Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православное слово

  Все выпуски  

Православное слово


Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.




 

         №13 (182) июнь 2010 г.
ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО

 

Похвальное слово к прославлению св. Иоанна

icon

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося 24—29 июня 2008 г., святитель Иоанн прославлен в лике общецерковных святых.

Ликуй ныне, Церковь Русская! Ибо должны мы торжествовать всею душею, имея пред очами своими священную раку, принявшую в себя сосуд Духа Святаго — нетленныя мощи праведного архиепископа Иоанна, всем сердцем возлюбившаго Бога и образ Его, отражающийся в наших ближних, созданных по образу и подобию Божию.

Воистину велики труды и подвиги, совершенные сим достойным преемником великих в истории св. Церкви Иоаннов! Он, подобно Иоанну Предтече, благим нравом обличал грехи людския, призывая многих к покаянию и исправлению, внутри же считая себя первым из всех беззаконников. Как апостол Иоанн Богослов, он питал особую любовь к Преблагословенной Деве Марии, воздвигнув в честь Ея имени величественные соборы и почив в Бозе пред Ея Чудотворной иконой Курско-Коренной. Он, уподобляясь Златоусту, привел многих «отчужденных от жизни Божией» (Еф. 4, 18) своими высоконазидательными поучениями и душеполезными писаниями в чудный Свет Христов, «просвещающий всех», ибо он поил их рекой Святаго Духа, текущей из уст его. Он, как и Лествичник, противоборствовал помыслам, умалял страсти, созидал дом духовный; и восходя по лествице добродетелей, стяжал сугубую благодать Божию, вспомоществующую в. тяжких подвигах иноческаго жития.

Подражая своему великому предку, митрополиту Тобольскому Иоанну, он, миссионерски подвизаясь, причислил многих к избранному стаду верных, возжигая в сердцах их нетленный свет богоразумия. Святитель, ревнуя богомудрому Дамаскину, защищал Веру и Святую Церковь Христову от нападений со стороны еретичествующих и нечестивых отступников, ограждая вверенную паству от всех противных Православию вредностей, ибо «ревность по дому Господню снеде его» (Пс. 68, 10). Подобно праведному Иоанну, пресвитеру Кронштадтскому, он, постоянно стремясь к многоплодию, ежедневно освящался, просвещался и обновлялся великим Таинством Божественного Причащения, следуя словам Спасовым: «Кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода» (Иоан. 15, 5).

И так сей святый муж, достигнув превысокой степени духовного совершенства, украсил мир наш прелюбодейный и грешный, не принявший его. Ему за добро платили черной неблагодарностью, но, тем не менее, Святитель, ожидая мзду на небеси, был тверд духом, покоен, добр и прост сердцем, прислушиваясь к изречению Священного Писания: «не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое» (I Рим. 12, 21). «Если бы ты знал, — говорил преподобный Серафим Саровский, — какая радость, какая сладость ожидает душу праведника на небе, то ты решился бы во временной жизни переносить всякия скорби, гонения и клевету с благодарением. Если бы эта келия полна была червей, и если бы эти черви ели плоть нашу во всю временную жизнь, то со всяким желанием надобно было бы на это согласиться, чтобы только не лишиться небесной радости». И ныне сияя неизреченною славою небесною, наш приснопамятный Архипастырь торжествует над видимыми и невидимыми врагами своими! «Саулова злоба, — писал митрополит Тобольский Иоанн, — доставила Давиду царский венец. Львиный ров ввел Даниила в большую честь и славу, каких не достигли цари земные. Христос со Креста вошел в рай вместе с покаявшимся разбойником, а с горы Елеонской вознесся на Небо и воссел по правую сторону Бога Отца» («Илиотропион», Киев, 1908 г., стр. 19).

«Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется», ибо сей благоговейный Архиерей Божий ныне открыто ходатайствует о нас грешных пред Имеющим престол небо и землю подножие ногам! Не с сего дня Господь сподобил его неувядаемого венца святости, но со дня переселения своего в Небесныя чертоги.

Вси же насладимся сего пира веры и со всею Церковию возблагодарим всеблагое смотрение Божие, воздвигающее во время благопотребное таковых столпов Веры, особенно же в наш век всемирной апостасии! Вместе с благодарностью вознесем и наши сугубыя моления ко Господу и святителю Иоанну, со благоговением лобызая его честныя мощи, неоскудно точащия исцеления всем верным, дабы по его теплому предстательству утвердилась бы Вера наша и Церковь в многострадальном Отечестве нашем и во всем мире!

Чтец Серафим Ган

Свято-Троицкая духовная семинария,

Джорданвилл

Восстановление храма Святого Михаила Архангела, небесного покровителя Святителя Иоанна Архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, до принятия иночества Михаила

Блаженный Иоанн Чудотворец

Послесловие переводчика; По публикации Братства преп. Германа Аляскинского

(продолжение, начало в №1)

Книга «Блаженный Иоанн Чудотворец» полностью соответствует своему заголовку, ибо и содержит именно сведения о жизни и чудесах архиепископа Иоанна, не давая развернутой богословской оценки его деяний. Последнее не является и нашей задачей. Однако, нельзя не отметить хотя бы несколько моментов, выявляющих значение его жития для современного христианского сознания.

Первое. Владыка Иоанн доказал и доказал «не в словеси бо царство Божие, но в силе» (1 Кор. 4, 20), что обожение человека, которое есть предельное (правильнее, однако, беспредельное, ибо человек создан был по образу и подобию Беспредельного) и зримое стяжание Святого Духа не есть только какой-то абстрактный идеал, но идеал реалистический, достижимый. Поскольку же это обожение человека является основным назначением существования Вселенской Церкви (которое и началось со стяжания Святого Духа в виде огненных языков в сионской горнице), а та, в свою очередь, – основным назначением бытия всего видимого мира, то каждый мощный прорыв человека в Царство Благодати (а в жизни владыки Иоанна мы имеем дела именно с ним) является немаловажным событием для всего мира. Таков смысл тех явных знаков обновления человеческого естества, которые явились в хрупкой храмине тела владыки Иоанна и среди которых можно отметить преодоление сразу трех «средостений», непреодолимых для человеческой природы в его падшем состоянии: границ «естественных» возможностей человеческого тела (преодолены в его победе над сном), границ пространства и времени (преодолены в его явлениях духовным чадам и сверхъестественной прозорливости), границ взаимонепроницаемости разобщенных человеческих индивидов (преодолены в его способности знать имена, дела, мысли и желания «случайно» встреченных им вжизни людей). Владыка Иоанн показал, что этот прорыв в Царство Благодати возможен только на одном пути – пути уподобления Христу. Афонский старец Силуан знал, о чем говорил, сказав: «святые похожи на Господа». Подобно своему Учителю, архиепископ Иоанн жалел всю тварь, а из всех людей предпочитал детей; подобно Ему исцелял тех, кому бессильны были помочь любые врачи; подобно Ему он, не имея, в отличие от лисиц и птиц, места, где бы мог преклонить голову, проходил через стены – стены физические и стены человеческого неверия; подобно Ему он запрещал смертоносным ветрам и духам злобы, мучившим свои жертвы, и кротко терпел ненависть и злобу тех, кто служил этим духам, ошибочно полагавшим, что служат правде и закону; подобно Ему он был повлечен на неправедный суд, претерпя клевету, издевательства, оскорбления и даже оплевания тех, коих исцелил; наконец, подобно Пастырю доброму он не разлучается со своей паствой и после смерти, ибо по его же слову, «нет той силы, которая могла бы разлучить тех, кого соединила любовь». В этом уподоблении Христу и заключалась тайна той силы чудотворения, которую явил в своей телесной немощи владыка Иоанн, ибо к нему были в полной мере применимы слова его Учителя: «Аминь аминь глаголю вам: веруяй в Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит, и больша сих сотворит; яко Аз ко Отцу Моему гряду» (Ин. 14, 12).

Второе. Христианские конфессии можно сопоставлять по различным «показателям», но главным из них будет один – та полнота стяжания Святого Духа, «благодать преисполняющая», о которой говорили духоносные учителя человечества, такие как святой Симеон Новый Богослов. И с этой точки зрения владыка Иоанн, как бы приняв преемство духоносности от таких столпов Русской Православной Церкви как преподобный Серафим Саровский и праведный Иоанн Кронштадтский, самым убедительным образом продемонстрировал, если можно так выразиться, благодатные приоритеты именно православной духовности. Это косвенно подтвердили и неправославные свидетели, увидевшие в невзрачном русском архипастыре невиданную ими прежде духоносную силу – и те американскиелетчики, которым он «запретил» своей молитвой бомбить Шанхай, и тот французский священник, не нашедший лучшего аргумента для убеждения своей скептически настроенной паствы, чем указание, что при них по улицам Парижа ходит «святой Иоанн Босой», и даже те филиппинские туземцы, видевшие на своих островах немало миссионеров, которые успокаивали русских беженцев, что ураган не пройдет над их островом, пока на нем владыка Иоанн, а также многие другие, о которых свидетельствует эта книга. При этом провиденциальный характер имеет то обстоятельство, что каждый раз «главный аргумент» в пользу Православия обнаруживается тогда, когда все прочие свидетельствуют, как кажется, о противоположном. Эпоха владыки Иоанна оказалась эпохой трагических разделений, расколов и юрисдикционных междоусобий, разрывающих православный мир – явление, которое все более усугубляется в настоящее время.

Третье. Владыка Иоанн выявил те духовные возможности, которые могут быть реализованы в служении православного архипастыря. Подобно тому, как преподобный Серафим в период оскудения монашеского подвига продемонстрировал, что есть истинный иерей, владыка Иоанн заставил православных христиан понять смысл епископского служения во Вселенской Церкви, раскрытый уже в посланиях апостола Павла и святого Игнатия Богоносца. Владыка Иоанн явил истинный лик православного епископа в эпоху «партий» и борьбы за власть лидеров епархиальных общин, а в делании архиерейском он соединил в полноте и два других – иноческое и священническое. Как показал епископ Савва, владыка Иоанн был продолжателем подвигов иерархов древней Церкви, таких, к примеру, как святой Григорий Богослов, явивший на первосвятительской кафедре дух силы самой строгой аскезы. Нового угодника Божия сближает с великими восточнохристианскими иерархами сочетание казалось бы несовместимого: способность с величайшим смирением переносить поношения своих «подчиненных» и «как власть имеющий» обличать новейшие ереси, смущать «серьезных» священнослужителей своим юродством во Христе и требовать строжайшего соблюдения от них же всех церковных канонов, быть всегда со своей паствой, постоянно пребывать в умной молитве.

Как мы помним, владыка Иоанн писал в связи с новооткрытыми им святыми древней западной Церкви, что было бы дерзостью со стороны людей не прославлять тех, кого прославил Сам Бог. Теперь эти слова оказываются применимыми к нему самому. О том, что Бог его прославил, можно судить хотя бы по материалам этой книги, в которой содержится далеко не все из того, о чем засвидетельствовали его современники. Из их свидетельств следует, что владыка Иоанн явил себя как великий молитвенник, постник, служитель Божественной литургии, подвижник, пронесший через всю жизнь сверхъестественный аскетический подвиг бдения, образцовый пастырь, совершивший бесчисленные дела милосердия и одновременно строжайший хранитель догматического и канонического учения Церкви. Подвиги владыки Иоанна отмечены многочисленными чудесами, свершенными им на Дальнем Востоке, в Европе и Америке, из них следует особо выделить: множество исцелений тяжкоболящих и лежащих на смертном одре, многократные случаи совершенно сверхъестественной прозорливости; видимые знаки присутствия благодати Святого Духа во время совершения им Божественной литургии и келейной молитвы; способность воздействия на земные стихии и изгнания духов; знание точного времени и места собственной кончины; чудотворения после смерти, включая нетление мощей, благодатную помощь от масла из его усыпальницы, его явления призывавшим его имя в молитве, случаи самой различной помощи, связанные с местом его захоронения. Помимо этих объективных оснований для всецерковного прославления нового великого столпа Церкви и чудотворца имеется и такая каноническая предпосылка для этого, как широкое местное почитание.

Не является препятствием для скорейшего прославления нового светила Церкви и сравнительно небольшой срок со дня его преставления. Русская Церковь знает случаи и более скорого всецерковного прославления святых. Так, менее десяти лет прошло от кончины до прославления святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (+1015); лишь тринадцать лет по преставлении общепочитаемым святым Русской Церкви стал преподобный Кирилл Белоезерский (+1427); двадцатитрехлетие разделяло кончину и прославление преподобного Антония Сийского (+1556); общецерковная память благоверного царевича Димитрия была установлена через пятнадцать лет после его погребения (+1591). Среди местночтимых святых самого скорого общенародного почитания сразу по смерти удостоились преподобный Феодосий Печерский, преподобный Сергий Радонежский и ряд других угодников Божиих. Как показывают агиографические исследования, все «скоропрославленные» святые явили себя великими чудотворцами сразу по преставлении или еще во время своей земной жизни, и именно к таковым принадлежит владыка Иоанн.

При этом продолжают поступать все новые свидетельства о «мироточении» добрых дел владыки Иоанна, что подтверждает уместность подзаголовка этой книги, в котором подчеркивается «незаконченность» любого свода свидетельств о великом святителе XX века.

Перевод с английского В. Шохина

продолжение следует...

Соборные молитвы
ко Святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому и ко
Святым Царственным Мученикам: Благоверному Царю Николаю, Благоверной Царице Александре, Благоверному Царевичу Алексию, Благоверным Царевнам Ольге, Татиане, Марии и Анастасии

     Фонд имеет пастырское благословение на чтение акафистов и канонов Святым Царственным Мученикам и на публикацию расписания для друзей Фонда и желающих помолиться у себя дома. Каждую субботу читаются акафисты поочередно каждому из Святых Царственных Мучеников. Для желающих прислать записки просьба делать это в действительной нужде и если Вы будете молиться вместе с нами. Наш дорогой Батюшка в храме, где он служит, читает акафисты по субботам перед литургией.

     Мы рады получить любую информацию о соборных молитвах ко Святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому Чудотворцу и Святым Царственным Мученикам и Страстотерпцам.

Архиепископ Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский.
Архипастырь, проповедник, чудотворец.

(продолжение, начало в №142)

ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АРХИЕПИСКОПЕ ИОАННЕ

Воспоминания о Владыке Иоанне

4. Когда он не служил и был дома, он всегда старался ходить босиком (для умерщвления плоти), даже в сильные морозы он это делал. Бывало, идет босиком в мороз, по каменистой дороге, из корпуса до храма, который находился у ворот, а корпус стоял внутри парка, на горке. Однажды он повредил себе ногу; доктора не могли ее залечить и была опасность заражения крови. Владыку пришлось положить в госпиталь, но он не хотел ложиться в кровать. Так как в госпитале это было невозможно, Владыка в конце концов покорился. Но все же подложил под себя сапог, чтобы было неудобно лежать. Сестры госпиталя, француженки, говорили: вы к нам привезли святого! К нему каждое утро приезжал священник, служил Литургию и Владыка причащался.

Е. Г. Черткова

Составитель протопресвитер Валерий Лукьянов

продолжение следует...

Воскресенье 

14. Святаго пророка Елисея (IX в. до Р. X.). Святителя Мефодия, патриарха Константинопольскаго (847). Благовернаго князя Мстислава, во святем крещении Георгия, Храбраго, Новгородскаго (1180). Преподобнаго Мефодия, игумена Пешношскаго (1392). Преподобиаго Елисея Сумскаго (XV—XVI).

Понедельник 

15. Святаго пророка Амоса (VIII в. до Р.Х.). Святителя Ионы, митрополита Московскаго и всея России, чудотворца (1461). Преподобных Григория и Кассиана Авнежских (1392). Мученика Дулы Киликийскаго (IV). Мучеников Вита, Модеста и Крискентии питательницы (ок. 303). Преподобнаго Дулы страстотерпца, Египетскаго. Преподобнаго Иеронима Стридонскаго (420). Преподобнаго Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольскаго (перенесение мощей, ок. IX в.). Благовернаго князя Лазаря Сербскаго (1389). Святителя Ефрема, патриарха Сербскаго (XIV). Блаженнаго Августина (430).

Вторник 

16. Святителя Тихона, епископа Амафунтскаго (IV—V). Преподобнаго Тихона Медынскаго, Калужскаго (1492). Преподобнаго Тихона Луховскаго, Костромскаго, чудотворца (1503). Священномученика Тигрия пресвитера и муч. Евтропия чтеца (V).

Среда 

17. Святых мучеников Мануила, Савела и Исмаила (362).

Четверг 

18. Святых мучеников Леонтия, Ипатия и Феодула (70—79). Преподобнаго Леонтия, канонарха Печерскаго, в Дальних пещерах (XIV). Иконы Божия Матери Боголюбския (1157). Чтимые списки с иконы Божия Матери Боголюбския: Зимаровская (XVIII) и Московская (1771).

Пятница 

19. Преставление Святителя Иоанна, Архиепископа Шанхайскаго и Сан-Францисскаго, чудотворца Святаго апостола Иуды, брата Господня по плоти (ок. 80). Преподобнаго Варлаама Важскаго, Шенкурскаго (1462). Мученика Зосимы (II). Преподобнаго Паисия Великаго (V). Преподобнаго Иоанна отшельника (VI). Преподобнаго Паисия Хилендарскаго (XVIII) (болг.).

Суббота 

20. Священномученика Мефодия, епископа Патарскаго (312). Благовернаго князя Глеба Владимирскаго (сына святаго Андрея Боголюбскаго) (1174). Святителя Гурия, архиепископа Казанскаго (перенесение мощей, 1630). Мучеников Инны, Пинны и Риммы (I—II). Мучеников Аристоклия пресвитера, Димитриана диакона и Афанасия чтеца (ок. 306). Святителя Левкия исповедника, епископа Врунтисиопольскаго (V). Иконы Божия Матери Моденския (Косинския).

 

О Фонде История проектов Фонда Обсудить на православном форуме Архив рассылки
Ждем Ваши вопросы и предложения по адресу info@adamovka.ru
Фонд Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца

Москва, Россия
Russian France Deutch Italian English Netherlands Chinese



Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.


В избранное