Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православное слово

  Все выпуски  

Православное слово


Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.




 

         №05 (142) март 2009 г.
ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО

 

Проповедь в Неделю Православия

icon

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Посреде двоя разбойнику, мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления: другому же легчащуся от прегрешения, к познанию богословия...» (великопостный тропарь 9-го часа, на славу). — Так говорится о Кресте Господнем. Мерило праведное обретеся посреди двою разбойнику, три креста водрузи Пилат на Голгофе — два разбойника и один Жизнодавца. Но только Крест Спасителя был спасением для всего человечества, тот Крест, который стоял посреди, он есть орудие мира, непобедимая победа — победа над диаволом и победа над смертью. Остальные два креста — один был спасительным для того, кто висел на нем, другой был для него лестницей в ад.

Два разбойника висели на крестах возле Господа Иисуса Христа, один хулил все время Его и продолжал хулить, а другой, начавший было хулить, потом образумился, и, познав все прегрешения, возопил к Господу: «помяни мя, Господи, когда приидеши во Царствии Твоем»! И ответил ему Господь: «днесь со Мною будеши в раю»! Так через Крест, через страдания уверовал разбойник благоразумный в распятого Христа, уверовал, как говорится — к познанию богословия. Но когда простил ему Господь грехи, он познал в Нем Самого Сына Божия, понял, что Человек тот, Который висит в безславии и безчестии есть славный Царь Славы, понял, что Тот, Который сейчас кажется немощным и слабым, есть Сам всемогущий Творец и Властитель всей вселенной. Итак, открылись умные очи, душевные очи, тому разбойнику, который висел с правой стороны, к чему он пришел через покаяние, через смирение. Так и Христос унизил Себя паче всех человек, унизил Себя для того, чтобы тем стереть и уничтожить грех гордости Адамовой. Так и разбойник, смиренно познавший свои прегрешения, просил у Господа прощения и через то явился ему Господь во всей Своей Славе. А тот другой разбойник, висевший с левой стороны, «ошуюю», — как говорится по-славянски, тот хулил Его все время, хулил потому, что сознавал, что грешен, что он есть преступник, что нарушил и человеческие и Божеские законы, но не хотел покаяться, не хотел смириться, и он хулил те самые законы, которые он нарушил, хулил Самого Законодавца, Который дал законы природы, который вложил в людей совесть, по которой они пишут свои человеческие законы, хотя и не всегда с ней согласуясь, он хулил Его и продолжал хулить, пока тяготою хуления не сошла душа его во ад.

Вот два пути которые лежат перед людьми. Перед нами лежит Животворящий Крест Господень. Господь сказал: «Кто хочет по Мне идти, пусть возьмет Крест свой и по Мне грядет». Куда грядет? — Сначала через страдания, также, как и Христос страдал, потом войдет со Христом и в Царство Вечное, в Царство Небесное, где Господь Иисус Христос сидит на Своем престоле. Нет другого пути, как только идти за Господом. И разбойник, который висел с правой стороны, познал Бога и душой пошел за Ним. Не мог он, конечно, тогда чудесно перемениться, это не нужно, он душой пошел за Христом, познал в Нем Бога, смирившегося ради спасения человеков, смирил себя, познал свои прегрешения и со Христом пошел в рай.

Перед нами лежит путь двух разбойников. Которым путем пойдем мы? Все время человечество шло одним или другим путем. Крест Господень являлся иудеям соблазном, еллинам же, то есть язычникам, — безумием. Как можно поклоняться орудию смирения, орудию казни? — они не понимали, что этим орудием Господь спас все человечество от царства диавола, от царства греха, от вечной погибели. Для иудеев также был соблазном Крест Господень, они желали видеть своего мессию как царя славы, как царя земного, который возвысит их род иудейский, и Крест, на котором был распят Христос, был для них соблазном. Соблазном и безумием казалось распятие Христа; а через это, как говорит нам св. апостол Павел: иудеям соблазн, еллинам же безумие, нам же Христос Божия сила и Божия премудрость. Вот то, что для одних было гибелью, для других стало спасением.

Крест Господень делит людей на две части. Так одни уверовали во Христа, другие же споткнулись о камень преткновения и гнали Церковь Христову, Тело Христово, Глава которой есть Сам Господь Иисус Христос. Церковь Христова есть Тело Христово, Сам Он возглавляет ее и Божественным Своим Телом и Кровию питает верующих, питает чад Своей Церкви, так что мы едино со Христом и телесно должны быть, и духовно. Мы телом соединяемся со Христом через Божественное Причащение, должны душевно примкнуть и сразу следовать Его заповедям.

Все мы грешим, но одни грешат и каются, другие хулят все законы, которые они нарушают. Так было и в древности, когда Арий и другие еретики отвергали догматы святой Церкви, и тогда часто страдали верующие. Страдали верующие когда были нечестивые правители, которые ссылали их в ссылки; так св. Афанасий Великий, из сорока семи лет своего святительства, провел двадцать лет в изгнании. И другие святители также страдали за истину, страдали и многие верующие, однако в чистоте Православия они спаслись и отверзли врата вечной жизни, врата Царства Небесного. Часто торжествовали неверующие, часто попирали они Церковь Христову, но затем наступала их гибель и падение, и не в Царство Небесное, а в вечные муки в преисподнюю посылались их души, также как некогда Христос послал в ад душу Ирода и других, которые искали Его душу.

Перед нами лежит путь спасения, или путь погибели. О Крест споткнулись и христиане во время иконоборчества, когда стали гнать св. иконы, когда стали уничижаться и другие святыни, и Крест Господень. И это те, которые называли себя правоверными, даже считали себя православными. Итак, полтораста лет господствовала иконоборческая ересь, пока, наконец, не была она сломлена окончательно.

В день Торжества Православия мы торжествуем победу Христову над иконоборчеством и над всеми бесами. Крест Господень разделял верующих и неверующих, тех которые шли путем спасения и которые шли путем погибели. Также отвергают Крест Господень и нынешние иконоборцы-протестанты и другие, которые отрицают святые иконы. Они готовы допустить в своих жилищах красивые изображения каких-нибудь событий евангельских, но однако отвергают почитание святых икон, которые напоминают нам, что спасение приобретается путем тяжелым, узким путем, каким шел Сам Господь Иисус Христос, путем борьбы со своими грехами и пороками, путем пощения и молитв. Этого не признают те, которые желают видеть в христианстве только нечто розовое и прекрасное, когда можно без всякого усилия, без всякого напряжения себя, без всякой борьбы со своими грехами войти в вечное блаженство. Они идут тем путем, которым шел разбойник висевший ошуюю: они отрицают все законы, которые дал Господь Своими устами и послал апостолов проповедывать их по всей вселенной; они отрицают те уставы и писания которые свято хранит святая Православная Церковь.

И вот через Крест одни спасаются к познанию богословия, к познанию Истины вечной, другие тяготой хуления снисходят в адские мучения. Такой путь пространный предстоит пред нами православными и здесь есть соблазны, которые разделяют верующих если они хотят и желают идти тем путем, который им Христос указал.

Все мы грешим, все мы нарушаем Христовы заповеди и законы святой Церкви, но одни сознают себя грешными в том, что они их нарушают и каются в своих прегрешениях, а другие, вместо того, отрицают сами законы и не хотят им покоряться, говорят, что законы эти устарели, законы уже не нужны, мы-де сами умней чем те, которые дали законы церковные, которые Сам Господь дал через апостолов и Своих святителей. Вот перед вами два пути — путь благоразумного разбойника и путь того, который тяготой хуления снизшел во ад.

Здесь перед нами также вечные те произведения. Одни готовы признать изображения, если они хорошо написаны, если они красивы и услаждают взор, другие почитают те иконы, где святые изображены страдающими, где изображены их мученические подвиги, их посты и моления, те неблагообразия внешние, но благообразие внутреннее видится на этих священных изображениях. Это, братие, путь двух разбойников. Одни желают спасения, другие желают только наслаждения в этом мире, и когда это им не дается, то они хулят те законы, которые даны для нашего спасения.

И сейчас также могут возникнуть у нас разные деления. Потому, что законы Церкви Христовой непреложны, христианин должен покоряться законам и уставам Церкви безотносительно того, как к этому относятся другие, как относится окружающее общество, благожелательно или отрицательно, к законам Церкви. Верные Христовы идут за Христом путем тех законов, тех уставов, которые свято хранит святая Церковь. А те, которые желают лишних удобств и радости в этом земном мире, который погибнет рано или поздно, те предпочитают законы другие — не церковные, а те, которые допускают им жить, как они хотят, и мыслить, как они хотят, свою волю ставить выше над духом Церкви, духом, который дан от Самого Господа Бога, и призывают и других следовать их путем.

Быть может, братие, скоро пред вами опять настанет здесь волнение, и некоторые из вас будут призывать идти путем отрицания святых законов и покоряться только тем законам, которые даны только человеческой властью. Бойтесь этого пути! Бойтесь этого пути, которым пошел разбойник, висевший ошуюю, ибо тяготой хуления, тяготой хуления Христа, пошел в вечную гибель. И те, которые хулят церковные законы, те хулят Самого Христа, Который есть Глава Церкви, ибо законы Церкви даны Духом Святым через апостолов. А законы поместные основаны на тех же самых законах, на законах и канонах Церкви. Не будем себя считать более мудрыми, чем те святители, которые установили правила Церкви, не будем мнить себя вельми мудрыми. Будем смиренно с разбойником благоразумным взывать: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!

Помолитесь о прощении грехов. Если мы отступаем от законов Церкви, если мы постоянно нарушаем их, помолитесь, чтобы Господь помиловал и с разбойником нас ввел в Царство Небесное. Тогда не пойдем тем путем, которым пошел нечестивый разбойник, оставшись нечестивым до конца и снисшедший в преисподнюю. От чего да избавит нас всех Господь. Аминь.

Святитель Иоанн (Максимович)

Блаженный Иоанн Чудотворец

"Блаженный Иоанн во Франции. Воспоминания духовной дочери Зинаиды В. Юлем"; По публикации Братства преп. Германа Аляскинского

(продолжение, начало в №1)

25.

Я часто беспокою блаженного Иоанна просьбами о помощи. Случалось, я говорила: «Блаженный Иоанн! Помоги мне как-нибудь получить немного денег, но так, чтобы это было для меня лично, дабы избежать ненужных разговоров». И поверите ли? Едва проходил день, а иногда и сразу я получала письмо, в котором лежал чек с запиской или прямо на чеке могло быть указано: «Зина! Для Вас персонально». И это случалось много раз.

Его близость была удивительна даже после смерти. Вот два случая, происшедшие в один и тот же день.

1. Это было в сентябре 1966 года, в канун праздника преподобного Сергия Радонежского. У нас в храме Всенощного бдения не было, потому что не было нашего священника. Я хотела по крайней мере зажечь святому лампадки, но, увы, масла не оказалось. Случайно я взглянула на стол, где стоял портрет блаженного Иоанна, и обратилась к нему с мольбой: «О, как я хотела бы зажечь в храме все лампады в день святого!» Вот все, что я сказала, и, поскольку должна была уходить, оделась и спустилась вниз. Выходя, я чуть не сбила с ног даму, моего доброго старого друга, которая шла ко мне с каким-то свертком. Увидя меня, она воскликнула: «Дорогая Зина! Несу тебе немного масла». Какое счастье! Я поблагодарила ее и побежала зажигать лампадки в храме.

2. Я зажгла лампадки в храме и возвращалась, благодаря Бога и Его славного угодника. По пути я должна была пройти мимо лавки, где среди прочих старинных вещей продавалась и икона преподобного Сергия. Вот уже три года я мечтала приобрести ее, но, к сожалению, никак не могла себе этого позволить. Хотела преподнести ее в дар блаженному Иоанну к его именинам. Мне икона очень нравилась, и я часто останавливалась у лавки полюбоваться ею и помолиться пред ней. Так продолжалось год за годом. Все это время я надеялась, что владелец лавки сделает мне скидку, но он на это не шел.

продолжение следует...

Соборные молитвы
ко Святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому и ко
Святым Царственным Мученикам: Благоверному Царю Николаю, Благоверной Царице Александре, Благоверному Царевичу Алексию, Благоверным Царевнам Ольге, Татиане, Марии и Анастасии

     Фонд имеет пастырское благословение на чтение акафистов и канонов Святым Царственным Мученикам и на публикацию расписания для друзей Фонда и желающих помолиться у себя дома. Каждую субботу читаются акафисты поочередно каждому из Святых Царственных Мучеников. Для желающих прислать записки просьба делать это в действительной нужде и если Вы будете молиться вместе с нами. Наш дорогой Батюшка в храме, где он служит, читает акафисты по субботам перед литургией.

     Мы рады получить любую информацию о соборных молитвах ко Святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому Чудотворцу и Святым Царственным Мученикам и Страстотерпцам.

Архиепископ Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский.
Архипастырь, проповедник, чудотворец.

Вместо предисловия

Приспело время особенно попросить молитвенной помощи у самого Архиепископа Иоанна, чтобы достойно протекли у нас эти дни, посвященные его памяти. К серебряной, т.е, двадцать пятой годовщине преставления нашего приснопамятного Владыки выходит из печати эта книга.

Составителю ее Господь дал радость собрать многоговорящий материал, расположенный по четырем отделам, впрочем, совершенно не претендующим на полноту.

Имелось в виду по возможности не повторять того, что было напечатано вскоре после кончины Владыки, хотя отдел воспоминаний закончен известным Словом Митрополита Филарета, произнесенным при отпевании нашего святителя.

Отдел воспоминаний скажет читателю о вере Владыки, свидетельствуемой делами, о его ласковой доступности, о небрежении к себе, о постоянном подвиге.

Отдел свидетельств о молитвенной помощи его наглядно пояснит, почему сердца людей к Владыке влекутся и почему он и его молитвенность стали так повсюду известны. Повсюду, где помощь требуется!

Третий отдел — проповеди. Он небольшой, но как чувствуется в нем православное святительское вдохновение, особенно в “Слове о помилованном благоразумном разбойнике”, который, как поясняет Владыка, проявил такой подвиг покаяния и смирения, на какой тогда не был способен еще ни один из учеников Христовых, почему он “первый испытал на себе силу сострадающей Христовой любви”... Недаром Митрополит Антоний писал о Владыке Иоанне, как о “частице своего сердца”.

Четвертый отдел состоящий преимущественно из небольшого числа кратких Указов Владыки, говорит нам о его строгой требовательности, в частности к клиру. У таких работников на ниве Христовой, как Владыка Иоанн строгость и требовательность не противоречат их пастырской любви. Таким имеет основание быть по временам тот, кто всегда строг к себе.

Мои личные воспоминания о первых встречах с Владыкой, а сперва еще с отцом иеромонахом Иоанном связаны с Мильковским монастырем, в котором он первый из русских принял монашеский постриг от руки Блаженнейшего Митрополита Антония в 1926 году.

Продолжая быть в послушании у Митрополита Антония, отец Иоанн законоучительствовал в сербской гимназии, а вскоре (вероятно еще до того, как стал он преподавателем и воспитателем Битольской семинарии), была напечатана во Владимировой на Карпатах его вдохновенная апологетическая брошюра Как св. Православная Церковь чтила и чтит Божию Матерь. Статья была сперва напечатана в Календаре за подписью: Иеромонах Иоанн Максимович. Инок Мильковския Обители Введения во храм Пресвятыя Богородицы. Югославия, 1928 г.

Архиепископ Антоний

Составитель протопресвитер Валерий Лукьянов

продолжение следует...

Воскресенье 

23. Священномученика Поликарпа, епископа Смирнскаго (167). Преподобнаго Поликарпа Брянскаго (1449). Преподобных Иоанна, Антиоха, Антонина, Моисея, Зевина, Полихрония, Моисея другаго и Дамиана, пустынников Сирийских (V). Преподобнаго Александра монаха, начальника обители Неусыпающих (ок. 430).

Понедельник 

24. Первое (IV) и второе (452) обретение главы святаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Преподобнаго Еразма Печерскаго, в Ближних пещерах (XII). На утрени прокимен: Тамо возращу рог Давидови, уготовах светильник Помазанному Моему. Стих: Помяни, Господи, Давида:

Вторник 

25. Святителя Тарасия, архиепископа Константинопольскаго (806).

Среда 

26. Святителя Порфирия, архиепископа Газскаго (420). Святаго мученика Севастиана (I). Преподобнаго Севастиана Пошехонскаго (ок. 1500).

Четверг 

27. Преподобнаго Прокопия Декаполита, исповедника (VIII). Преподобнаго Тита, пресвитера Печерскаго, в Ближних пещерах (1190). Преподобнаго Тита Печерскаго, бывшаго воина, в Дальних пещерах (XIV). Преподобнаго Фалалея Сирийскаго (460).

Пятница 

28. Преподобнаго Василия исповедника, спостника Прокопиева (750). Праведнаго Николая, Христа ради юродиваго, Псковскаго (1576). Священномученика Протерия, патриарха Александрийскаго (457). Священномученика Нестора, епископа Магиддийскаго (250). Преподобных жен Марины и Киры (ок. 450).

Суббота 

МЕСЯЦ МАРТ
1. Преподобномученицы Евдокии (ок.160-170). Преподобнаго Мартирия Зеленецкаго (1603) Мучеников Нестора и Тривимия (III). Мученицы Антонины (III—IV). Мучеников Маркелла и Антония. Преподобныя Домнины Сирийской.

 

О Фонде История проектов Фонда Обсудить на православном форуме Архив рассылки
Ждем Ваши вопросы и предложения по адресу info@adamovka.ru
Фонд Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца

Москва, Россия
Russian France Deutch Italian English Netherlands Chinese



Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.


В избранное