Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православное слово

  Все выпуски  

Православное слово


Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.



  №05 (204) февраль 2011 г.  

ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО

Беседа о Страшном Суде


icon

Сегодня неделя о Страшном Суде и нам естественно говорить о Страшном Суде и о признаках конца мира. Того дня никто не знает, знает только Бог Отец, но признаки приближения его даны и в Евангелии и в Откровении св. ап. Иоанна Богослова. Откровение говорит о событиях конца мира и о Страшном Суде по преимуществу в образах и сокровенно, но св. отцы объясняли его и есть подлинное церковное предание, какое говорит нам и о признаках приближения конца света и о Страшном Суде.

Перед концом земной жизни в ней будет смятение, войны, междоусобицы, голод, землетрясения;

Люди будут страдать от страха, будут издыхать от ожидания бедствий. Будет не жизнь, не радость жизни, а мучительное состояние отпадения от жизни. Но будет отпадение не только от жизни, но и от веры, и Сын Человеческий прийдя — найдет ли веру на земле?

Люди станут горды, неблагодарны, отрицающие Закон Божественный: вместе с отпадением от жизни будет и оскудение нравственной жизни.

Будет истощение добра и нарастание зла.

Об этом времени и говорит св. ап. Иоанн Богослов в своем Боговдохновенном творении, называемом Откровение. Он сам говорит, что «был в Духе», то значит, что Сам Дух Святый был в нем, когда в различных образах ему открылись судьбы Церкви и мира и потому то есть Божие Откровение.

Судьбу Церкви он представляет в образе женщины, которая скрывается в те времена в пустыне: она не проявляется в жизни, как теперь в России.

В жизни будут иметь руководящее значение те силы, какие готовят появление антихриста. Антихрист будет человек, а не воплотившийся диавол. «Анти» — слово, означающее старый, или же оно значит «вместо» или «против». Тот человек хочет быть вместо Христа, занять Его место и иметь то, что должен был бы иметь Христос. Он хочет иметь такое же обаяние и власть над всем миром.

И он получит ту власть перед гибелью своею и всего мира. У| него будет помощник маг, который силой ложных чудес будет исполнять его волю и убивать не признающих власть антихриста. Перед гибелью антихриста явятся два праведника, которые будут обличать его. Маг их убьет и три дня их тела будут лежать непогребенными и будет предельное ликование антихриста и всех слуг его, и вдруг те праведники воскреснут и все воинство антихриста будет в смятении, ужасе, а сам антихрист внезапно падет мертвым, убитый силой Духа.

Но что известно о человеке-антихристе? Точное происхождение его неизвестно. Отец — совершенно неизвестен, а мать скверная мнимая девица. Он будет еврей из колена Дана. На то указание в том, что Иаков, умирая, сказал, что он, в своем потомстве, «змий при пути, который поразит коня и тогда всадник падет навзничь». Это образное указание, что он будет действовать, хитростью и злом.

Иоанн Богослов в Откровении говорит о спасении сынов Израилевых, что перед концом мира множество евреев обратится к Христу, но в перечне спасающихся колен нет колена Дана.

Антихрист будет очень умен и одарен умением обращаться с людьми. Он будет обворожителен и ласков.

Философ Владимир Соловьев много работал над тем, чтобы представить пришествие и личность Антихриста. Он тщательно использовал все материалы по тому вопросу не только святоотеческие, но и мусульманские, и разработал такую яркую картину.

До пришествия Антихриста в мире уже готовится его появление. «Тайна уже в действии» и силы готовящие его появление прежде всего борются против законной царской власти. Св. ап. Иоанн говорит, что «не может явиться антихрист, пока не будет устранен "Удерживающий"». Иоанн Златоуст объясняет, что «удерживающий» — это законная благочестивая власть.

Такая власть борется со злом. «Тайна», действующая в мире, не хочет того, не хочет борьбы со злом силой власти: наоборот, она хочет власти беззакония и когда того добьется, то ничто уже не помешает появлению антихриста. Он будет не только умен и обворожителен: он будет жалостлив, будет творить милость и добро, ради укрепления своей власти. И когда он ее укрепит настолько, что весь мир признает его, тогда он откроет свое лицо.

Столицей своей он изберет Иерусалим потому, что именно здесь раскрыл Божественное учение Спаситель и Свою Личность и весь мир был призван к блаженству добра и спасения. Но мир не принял Христа и распял Его в Иерусалиме, а при антихристе Иерусалим станет столицей мира, признавшего власть антихриста.

Достигнув вершины власти антихрист потребует от людей признания, что он достиг того, чего ни одна земная власть и никто и не мог достигнуть и потребует поклонения себе как высшему существу, как богу.

В. Соловьев хорошо описывает характер его деятельности как Верховного Правителя. Он будет делать всем приятное, при условии признания его Верховной власти. Он предоставит возможность жизни Церкви, будет разрешать ей богослужения, обещать постройку прекрасных храмов при условии признания его «Верховным Существом» и поклонения ему. У него будет личная ненависть ко Христу. Он будет жить этой ненавистью и радоваться отступлению людей от Христа и Церкви. Будет массовое отпадение от веры, причем изменят вере многие епископы и в оправдание будут указывать на блестящее положение Церкви.

Искание компромисса будет характерным настроением людей. Прямота исповедания исчезнет. Люди будут изощренно оправдывать свое падение и ласковое зло будет поддерживать такое общее настроение, и в людях будет навык отступления от правды и сладость компромисса и греха.

Антихрист будет все дозволять людям, только бы они «падши поклонились ему». Это не новое отношение к людям: Римские императоры также готовы были дать свободу христианам, только бы они признали его божественность и божественную верховную власть, и они мучили христиан только потому, что они исповедывали «Богу Одному поклоняйся и Ему Одному служи».

Весь мир покорится ему и тогда он откроет лицо своей ненависти ко Христу и христианству. Св. Иоанн Богослов говорит, что у всех поклонившихся ему будет знак на челе и на деснице. Неизвестно, будет ли это действительно отметка на теле, или это образное выражение того, что и умом будут люди признавать необходимость поклонения антихристу и их воля будет полностью ему подчинена. Во время такого полного — волей и сознанием —подчинения всего мира и явятся упомянутые два праведника и будут безбоязненно проповедывать веру и обличать антихриста.

Св. Писание говорит, что перед пришествием Спасителя явятся два «светильника», две «горящия маслины», «два праведника». Их убьет антихрист силами мага. Кто эти праведники? По церковному преданию, то два праведника, которые не вкусили смерти: пророк Илия и пророк Енох. Есть пророчество, что эти праведники не вкусившие смерти, вкусят ее на три дня, а через три дня воскреснут.

Их смерть — будет великой радостью антихриста и его слуг. Их восстание через три дня приведет их в невыразимый ужас, страх, смятение. Вот тогда настанет кончина мира.

Апостол Петр говорит, что первый мир был создан из воды и погиб водой. «Из воды» тоже образ хаоса физической массы, а погиб — водой потопа. «А ныне мир сохраняется для огня». «Земля и вся дела на ней сгорят». Все стихии возгорятся. Этот теперешний мир погибнет в один миг. В миг все изменится.

И появится знамение Сына Божия — то есть знамение креста. Весь мир, вольно подчинившийся антихристу, «восплачется». Все кончено. антихрист убит. Конец его царства, борьбы со Христом. Конец и ответственность за всю жизнь, ответ Истинному Богу.

Тогда из Палестинских гор явится Ковчег Завета, — пророк Иеремия сокрыл ковчег и Св. Огонь в глубоком колодце. Когда из того колодца взяли воды, — она запылала. Но самого Ковчега не нашли.

Когда мы теперь смотрим на жизнь, то могущие видеть — видят, что все предреченное о конце мира — исполняется.

Кто же этот человек-антихрист? Св. Иоанн Богослов образно дает его имя 666, но все попытки понять это обозначение были напрасны.

Жизнь современного мира. дает нам понятие довольно ясное о возможности сгорания мира, когда «все стихии возгорятся». То понятие нам дает разложение атома.

Конец мира не означает его уничтожение, но изменение. Все изменится, вдруг во мгновение ока. Мертвые воскреснут в новых телах — своих, но обновленных, как Спаситель воскрес в Своем Теле, на нем были следы ран от гвоздей и копья, но оно обладало новыми свойствами и в таком смысле было новым телом. Неясно — будет ли то совсем новым телом, или то, каким человек был создан.

И явится Господь со славой на облаке. Как увидим? Зрением духовным. И теперь при смерти праведные люди видят то, чего не видят остальные люди кругом.

Вострубят трубы властно и громко. Они вострубят в душах и совести. Все станет ясно в человеческой совести.

Пророк Даниил, говоря о Страшном Суде, повествует, что Старец Судия на престоле, а перед ним огненная река. Огонь — это очищающий элемент. Огонь попаляет грех, сжигает его и горе, если грех природнился самому человеку, тогда он сжигает и самого человека.

Тот огонь возгорится внутри человека: увидя Крест — одни возрадуются, а другие придут в отчаяние, смятение, ужас. Так люди сразу разделятся: в евангельском повествовании, перед Судией одни становятся направо, другие налево — их разделило внутреннее сознание.

Само состояние души человека бросает его в ту или иную сторону, направо или налево.

Чем сознательнее и настойчивее стремился человек в своей жизни к Богу, тем большая будет его радость когда услышит слово «приидите ко Мне благословенные» и наоборот, те же слова вызовут огонь ужаса и мучения у тех кто не хотел Его, избегал или боролся и хулил при жизни.

Страшный Суд не знает свидетелей или протокольной записи. Все записано в душах человеческих и эти записи, эти «книги» раскрываются. Все становится явным всем и самому себе, и состояние души человека определяет его направо или налево.

Идут одни в радость, другие в ужас.

Когда раскроются «книги», всем станет ясно, что корни всех пороков в душе человека. Вот пьяница, блудник — когда умерло тело, кто-то подумает — умер и грех. Нет, в душе была склонность и душе грех был сладок.

И если она в том грехе не покаялась, не освободилась от него, она на Страшный Суд придет с тем же желанием сладости греха и никогда не удовлетворит своего желания. В ней будет страдание ненависти и злобы. Это адское состояние.

«Геенна огненная» — это внутренний огонь, это пламень порока, пламень немощи и злобы, и «тут будет плач и скрежет зубов» безсильной злобы.

Святитель Иоанн (Максимович)


Восстановление храма Святого Михаила Архангела, небесного покровителя Святителя Иоанна Архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского,
до принятия иночества Михаила



Владыка Иоанн - Святитель Русского Зарубежья
6. ВЛАДЫКА ОБРАЩАЕТ К ИСТИННОЙ ЦЕРКВИ;По публикации Сретенского монастыря

(продолжение, начало в №197)

Я еще не был православным, но благодаря неустанному чтению о Православной Церкви я пришел к убеждению, что она есть истинная Церковь. После ряда трудностей я вошел в контакт со священником и начал посещать русский собор на улице Эмперорс Гейт в Лондоне. Как-то пожилой священник (Греческой Церкви) при встрече мне строго сказал: «Недостаточно» только верить, что Православная Церковь — истинная Церковь. Ты за каждой литургией должен помнить, что литургия совершается на мощах мучеников, и перед тем как ты примешь Православие, ты должен быть готов умереть за веру». Это наставление меня и напугало и смутило, так как я не знал, насколько я убежден в своей готовности умереть за веру. Конечно, в теории я готов умереть за веру — но что случится, если меня гонители начнут допрашивать или пытать? Несколько недель спустя я был на воскресной литургии в русском храме и опустился на колени во время пения «Отче наш» да, я тогда еще не знал, что это не позволено, но Господь трогает души даже тех лиц, которые поступают неправильно. Я могу только сказать, что я в тот момент убедился, что мне надо принять православную веру, и это убеждение наполнило меня чувством мира и радости. После литургии мне очень хотелось поделиться со священником своим чувством спокойствия и радости при мысли о принятии Православия, но епископ и духовенство собора сразу начали служить панихиду.

Тогда я еще не понимал славянского языка и был немного раздражен, что служится еще какая-то служба. Я повернулся к старушке и спросил ее, по кому служится панихида. Она ответила: «По владыке Иоанну». Мне ясно помнится, что я раздраженно подумал: «Эти русские всегда находят каких-то старых архиереев, о которых молятся!» После панихиды уже не было возможности наедине поговорить со священником – он жил за городом и по воскресеньям всегда навещал свою паству.

Перед своим отъездом из города домой священник заехал в дом, в котором я остановился, чтобы навестить пожилых людей, живших там. Я думал, что не смогу с ним поговорить, и несколько стеснялся, не зная, как ему выразить свои чувства и мысли. Перед уходом из дома священник ко мне повернулся и спросил: «А не пора ли тебе принять Православие?» Мне даже не пришлось готовить речь или придумывать, что ему сказать!

В день памяти св. Марины, в 1967 году, я принял Православие. Только несколько месяцев спустя я прочитал житие владыки Иоанна и тогда же сообразил, что то воскресенье, когда я пришел к убеждению, что надо принимать Православие, было первой годовщиной кончины владыки Иоанна. Я пришел к выводу, что по его молитвам Господь проявил ко мне такую милость.

Архимандрит Алексий
Англия


Архиепископ Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский.
Архипастырь, проповедник, чудотворец.


ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АРХИЕПИСКОПЕ ИОАННЕ
Память Архиепископа Иоанна


(продолжение, начало в №142)

Хотелось рассказать о нескольких событиях в связи с памятью приснопамятного Архиепископа Иоанна, 25-летие кончины которого молитвенно отмечается в этом 1991-м году.

Покойная моя мать, послушница Мария (Мария Дмитриевна урожденная Шатилова) была знакома с Владыкой Иоанном еще в то время, когда он был студентом в Белграде и потом, когда он был уже монахом. Есть описание одного события, когда Владыка Иоанн будучи уведомлен, что он выбран в епископы и решив, что произошла ошибка, по пути в Архиерейский Синод встретил свою знакомую и сказал ей, что произошла очень печальная ошибка, что выбран какой-то священноинок Иоанн в архиереи, а его приглашают. И так случилось, что на обратном пути Владыка Иоанн опять встретился с этой же знакомой и сказал ей, что произошла вещь еще хуже — это он выбран в архиереи. Вот в этом описании как раз говорится о моей матери.

Моя мать, в детстве дружившая с будущим Владыкой Иоанном, имела с ним переписку когда он уехал в Китай, но по разным обстоятельствам, переписка прервалась. Когда мне было приблизительно лет 9—10 состоялся очередной Архиерейский Собор Русской Православной Церкви заграницей и архипастыри должны были совершить богослужение в Храме-Памятнике Св. Владимиру в поселке, тогда называемом Касвиль, ныне Джаксон, в штате Нью Джерси. Мы тогда жили в городе Вайнланде, миль 70 от Джаксона. Моя мама послала меня на это торжество вместе с нашим настоятелем, чтобы я получил благословение именно от Владыки Иоанна. Ввиду того, что мама много лет не переписывалась с Владыкой Иоанном, он не знал о судьбах нашей семьи. Я маму спросил: “А как же я узнаю кто из архиереев Владыка Иоанн?” и мама, со свойственным ей юмором, сказала, что тот, который менее всего похож на архиерея и есть Владыка Иоанн. Она упомянула, что он сгорбленный и иногда носит ботинки на босу ногу. Прибыв в храм, я сразу зашел в алтарь, чтобы прислуживать. Никто меня до этого не видел. И вдруг Владыка Иоанн ко мне подходит и выводит из алтаря — он никогда лишних слов в алтаре не говорил. На клиросе он ко мне обратился со словами: “Здравствуй Степа! Как твоя мама, Маринька? Как твой брат, твои сестры?” Потом, с улыбкой и со сверкающими глазами посмотрел на меня упорно и спросил, как я его узнал. А я смутился, вспомнив мамино описание и с застенчивостью что-то пробормотал. Только много лет спустя, когда я учился в Свято-Троицкой семинарии и услышал о том, что такое прозорливость, я понял, что удивительно было не то, что я Владыку узнал, а что он меня узнал- знал меня по имени, знал кто я и знал про мою семью!

Продолжение следует...

Протоиерей Стефан Павленко
Составитель протопресвитер Валерий Лукьянов



14 вс Преподобнаго Авксентия (ок. 470). Святаго равноапостольнаго Кирилла, учителя Словенскаго (преставление, 869). Преподобнаго Исаакия,затворника Печерскаго, в Ближних пещерах (ок. 1190). 12-ти греков, строителей соборныя Успенския церкви Киево-Печерския Лавры (XI). Перенесение мощей благовернаго князя Михаила Черниговскаго и болярина его Феодора (1578). Преподобнаго Марона, пустынника Сирийскаго (IV). Святителя Авраамия, епископа Каррийскаго (V).
15 пн Святаго апостола от 70-ти Онисима (ок. 109). Преподобнаго Пафнутия, затворника Печерскаго, в Дальних пещерах (XIII). Преподобнаго Пафнутия и дщери его Евфросинии (V). Преподобнаго Евсевия, пустынника Сирийскаго (V). Икон Божия Матери: Виленския (принесение в Вильно в 1495 г.) и Далматския (1646).
16 вт Святых мучеников Памфила пресвитера, Валента (Уалента) диакона, Павла, Порфирия, Селевкия, Феодула, Иулиана, Самуила, Илии, Даниила, Иеремии, Исаии (307—309). Мучеников Персидских в Мартирополе (IV). Преподобнаго Маруфа, епископа Месопотамскаго (422).
17 ср Святаго великомученика Феодора Тирона. Святаго священномученика Ермогена, патриарха Московскаго и всея Руси (1612). Преподобнаго Феодора молчаливаго, Печерскаго, в Дальних пещерах (XIII). Праведныя Мариамны, сестры апостола Филиппа (I). Мученика Мины Калликелада (обретение мощей, 867—869).
18 чт Святителя Льва, папы Римскаго (461). Преподобнаго Космы Яхромскаго (1497). Святителя Агапита исповедника, епископа Синадскаго (IV). Святителя Флавиана исповедника, патриарха Цареградскаго (449—450).
19 пт Святых апостолов от 70-ти Архиппа и Филимона и мученицы равноапостольныя Апфии (I). Мучеников Максима, Феодота, Исихия, мученицы Асклипиодоты (305-311). Преподобных Евгения и Макария исповедников, пресвитеров Антиохийских (363). Преподобнаго Досифея (VII), ученика Преподобнаго аввы Дорофея. Преподобнаго Равулы (ок. 530).
20 сб Преподобнаго Льва, епископа Катанскаго. Преподобнаго Агафона Печерскаго, в Дальних пещерах (XIII—XIV). Преподобномученика Корнилия Псково-Печерскаго (1570). Священномученика Садока, епископа Персидскаго и с ним 128 мучеников (342—344). Преподобнаго Агафона, папы Римскаго (682).

 

Ждем Ваши вопросы и предложения по адресу info@st-john.ru
Russian France Deutch Italian English Netherlands Chinese
Архив рассылки



Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.


В избранное