Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православное слово

  Все выпуски  

Православное слово


Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.



  №18 (278) август 2013 г.  

ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО

Православное почитание Богоматери


icon

Православная Церковь содержит о Богородице то, что Священное Предание и Священное Писание сообщили о Ней, и ежедневно прославляет Её в своих храмах, прося у Неё помощи и защиты. Зная, что Ей приятны лишь те восхваления, которые соответствуют Её действительной славе, святые отцы и песнописцы у Неё Самой и у Её Сына молили вразумить их, как воспевать Её: "Огради помышления моя, Христе мой, ибо Чистую Матерь Твою воспети дерзаю" (Икос Успения). "Церковь учит, что Христос истинно родился от Марии Приснодевы" (св. Епифаний Кипрский. Истинное слово о вере). "Необходимо нам исповедовать, что Святая Приснодевственная Мария действительно есть Богородица, чтобы не впасть в злохуление. Ибо отрицающие, что Святая Дева действительно есть Богородица не суть уже верные, но ученики фарисеев и саддукеев" (Преп. Ефрем Сирин. Монаху Иоанну).

Из Предания известно, что Мария была дочь престарелых Иоакима и Анны, причём, Иоаким происходил из царственного рода Давида, а Анна - из священнического рода. Несмотря на такое знатное происхождение, они были бедны. Однако не это печалило этих праведных людей, а то, что они не имели детей и не могли надеяться, что их потомок увидит Мессию. И вот, когда однажды, презираемые евреями за своё неплодие, они оба в горести души возносили Богу молитвы, Иоаким на горе, где уединился после того, как священник не захотел принести его жертвы в храме, а Анна у себя в саду, оплакивая своё бесплодство, тогда явился им Ангел, и сообщил, что они родят дочь. Обрадованные, они обещали посвятить своё дитя Богу.

Через 9 месяцев родилась у них дочь, названная Мариею, с раннего детства проявившая наилучшие душевные качества. Когда Ей исполнилось три года, родители, исполняя обещание, торжественно отвели в иерусалимский храм малую Марию, Которая сама взошла по высоким ступенькам, а встретившим Её Первосвященником, по откровению Божию, введена была в самое Святое Святых, совводя с Собой почивавшую на ней благодать Божию в дотоле безблагодатный храм (Кондак Введения. Это был вновь построенный храм, в который слава Божия не сходила, как в Скинию или Соломонов). Она поселилась в существовавших при храме помещениях для дев, но так много времени проводила в молитве во Святом Святых, что, можно сказать, жила в нём (Стихиры Введения, на "Господи воззвах" 2-я и на "Славу и ныне"). Украшенная всеми добродетелями, Она явила пример необычайно чистой жизни. Всем покорная и послушная, Она никого не оскорбила, никому не сказала грубого слова, ко всем была приветлива, даже не допускала скверной мысли. (Сокращенно из св. Амвросия Медиоланского. О Приснодевстве Девы Марии).

"Несмотря на праведность и непорочность жизни, которую проводила Богородица, грех и вечная смерть проявляли в Ней своё присутствие. Они не могли не проявляться: таково точное и верное учение Православной Церкви о Богоматери по отношению к первородному греху и смерти" (Епископ Игнатий Брянчанинов. Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери). "Чуждая греховного падения" (св. Амвросий Медиоланский. Толкование Пс. 118). Она не была чужда греховных искушений. "Ведь один Бог без греха" (св. Амвросий Медиоланский. Там же), а человек всегда будет иметь в себе, что нужно ещё исправить и усовершенствовать, чтобы выполнить Божию заповедь: "Святи будите, яко Аз свят есмь, Господь Бог ваш" (Лев. 19, 2). Чем чище кто и совершеннее, тем больше он замечает свои несовершенства и тем недостойнее себя считает.

Дева Мария, всю Себя отдавшая Богу, хотя и отражала от Себя всякое поползновение ко греху, сильнее других ощущала слабость человеческой природы и пламенно желала прихода Спасителя. Она в смирении почитала Себя недостойной быть и служанкой имеющей Его родить Девы. Чтобы ничто не отвлекало Её от молитвы и внимания к Себе, Мария дала Богу обет безбрачия, дабы всю Свою жизнь угождать лишь Ему. Обрученная старцу Иосифу, когда Её годы не позволяли Ей больше оставаться при храме, Она поселилась в его доме в Назарете. Здесь удостоилась Дева прихода Архангела Гавриила, благовестившего Ей о рождении от Неё Всевышнего. "Радуйся, благодатная: Господь с Тобою. Благословенна Ты в женах... Дух Святый найдет на Тя и сила Вышняго осенит Тя; темже и раждаемое Свято наречется Сын Божий" (Лк. 1, 28-35).

Смиренно и покорно приняла Мария ангельское благовестие. "Тогда же Слово, как Ему Самому известно, низошло и, как Само изволило, подвиглось, вошло в Марию и вселилось в Ней" (Преп. Ефрем Сирин. Похвальная песнь Божией Матери). "Как молния озаряет сокровенное, так и Христос очищает сокровенное естества. Он очистил и Деву, и потом родился, чтобы показать, что, где Христос, там проявляется чистота во всей силе. Очистил Деву, предуготовив Духом Святым, и потом утроба, став чистою, зачинает Его. Очистил Деву при Её непорочности, почему и родившись оставил Девою. Не говорю, что Мария стала бессмертною, но что, осияваемая благодатию, Она не возмущалась греховными пожеланиями." (Преп. Ефрем Сирин. Слово на еретиков, 41). "Вселился в Неё свет, омыл Её ум, чистыми соделал Её помыслы, уцеломудрил попечения Её, освятил девство Её" (Преп. Ефрем Сирин. Мария и Ева). "Чистую по человеческим понятиям сделал благодатно-чистой" (Епископ Игнатий Брянчанинов. Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери).

Мария не сказала никому про явление Ангела, но Ангел сам объявил Иосифу о чудесном зачатии Мариею от Духа Святаго (Мф. 1, 18-25), а по рождении Христовом со множеством воинства небесного благовестил пастырям. Пастыри, придя поклониться Новорожденному, сказали, что слышали о Нём. Прежде молча претерпевшая подозрение, Мария теперь молча слушала и "слагала в сердце Своем" слова о величии Своего Сына (Лк. 2, 8-19). Слышала Она через 40 дней хвалебную молитву Симеона и предсказание об оружии, которое пройдет чрез Её душу. После видела, как Иисус преуспевал в премудрости, слышала Его в 12 лет поучающим в храме и все "соблюдала в сердце Своем" (Лк. 2, 21-51).

Хотя и благодатная, Она ещё не вполне разумела, в чём будет состоять служение и величие Её Сына. Еврейские понятия о Мессии были Ей ещё близки, а естественные чувства заставляли Её заботиться о Нём, охраняя Его от чрезмерных, как могло казаться, трудов и опасностей. Поэтому невольно Она вначале становилась на пути Своего Сына, что и вызвало Его указание о превосходстве родства духовного над телесным (Мф. 12, 46-49). "Имел Он попечение и о чести Матери, но гораздо более об Её душевном спасении и о благе людей, для чего и плотию облекся" (Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Иоанна, беседа 12). Мария уразумела это и, "слышавши речь Божию, сохранила её" (Лк. 11, 27-28). Как ни один человек, Она возымела те же чувствования, что и Христос (Флп. 2, 5), безропотно перенеся материнскую скорбь, когда видела Своего Сына гонимым и страдающим. Обрадованная в день Воскресения, Она в день Пятидесятницы облеклась силою свыше (Лк. 24, 49). Сошедший на Неё Дух Святый "Её научил всему" (Ин. 14, 26), и "наставил на всяку истину" (Ин. 16, 13). Просвещённая, Она ещё ревностнее стала трудиться творить слышанное Ею от Её Сына и Искупителя, чтобы взойти к Нему и быть с Ним.

Конец земной жизни Пресвятой Богородицы был началом Её величия. "Преукрашенная Божественною славою" (Ирмос канона Успения), Она стоит, будет стоять и в день Страшного Суда и в будущем веке, одесную Престола Сына Своего, царствует с Ним и имеет дерзновение к Нему, как Его Мать по плоти и как единонравная по духу, как волю Божию сотворившая и других научившая (Мф. 5, 19). Любвеобильная и милосердная, Она любовь к Сыну и Богу Своему проявляет в любви к человеческому роду, предстательствует за него пред Милостивым и, обходя землю, помогает людям.

Испытавшая все тяжести земной жизни, Заступница рода христианского видит каждую слезу, слышит каждое стенание и мольбу, обращённую к Ней. Особенно Ей близки те, которые трудятся в борьбе со страстями и ревнуют о богоугодной жизни. Но и в житейских попечениях Она незаменимая помощница. "Всех скорбящих Радосте, и обидимых Заступнице, и алчущих Питательнице, странных Утешение, обуреваемых Пристанище, больных Посещение, немощных Покров и Заступнице, Жезл старости, Мати Бога Вышняго, Ты еси Пречистая" (Стихира Одигитрии). "Надежда, и предстательство, и прибежище христиан", в "молитвах неусыпающая Богородица" (Кондак Успения), "спасающая мир непрестанною Своею молитвою" (Богородичен 3-го гласа), "день и ночь молится о нас и скиптры Царствия Её молитвами утверждаются" (Повседневная полунощница).

Нет ума и слов выразить величие Той, Которая родилась в грешном человеческом роде, а стала Честнейшая Херувим и славнейшая Серафим. "Неизреченных Божиих и Божественных тайн зря в Деве благодать являемую и исполняемую явственно, радуюся и образ разумети недоумеюся, странный и неизреченный, како избранная Чистая едина явися паче всея твари видимыя и разумеваемыя. Темже восхвалити хотя Сию, ужасаюся зело, умом же и словом, обаче дерзая, проповедаю и величаю: Сия есть селение небесное" (Икос Введения во храм). "Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице, обаче, Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу: Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем" (Ирмос 9-й песни Богоявления).

Югославия, 1928 г.
Святитель Иоанн (Максимович)


Восстановление храма Святого Михаила Архангела, небесного покровителя Святителя Иоанна Архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского,
до принятия иночества Михаила



Владыка Иоанн - Святитель Русского Зарубежья
48. ИСЦЕЛЕНИЕ МУСУЛЬМАНКИ

(продолжение, начало в №197)

В конце концов он согласился.

Прошло несколько недель, в следующий раз, когда я увиделся с Раулем, он выглядел озадаченным. Я спросил, что случилось, и он рассказал мне, что он только что разговаривал с отцом, и первое, что отец сказал ему: «Велик христианский Бог твоего друга Серафима!» Он спросил отца, почему он это сказал. Отец ответил, что при посещении врача его матери делали снимки рака. Врач был удивлен, так как ничего не обнаружил. Был вызван другой специалист, и его попросили сделать еще снимки, но и на них ничего не было видно. Врач боялся, что испортилась аппаратура, и послал мать, чтобы сделали снимки на другом аппарате. Но и они ничего не показали. Врач не мог поверить, что рак исчез, так как он считал, что матери осталось жить не больше года. Врачи не хотели признать, что произошло чудо, поэтому больница согласилась заплатить другой больнице за новые снимки. Прошло еще две недели, были сделаны новые снимки, но следов рака обнаружено не было.

Сейчас Рауль со своей семьей находится в Балтиморе. Его отец был воспитан в строгом мусульманстве (шииты). Но теперь его отец говорит, что они должны более внимательно изучить Православие; они стали изучать его через Антиохийскую церковь.

Я забыл еще упомянуть, что когда матери делали снимки, она держала в руке икону свт. Иоанна. Они хотят приехать в 1998 году в Сан-Франциско лично поблагодарить владыку Иоанна. Должен признаться, что я трясся как лист, когда он это мне рассказывал, так как я никогда до этого не был свидетелем чуда.

Продолжение следует...

Серафим Биал
Еврика, Калифорния
1997 год, 1 декабря


ЦЕНА СВЯТОСТИ

ВОСПОМИНАНИЯ О СВЯТИТЕЛЕ ИОАННЕ
ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА


(продолжение, начало в №269)

Если Владыка Иоанн посетит нашу канцелярию и сейчас, то мне следует попросить его молиться за мою больную сестру. Он сказал мне, что при встрече с Архиепископом я должен сделать земной поклон ему, попросить его благословения, отдать ему листок бумажки с именем больной и передать небольшое денежное пожертвование для его сиротскаго приюта. Когда я ответил, что у меня нет денег, отец Владимир извлек пару долларов из своего стола. Внезапно дверь за моей спиной распахнулась, и отец Владимир радостно воскликнул: «Святый Владыко, благословите нас!»

Я обернулся. Передо мной стоял сгорбившийся монах невероятно маленькаго роста с растрепанными седыми волосами, в черном набок одетом клобуке и с довольно суровым выражением лица. Собственно говоря, весь его вид был настолько суров, даже лют, что когда он стоял прямо передо мной, все еще источая холодный зимний воздух, меня охватила дрожь. Я знал, что передо мной стоит святой, пришедший из другого мира, живой мученик из страдальческой России. И хотя мне было известно очень немного о его жизни, о чудесах и аскетических его подвигах, я чувствовал, что что-то экстраординарное было сосредоточено в этом хрупком, согбенном, но энергичном таинственном старце.

Помня наставления отца Владимира о том, каким образом мне надлежит обращаться к святому иерарху, я пал на колени перед ним, прося благословение, и, преодолевая страх и смятение, попросил помолиться за мою сестру.

Продолжение следует...

Составитель отец Герман (Подмошенский)



12 вс Святых мучеников Фотия и Аникиты и многих с ними (305—306). Священномученика Александра, епископа Команскаго (III). Мучеников Памфила и Капитона.
13 пн Отдание праздника Преображения Господня. Преподобнаго Максима исповедника (перенесение мощей, 662). Блаженнаго Максима, Христа ради юродиваго, Московскаго (обретение мощей, ок. 1547). Святителя Тихона, епископа Воронежскаго, Задонскаго чудотворца (1783). Мучеников Ипполита, Иринея, Авундия и мученицы Конкордии в Риме (258). Икон Божия Матери Минския (1500) и именуемыя «Страстная» (1641).
14 вт Предпразднство Успения Пресвятыя Богородицы. Пророка Михея (из 12-ти пророков. VIII в. до Р. X.). Преподобнаго Феодосия Печерскаго (перенесение мощей, 1091). Преподобнаго Аркадия Новоторжскаго (XI). Священномученика Маркелла, епископа Апамейскаго (ок. 389). Икон Божия Матери: именуемыя «Беседная» (1383) и Нарвския (1555).
15 ср УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТЫЯ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЯ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ.
Величание: Величаем Тя, Пренепорочная. Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое.
Припевы на 9-й песни канона: Величай, душе моя, от земли на небо честное преставление Божия Матере. Ангели успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на небо.
Иконы Софии,-Премудрости Божия (Новгородския). Чтимыя иконы Успения Божия Матери: Киево-Печерская (1073), Бахчисарайская, Овиновская (1425), Псково-Печерская (1472) Семигородная (XV) и Пюхтицкая (XVI). Икон Божия Матери: Моздокския (XIII) Ацкурския (I), Цилканския (IV). Влахернския (груз.), Владимирския-Ростовския (XII) Гаенатския (XIII), Чухломския (XIV), Сурдегския (1530),Тупичевския (XVII).
16 чт Перенесение из Едессы в Константинград Нерукотвореннаго Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (944). Святаго мученика Диомида врача (298). Преподобнаго Херимона Египетскаго (IV). Величание: Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем Пречистаго Лика Твоего преславное изображение. На утрени прокимен: Господи, во свете Лица Твоего пойдем, и о имени Твоем возрадуемся во веки. Стих: Видеша вси концы земли спасение Бога нашего. Другий прокимен, гл. 4: Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь. Стих тойже. Иконы Божия Матери Феодоровския (1239).
17 пт Святаго мученика Мирона пресвитера (254). Преподобнаго Алипия, иконописца Печерскаго, в Ближних пещерах (ок. 1114). Мучеников Павла, Иулиании и прочих (ок. 273). Мучеников Фирса, Левкия, Короната и дружины их (III). Мученика Патрокла (III), мучеников Стратона, Филиппа, Евтихиана и Киприана (ок. 303). Преподобнаго Левкия Волоколамскаго. Иконы Божия Матери Свенския (1288).
18 сб Святых мучеников Флора и Лавра (II). Мучеников Ерма, Серапиона и Полиена. Священномученика Емилиана епископа и с ним: Илариона, Дионисия и Ермиппа (IV). Святителей Иоанна (674) и Георгия (683), патриархов Константинопольских. Преподобнаго Макария. Преподобнаго Иоанна Рыльскаго (946).

 

Ждем Ваши вопросы и предложения по адресу info@st-john.ru
Russian France Deutch Italian English Netherlands Chinese
Архив рассылки



Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.


В избранное