среди них стоят и ангелы, а за ними поднимаются святители Церкви, идут иерусалимские жены. Бесчисленное людское множество, как напоминание обо всем людском роде, связавшем свое упование с Успением, предстоит здесь ложу Богоматери. Выражение скорби в жестах и позах предстоящих смягчено благодаря бестелесной легкости удлиненных фигур, одетых в коричневые, алые и зеленые одежды.
    Торжественна поза Иисуса Христа, поднимающегося над ложем. Не только окружающим ложе, но и всем взирающим на икону, являет он материнскую душу в ослепительно белых пеленах, высоко поднятую на покрытых руках. Его лик, написанный сияющими розовыми охрами, изливает одну лишь торжественную радость. Его окружает Божественный свет, ангелы со светильниками в руках, сияющая бирюзовая мандорла, а с ней слиты очерченные лишь линиями фигуры пришедших с Ним воздать честь Успению Богородицы.
Над мандорлой находится бирюзовая сфера со спасенной душой в ослепительно белых одеждах, несомую ангелами вверх, к распахнутым вратам рая. Облачное чудо – перенесение апостолов к ложу Богоматери – как венцом, окружает летящую сферу, умножая торжество и радость Ее вознесения к райским вратам.
    Внизу, у нижнего края ложа, в центре, изображен много меньшего размера, чем все остальные, стоящий на коленях, человек в алом плаще, воздевший руки к занесшему над ним меч архангелу – неверный Афоний. Чудо с ним уже свершилось: отрубленные кисти рук приросли, о чем свидетельствуют шрамы на них. Свершенным предстает первое помилование грешника Богородицей в ее Успении.
По всему строю эта икона близка к поэтическому, слитому с музыкой слову, близка к песнопениям праздника. Музыкальны, певучи, легки очерки фигур, предстоящие ложу, ритмически связаны друг с другом и с парящими над ними облаками.
    Почитание праздника Успения Пресвятой Богородицы широко распространено в нашей стране. В честь Успения чаще всего освящали главные соборы русских городов и княжеств. Это связано с тем, что Богородица оказывает особое покровительство нашей Родине. Отдавая свои города и княжества под защиту Божией Матери, русские люди обращались к тому празднику, где утверждается, что защита эта навсегда пребудет с миром, с родом людским, и воздавали ему особую честь.

Анна Антипова

Об Успенском посте

    28 августа по новому стилю (15 августа – по старому) наша Церковь празднует Успение Божией Матери. К этому празднику мы готовимся предваряющим его Успенским постом. Успенский пост такой же строгий как и Великий. Рыбу православные христиане вкушают только один раз – на Преображение Господне, во все же остальные дни вкушается растительная пища на растительном масле, а по средам и пятницам исключается и масло. И все же, несмотря на свою строгость, Успенский пост не считается трудным. Во-первых, из-за его краткости – продолжается всего две недели, а во-вторых, из-за изобилия в августе овощей и фруктов. К сожалению, в этом году в нашей местности пока мало грибов, но тем не менее постный стол по желанию можно сделать и разнообразным и вкусным.
    Нужно помнить, что время поста – это время покаяния и молитвы. Поэтому нужно постараться поговеть и причаститься и этим кратким постом. Тем более, этот пост заканчивается незадолго перед началом учебного года, и именно на Успение в нашем храме служится молебен на начало учебного года. Хорошо, если школьники из православных семей начнут его предварительно помолившись, и особенно хорошо, если школьники причастятся Успенским постом.
    Часто родители школьников мало воцерковленных семей беспокоятся, сможет ли ученик поститься, особенно если это первоклассник и ему только что исполнилось семь лет. При этом не учитывается, однако, одно обстоятельство – чем старше человек, тем труднее он переносит любые нововведения в своей жизни, особенно это касается религиозной практики, поэтому ребенок переносит все тяготы поста гораздо легче чем взрослый, особенно если постятся все члены семьи.
    Поэтому мы желаем всем православным нашего прихода достойно преодолеть все тяготы поста и прийти к празднику Успения обновленными и обогащенными, поговев причастившись, и, по возможности, пособоровавшись.

Л.Антипова

 

 

Предыдущие БЕСЕДЫ О ИКОНОПИСИ:

Иконостас

Иконы
Рождества Христова.

Иконы Сретения.

Образы Великого поста.

Образы Светлого Христова Воскресения (Пасхи)

Образы жен-мироносиц у гроба.


Святая равноапостольная великая княгиня Ольга

Святая равноапостольная княгиня Ольга.    Начинаем новый цикл статей под названием “Святые правители России”.
    В нем вы узнаете о людях, стоявших во главе нашего Отечества и сподобившихся войти в лик святых.
Сегодня мы расскажем вам о святой равноапостольной княгине Ольге, правившей Россией на самой ее заре.
Святая Ольга была супругой великого князя Игоря, сына Рюрика – родоначальника русских князей. Блаженная Ольга происходила из знаменитого рода, она была правнучкой Гостомысла, который начальствовал в Великом Новгороде до тех пор, пока по его же совету не был призван от варягов на княжение русское Рюрик. Родители блаженной Ольги сумели внушить своей дочери те правила честной и разумной жизни, которых сами держались несмотря на свое идолопоклонство. Ольга отличалась целомудрием и светлым умом. После смерти мужа сама управляла подвластными ей областями, ведя воздержанную и целомудренную жизнь в чистом вдовстве, сохраняя сыну своему до совершеннолетия его княжескую власть. А когда он возмужал, отошла от молвы и попечений и стала жить вне забот управления, предаваясь делам благотворения.
Стремясь к истинному богопознанию и от природы, не будучи ленивой, Ольга отправилась в Царьград. В Константинополе она поучалась вере христианской, ежедневно с усердием внимая словам Божиим. Сердце ее разгорелось любовью к Богу, в Которого она уверовала без сомнений, и Ольга выразила желание принять святое крещение. Она была крещена патриархом Константинопольским и наречена Еленою, как и первая христианская царица, мать Константина Великого. Оставляя Царьград, блаженная Ольга прияла напутственное благословение патриарха.
Возвратясь в Киев, Ольга как солнце начала прогонять тьму идольского нечестия, просвещая омраченных сердцем. Она создала церковь во имя святителя Николая на Аскольдовой могиле и многих из киевлян обратила ко Христу Спасителю. Святая Ольга посетила Великий Новгород и другие города, всюду, где только было можно, приводя людей ко Христовой вере; она при этом сокрушала идолов, поставляя на их месте честные кресты, от которых для уверения язычников соделывались многие знамения и чудеса.
    Однажды блаженная Ольга остановилась против того места, где в реку Великую впадает река Пскова. Святая княгиня с того берега реки увидела, что с востока сходят с неба три пресветлых луча. Чудный свет лучей видела не только сама святая Ольга, но и спутники ее. Обойдя многие города земли Русской, проповедница христова возвратилась в Киев. Вспомнив о видении на реке Пскове, она послала много золота и серебра на создание церкви во имя Святой Троицы, при этом она повелела населять то место людьми. В короткое время то место разрослось в величественный город Псков, так названный по реке Пскове, и прославлялось в нем имя Пресвятой Троицы.
    Так начальница спасения людей русских святая равноапостольная княгиня Ольга положила начало почитания в России Святой Троицы.
    Святая Ольга учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решилась крестить их, опасаясь сына, и положилась на волю Господню.
    Молилась блаженная Ольга о просвещении Руси светом Христовым и неоднократно пророчески предсказывала, что Бог просветит людей земли Русской, и многие из них будут великие святые. Представилась княгиня Ольга, во святом крещении Елена, 24 июля 969 года.
    Исполнилось пророчество святой княгини Ольги: внук ее, великий князь Владимир, принял святое крещение и просветил святою верою землю Русскую.

Анастасия Антипова



Ах, это любимое, веселое лето...

Фоторепортаж о работе православного летнего лагеря при воскресной школе Троицкого прихода.

   
Первый костер. Представление отрядов. фото Представление отрядов
фото - вечерняя молитва Вечерняя молитва.
Обед в лагере. фото Обед в лагере.
фото Причастие насельников лагеря. Причастие насельников лагеря.
В храме Архистратига Михаила. фото в храме
фото игры. Перед боем. Перед боем.
После сражения. фото игры. После сражения.
фото у пещеры старца Макария. У пещеры старца Макария.
Во время похода. фото - обед в походе.
фото- впечатления о лагере - рисуем. Конкурс дружеских шаржей.
Штурм Измаила. фото игры - Штурм Измаила. Турки перед штурмом.
фото - Последний костер. Последний костер.

 



АЗЫ ПРАВОСЛАВНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ.

    В прошлый раз мы довольно подробно сообщили нашим читателям о том, как вести себя близким умирающего человека.
    Сегодня пойдет речь о православных традициях погребения умерших. Надо сказать, что вера православная много заботы проявляет о нашей душе, но это не значит, что верующий человек не должен проявлять заботы о теле, ведь тело в православной традиции именуют храмом души. Если человек умер, то тело его становится добычей смерти, тело без души разрушается, но и в развалинах этого некогда величественного храма мы почитаем носителя образа Божия. Погребение умершего представляет трогательный обряд, который много дает и уму и сердцу и душе всех участвующим в нем, и дарует великую пользу душе умершего, если погребение совершается правильно.
    Тело усопшего православного христианина омывают теплой водой, молясь при этом: “Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас”.
После омовения тело одевают в приготовленные одежды. Если не было на человеке креста, то его надевают, если же крест был, то новый надевать не обязательно, только если старый хотят оставить на память о покойном. Руки усопшего складывают крестообразно. Перед положением тела гроб кропят изнутри святой водой, укладывают туда подушку со специальной наволочкой для покойного. В левую руку вкладывают погребальный крест, в правую – рукописание, на лоб надевают венчик. Затем тело покрывают погребальным покрывалом, оставляя открытым лицо, а на грудь кладут икону. Обычно мужчинам кладут образ Спасителя, а женщинам – Божией Матери, гроб ставят в угол, обращая лицо умершего к иконам. Вокруг гроба зажигают свечи.
Ставить стакан с водой (а тем более с водкой) и вешать полотенце – обычай не православный, и при погребении необходимости делать этого нет.
    После того, как тело омоют и оденут, то следует позаботиться и о душе. Душе же покойного нужна, прежде всего, молитва. Поминовение усопшего начинают с чтения канона “По исходе души”. Этот канон имеется почти во всех издающихся сейчас молитвословах. Затем по окончании канона начинают читать Псалтирь.
    Псалтирь читается непрерывно в течение трех дней над гробом умершего и днем и ночью. Читать Псалтирь может любой православный человек, и нет необходимости приглашать кого-либо специально – всегда найдутся родственники или знакомые, которые могут по очереди молиться над покойным. Чтение Псалтири помогает и умершему и близким покойного соединиться в молитвах к Богу о душе покойного.
    Умершего обязательно нужно отпеть. Сделать это может только священник, ни у кого другого на это права нет. Иногда можно услышать: “Бабушки отпели покойника”. Бабушки, как и любой мирянин, могут помолиться о покойном, но отпевать – дело священника.
    Желательно отпеть умершего очно, до погребения. У прихожан нашего храма есть для этого все возможности. На камышлинском кладбище построена часовня, в которой и совершаются отпевания, если нет возможности привезти покойника в храм. Для отпевания нужно накануне или рано утром прийти в храм и договориться с батюшкой об отпевании, назначить время и обговорить все. Если же нет возможности отпеть до погребения, то непременно нужно сделать это как можно раньше, поскольку душа человека имеет великую нужду в помощи Церкви при прохождении мытарств. После отпевания родные прощаются с покойником – целуют венчик на голове и икону на груди, после чего тело закрывают с головой покрывалом, икону вынимают и тело посыпается священником землей. Затем закрывают крышку, и тело погребают с пением: “Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас”.
    Крест, символ нашего спасения и грядущего воскресения, ставится над могилой любого православного христианина. Крест ставится восьмиконечный, правильной формы, размеры погребального креста можно взять в регистратуре нашего храма.
    Если не удалось причастить покойника перед смертью или хотя бы в течение года перед этим, то хорошо заказать длительное поминовение в храме – на сорокоуст или более, чтобы облегчить посмертную участь человека, неподготовленным отправившегося в мир иной.

Протоиерей Иоанн Антипов

 

 

Предыдущие статьи:
АЗЫ ПРАВОСЛАВНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ.

Первая статья. Причащение больных.

Вторая статья.
Троицкая родительская суббота..

Третья статья.
Как вести себя близким умирающего человека.



ГОДЫ СОВЕТСКИЕ - ГОДЫ ГОНЕНИЙ

Вторая статья.

     История нашей Церкви, в том числе и локальная, в нашей местности, не отделима от истории страны. Что бы не происходило со страной, с народом в целом, все это так или иначе сказывалось на верующих людях как в центре, так и в регионах, в нашей глубинке. Это естественная закономерность, которая, правда, сознательно замалчивалась в советских учебниках, напичканных сведениями о бунтарях, но почти не упоминавших о великих святых, многие из которых являлись выдающимися историческими деятелями нашего Отечества. Для региональной истории это верно, пожалуй, даже в большей степени – в былые годы невозможно было найти доступную легальную информацию об истории православия в нашей местности. Все передавалось из рук в руки, пересказами, под строжайшим запретом кому бы ни было, кроме “своих”, сообщать. Сейчас, оглядываясь назад, видишь - как же загнаны в угол, запуганы были люди!
    Вообще же, рассматривая эпоху целиком, хочется спросить: “Для чего?”. Для чего государство преследовало людей, которые во многом составляли золотой фонд нации? Подавляющее большинство верующих людей в нашей местности, как и всюду, испытавших на себе гнет государственной репрессивной машины, не были контрреволюционерами. Они не составляли заговоров, не печатали листовки, не запасали оружие, не собирались устраивать восстания и бороться против Советской власти. Более того, большинство из них были честными людьми, любящими свою Родину, хорошими работниками и специалистами. Они просто не хотели отказываться от веры в Бога и верности Его Церкви. Однако по тогдашним понятиям это была серьезная вина….
    Обозначим теперь временные рамки событий, о которых пойдет речь в нашем цикле.
    Советский период в российской истории охватывает время с 1917 по 1991 годы. Во все эти годы Церкви жилось нелегко. В нашей глубинке это в особенности ощущалось. Но, конечно, в разные времена советских лет положение менялось. Наиболее трудными были годы гражданской войны, “знаменитые” своими репрессиями 30-е и хрущевское время. В нашей местности большинство храмов перестало служить еще в годы коллективизации, т.е. в самом конце 20-ых – начале 30-ых. Это было следствием отсутствия духовенства - тогда были арестованы, посажены в тюрьмы или сосланы большинство священников. Некоторые из них вернулись. Так же на смену им в священный сан посвящались благочестивые молодые люди из крестьян. Годы же “большого террора” подвели жирную черту под церковными приходами в деревнях – в наших краях их просто не осталось. Из числа духовенства на свободе остались единицы, большинство из них было вынуждено вести нелегальный или полулегальный образ жизни. В хрущевские годы усилилось давление на простых верующих, их старались всячески ограничить и унизить, сделать людьми “второго сорта”.

Михайлов И.П

 

 

Предыдущие статьи:

Первая статья.



Крупицы духовной мудрости.

«Господь Сам научил меня, как надо смиряться: держи ум твой во аде и не отчаивайся, и этим победишь врага»

Афонский старец Силуан

«Часто за одно приветствие ближнему душа чувствует в себе добрую перемену; и, напротив, за один косой взгляд на ближнего теряется благодать и любовь Божия. Опыт показал, что не надо плохо мыслить о человеке, потому что за это теряешь благодать Святого Духа. Для мира душевного надо душу свою приучить, чтобы она любила оскорбившего и молилась за него. Мы страдаем до тех пор, пока не смиримся. Если кто тебя обидел, молись за него Богу и тогда сохранишь мир в душе»

Афонский старец Силуан

Когда Старца Серафима Саровского спросили: «Как часто надобно приступать к Пренебесному Таинству Приобщения?» - он ответил: «Чем чаще, тем лучше. Кто приобщается Святых Таин - спасется, а кто не приобщается - не думаю. Благодать, даруемая Приобщением так велика, что как бы ни недостоин был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступил ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрыт был язвами грехов, будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеет, совсем просветлеет и спасется!»

«Цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святого Божия, и притча о 10-ти девах говорит о том, что елей в сосудах дев есть благодать Святого Духа, необходимая для спасения, ибо добрые дела еще не составляют цели жизни христианина. А цель жизни иная - приобретение благодати Святого Духа, или яснее, приобретение состояния умиленного единения с Духом Святым и быть под Его водительством, ибо это состояние души выше и ценнее самых добрых дел»

Преподобный Серафим Саровский

«Пост состоит в том, чтобы не есть много, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел бы съесть, отдать алчущему; отказаться от приятной, вкусной пищи для того, чтобы усмирить воюющие члены плоти и дать свободу действия духу - и Ангел Господень прилепится к тебе»

Преподобный Серафим Саровский



Кроссворд

Кроссворд составил Волков М.А.
Нажмите на изображение и в новом окне откроется кроссворд.

Нажмите и в новом окне откроется кроссворд

По горизонтали:
2. Великий русский хирург, ввел в медицину гипс и наркоз.
5. Генерал, герой Отечественной войны 1812 года, покоритель Кавказа. 8. Русский иконописец, написавший икону “Троица”. 9. Величайшая танковая битва Великой Отечественной войны. 12. Украинский гетман, благодаря которому Украина присоединилась к России. 16. “Белый генерал”, герой турецкой войны 1877 – 78гг. 19.“Опричнина” Сталина. 22. Русский адмирал, полярник, командующий Белой Армией в гражданскую войну. 23.Величайший русский полководец, генералиссимус. 24.Один из героев смутного времени 1612г., освободивший Москву. 26. Первая Мировая война по-другому. 27. Гроза Царьграда – “Вещий”… 28. Святая Равноапостольная княгиня. 30.Другой герой смутного времени. 31. Известный скульптор нашего времени, основная тема работ которого – “Православная Русь”. 32. Князь-воин, который, готовясь к битве с врагами, предупреждал их: “Иду на вы!”. 36. Город-герой, защитники крепости которого держали героическую оборону в начале Вов. 38. Самая великая страна в мире. 42. “Игумен земли русской”, святой из Радонежа. 43. Французский предводитель “двунадесяти языков”. 44. Святой Царь-мученик. 47. Последний регент взорванного храма Христа-Спасителя, автор музыки к гимну СССР и Российской Федерации. 50. Древнерусский князь, основатель Москвы. 53. Императрица Российская. 57. Война с моджахедами (1979-1989гг.). 59. Русский путешественник, ходивший “за три моря”. 61.Воин войска Донского, Кубанского, Запорожского… 62. В какой войне совершили свой подвиг моряки с крейсера “Варяг”. 64. Птица на гербе России. 65. Победитель турок при Ларге и Кагуле. 67. Как прозвали в народе царя Александра III, при котором Россия не вела войн. 69. Речка, при которой русские впервые потерпели поражение от монголо-татар. 71. Преподобный богатырь Муромский. 72. Русский премьер-министр начала XX века, которому принадлежит фраза: “Вам нужны великие потрясения?! А нам нужна великая Россия!”. 74. Элитный российский спецназ. 75. Князь Московский, при котором в 1480г. закончилось монголо-татарское иго. 76.Город-герой, бои в котором переломили ход Второй Мировой войны. 77. Величайшая война, которую когда-либо вел русский народ. 78. Столица Болгарии, которую русские безуспешно штурмовали три раза во время турецкой войны 1877-78гг. 79.Как в народе прозвали царя Александра II, который освободил крестьян. 80. Российский император и одновременно магистр Мальтийского рыцарского ордена.

По вертикали:
1. Генерал, герой турецкой войны 1877-78гг. 3. Мятежник времен Екатерины II. 4. Как прозвали св. князя Александра за победу над шведами? 6. Крестьянский мальчик Михайло, ставший великим русским ученым. 7. Древнерусский князь, в честь которого была названа царская шапка. 10. Поле боевой русской славы времен Отечественной войны 1812г. 11. Святой креститель Руси. 12. Кто стучал ботинком по трибуне и обещал показать американцам “Кузькину мать”? 13. “… - Президент России!!! Понимаешь…” 14. Монах, выдвинувший идею: “Москва – Третий Рим”. 15. Великий русский полководец, победитель Наполеона. 17. Как прозвали св. князя Димитрия за победу над Мамаем? 18. Русский первопечатник, издавший первую на Руси печатную книгу “Апостол”. 20. Убиенный в Угличе св. царевич, последний из рода Рюриковичей. 21. Великая битва 1380 года, в которой русские разбили монголо-татар. 22. Война (1853-55гг.), в которой совершили свой подвиг герои-защитники города Севастополя. 25. Как назвали время 1612г. во время нашествия поляков? 29. Первый космонавт. 33. Мудрый князь, автор “Русской правды”. 34. Маленький городок, при взятии которого в 1240г. монголо-татары потеряли 4 тысячи человек, и за это прозвали его “злой город”. 35. Кавалерист по-другому. 36. Монголо-татарский сборщик налогов. 37. Война (1877-78гг.) за освобождение Болгарии от турецкого ига. 39. Столица древней Руси – “Мать городов русских”. 40. Четырежды герой Советского Союза, великий полководец, победивший Гитлера. 41. Действующий президент России. 42. Преподобный старец Саровский. 45. Патриарх, при котором произошел церковный раскол. 46. Царь, которого в народе прозвали “Благословенный”. 48. Неприступная турецкая крепость, которую взял штурмом Суворов. 49. Первая российская газета. 51. Последняя битва Северной войны, в которой Петр I окончательно разбил шведов. 52. Один из героев обороны Севастополя во время Крымской войны (1853-55гг.) 54. Война 1939 г., в которой русским пришлось штурмовать неприступные “Линии Марренгейма”. 55. Вера русских. 56. Российский историк. 58. Хромой завоеватель, от нашествия которого на Русь спасла Пресвятая Богородица, явившись ему в видении. 60. Страна, с которой у СССР был конфликт в 1969 г. из-за острова Даманский. 63. Псевдоним бывшего семинариста Иосифа Джугашвили. 66. Святой флотоводец. 68. Казачий атаман, покоритель Сибири. 70. Первый император Всероссийский. 73. Великий русский ученый, изобретатель радио.







ПАРАСКЕВА (пятница, преуготовление).

Каталог Православное Христианство.Ру
Православный Троицкий приход г. Лениногорск 2003 - 2004год

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.paraskeva
Отписаться

В избранное